Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 09:39, доклад
В соответствии с ч. 2 ст. 331 ТК РФ к педагогической деятельности не должны допускаться лица, которым эта деятельность запрещена по приговору суда или по медицинским показаниям, а также имеющие судимость за отдельные преступления. Перечни медицинских противопоказаний и преступлений, при наличии которых лица не должны допускаться к педагогической деятельности, должны быть определены федеральным законом.
Труд работников образования и его особенности.
В соответствии с ч. 1 ст. 331 ТК РФ к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 331 ТК РФ к педагогической деятельности не должны допускаться лица, которым эта деятельность запрещена по приговору суда или по медицинским показаниям, а также имеющие судимость за отдельные преступления. Перечни медицинских противопоказаний и преступлений, при наличии которых лица не должны допускаться к педагогической деятельности, должны быть определены федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 332 ТК РФ замещение всех должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении производится по трудовому договору, заключаемому на срок до пяти лет. При замещении должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении заключению срочного трудового договора предшествует конкурсный отбор. К Конкурсный отбор не проводится на должности декана факультета и заведующего кафедрой.
Положение о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации утверждено приказом Минобразования России от 26 ноября 2002 года № 4114 (регистрационный номер 4084 от 27 декабря 2002 года). В соответствии с этим Положением занятию должности научно-педагогического работника в высшем учебном заведении предшествует проведение конкурса.
Решение о проведении конкурса публикуется в печати, после чего подаются документы на участие в конкурсе. Конкурсный отбор заканчивается голосованием членов ученого совета высшего учебного заведения. С лицом,избранным по конкурсу, заключается срочный трудовой договор на срок избрания, который не должен превышать пяти лет.
Изменениями, вносимыми в ст. 332 ТК РФ, закрепляется правило, согласно которому при согласии сторон трудового договора допускается его заключение между вузом и научно- педагогическим работником без конкурсного отбора на срок не более одного года в целях сохранения непрерывности учебного процесса в следующих случаях:
В соответствии со ст. 333 ТК РФ педагогическим работникам устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам образовательных учреждений с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяется Правительством РФ.
Педагогические работники образовательного учреждения на основании ст. 335 ТК РФ имеют право не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы использовать длительный отпуск продолжительностью до одного года. Порядок и условия предоставления этого отпуска определяются учредителем и (или) уставом образовательного учреждения. В соответствии со ст. 335 ТК РФ работодатель обязан предоставить данный отпуск педагогическому работнику при наличии 10 лет непрерывного педагогического стажа и при отсутствии регламентации его предоставления в локальных актах образовательного учреждения.
Однако вопрос об оплате этого отпуска решается самим образовательным учреждением. Поэтому оплата может стать обязанностью работодателя только при наличии соответствующего условия в локальных документах образовательного учреждения. В ст. 336 ТК РФ перечислены дополнительные основания прекращения трудового договора с педагогическими работниками.
К их числу относятся:
Интеллектуальный характер труда работников образования.
Понятие умственного труда имеет, прежде всего, психофизиологическую основу, поскольку оно связано с деятельностью человеческого мозга. Это понятие имеет и социальный смысл, связанный с выделением категорий работников преимущественно физического (рабочих) и умственного (служащих) труда.
Сущность умственного труда изучается и характеризуется в различных аспектах: - физиологи и психологи рассматривают умственный труд как процессы высшей нервной деятельности, реализующие функции и взаимосвязи мозга с рецепторами и эффекторами; - психологи и социологи изучают мотивы умственной деятельности, её структуру, логику, а также поведение работников, морально-психологический климат; - специалисты по кибернетике рассматривают умственный труд как модель системы переработки информации.
Умственный труд охватывает весьма широкий диапазон различных по характеру и содержанию видов деятельности. К их числу относятся: - научный труд – труд научных работников, занимающихся научно-исследовательской работой; - инженерный труд – труд инженерно-технических работников, занимающихся проектной, конструкторской и технологической работой; - педагогический труд – труд профессоров, преподавателей и учителей; - врачебный труд; - управленческий труд – труд руководителей и специалистов, осуществляющих управление трудовыми коллективами; - производственный труд – труд рабочих и специалистов, осуществляющих управление сложными технологическими процессами, оборудованием, автоматизированными и роботизированными системами; - вспомогательный труд – труд работников, ведущих бухгалтерский учёт и др.
Аттестация работников
труда как элемент
Важнейшим инструментом стимулирования целенаправленного, непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности работников образования является аттестация педагогических и руководящих кадров.
С 1 января 2011 года вступил в силу новый порядок аттестации педагогических работников. По новому порядку аттестация педагогических работников проводится с целью:
- подтверждения
соответствия педагогических
- установления
соответствия уровня
Аттестация педагогических работников на соответствие представляет собой квалификационные испытания в письменной форме (тестирование) по вопросам, связанным с осуществлением работниками педагогической деятельности. Основанием для проведения такой аттестации является представление работодателя.
Аттестация с целью установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к первой и высшей квалификационным категориям проводится в два этапа:
1) квалификационные
испытания в форме письменного
экзамена (тестирования) или в форме
защиты результатов выполнения
трех итоговых работ,
2) экспертная оценка
результативности деятельности (достижений)
педагогического работника на
основе списка утвержденных
Основанием для проведения аттестации педагогических работников с целью установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой и высшей квалификационным категориям, является заявление педагогического работника.
В июле 2011 года началась процедура аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности, проводимая территориальными аттестационными комиссиями. За июль-август 2011 года Аттестационной комиссией Западного управления министерства образования и науки Самарской области были аттестованы 59 педагогических работников, из них 10 человек (16%) по итогам письменного тестирования признаны не соответствующими занимаемой должности.
