Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2015 в 20:54, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является изучение пенсионной системы в Российской Федерации и процессы её реформирования.
Задачи:
изучить аспекты и основные направления реформирования российской системы пенсионного обеспечения;
рассмотреть отличия новой пенсионной системы от старой;
изучить деятельность пенсионного фонда РФ и не пенсионных фондов;
оценить состояние пенсионной реформы в настоящее время.
Введение………………………………………………………………………….......3
Глава 1. Необходимость проведения пенсионной реформы…………………..
1.1 Основные цели, задачи и направления пенсионной реформы………
1.2 Три составляющие трудовой пенсии в новой пенсионной модели…
Глава 2. Состояние пенсионной системы в текущее время. Оценка её эффективности……………………………………………………………………….
Глава 3. Изъяны запущенной пенсионной реформы и дальнейшее её развитие….
Заключение……………………………………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………………..
Еще на стадии подготовки к запуску новаций (2000-2001 годы) стали понятны потенциальные изъяны предлагаемой конструкции.
Во-первых, изъятие из тогдашнего 28-процентного (от фонда оплаты труда) взноса в Пенсионный фонд двух, четырех, а затем, как планировалось, и шести процентных пунктов в накопительную часть существенно снижало возможности повышения выплат тем, кто к началу пенсионной реформы (1 января 2002 года) уже успел выйти на заслуженный отдых. Имевшийся в то время коэффициент замещения (отношение средней пенсии к средней зарплате) - 33% - тем самым был обречен на снижение, если только не была бы оказана массированная финансовая помощь из федерального бюджета. Но последняя поступила совсем не в тех объемах, которые позволили бы избежать снижения этого коэффициента. Более того, во всех прогнозных расчетах на 10 и более лет вперед хладнокровно фиксировалось его падение - с надеждой на то, что через 15-20 лет ситуация начнет исправляться. Социально-психологические последствия таких расчетов не учитывались. В результате на к 2007 году коэффициент замещения упал до 25% и продолжал снижаться. Это все более накалило атмосферу среди пенсионеров и тех, кому до пенсии уже не так далеко, несмотря на некоторый рост реального размера выплат по старости. Сейчас можно с уверенностью сказать, что в отношении нынешних пенсионеров, фактически пострадавших от проводимой реформы, необходим целый комплекс мер компенсационного характера.
Трехлетний бюджет на 2008-2010 годы не предусматривает никаких специальных расходов на пенсионные цели, кроме поддержки Пенсионного фонда. Стоит внимательно присмотреться и к предложению о передаче в управление Пенсионного фонда части государственной собственности - как предприятий, так и земли - с тем, чтобы получаемые доходы шли на повышение нынешних пенсий.
В последнее время оживленно обсуждают концепцию новой, пятой по счету с 1995 года, пенсионной реформы. Из интервью председателя правления Пенсионного фонда РФ А. Дроздова журналу "Итоги" в ноябре 2008 года можно выделить следующие основные параметры переформатирования существующей пенсионной системы:
1. Базовая и страховая части трудовой пенсии объединяются. Они будут финансироваться из одного источника - страховых взносов, уплачиваемых работодателем, которые заменят нынешний ЕСН. Тариф - 20%;
2. Накопительная часть сохранит "независимость". Тариф - 6%;
3. Страховые взносы будут уплачиваться с годовой зарплаты до 415 тысяч рублей в год (34600 рублей в месяц).
В результате:
за 30 лет уплаты страховых взносов (начиная с 2002 года) россиянин заработает право на пенсию по старости эквивалентную 40% от заработной платы, с которой уплачивались страховые взносы. Если этот срок окажется меньше, гражданин теряет от базовой составляющей по 3% за каждый год до 30 лет. За каждый год сверх 30 лет будет 6-процентная надбавка. Такой порядок должен вступить в силу с 2015 года;
в 2011 году средняя трудовая пенсия по старости составит 2 прожиточных минимума (ПМ), в 2016 году - 2,5 ПМ, наконец, в 2020 году - 3 ПМ.
Рассмотрим концепцию с точки зрения ее соответствия "классике жанра" - принципам социального обеспечения Международной организации труда (МОТ). Согласно этим принципам: "пенсионные системы должны обеспечивать экономическую приемлемость и эффективность (оптимальное и справедливое распределение нагрузки между плательщиками страховых взносов и получателями пенсий), индивидуальную справедливость (четкую зависимость объема участия застрахованного лица в финансировании пенсионной системы и прав на получение им пенсии) и социальную эффективность (обеспечение не только минимальных гарантий любому участнику системы, но и адекватность уровня жизни для всех пенсионеров)".
Всесторонний анализ эффективности пенсионной системы важен не только для специалистов, но и для всех граждан страны, ибо пенсии совмещают воспроизводственную и стимулирующую функции и тем самым увеличивают производительность труда, поскольку у работников возникает уверенность в своей экономической обеспеченности после окончания трудовой деятельности. Рассмотрим параметр, который более всего интересует будущих пенсионеров - размер пенсии. Европейская Социальная Хартия предписывает предоставление пожилым людям средств, достаточных "для того, чтобы позволить им оставаться полноценными членами общества максимально возможное время. Средства должны позволить пенсионерам вести достойную жизнь и играть активную роль в публичной, социальной и культурной жизни".
С 2005 года величина ПМ в целом по РФ определяется на основании потребительской корзины. Правительство предлагает с 1 января 2011 года установить единые тарифы страховых взносов для всех работодателей: в Пенсионный фонд - в размере 26 процентов, Фонд социального страхования - 2,9 процента и фонды обязательного медицинского страхования - 5,1 процента. В 2010 году величина страховых взносов в эти фонды будет сохраняться в размерах действующих ставок единого социального налога. То есть 20 процентов, 2,9 процента и 3,1 процента соответственно.
