Функции профсоюзов: теория и практика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 20:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – анализ теоретических и практических проблем права на защиту трудовых прав работника профессиональными союзами.
Задачи курсовой работы:
- изучение теоретических и правовых основ положения профсоюзов в сфере труда;
- выявление путей и возможностей эффективной защиты трудовых прав работников профессиональными союзами;
- влияние профсоюзов на политическую и социально-экономическую жизнь страны.
Результаты исследования ─ необходимо формирование нового подхода к профсоюзному движению.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..
5-6
1.
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРОФСОЮЗОВ В ТРУДОВОЙ СФЕРЕ


1.1 Понятие профсоюза, его задачи ………………….............................
7-11

1.2 Профсоюзные органы как субъект трудового права…………… 11-12

2.
ФУНКЦИИ ПРОФСОЮЗОВ В ЗАЩИТЕ ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ


2.1 Функция защиты ……………………….................................................
13-21

2.2 Функция контроля ………………………………………………………
21-25

2.3 Ответственность профсоюзов…………………………………………..
25-27

3.
ПРОШЛОЕ И БУДУЩЕЕ ПРОФСОЮЗОВ

Заключение………………………………………………………………………..
35-36
Библиографический список……………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 196.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Южно-Уральский государственный  университет»

Институт открытого  и дистанционного образования

Кафедра «Трудовое и  социальное право»

 

 

 

Функции профсоюзов: теория и практика

                   ____________________________________________________

                 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА  К КУРСОВОЙ РАБОТЕ

по дисциплине «Трудовое  право»

ЮУрГУ–030501.2012.439.ПЗ КР

 

 

 

Нормоконтролер, зав. кафедрой                         Руководитель, доцент, к.ю.н.

_____________                                                  ___________

                                                                                 ____________________2012 г.                                ______________________2012 г.

                                                                                 Автор работы 

          Студент  группы ИОДО-255(в)

 

11 марта  2012 г.

 

 

                                           Работа защищена с оценкой

  

                                                                          ___________________________

    _____________________2012 г.

 

 

Челябинск 2012

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..

5-6

1.

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ  ПРОФСОЮЗОВ В ТРУДОВОЙ СФЕРЕ

 
 

1.1 Понятие профсоюза, его задачи ………………….............................

7-11

 

1.2 Профсоюзные органы как субъект трудового права……………   11-12

 

2.

ФУНКЦИИ ПРОФСОЮЗОВ В  ЗАЩИТЕ ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ

 
 

2.1 Функция защиты ……………………….................................................

13-21

 

2.2 Функция контроля  ………………………………………………………

21-25

 

2.3 Ответственность профсоюзов…………………………………………..

25-27

     

3.

ПРОШЛОЕ И БУДУЩЕЕ  ПРОФСОЮЗОВ

 

Заключение………………………………………………………………………..

35-36

Библиографический список……………………………………………………...

37-38


 

   

 

Ключевые слова: профсоюз, функции профсоюзной организации, правосознание.

Объектом исследования являются – профсоюзные объединения.

Предмет исследования – структура и функции профсоюза.

 Цель курсовой работы – анализ теоретических и практических проблем права на защиту трудовых прав работника профессиональными союзами.

Задачи курсовой работы:

- изучение теоретических  и правовых основ положения профсоюзов в сфере труда;

- выявление  путей и возможностей эффективной  защиты трудовых прав работников  профессиональными союзами;

- влияние профсоюзов  на политическую и социально-экономическую  жизнь страны.

Результаты  исследования ─ необходимо формирование нового подхода к профсоюзному движению.

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Ведущая роль в  регулировании общественных отношений (в том числе и в сфере  труда) принадлежит праву. Конституция Российской Федерации 1993 г. определяет Россию как федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Являясь базой для развития и совершенствования всего российского законодательства, Конституция закрепляет широкий спектр прав и свобод человека и гражданина.

