Социальное партнерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 20:53, контрольная работа

Краткое описание

Под социальным партнерством в соответствии со ст.23 ТК понимается система взаимоотношений между работниками ( представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования общественных отношений, входящих в состав предмета трудового права.

Вложенные файлы: 1 файл

Трудовое право.doc

— 131.50 Кб (Скачать файл)

Помимо указанных форм в соответствии с действующим законодательством и сложившейся практикой используются: создание на паритетных началах постоянно действующих совещательных, координационных органов, участие социальных партнеров в управлении внебюджетными социальными фондами, рассмотрение и учет работодателями и органами государственной власти предложений профессиональных союзов.

 

 

ГЛАВА 3.КОЛЛЕКТИВНЫЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ КАК ПРАВОВЫЕ АКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА.

Коллективный договор  в соответствии со ст. 40 ТК является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения в организации. Он заключается  работниками и работодателем  в лице их представителей. Коллективные договоры заключаются после проведения переговоров, содержат взаимные обязательства сторон, действуют в течение установленного срока.

К принципам социального партнерства, которые положены в основу взаимодействия работников и работодателей при  заключении коллективного договора относятся: равноправие сторон, полномочность представителей сторон, свободы выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда

Коллективный договор содержит обязательства сторон. Обязательства  носят конкретный характер  и  исчерпываются их выполнением.

Следует отметить, что обязательства в основе своей носят односторонний характер. У работников в связи с заключением коллективного договора новых обязанностей не возникает. Коллективный договор исторически возник как средство улучшения условий труда. Трудовой кодекс подчеркивает, что коллективный договор является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения, декларируя тем самым его нормативный характер. Наличие норм права отличает коллективный договор от других видов договоров и позволяет отнести их к источникам права.

Как нормативный правовой акт коллективный договор характеризуется следующими особенностями: правом на его принятие обладают представители работников и работодатель. Коллективный договор  принимается в особом порядке  – после проведения коллективных переговоров. Проведение переговоров имеет большое значение. Это демократическая процедура способствует согласованию интересов работников и работодателей, упорядочению трудовых отношений и снижению социальной напряженности.

Инициатором переговоров могут  выступить и работники, и работодатель. Трудовой кодекс (ст. 36) закрепляет равенство сторон: как представители работников, так и работодатель в лице руководителя организации может направить уведомление с предложением о начале коллективных переговоров. Направление уведомления о вступлении в коллективные переговоры влечет обязанность стороны, получившей такое уведомление, в течение семи календарных дней вступить в переговоры.

В ходе переговоров представители  сторон несут определенные обязанности  и пользуются предоставленными законом правами.

Стороны должны предоставлять друг другу информацию, необходимую для  ведения коллективных переговоров. Такая информация передается не позднее  двух недель со дня получения соответствующего запроса (ст. 37 ТК).

Все участники переговоров (представители сторон и лица привлеченные в качестве специалистов и экспертов) не должны разглашать сведения, доверенные им в ходе разработки проекта коллективного договора, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне, например, государственной, коммерческой, врачебной и т.п.

ГЛАВА 3.2. СОГЛАШЕНИЯ.

В отличие от коллективного договора соглашение заключается на других уровнях  социального партнерства – федеральном, региональном, территориальном, отраслевом и соответственно распространяется на работников и работодателей отрасли, региона, территории и т.д.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут  заключаться генеральное, региональное, отраслевое, территориальное и иные соглашения.

Соглашения могут заключаться  на двухсторонней ( с участием работников и работодателей) и на трехсторонней  основе, то есть с участием представителей государства.

От имени работников при заключении соглашений выступают  профсоюзы и их объединения. Работодателей  при заключении соглашений представляют объединения работодателей. Это  некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей  для представительства интересов и защиты прав своих членов в системе социального партнерства (ст.33 ТК). Для государственных и муниципальных предприятий и организаций, финансируемых из бюджета, установлено исключение: их интересы на коллективных переговорах могут представлять органы исполнительной власти или органы местного самоуправления. Полномочия на представительство предоставляются им законодательством или самими работодателями (ст.34 ТК).

В заключении соглашений могут участвовать органы исполнительной власти и местного самоуправления.

Роль государственных органов  и органов местного самоуправления в коллективных переговорах и  заключении соглашений своеобразна. Они  представляют интересы государства  и общества в целом и как  бы скрепляют своим авторитетом  достигнутые договоренности. Представители указанных органов участвуют в создании и деятельности так называемых органов социального партнерства – трехсторонних комиссий, которые формируются на федеральном, региональном и территориальном уровнях (ст.35 ТК).