Квалификационные критерии.
В разделе "Должностные обязанности" перечисляются работы, выполнение которых полностью или частично поручается работнику, занимающему данную должность. Этот раздел является основным, поскольку содержание работ определяет само наименование должности, ее роль и место в структуре предприятия, учреждения, организации, а также требования к знаниям и квалификации работников, необходимым для замещения соответствующей должности и выполнения установленных обязанностей.
Регулируемыми показателями структурного элемента квалификационной характеристики "Должностные обязанности" в соответствии с функциональным подходом является трудовая функция и ее разновидности. В рамках работы необходимо дать определения этим показателям.
В составе фактически выполняемых конкретных трудовых функций можно выделить главную, основные и вспомогательные функции, а также определить излишние, дублирующиеся и вредные:
Главная функция - функция, для осуществления которой создана данная должность. Она отражает назначение деятельности носителя функции.
Основная функция - функция, обеспечивающая выполнение главной.
Структура тарифно-квалификационной
характеристики
по должностям педагогических работников
¦ Наименование раздела
¦ Содержание раздела ¦
¦ тарифно-квалификационной ¦ ¦
¦ характеристики ¦ ¦
+-----------------------------
¦Должностные обязанности ¦Основные функции,
которые могут быть поручены полностью
или¦
¦ ¦частично работнику, занимающему данную
должность, являются основой¦
¦ ¦для разработки должностных инструкций
на местах, закрепляющих¦
¦ ¦конкретные обязанности, права и ответственность
работника,¦
¦ ¦утверждающихся руководителями учреждения
по согласованию с¦
¦ ¦соответствующими профсоюзными комитетами
¦
+-----------------------------
¦Должен знать ¦Основные требования, предъявляемые
к работнику в отношении¦
¦ ¦специальных знаний, а также знаний
законодательных актов,¦
¦ ¦положений, инструкций, других руководящих
и нормативных¦
¦ ¦документов, методов и средств, которые
работник должен уметь¦
¦ ¦применять при выполнении должностных
обязанностей ¦
+-----------------------------
¦Требования к квалификации по¦Уровень
образования; стаж работы (по специальности
или¦
¦разрядам оплаты ¦педагогический); квалификационные
категории, присвоение которых¦
¦ ¦осуществляется аттестационными комиссиями
в соответствии с¦
¦ ¦требованиями и порядком, устанавливаемыми
федеральным органом¦
¦ ¦управления образованием. Этот раздел
предусматривает кроме¦
¦ ¦требований к уровню образования и
стажу работы показатели¦
¦ ¦квалификации и профессионализма (для
педагогических работников): ¦
¦ ¦умение самостоятельно разрабатывать
методику преподавания предмета¦
¦ ¦(методику производственного обучения);
¦
¦ ¦использовать в своей работе прогрессивные
идеи, формы и методы¦
¦ ¦активного обучения; ¦
¦ ¦владеть организационными формами
диагностической работы с¦
¦ ¦обучающимися; ¦
¦ ¦обеспечивать устойчивые положительные
результаты в образовательно즦 ¦процессе
и др. ¦
Организация труда и заработная плата работников образования
Оплата труда работников образования имеет специфические особенности, что обусловлено своеобразием педагогического труда. В сфере образования фонд заработной платы формируется по-особому: путем перераспределения национального дохода через государственную бюджетную систему и частично за счет заработанных самим учреждением денежных средств. Таким образом, заработная плата работников образования - часть национального дохода, которая должна поступать им в соответствии с количеством и качеством труда.
Правильная организация заработной платы работников образования требует определить качественные и количественные различия педагогического труда: время, необходимое для выполнения данной работы; квалификацию работников, выполняющих различные виды педагогической деятельности; форму и уровень заработной платы. Наибольшую трудность представляет внутренняя дифференциация в оплате труда различных категорий работников. Это связано с тем, что результаты труда здесь менее осязаемы и гораздо труднее поддаются точному счету, а потому могут быть оценены лишь косвенно, спустя продолжительное время.
В образовательных учреждениях принята повременная система оплаты с учетом количества фиксированных часов работы, а не произведенной продукции. Для выполнения разной педагогической работы установлены нормы затрат труда, то есть нормы учебной (педагогической) нагрузки за ставку заработной платы. Для преподавателей учебных заведений установлено количество учебных часов, для воспитателей - педагогическая деятельность за день, для руководителей учреждений - деятельность в течение дня.
Ставки их заработной платы, например, назначаются:
- 18 часов в неделю учителям предметникам 5-11 классов;
- за 20 часов
работы в неделю учителям
- за 24 часа в неделю - учителям-дефектологам;
- за 36 часов в неделю - педагогам-психологам.
Остальным категориям работников общеобразовательных школ устанавливается должностной оклад за 40 часов в неделю. Воспитателям детских садов определена ставка за 36 часов педагогической работы в неделю.
За работу по классному руководству, проверке письменных работ, внеклассная работа и другие виды деятельности оплачиваются дополнительно.
Важным шагом на пути дифференциации зарплаты вузовских преподавателей, увеличения ее размеров явилось введение ежемесячных доплат к должностным окладам за ученые степени. В соответствии со ст. 30 Закона “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” вуз в пределах имеющихся у него средств на оплату труда работников самостоятельно определяет форму и систему оплаты труда. Размеры доплат, надбавок, премий и других мер материального стимулирования, а также размеры должностных окладов всех категорий работников.
Информация о работе Труд работников образования и его особенности