Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 08:07, курсовая работа
Одним из важнейших юридических фактов, с которым законодатель связывает возникновение большинства правоотношений в сфере социального обеспечения, является трудовой стаж. Его наличие существенно влияет на объем прав нетрудоспособных граждан в сфере социального обеспечения. Под трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой деятельности (работы, учебы) и иной общественно полезной деятельности, как оплачиваемой, так и не оплачиваемой. Трудовой стаж, как особая мера величины трудовой деятельности, имеет количественную и качественную характеристику.
Введение
Общий трудовой стаж: порядок исчисления, юридическое значение
Специальный, непрерывный, страховой стаж
2.1. Определение специального, непрерывного страхового стажа
2.2.Сравнение общего трудового и страхового стажа
Порядок подтверждения стажа: общего трудового, страхового, специального
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1
Непрерывный трудовой стаж - это продолжительность последней непрерывной работы на одном предприятии (в учреждении, организации) или на нескольких предприятиях при условии, что перерыв в трудовой деятельности не превысил установленных законодательством сроков.
Юридическое значение непрерывного трудового стажа заключается в том, что он является основным критерием при определении размера пособия по временной нетрудоспособности, т.е. продолжительность непрерывного трудового стажа влияет на размер пособия по временной нетрудоспособности.
Основное
отличие непрерывного трудового
стажа от общего и специального трудового
стажа заключается в его
В частности, в соответствии с Законом РФ "О статусе военнослужащих" от 22 января 1993 г. в непрерывный трудовой стаж засчитывается время военной службы, если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательное учреждение) не превысил одного года.
Женщинам-военнослужащим, уволенным с военной службы в связи с беременностью или рождением ребенка, время военной службы, а также периоды, в течение которых им выплачивались пособие по беременности и родам и пособие по уходу за ребенком, включаются в непрерывный трудовой стаж при условии поступления на работу или учебу до достижения ребенком возраста трех лет.
В соответствии
с Законом РФ "О статусе депутата
Совета Федерации и статусе депутата
Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации" от
8 мая 1994 г. срок полномочий депутата Государственной
Думы засчитывается в непрерывный
стаж работы. При этом непрерывный
трудовой стаж сохраняется при условии
поступления на работу или на службу
в течение трех месяцев после
прекращения депутатских
Порядок исчисления непрерывного трудового стажа регулируется постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1973 г. № 252.
Основными
факторами, влияющими на исчисление
непрерывного трудового стажа, являются
основание увольнения и сторона
- инициатор прекращения
В целях усиления государственных гарантий прав граждан на пенсионное обеспечение в условиях проводимой экономической ' "формы и создания предпосылок для устойчивого развития пенсионной. системы Правительством РФ 7 августа 1995 г. была одобрена Концепция реформы пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
Основной целью пенсионной реформы является создание механизма, обеспечивающего соответствие условий предоставления и размеров пенсии объему участия в социальном страховании каждого конкретного лица и зависящего от продолжительности страхования и величины страховых взносов в Пенсионный фонд РФ путем введения персонифицированного учета уплаты страховых взносов.
Первым
шагом по реализации Концепции было
принятие 1 апреля 1996 г. Федерального закона
"Об индивидуальном (персонифицированном)
учете в системе
Этим Законом введен в пенсионное законодательство новый термин -"страховой стаж". Под страховым стажем понимается суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии
с Инструкцией о порядке
При обращении лица за назначением пенсии продолжительность страхового стажа будет определяться на основании сведений индивидуального лицевого счета.
При определении права на пенсию и ее размера периоды, не связанные с уплатой страховых взносов, будут учитываться при условии возмещения соответствующих расходов за счет средств федерального бюджета (учеба, воинская служба по призыву и др.).
Понятие
"страховой стаж" упоминается
также в Федеральном законе "Об
основах обязательного
2.2 Сравнение общего трудового и страхового стажа
Основные отличия страхового стажа от общего трудового стажа заключаются в следующем:
1. в их правовом значении: с учетом страхового стажа определяется право на пенсию, а общий трудовой стаж необходим в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц для определения размера страховой части пенсии;
2. в страховой
стаж могут засчитываться
3. в общий трудовой стаж не могут засчитываться отдельные периоды деятельности, учитываемые в страховом стаже, а именно: период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности; период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
4. отдельные периоды деятельности (прохождения военной службы, а также другой, приравненной к ней службы; получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности; содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке) в страховой стаж засчитываются только при условии, если этим периодам предшествовала либо следовала за ним работа или иная деятельность, указанная в ст.10 Закона от 17.12.2001 г. (независимо от ее продолжительности), а для зачета этих периодов в общий трудовой стаж для определении размера пенсий выполнение такого условия не требуется.