Порядок заключения соглашений несколько  отличается от проведения коллективных переговоров в организации. Так, при заключении генерального, регионального  и территориального соглашений переговоры проводятся в рамках постоянно действующих  трехсторонних комиссий. Это существенно облегчает организацию проведения переговоров.

Разработка проекта отраслевого  соглашения на федеральном, региональном и территориальном уровнях осуществляется в специально созданных комиссиях которые обычно являются временными органами: действуют только в период ведения коллективных переговоров. При формировании такой комиссии необходимо учитывать права профсоюзов, представляющих интересы работников отрасли и т.д. Если на соответствующем уровне действует несколько профсоюзов, всем им должна быть предоставлена возможность участвовать в коллективных переговорах. Участие всех действующих профсоюзов и их объединений в заключении соглашения обеспечивается создание единого представительного органа, который формируется на основе пропорционального представительства. В том случае, когда профсоюзы и их объединения не могут прийти к соглашению о создании единого представительного органа, закон предписывает вести коллективные переговоры с наиболее представительным профсоюзом, объединяющим наибольшее количество работников (ст.37 ТК).

Содержание и структура соглашения определяются по договоренности между  представителями сторон, которые  свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включение в  соглашение (ст.46 ТК). Определение содержания соглашения и его структуры – прерогатива представителей работников и работодателей.

Соглашение должно заключаться  в пределах компетенции представителей сторон и не может содержать положений, которые выходят за рамки предоставленных  им полномочий.

 

ГЛАВА 3.3. ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ.

Представителям сторон и специалистам (экспертам), участвующим  в коллективных переговорах, предоставляются предусмотренные законом гарантии и компенсации:

На время переговоров, но на срок не более трех месяцев в течение  года, они освобождаются от основной работы;

На этот период сохраняется средний заработок;

Компенсируются затраты, связанные с участием в переговорах.

Для представителей работников предусмотрены  дополнительные гарантии: в период ведения коллективных переговоров  они не могут быть подвергнуты  дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя без предварительного согласия уполномочившего их на представительство органа.

.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Мировая практика и практика МОТ постепенно пришли к отказу от радикальных способов решения проблем, возникающих в социально-трудовой сфере, к необходимости ведения социального диалога, учету интересов всех участников производственного процесса.

Цель социального партнерства  – достижение социального мира и дальнейшее  эффективное социально-экономическое развитие.

Основой системы социального партнерства  является:

Признание необходимости существования  в обществе разных социальных групп  со своими специфическими функциями, с  различными интересами, способными порождать  конфликты; 
            Признание возможности разрешать эти конфликты путем достижения взаимоприемлемого компромисса, отвечающего перспективным задачам общественного развития.

Реализация экономических и  социальных реформ привела к ослаблению роли государства в социально-трудовой сфере, снижению социальной защищенности граждан. В связи с этим значительное внимание стало уделяться развитию законодательства о социальном партнерстве.

Теперь уже никем не оспаривается, что система социального партнерства  – это наиболее эффективный способ достижения социального мира, поддержания оптимального баланса интересов работодателей и работников, обеспечения стабильности гражданского общества.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

    1. Конституция Российской Федерации. Москва. Известия, 1995.
    2. Трудовой кодекс РФ
    3. Коршунов Ю. Н. Комментарий к Трудовому кодексу РФ /Ю.Н.Коршунов, Т.Ю. Коршунова, М.И. Кучма, Б.А.Шеломов – 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2003.- 672 с.
    4. Трудовое право России: Учебник / Отв. Редакторы:Ю.П. Орловский и А.Ф. Нуртдинова.- М.: Юридическая фирма «Контракт», «ИНФРА-М», 2003.- У!, 402 с.-(Серия «Высшее образование»).
    5. Трудовое право России: Учебник /Под ред. С.П. Маврина, Е.Б.Хохлова.- М.: Юристъ, 2003.-560с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН РАБОТЫ

 

1. Введение                                                                        1

2. Глава 1. Участники и  стороны социального партнерства 

3. Глава 1.1. Представители  работников                      2-4

4. Глава 1.2. Представители  работодателей                 4-5

5. Глава 1.3. Участники  социального партнерства      5-6

    1. ГЛАВА 2. Уровни и формы сотрудничества

                        Социальных партнеров.

7. Глава 2.1. Уровни осуществления  соц.партнерства    7

8. Глава 2.2. Формы социального  партнерства           7-10

9. ГЛАВА 3. Коллективные  договоры и соглашения как

              правовые акты социального партнерства.

10.Глава 3.1. Коллективные договоры                        11-12

11.Глава 3.2. Соглашения                                             12-15

12. Глава 3.3. Гарантии и компенсации                           15

13. Заключение                                                                   16

14. Список использованной  литературы.                        17           

 

 

 


Информация о работе Социальное партнерство