Агроэкотуризм в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 18:40, реферат

Краткое описание

В Беларуси агроэкотуризм по социальной, экономической и духовно-нравственной значимости становится приоритетным направлением в туристическом бизнесе. По оценке Генерального секретаря Всемирной туристской организации (ВТО), впервые побывавшего в 2007 году в Республике Беларусь, которая присоединилась к ВТО в качестве члена, агроэкотуризм для Беларуси является ядром ее туристского продукта. Для развития агроэкотуризма, по его мнению, наша страна имеет весь комплекс благоприятных условий.

Содержание

Введение
1 Агроэкотуризм в Беларуси
2 Возможность использования зарубежного опыта в Беларуси
3 Факторы, сдерживающие агроэкотуризм в Беларуси
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Агроэкотуризм.docx

— 110.03 Кб (Скачать файл)

Субъект производства агротуристического продукта - домашнее хозяйство (пансион), семейное предприятие (малая сельская гостиница), субъект продаж этого вида продукта - турфирма. Объект деятельности - турист. На сегодня, зачастую, из этой цепи выпадает тот элемент, который в обычной схеме процесса создания и реализации турпродукта называется тур оператор. В роли туроператора должно выступать некое специализированное агентство, переводящее турпродукт "агротуризм" (сельский туризм) в информационную форму, которую будет реализовывать туристу турфирма. Это специализированное агентство содержит информационную базу данных об агротуритстических продуктах (территории, Мира).

Приобретение поездки  на отдых в деревне из разряда  экстраординарных переходит в разряд стандартизованных процессов. Появляется возможность выбора - приобрести путевку  у своего туристического агента или  самостоятельно в информационной сети выбрать сельский отдых.

 

 

 

 

 

3 Факторы, сдерживающие развитие агроэкотуризма в Беларуси

 

Для решения задачи успешного развития агротуризма необходим анализ факторов, влияющих на этот процесс как положительно, так и отрицательно. К положительным факторам развития агротуризма относятся толерантность сельского населения, наличие привлекательных природных и сельских ландшафтов, сохранность этнических особенностей и раритетных элементов материальной культуры и быта белорусской деревни. В ряде сельских регионов сохранились народные промыслы и ремесла, которые считаются одними из факторов аттрактивности сельских поселений.

Практически во всех публикациях, посвященных агротуризму, вышеотмеченные преимущества окрашивают перспективы развития белорусского агротуризма в радужные тона. При этом в качестве главного аргумента указывается лучшее состояние естественных ландшафтов Беларуси по сравнению со странами, где агротуризм получил широкое распространение. Здесь Беларусь, как правило, сравнивают со странами Евросоюза. Не преуменьшая значения природно-экологического преимущества нашей страны, заметим, что анализу сдерживающих факторов развития агротуризма уделяется недостаточное внимание. Хотя именно сдерживающие факторы могут стать объективным препятствием на пути формирования нового туристического субрынка под названием "агротуризм".

Главными целями развития агротуризма являются удовлетворение спроса населения на отдых в сельской местности и повышение уровня жизни сельчан. Чтобы проблема повышения доходов сельского населения посредством организации туристского обслуживания решалась эффективно, необходимо формирование рынка агротуристических услуг. Это значит, что туристское обслуживание в деревне должно быть поставлено на поток, по крайней мере, в летний туристический сезон, а не осуществляться эпизодически или зависеть от случайных гостей. Решение задачи ощутимого повышения уровня доходов сельского населения за счет туризма требует формирования массового рынка агротуризма с достаточным количеством потребителей для его устойчивого функционирования. Однако массовость агротуристских потоков - это перспектива будущего, так как в настоящее время в Беларуси широко распространены более дешевые формы отдыха, являющиеся альтернативой агротуристскому обслуживанию.

Во-первых, это - проведение свободного времени на садово-дачных участках, где горожане имеют возможность  отдохнуть вне урбанизированной среды, заняться сельским трудом в свое удовольствие.

Во-вторых, значительная часть  населения городов имеет тесные родственные связи с деревней. Многие жители городов имеют родственников  старших поколений в сельской местности, у которых зачастую проводят отпуска и каникулы.

В-третьих, в Беларуси виды отдыха вне города (например, организация  пикников), широко распространенные среди  населения, легко осуществимы туристами  самостоятельно. В странах ЕС это  сделать сложнее, так как в  них господствует частная собственность  на землю. За посещение частных владений, где предоставляются услуги по организации  того же пикника, обязательно придется заплатить. В таких условиях лучше  выкристаллизовывается агротуристическая специализация не только отдельных домашних хозяйств, но и целых сельских регионов, что и наблюдается в странах Евросоюза.

Идея развития агроэкотуризма в белорусском обществе требует проведения определённых мероприятий в области нормативно-правовых актов, финансирования, налогообложения, маркетинговой политики и т.д.:

1. Агроэкотуризм требует осуществления специальной политики и соответствующих программ в нашей республике, т.к его нельзя устойчиво развивать, просто копируя то, что уже сделано в других странах, а тем более нельзя допускать его развития на беспорядочной основе;

2. Государственным органам власти следует упростить визовой режим при въезде в Республику Беларусь иностранных туристов. Изнурительные таможенные формальности сокращают количество потенциальных туристов, желающих отдохнуть в нашей стране;

3. Для развития агроэкотуризма требуются практические и эффективные системы координации между всеми заинтересованными сторонами, включая правительство, частные предприятия, местные органы власти;

4. Следует установить  надлежащие юридические и организационные  механизмы в целях содействия  и эффективной организации местных  жителей во всём туристическом  процессе, включая определение политики, планирования, управления, налогообложения;

