Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 20:04, реферат
Трудовые ресурсы-часть населения страны, обладающая необходимым физическим развитием и здоровьем для трудовой деятельности. По отношению к трудовой деятельности население делят на 3 группы: дора- бочий, рабочий и послерабочий возраст или дотрудоспособное, трудоспособ- ное, послетрудоспо-собное население. В состав основных трудовых ресурсов входит трудоспособное население в трудоспособ-ном возрасте, включая уча- щихся с отрывом от производства и армию, за вычетом инвалидов и льгот-ных пенсионеров. Дополнительными трудовым ресурсами являются работа- ющие подростки ( с 14 до 16 ) и работающие пенсионеры.
Тема 12. Трудовые ресурсы и занятость населения
Трудовые ресурсы-часть населения страны, обладающая необходимым физическим развитием и здоровьем для трудовой деятельности.
По отношению к трудовой деятельности население делят на 3 группы: дора- бочий, рабочий и послерабочий возраст или дотрудоспособное, трудоспособ- ное, послетрудоспо-собное население. В состав основных трудовых ресурсов входит трудоспособное население в трудоспособ-ном возрасте, включая уча- щихся с отрывом от производства и армию, за вычетом инвалидов и льгот-ных пенсионеров. Дополнительными трудовым ресурсами являются работа- ющие подростки ( с 14 до 16 ) и работающие пенсионеры.
Границы рабочего или трудоспособного возраста во всех странах установ -лены законом. Трудоспособный возраст в России: мужчины - 16-59 полных лет, женщины -16-54 полных лет ( то есть практически, это 60 и 55 лет соот -ветственно). В экономически развитых странах границы трудоспособного возраста гораздо шире: в США и для мужчин и для женщин он составляет 16-65 лет а в Финляндии, Японии, Канаде, Германии- еще и начинается с 15 лет.
Верхняя граница рабочего возраста определяется средней продолжительнос -тью жизни (и во многих развивающихся странах продолжительность жизни не достигает верхней границы рабочего возраста) а также – материальными возможностями государства обеспечить пенсиями пожилых людей.
Современная трудовая структура населения России отражена в таблице 1
Трудовая структура населения России в 1994 г.
|
Количество ( млн. лет ) |
В процентах от населения |
Трудовые ресурсы Население в трудоспособном возрасте Экономически активное население Занято в народном хозяйстве Численность безработных ( в про- центах от экономически активного населения) |
85,3 84,0
74,0 68.5 5,5 |
57.5 56,5
49,9 46.2 7,4 |
* Составлено по: Российский
статистический ежегодник:
Экономически активное население ( введенная ООН категория) – населе- ние , участвующее в общественном производстве и желающее в нем участ- вовать. Т.е. эта категория включает и безработных, живущих на пособия по безработице.Уровень безработицы, по отношению к экономически активно- му населению, для сравнения, в США составляет 6,7%, а в европейских за -падных странах колеблется от 5% в Швейцарии до 18 % в Финляндии.Отно- шение к безработице в России меняется: если ранее считалось , что ее необ- ходимо избегать , то сейчас стало ясно – без безработицы невозможны быст -рые структурные изменения и , следовательно, затруднено развитие эконо- мики , повышение ее эффективности. Полная занятость тормозит развитие – еще недавно у нас нельзя было закрывать устаревшие и неэффективные про- изводства, чтобы люди не остались без работы. Безработица порождает кон -куренцию и позволяет осуществлять возможность выбора лучшей рабочей силы.В свою очередь это ведет к необходимости постоянного самообразова -ния в узких направлениях на базе средней и высшей школы, дающих прежде всего широкое образование.Социально –экономическая отсталость развива -ющихся стран, небольшая продолжительность жизни, преобладание младших возрастных групп в структуре населения предопределяет низкий удельный
вес трудовых ресурсов в
этих странах – 45%. Следовательно, на
каждого ра -ботающего в этих странах приходится
большая нагрузка за счет иждивен- цев,
чем в экономически развитых странах.
Низка доля женщин в экономи- чески активном
населении - примерно 25% Структура занятости
населения в хозяйстве стран разного уровня
экономического развития сильно отличается.
Наиболее значительны различия между
объемами занятости в сфере матери -ального
производства и непроизводственной сфере,
в промышленности и сельском хозяйстве.
