Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 20:32, доклад
Профсоюзы осуществляют надзор за применением трудового законодательства, ведут коллективные переговоры и заключают коллективные договоры и соглашения. Там, где отсутствуют коллективные договоры, предприниматели все же обязаны консультироваться с профсоюзами по вопросам труда и заработной платы.
В Польше имеется также специальный Закон о правовом положении организаций предпринимателей (ОП), который устанавливает для этих организаций правовой режим, во многом аналогичный тому, который установлен для профсоюзов(общие положения, образование ОП, права ОП, ответственность за несоблюдение закона), а большинство норм аналогичны тем, которые установлены для профсоюзов (имеются даже текстуальные совпадения).
Доклад по трудовому законодательству Польши.
Трудовое законодательство любой строны носит сложный характер и является компелексным образованием, состоящим из норм частного и публичного характера. вмешательство государства в даннуюсфуру правоотношений обусловлено необходимостью определеной соцеальной политики, обеспечивающейбаланс интересов работников и работодателей. к придмету междунарадного частного права относится та часть трудовых отношений, которая имеет частноправовой хорактер (например: условия выплаты и определение порядка и условий возмещения ущерба, причиненного работнику трудовым увечьем и т.д.
Очевидно, что трудовые отнашения международного характера представляют собой неоднородный по своей правовой природе компекс отношений, являющийся объектом воздействия норм разной системной и отраслевой принадлежности.
Польша была первой страной Восточной Европы, которая начала путь от социализма и тоталитаризма к рыночной экономике и демократии, проторив дорогу другим странам данного региона. Особенности развития этой страны (деятельность профсоюзного объединения "Солидарность", массовые забастовочные выступления рабочих) привели к тому, что уже в начале 90-х годов в Польше были приняты четыре закона (о профсоюзах, об организациях предпринимателей, о коллективных договорах и о порядке разрешения коллективных трудовых споров), заложившие фундамент нового коллективного трудового права. Эти законы в полной мере соответствуют международным стандартам и вместе с тем отражают специфику страны переходной экономики, идущей по пути рыночных преобразований.
В новом Законе о профсоюзах все эти понятия сохранены и получили дальнейшее развитие главным образом путем более широкого заимствования из законодательства западных стран и международных актов. Закон состоит из следующих основных разделов: общие положения; образование профсоюзов; права профсоюзов; правовой статус профсоюзов на предприятиях; ответственность за нарушение закона. Закон определяет профсоюз как добровольную самоуправляющуюся организацию работников, созданную для защиты и представительства их социальных и профессиональных прав и интересов. Провозглашается независимость профсоюзов от предпринимателей, государственных властей и любых иных организаций.
Право на объединение в профсоюз имеет самый широкий круг трудящихся:
- работники независимо от вида трудового договора;
- члены кооперативов; менеджеры,
- работающие по контракту;
- надомники;
- пенсионеры;
- безработные не теряют права принадлежать к профсоюзу;
- полицейские;
-персонал пограничной охраны с ограничениями, установленными в законодательстве.
Только военнослужащие не вправе создавать профсоюзы.
Профсоюз имеют право защищать права и интересы только своих членов. Защищать прав и интересов не члена профсоюза они могут только по его просьбе.
Для создания профсоюза необходима минимальная численность лиц, желающих в него вступить (10 человек). Лица, желающие создать профсоюз, должны разработать учредительные документы, принять устав и избрать учредительный комитет (3— 7 человек). Все действия по созданию профсоюза должны осуществляться строго по закону. При соблюдении всех правел апрофсоюз может считаться юридическим лицом и могут брать на себя финансовые обязательства. В течение 30 дней после создания профсоюза учредительный комитет подает заявление о регистрации профсоюза в суд воеводства. Судом выносится решение о регистрации или не регистрации данного профсоюза.
Профсоюзы осуществляют надзор за применением трудового законодательства, ведут коллективные переговоры и заключают коллективные договоры и соглашения. Там, где отсутствуют коллективные договоры, предприниматели все же обязаны консультироваться с профсоюзами по вопросам труда и заработной платы.