Новое содержание получило в ней и традиционное право на труд. Право человека на труд является одним из самых принципиальных, а способы его реализации в значительной степени характеризуют уровень развития общества. Сегодня граждане Российской Федерации могут реализовать это свое конституционное право в самых разнообразных формах. При этом существенно изменилось его содержание: труд свободен, и каждый имеет возможность свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Одновременно запрещается принудительный труд.

 Ведущую роль в гармонизации трудовых отношений в обществе призваны играть профессиональные союзы. Если проанализировать их место и роль в жизни общества с позиции истории международного рабочего и профсоюзного движения, то следует признать: профсоюзное движение каждой страны является своеобразным слепком той общественной системы, в которой оно существует.

В развитых странах профсоюзы достаточно органично вписываются в политическую систему общества, являясь одним из важнейших элементов гражданского общества.

Роль профсоюзов в гражданском обществе заключается в формировании наемного работника в свободного гражданина.

 Первоначально гражданское общество было обществом граждан-собственников. За его пределами оказывались не имевшие собственности рабочие, у которых не было ,практически, гражданских прав.

 

Профсоюзы, которые появлялись в странах Запада, как правило, после возникновения гражданского общества, сыграли огромную роль в его трансформации, в наделении рабочих и населения гражданскими, политическими, социальными и иными правами. С момента своего становления, профсоюзы– были орудием эмансипации рабочего класса, средством обретения прав.

Защищая рабочего экономически и социально, ограничивая произвол хозяина, профсоюзы способствовали становлению свободного рабочего, прежде угнетенного и бесправного, как гражданина, как значимый социальный субъект. Одновременно, отстаивая свое право на существование и свободное функционирование, профсоюзы этим защищали гражданско-политическое право своих членов на организацию, на объединение для защиты общих интересов. Выступая против крайних форм эксплуатации, добиваясь создания и развития различных институтов социальной защиты, профсоюзы боролись за социальные права своих членов, были агентами обретения ими социального гражданства.

Только через профсоюзные объединения, наемные работники получили большинство прав и на месте работы и в самом обществе. Это отмечал Л.Брентано, когда писал в своей «Истории развития народного хозяйства Англии», что благодаря профсоюзам «труд становится действительно товаром, рабочий – действительно человеком».1

В России годом борьбы за правовое признание профсоюзов, их роли и месте в обществе стал 1995 год. Драматическая судьба закона «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности» – своеобразный символ этой борьбы. Его принятие встретило сопротивление тех, кто не был заинтересован в существовании сильных объединений трудящихся, способных отстаивать законные права и интересы, противостоять произволу работодателей.

В числе противников  закона оказались и ультра либеральные реформаторы из властных структур, и некоторые профсоюзные деятели из так называемых альтернативных профсоюзов. Для них борьба с ФНПР, похоже, куда важнее защиты интересов наемных работников. Важно, что закон содержит в себе ряд обязывающих положений для Правительства, органов государственной власти и местного самоуправления, работодателей.

   Он гарантирует право беспрепятственного создания и деятельности профсоюзов, исключая возможность произвольного вмешательства со стороны органов исполнительной власти, защищает права профсоюзных активистов, профсоюзную собственность. Закон делает профсоюзы главным объектом коллективных договоров на всех уровнях, представляет им широкие права контроля за соблюдением социально-трудовых прав работников, экологических стандартов.

Но история нашей  страны учит нас, что любой даже самый  прекрасный закон может оставаться мертвой буквой, пустой декларацией. Дело каждого из нас наполнить  его живым содержанием, активно  использовать представленные законом  возможности в своих интересах.

1. Правовое положение профсоюзов в сфере труда

1.1 Понятие профсоюза, их задачи.

Профессиональные союзы – исторически сложившаяся организа-ционная форма объединения трудящихся. Как общественное явление они представляют собой многообразную и сложную систему отношений и связей внутреннего и внешнего характера.

