Анализ ресурсной базы и создание концепции культурного пути «Жизненный путь Льва Сапеги»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 21:51, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом цель данной курсовой работы заключается в анализе и оценке ресурсной базы и создании концепции культурного пути «Жизненный путь Льва Сапеги».
Задачи данной курсовой работы:
- оценить и показать вклад Льва Сапеги в историю Беларуси и Европы, его место в современной Беларуси;
-проанализировать ресурсную базу и дать ей оценку;
-разработать концепцию культурного пути.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………3
1. БИОГРАФИЯ ЛЬВА САПЕГИ, ЕГО РОЛЬ И МЕСТО В ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ БЕЛАРУСИ…………………………………………………………………………………5
1.1 Биография Льва Сапеги………………………………………………………………..5
1.2 Роль и место Льва Сапеги в истории и культуре Беларуси.………………………...8
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РЕСУРСНОЙ БАЗЫ………………………………………….11
2.1 Замки…………………………………………………………………………………...11
2.2 Дворец в Ружанах……..………………………………………………………………13
2.3 Костелы и другие архитектурные сооружения……………………………………...14
2.4 Музейные собрания…………………………………………………………………...16
3. КОНЦЕПЦИЯ КУЛЬТУРНОГО ПУТИ «ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ЛЬВА САПЕГИ».18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………23
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………...24

Вложенные файлы: 1 файл

Галуза_Курсовая(Чист).doc

— 201.50 Кб (Скачать файл)

 

 

ЕВРОПЕЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Академический департамент истории

 

Программа бакалавра рекреации и туризма

Культурное наследие

 

 

 

 

 

ГАЛУЗА ТАИСИЯ

Студентка II курса

 

 

 

 

АНАЛИЗ РЕСУРСНОЙ БАЗЫ И СОЗДАНИЕ КОНЦЕПЦИИ КУЛЬТУРНОГО ПУТИ «ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ЛЬВА САПЕГИ»

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

 

Руководитель работы:

лектор, Краснова Е.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вильнюс, 2014

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………3

1. БИОГРАФИЯ ЛЬВА САПЕГИ, ЕГО РОЛЬ И МЕСТО В ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ БЕЛАРУСИ…………………………………………………………………………………5

1.1 Биография Льва Сапеги………………………………………………………………..5

1.2 Роль и место Льва Сапеги в истории и культуре Беларуси.………………………...8

2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА  РЕСУРСНОЙ БАЗЫ………………………………………….11

2.1 Замки…………………………………………………………………………………...11

2.2 Дворец в Ружанах……..………………………………………………………………13

2.3 Костелы и другие архитектурные сооружения……………………………………...14

2.4 Музейные собрания…………………………………………………………………...16

3. КОНЦЕПЦИЯ КУЛЬТУРНОГО ПУТИ «ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ЛЬВА САПЕГИ».18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………23

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………...24

 

 

 

Введение

Туристический бизнес сегодня – это не только способ заработка, создания новых рабочих мест, хорошее вливание в экономику государства, но и сохранение и интерпретация культурного наследия.

В 1987 году Совет Европы учредил программу «Культурные пути». Данная программа, по замыслу создателей, должна отражать и помогать понять многообразие культуры Европы, ее историю. По данным «Исследования влияния европейских культурных путей на инновационную деятельность и конкурентоспособность малых и средних предприятий» совместно проводимого Европейской Комиссией и Советом Европы с сентября 2010 г., в 2011 году почти 40 процентов всех культурных маршрутов приходится на Францию, Италию, Испанию, Португалию, Германию и Великобританию. Беларусь, согласно данному исследованию, находится в третьей группе, на которую приходится всего 0,6 процента. В данной группе помимо Беларуси находится еще 17 стран, в том числе Украина, Россия и Литва [14, c.13]. Тематические культурные пути, получившие широкое распространение во многих странах, являются одним из эффективных средств интерпретации культурного наследия и развития туризма [2, с.56].

Беларусь как страна, исторически находившаяся на перекрестке различных культурных течений, обладает значительным потенциалом для включения в программу Европейских культурных путей [2, c.60]. Создание и развитие культурных путей могло бы помочь сохранению и интерпретации культурного наследия Беларуси, а также внести значительный вклад в экономику не только государства в целом, но и местных городских бюджетов, путем увеличения количества иностранных туристов, привнесения большего дохода в бюджет страны, открытия новых рабочих мест. Кроме того, предпринятые меры позволили бы сделать хорошую рекламу Беларуси на европейском туристическом рынке, обратить внимание как белорусов, так и иностранных граждан на самобытную культуру страны, возродить и сохранить архитектурные памятники Беларуси.