5. для
общего трудового стажа (в
Продолжительность общего трудового стажа используется сейчас работниками Пенсионного фонда для определения величины пенсионного капитала, то есть величины накоплений будущего пенсионера на момент введения Закона № 173-ФЗ. Из этих накоплений рассчитывается страховая часть пенсии. А это существенный момент, так как базовая часть пенсии неизменна, всегда устанавливается в твердых суммах, а страховая составляющая – динамична и непосредственно влияет на размер ожидаемых пенсионных выплат.
Иными словами, общий трудовой стаж влияет на размер пенсии тех лиц, кто начал свою трудовую деятельность до 1 января 2002 года, то есть до вступления в силу Закона № 173-ФЗ.
Итак, в трудовой стаж работника (общий трудовой, страховой) помимо времени фактической работы могут входить и другие юридически значимые периоды. Другие периоды представляют интерес только для органов Пенсионного фонда. Именно туда пойдет ваш сотрудник с документами, добавляющими ему необходимый стаж. Правда, в случае утраты (повреждения) трудовой книжки вам придется по требованию будущего пенсионера выдавать недостающие бумаги, например справку об имеющемся стаже, копию трудового договора. Таким образом, ваша главная задача – правильно рассчитывать периоды трудовой деятельности, отраженные в трудовой книжке работника, и помочь работнику сориентироваться при оформлении трудовой пенсии.
Возникновение
такого понятия, как страховой стаж,
напрямую связано с реформой пенсионного
обеспечения в России. Впервые
упоминание о нем встречается
в тексте Федерального закона «Об
индивидуальном (персонифицированном)
учете в системе
Из смысла действующих нормативных актов выводим следующее определение. Страховой стаж – это суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица, в течение которых за него уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При каких
обстоятельствах возникает
Одним из условий назначения трудовой пенсии по старости (наряду с достижением установленного возраста: мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет) является наличие страхового стажа продолжительностью не менее пяти лет (п. 2 ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Если же речь идет о назначении других видов трудовых пенсий – пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца, – то здесь важна не сама продолжительность страхового стажа, а его фактическое наличие. При полном отсутствии страхового стажа как такового устанавливаются так называемые государственные пенсии.
3. Порядок подтверждения стажа: общего трудового, страхового, специального
Как уже отмечалось, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, а следовательно, и наличие стажа (независимо от его вида), является трудовая книжка установленного образца (далее именуется – трудовая книжка).
При отсутствии
трудовой книжки, а также в случае,
когда в трудовой книжке содержатся
неправильные и неточные сведения либо
отсутствуют записи об отдельных
периодах работы, в подтверждение
периодов работы принимаются письменные
трудовые договоры, оформленные в
соответствии с трудовым законодательством,
действовавшим на день возникновения
соответствующих
В случае, когда
трудовая книжка не ведется, периоды
работы по трудовому договору подтверждаются
письменным трудовым договором, оформленным
в соответствии с трудовым законодательством,
действовавшим на день возникновения
соответствующих
1. Периоды работы по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг, подтверждаются указанным договором, оформленным в соответствии с гражданским законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, и документом работодателя об уплате обязательных платежей.
2. Периоды работы по авторским и лицензионным договорам подтверждаются указанными договорами, оформленными в соответствии с гражданским законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, и документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.
3. Периоды работы у отдельных граждан по договорам (домашние работницы, няни, секретари, машинистки и другие) за время до заключения трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, подтверждаются договором между нанимателем и работником, зарегистрированным в профсоюзных органах, и документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.
4. Периоды работы членов крестьянского (фермерского) хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, подтверждаются трудовой книжкой и документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.
5. Записи, внесенные в трудовые книжки членов хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, удостоверяются органом местного самоуправления.