Другая принципиальная новость - во втором правительственном законопроекте. Она связана уже непосредственно с пенсиями. Вместо базовой части трудовой пенсии вводится фиксированный базовый размер как составная часть страховой части трудовой пенсии, которая также будет индексироваться. С 1 января 2015 года величину фиксированного базового размера предполагается увеличивать на 6 процентов за каждый год страхового стажа, превышающего 30 лет. В законодательство вводится понятие "минимальный уровень пенсионного обеспечения граждан.
Основной смысл пенсионной реформы - повышение зависимости между зарплатой, которую человек заработал за свою трудовую жизнь, и размером его пенсии. Считается, что пенсия - это страховка от потери трудоспособности (отсюда термин "пенсионное страхование"). Чем больше человек зарабатывал, тем больше он теряет при наступлении страхового случая (утрате трудоспособности из-за старости или из-за инвалидности). Поэтому пенсия должна больше зависеть от зарплаты, чем сейчас. Начиная с 2002 г. в России происходит постепенный переход к смешанной системе, сочетающей в себе распределительный и накопительный принципы. Трудовая пенсия (то есть пенсия по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца) состоит из трех элементов:
1. Базовая пенсия - гарантируется государством, и ее размер устанавливается законодательно в виде фиксированной суммы. Закон предусматривает индексацию базовой пенсии в зависимости от уровня инфляции и возможностей бюджета, а также постепенное ее приближение к величине прожиточного минимума;
2. Страховая пенсия - дифференцированная часть, зависит от результатов труда конкретного человека, рассчитывается исходя из величины условного пенсионного капитала, поделенного на ожидаемую продолжительность выплаты трудовой пенсии. Для лиц, у которых уже имелись некоторые пенсионные права по состоянию на 1 января 2002 г., определенным образом рассчитывается "начальный" пенсионный капитал, к которому добавляются последующие взносы. Фактически размер этой части трудовой пенсии будет зависеть от уровня дохода (и, соответственно, отчислений) и стажа работы;
3. Накопительная пенсия - образуется только у граждан 1967 года рождения и моложе, это реально накопительная часть, размер которой определяется величиной пенсионных накоплений, то есть суммой накопленных пенсионных отчислений и дохода от их инвестирования.
Старая система в основе своей являлась не столько распределительной, сколько перераспределительной - между группами с различным уровнем дохода;
новая пенсионная модель в большей мере является страховой моделью, в которой размер пенсии зависит от размера заработной платы;
Платежи за работающих будут поступать в Пенсионный фонд России и фиксироваться на лицевых счетах, но деньги, как и раньше, будут направляться на выплаты пенсий нынешним пенсионерам, новым пенсионным законодательством установлены и новые нормы по трудовому стажу. Минимальный стаж для получения базовой пенсии будет составлять 5 лет. Чем больше лет, тем больше пенсионный капитал, тем больше пенсия.
В настоящее время сфера пенсионного обеспечения характеризуется наличием большого числа острых проблем, требующих неотложного решения. Существующая пенсионная система является обременительной для экономики и в то же время не обеспечивает даже минимальные потребности значительных по численности слоев населения, охваченных пенсионным обеспечением. Основными ее недостатками являются: финансовая нестабильность; слабая дифференциация пенсионного обеспечения в зависимости от трудового вклада; неоправданно большой удельный вес льготных пенсий; отсутствие социально-справедливого механизма повышения размеров пенсий в связи с ростом стоимости жизни.
С 2010 года в российской пенсионной системе произойдут корректировки, направленные на ее совершенствование, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и сбалансированность системы по доходам и расходам.
В заключении следует отметить, то в настоящее время все работающие подлежат обязательному пенсионному страхованию согласно Закону "Об обязательном пенсионном страховании в Российской федерации". Плата на пенсионное страхование реализуется в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
1. Конституция Российской Федерации. - М.: Гражданское законодательство, 1993.
2. Федеральный закон от 15 декабря
2001 г. N 166-ФЗ "О государственном
пенсионном обеспечении в
3. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" // "Российская газета"№ 247. - 2001. - 20 декабря.
4. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" // "Российская газета"№ 247. - 2001. - 20 декабря.
5. Федеральный закон от 01 апреля
1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном)
учете в системе
6. Постановление Правительства РФ от 15.03.97 № 318 "О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования" // "Российская газета"№ 66. - 1997. - апреля.
7. Азарова Е.Г. Новое в пенсионном обеспечении. - М.: Академия, 2003. - 182 с.
8. Астапов К.Л. Реформирование пенсионной системы Российской Федерации // "Финансы и кредит". - 2002. - №24.
9. Афанасьев С., Воронин Ю. Конвертация пенсионерам: практический комментарий Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" // "Социальное обеспечение". - 2002. - N 3.
10. Волков А.Ф. Объективная необходимость пенсионной реформы: первые итоги // "Власть и управление на Востоке России". - 2004. - №1.
11. Львов Д., Овсиенко Ю. Российская пенсионная система // "Вопросы экономики". - 2000. - №8.
12. Люблин Ю.З. О реализации федеральных
законов "О государственном пенсионном
обеспечении в Российской
13. Назаров А.С. Пенсионная реформа: правовые аспекты. // "Гражданин и право". - 2001. - N 10, 11.
14. Соловьев А. Экономическое обоснование пенсионной реформы. // "Государственная служба". - 2003. - №2.
15. Шекель Т. Правительство дает старт пенсионной реформе // "Российская газета" - 2009. - 5 мая.
16.Интернет адрес: Официальный сайт Пенсионного фонда РФ www.pfr.ru