Если профсоюз считает, что действия государства и предпринимателей незаконны и нарушают принципы социальной справедливости, он может сделать представление в соответствующий государственный орган и потребовать, чтобы обнаруженные недостатки были устранены. Однако в законе отсутствует обязанность государственного органа даже ответить в этом случае профсоюзу. Такая обязанность (ответить жалобщику в 2-не-дельный срок о принятых по жалобе мерах) в Законе о профсоюзах 1982 г. присутствовала.
В Польше имеется также специальный Закон о правовом положении организаций предпринимателей (ОП), который устанавливает для этих организаций правовой режим, во многом аналогичный тому, который установлен для профсоюзов(общие положения, образование ОП, права ОП, ответственность за несоблюдение закона), а большинство норм аналогичны тем, которые установлены для профсоюзов (имеются даже текстуальные совпадения).
В соответствии с данным Законом предприниматели — это физические лица и организации, которые осуществляют экономическую деятельность и систематически применяют наемный труд. Организации предпринимателей определяются как самоуправляющиеся, независимые от государства и иных организаций ассоциации, главная функция которых — представительство
Закон о коллективных договорах от 25 сентября 1994 г. представляет собой новую редакцию раздела 11 Трудового кодекса Польши.
В указанном Законе закреплены общие принципы коллективно-договорного регулирования труда, процедура коллективных переговоров, определен юридический статус коллективных договоров и коллективных соглашений.
Согласно Закону, коллективные договоры охватывают не только работников, заключающих трудовые договоры, но и лиц, работающих по другим основаниям, а также пенсионеров. Коллективные договоры не распространяются на работников государственного аппарата, судей, прокуроров. Договоры не могут регулировать порядок увольнений (за исключением компенсаций, выплачиваемых работникам в связи с увольнением), ответственность за нарушения трудовой дисциплины, отпуск матерям по беременности и родам, по уходу за ребенком.
Договор заключается в письменном виде на определенный или неопределенный срок. До истечения срока договора (соглашения) стороны могут продлить его на срок определенный или признать его заключенным на неопределенный срок. Он подлежит регистрации в окружной инспекции труда, а коллективное соглашение — в Министерстве труда и социальной политики.
Особенности договора найма следующие:
- подчинение работодателю в способе исполнения работы, времени и месте;
- письменная форма договора. В случае устного договора работодатель имеет 7 дней его письменное подтверждение;
- разрыв договора происходит в порядке предусмотренным трудовым кодексом;
- оплачиваемый характер труда;
- гарантия минимального уровня оплаты труда;
- работник имеет право на отпуск, декрет, оплата сверхурочных и т.п.;
- работодатель обязуется давать справку про место работы;
- период занятости засчитывается к общему рабочему стажу, от которого зависит размер будущей пенсии;
- все споры между работодателем и наемным работником рассматриваются в суде по трудовым спорам. Если инициатором споров является работник, судовые издержки он не оплачивает.
Особенности договор о поручении:
- отсутствие прямого подчинения работодателю. Подрядчик сам определяет свой график работы, но в тоже время заказчик может давать указания, а также могут быть определены временные рамки для исполнения работы;
- добровольная форма договора;
- обе стороны могут разорвать договор в любую минуту;
- возможность безвозмездного условия труда, при обоюдном согласии сторон;
- отсутствие гарантированного минимального уровня вознаграждения;
- работник может получить отпуск, декрет, оплату сверхурочных и другое, только если условия прописаны в договоре;
- работодатель не обязуется давать справку про место работы;
- период занятости не засчитывается к общему рабочему стажу (возможны отличия, в зависимости от регулирования отношений в самом трудовом учреждении);
- все споры между работодателем и наемным работником рассматриваются в гражданском суде. Вносящий иск оплачивает судовые издержки.
Особенности договора про работу:
- отсутствие прямого подчинения работодателю, свобода и самостоятельность в действиях;
- добровольная форма договора;
- обе стороны могут разорвать договор в любую минуту;
- оплачиваемый характер труда, предусматривающий одноразовую выплату в конце выполненных работ;
- отсутствие гарантированного минимального уровня вознаграждения;
- работник может получить отпуск, декрет, оплату сверхурочных и другое, только если условия прописаны в договоре;
- работодатель не обязуется давать справку про место работы;
- период занятости не засчитывается к общему рабочему стажу.
- все споры между работодателем и наемным работником рассматриваются в гражданском суде. Вносящий иск оплачивает судовые издержки