5. Необходимо создавать  благоприятные инвестиционные условия  (предоставлять кредитные, налоговые  и другие льготы) в целях притока  отечественного и иностранного  капитала;

6. Следует уделить внимание  проблеме сертификации белорусских  усадеб для того, чтобы гарантировать  соответствие их качества международному  уровню. Полученный сертификат будет  способствовать повышению авторитета  в глазах потребителей и иностранных  туристов;

7. Дизайн сельских усадеб, в т. ч. гостиниц и других  средств размещения, ресторанов, кафе, баров, должен осуществляться  таким образом, чтобы не допускать  или сводить к минимуму любое  негативное воздействие на природную  среду. Желательно использовать  местные строительные материалы,  сохранять старинные архитектурные  ансамбли, использовать такие природные  источники энергии, которые не  загрязняют экологическую обстановку  региона;

8. Аналогичным образом,  средства транспорта и коммуникаций, используемые в указанных районах,  должны иметь низкий уровень  загрязнения;

9. Агроэкотуризм должен способствовать охране и улучшению природных территорий;

10. Профессионализм - важное  условие развития туристической  деятельности в Республике Беларусь  и агроэкотуризма в частности. В последнее время возросла потребность в знании иностранных языков высококвалифицированных гидах-экскурсоводах (предпочтение должны отдаваться коренным жителям соответствующего района);

11. Туристы, предпочитающие  указанный вид отдыха, нуждаются  в подробной специализированной  информации как до, так и во время поездки Предоставление полной и своевременной информации - один из основных элементов профессиональной деятельности в сфере туризма. Причём эта информация может быть представлена в различных формах: брошюрах, буклетах, картах;

12. Следует создавать информационные  центры основных регионов республики  в области агроэкотуризма. В настоящее время только ОО "Агро - и экотуризм" владеет оперативными данными о предлагаемом отдыхе сельской усадьбе;

13. В рекламных материалах  по агроэкотуризму должна содержаться достаточная информация о впечатлениях, на которые могут рассчитывать туристы, включая сведения о рельефе и климате, животном и растительном мире, и, в целом, о посещаемой местности;

14. В зарубежных СМИ  регулярно проводить информационно-ознакомительные  мероприятия с целью формирования  привлекательного имиджа Беларуси  на мировом туристском рынке.

Таким образом процесс развития агроэкотуризма в Беларуси имеет ряд сдерживающим факторов: близость значительного числа потенциальных потребителей к деревне (родственные и дружеские связи), распространённость дачного отдыха, отсутствие частной собственности на землю и как следствие широкие возможности для самостоятельного отдыха на лоне природы, некоторые социально-географические и природные условия.

 

Заключение

"Деревенский туризм - малая отрасль сельского хозяйства", - так считают уже во многих  европейских странах. Это направление  деятельности, которое позволяет  включить в дело массы населения,  живущего в провинции и сохранить  при этом местный колорит, обычаи, культуру. Достоинством агротуризма является и то, что он не ориентирован на одновременное привлечение крупных кредитов. Он способен развиваться постепенно, опираясь на раздробленные местные средства, привлекая небольшие инвестиции из самых разных источников. Это бизнес, для которого австрийские предприниматели взяли лозунг: "Головой в облаках, но ногами на земле!"

Для правильного и эффективного развития и функционирования предприятий  агроэкотуризма необходимо выполнять ряд мероприятий по улучшению и совершенствованию организационных и образовательных моментов в деятельности. Предложения носят рекомендательный характер, но основаны на конкретных наблюдениях и фактах.

Выявлены и некоторые сдерживающие факторы для успешного развития агроэкотуризма: отсутствие частной собственности на землю в Республике Беларусь и как следствии возможность для бесплатного отдыха на природе, наличие у потенциальных агроэкотуристов родственных и дружеских связей в деревне, распространённость дачного отдыха, некоторые природные и социально-демографические факторы. Наличие данных факторов не являются причиной для беспокойства, а наоборот дают здоровый стимул для решения возникающих задач. Только преодолевая препятствия можно достичь положительных результатов и приобрести бесценный опыт и уверенность в будущих действиях.

Экономическая среда агроэкотуристических предприятий во многом обуславливается экономической ситуацией и состоятельностью региона, в котором находится предприятие. Собственный экономический потенциал в силу своих малых размеров невелик, но перспективен, так как основан на грамотном подходе к деятельности, начиная от образованности хозяев, здорового интереса к событиям в стране и в мире до трезвой оценки происходящего вокруг и в разных сферах жизни людей.

Перспективные рынки сбыта  агроэкотуристического продукта формируются соответственно спросу и предложению, и основываются на ресурсных потенциалах регионов и страны в целом.

Агроэкотуризм имеет все шансы помочь белорусской деревне и развить положительный имидж нашей страны, незаметной пока на мировом туристическом рынке. Однако такие положительные перемены возможны лишь в том случае, если агротуризм станет полноправным сектором туристической отрасли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1. Квартальный, В.П. Туризм как вид деятельности: учебник. / В.П. Квартальный. – Москва: Финансы и статистика, 2005. - С.266.

2. Газета «Белорусская нива», 19.10.2012/14.42

3. Указ Президента Республики  Беларусь 2 июня 2006г. №372 «О мерах  по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь»

4. Постановление Советов Министров  Республики Беларусь 24 марта 2011 №373 «Об утверждении государственной  программы развития туризма в  Республике Беларусь на 2011-2015 годы»

5. http://www.hutor.by/razvitie-agroturizma.html [Электронный ресурс] – Дата выхода 28.10.2012.

6. http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/pressrel/tourism_day.php [Электронный ресурс] – Дата выхода 28.10.2012.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Агроэкотуризм в Республике Беларусь