Актуальность в использовании именно личности Льва Сапеги, заключается в важности популяризации его достижений на мировой политической арене 16 века, раскрытия всей многогранности его натуры, как мецената, политика, гуманиста, патриота и осуществления воспитательной и просветительской деятельности, целью которой будет формирование исторического сознания белорусов и их национальной самоидентификации как народа, который был достаточно развитым и прогрессивным на протяжении многих веков. Воспитывая молодежь на примере жизни и деятельности Льва Сапеги, окажется возможным поднять национально-патриотический дух следующих поколений и поставить их на путь возрождения своей страны.

Таким образом цель данной курсовой работы заключается в анализе и оценке ресурсной базы и создании концепции культурного пути «Жизненный путь Льва Сапеги».

Задачи данной курсовой работы:

- оценить и показать вклад Льва Сапеги в историю Беларуси и Европы, его место в современной Беларуси;

-проанализировать ресурсную базу и дать ей оценку;

-разработать  концепцию культурного пути.

Объектом исследования являются культурные пути, предметом – потенциал Беларуси и смежных государств в создании и реализации культурного пути «Жизненный путь Льва Сапеги».

В качестве основной литературы использовались книги З.И. Дудзюк «Леў», И.В. Саверченко «Канцлер Вялікага Княства Леў Сапега», научная статья Артюшевской С.В. "Зарубежный опыт создания тематических культурных путей", а также текст «Резолюции CM/Res (2010) 52 о правилах выдачи сертификата "Культурный путь Совета Европы" переведенный на русский язык.

В данной работе будут использоваться такие методы исследования как анализ, классификация, прогнозирование, аналогия.

Данная работа состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе дается описание жизни Льва Сапеги, а также отражается его вклад в историю развития страны и место в современной Беларуси, во второй главе проводится анализ и оценка ресурсной базы наследия Сапеги, третья глава представляет собой концепцию культурного пути «Жизненный путь Льва Сапеги».

 

 

1. БИОГРАФИЯ ЛЬВА САПЕГИ, ЕГО  РОЛЬ И МЕСТО В ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ БЕЛАРУСИ

 

1.1 Биография Льва Сапеги

 

Лев Сапега, безусловно, один из самых известных государственных деятелей за всю историю Беларуси. Его жизнь – пример службы своей земле, самоотверженности и патриотизма. Он менял религию, однако всегда оставался патриотом Беларуси, белорусского языка. Кроме того, был тонким дипломатом, выполняя важные посольства в Московском княжестве и не только. Лев Сапега остался в нашей истории не только как блестящий политик, но и как выдающийся меценат, который возрождал и поддерживал искусство, спонсировал строительство архитектурных памятников, создал богатейшую библиотеку.

Лев Иванович Сапега был рожден 4 апреля 1557 года в имении Островно Витебского воеводства, ныне это агрогородок Островно в Бешенковичском районе Витебской области. Он был старшим сыном дрогичинского старосты Ивана Сапеги и княгини Богданы Друцкой-Соколинской. Кроме Льва в семье было два сына, Егор и Андрей, а также три дочери. Не смотря на то, что родители Льва Сапеги были православными, они отдали его в протестантскую школу в Несвиже, которой владел Николай Радизивилл Черный. В то время там жили и работали известные всей Европе деятели науки и культуры, такие как Ф. Лисманини, П. Сарториус и другие. Здесь они писали теологические тексты, готовили к изданию Берестейскую Библию, занимались переводом средневековых и античных текстов, а также преподавали. Именно в Несвиже работали такие известные белорусские мыслители как Симеон Будный и Лаврентий Криштовский. Тут в 1562 году они выдали учебник «Катехизис», по которому, по словам И.В. Саверченко, Сапега учился читать на родном языке [12, с.8].

Несвижский кружок гуманистов, в среде которых обучался Сапега, очень сильно повлиял на его дальнейшее развитие и становление его личности. Ученые, поэты, художники, которые работали при дворе Радзивилла, владели практически всеми европейскими и мертвыми языками, и создали настоящий культ филологии, который также влиял на развитие Льва Сапеги. По словам И. В. Саверченко, уникальная система преподавания и постоянное нахождение в кругу высокообразованных людей, а также богатая библиотека Радзивиллов, помогли молодому Сапеге очень быстро и легко освоить несколько иностранных языков. Еще будучи ребенком Сапега владел польским, немецким, латинским и греческим языком [12, c.9].