Именно эти соотношения в первую очередь
определяют отнесение той или иной
страны к аграрному, индустриальному или
постинду- стриальному типу экономики.В
экономически развитых странах(ЭРС) основ-
ная часть населения работает в непроизводственной
сфере, а в развивающих- ся странах (РС)-
в материальном производстве. Происходит
изменение труда от физического к интеллектуальному,что
ведет к смещению соотношения со- циальных
групп . Так, «синие воротнички» - рабочие
и ферме ры в США сос- тавляют лишь 27% работающих
(см. таблицу 2).Такие соотношения занятос
-ти возможны только в странах постиндустриального
типа экономики , на вы -соком уровне развития
научно-технической революции, использования
сов -ременных технологий и техники. Например
, если в России шахтер добывает в среднем
400 т угля в год, то в США(Аппалачи)– 4000
т, т.е. десять раз боль- ше.
Занятость населения в отраслях народного хозяйства 1994 г. (%)
Отрасли
народного хозяйства |
Россия |
США |
Всего занято |
100 |
100 |
Отрасли материального производства В том числе: - промышленность и строительство - сельское и лесное хозяйство Отрасли , доставляющие материальный продукт потребителю: - транспорт. Связь(по материальному производству) Отрасли по продолжению производства в сфере обращения: -торговля, МТС, заготовки , общепит Отрасли непроизводственной сферы - отрасли услуг: жилкомхоз,
бытовое обслуживание
- отрасли социального обслуживания : просвещение , здравоохранение , культура и искусство, наука и научное обслуживание - аппарат управления и другие отрасли |
70
37 15
8
10 30 4
21
5 |
54
24 3
6
21 46 |
*Составлено по: Российский статистический ежегодник: Стат.сб./Госкомстат России.- М.: 1995.С.58,455
Современную занятость населения теперь чаще рассматривают в другой структуре – как результат цивилизационных революций.
1 Цивилизационная революция – сельскохозяйственная – произошла око- ло 6 тысяч лет назад ,когда основная часть человечества перешла от охоты и рыболовства,собирания плодов,ягод корней, к возделыванию земли.Это было производство сырья, первичные отрасли или «первичная сфера» - сельское и лесное хозяйство, рыболовство.Сейчас в этих отраслях занято в нашей стране
15% , в США – 3%.
2 Цивилизационная революция – промышленная-произошла около 200 лет назад. Массы населения стали переходить от непосредственного извлечения богатств природы , из «первичной сферы », во « вторичную » , к переработке сырья – в промышленность и строительство, где сейчас занято в России 37% населения , в США – 24%
Суммарно в первичных и вторичных отраслях занято в России 52% населе -ния, в США – 27 % что свидетельствует о нашем отставании в структуре за -нятости . Мы находимся только на переходе к следующей цивилизационной революции .
3 Цивилизационная революция – научно-техническая – ведет к перемеще -нию занятого населения в «третичную сферу »-обслуживание людских пот –ребностей. В этой сфере в России занято только 48% населения ,в США-70%.
В свою очередь , « третичную сферу » услуг , подразделяют сейчас на ма- териальные услуги: транспорт ,торговля , ремонт , рекреация, и нематериаль- ные или «четвертичную» сферу: образование, здравоохранение,наука, инфор- матика.
4 Цивилизационной революцией , как предсказывают специалисты , будет достижение постиндустриального ( информационного ) общества , в кото- ром в сфере духовного ( вернее , интеллектуального ) производства будет занято 90 % населения, а в сфере материального производства – только 10 % , в том числе в сельском хозяйстве – всего 1 %.
Различают
потенциальные и фактически
Количественный аспект характеризуется такими параметрами , как ;
А ) Общая численность трудоспособного населения ;
Б ) количество рабочего времени , которое отрабатывает работающее населе- ние при сложившемся уровне производительности и интенсивности труда.
Качественный аспект трудового потенциала определяется такими показате- лями как
А )состояние здоровья , физическая дееспособность трудоспособного населе- ния ;
Б ) Общеобразовательная и профессионально – квалификационная подготов - ка трудоспособного населения :
Таким образом , количественный аспект трудового потенциала отражает его экстенсивную составляющую , качественный - интенсивную составляющую.
Основой для
формирования трудовых
Радугин А.А.,Радугин К.А. Социология : курс лекций .2-е изд., перераб. И дополн.-М.: Центр,1997
Экономическое и социальное
развитие современного общества:материалы и курсу «Человек
и общество: Основы современной цивилизации»
для учащих- ся 11 кл.средн.шк./ Под ред. Л.Н.Боголюбова.-М.:
В.А.Эфендиев , С.К.Нагиев «География населения» Б.2005