Это – самая  массовая общественная организация. Профессиональные союзы входят в политическую систему  общества как специфическая общес-твенная организация со своими задачами и функциями, определяемыми их уставами.

Осуществлению защитной функции профсоюзов способствует социальное регулирование общественных отношений, в которые они вступают в процессе своей деятельности. Отношения  с участием профсоюзов регулируются различными видами социальных норм – морали, этики, права, традиций и др.

В целях определения  задач и места профсоюзов Всеобщая Конфедерация Профсоюзов провела в  декабре 1994 г. международную научно-практическую конференцию «Роль профсоюзов в  решении проблем охраны здоровья, социальной и правовой защищенности трудящихся на современном этапе». Были проанализированы причины сложившегося положения в этой сфере, выработаны пути коренного улучшения условий трудовой деятельности работников.

Федеральный закон  «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности» вступил в силу 20 января 1996 года. Потребность защиты прав и интересов трудящихся особенно актуальна в современный период, обнаживший и усиливший социально-экономические противоречия.

Одни из них  сложились в практике взаимодействия профсоюзов с государственными, хозяйственными органами, работниками и формально не закреплены. Другие – предусмотрены актами профсоюзных органов. Третьи содержатся в нормативных правовых актах.

Право каждого  на объединение в профсоюзы, их создание для защиты своих интересов прямо закреплено Конституцией РФ (ст. 30). Специальное упоминание профсоюзов в акте высшей юридической силы свидетельствует об особой роли и значении профсоюзов в жизни общества.

Конституционное право профсоюзов участвовать в управлении государственными и общественными делами включает в себя следующие основные элементы:

  • право участвовать в нормотворческой деятельности государства;
  • право участвовать в применении законодательства;
  • право осуществлять общественный контроль и государственный надзор за соблюдением законодательства при принятии и применении правовых норм хозяйственными органами.

В реальной жизни  все три элемента находятся в  тесном взаимодействии. При представительстве  профсоюзов перед государственными органами одни вопросы решаются с учетом мнения, а другие – по согласованию или совместно с профсоюзами. Решение вопроса с учетом мнения означает, что профсоюзы обладают совещательными правами. Следовательно, речь идет о юридической форме осуществления профсоюзами общественного контроля. Если вопрос решается совместно или по согласованию, то их мнение юридически обязательно для государственных органов. В этих случаях профсоюзы обладают властными полномочиями. Наличие различных организационно-правовых форм указанного представительства объясняется широким кругом вопросов, решение которых отнесено к компетенции профсоюзов.

Предоставленные права  создают юридическую базу для  выполнения профсоюзами уставных задач и функций, укрепления правовой основы государственной и общественной жизни. При этом государство не вмешивается во внутренние дела профсоюзов. Они действуют в соответствии с принимаемыми ими уставами и не подлежат регистрации в государственных органах. Если профсоюзам необходимо право юридического лица, то они, как и все иные организации, регистрируются в органах Министерства юстиции РФ, но в уведомительном, а не в обязательном порядке и включаются в соответствующий реестр. Тем самым обеспечивается независимость профсоюзов от органов исполнительной власти. Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений.

Независимость профсоюзов – первый из основополагающих принципов положения и деятельности профсоюзов, обеспечивается так же:

  • прямым запретом всякого вмешательства органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности;
  • имущественной самостоятельностью; правом самостоятельно разрабатывать и утверждать свои уставы, определять структуру, избирать руководящие органы, организовывать свою деятельность;
  • запретом контроля за деятельностью профсоюзов со стороны органов юстиции, регистрирующих профсоюзы в качестве юридического лица.

Второй принцип – самоуправление предусмотрен Федеральным законом «Об общественных объединениях» и в равной мере относится ко всем общественным объединениям. Применительно к профсоюзам,  
он выражен в упоминавшемся выше их праве, самостоятельно принимать свои уставы и регулировать всю внутреннюю деятельность.

Информация о работе Функции профсоюзов: теория и практика