В возрасте 13 лет Лев вместе с детьми Николая Радзивилла поступает в Лейпцигский университет, где, по словам З. И. Дудзюк, выучил основы философии и теории права и стал сторонником Реформации и гуманизма, что в последствии сказывалось на его государственной и политической деятельности [4, c.15]. Будучи глубоко восхищенным идеями Лютера и Кальвина, он придерживается идей протестантизма.

На родину Сапега возвращается после 1572 года и по ходатайству Николая Радзивилла Рыжего поступает в 1576 году на службу ко двору нового короля Стефана Батория. Благодаря возобновившейся в 1579 году войне между Речью Посполитой и Московией у Льва Сапеги появилась возможность карьерного роста: он на собственные деньги собрал хоругвь солдат и сражался под Псковом и Завалачами. За свои подвиги перед королем и великим князем Стефаном Баторием он 4 февраля 1580 года получает перспективную должность секретаря Великого Княжества Литовского. В 1581 году Сапега занимает должность главного писаря Государственной Канцелярии. С этого момента, по словам И. В. Саверченко, и начинается его политическая карьера, так как он получает доступ ко всем государственным тайнам [12, с.12].

В связи с потрбностью защитить восточные земли Княжества и из-за набега монголо-татар с юга, Стефан Баторий в 1584 году отправляется в Москву к Ивану IV Грозному великое посольство, во главе которого был Лев Сапега, на тот момент ему исполнилось всего 27 лет. Однако в дороге случилось непредвиденное: в это время умер Иван Грозный, а на трон взошел его сын Федор Иванович. Так как все документы были оформлены на умершего князя, то вся ответственность за проведение переговоров с московскими боярами полностью легла на молодого Сапегу. Итогом этого посольства было мирное соглашение с Московией на 10 месяцев и освобождение из плена без выкупа 900 литвин. За удачные переговоры Стефан Баторий подарил Сапеге Слоним, а в начале 1585 года он становится подканцлером Великого Княжества Литовского. Как утверждает З. И. Дудзюк, исполняя обязанности подканцлера, Лев был одним из ближайших советников Стефана Батория. В частности, с марта по май 1586 года он выполнял функцию администратора литовского скарба, хотя в это время формально подскарбием являлся Ян Глебович. В это время производилась чеканка монет с гербом Сапеги [4, с.33].

В этом году случается еще одно важное событие в жизни Сапеги: 1 сентября он женится на Дороте Збаражской, вдове троцкого воеводы князя Степана Збаражского. Как утверждает И. В. Саверченко, материальное положение Сапеги на тот момент выглядело не очень хорошо, и чтобы отпраздновать свадьбу ему пришлось продать одно из своих поместий [12, с.19]. Однако брак с Доротой значительно улучшил материальное положение Сапеги, так как она являлась дочерью польского сановника, люблинскго кастеляна Андрея Фирляя и Барбары, полоцкой воеводины [4, с.33]. В это время Сапега переходит в католичество, так как этого требует не только обряд венчания, но и политическая ситуация в стране.

12 декабря 1586 года внезапно умирает Стефан  Баторий, которого, как считают исследователи, отравили придворные. В ходе Вального Сейма 1587 года королем и великим князем был выбран Сигизмунд Ваза, при чем одним из условий великокняжеских радных панов было сохранение всех демократических свобод на территории Великого Княжества, сохранение всех государственных границ, продолжение деятельности Вального Сейма и Государственной Канцелярии, а так же самое важное решение, которого добивался Лев Сапега – подписание Грамоты от 28 января 1588 года, которая подтверждала бы юридическую силу Статута Великого Княжества Литовского в третьем издании от 1588 года.

После смерти Астафия Воловича в 1589 году Лев Сапега занимает его должность и становится канцлером Великого Княжества Литовского. С этого момента ни один документ, принятый и подписанный Сигизмундом III, не действовал на территории Великого Княжества без подписи Льва Сапеги. Это было важнейшим достижением Сапеги на пути становления независимости Великого Княжества Литовского. Весной же 1591 года умирает его жена Дорота, оставив Льву двухлетнего сына Яна и дочь от предыдущего брака Барбару. Похоронили Дороту Фирлеевну в Вильнюсе в костеле святого Михаила, который построил Лев Сапега за два года до смерти жены на свои деньги.

 В  это же время в Великом Княжестве  назревает конфессиональный конфликт  со стороны протестантов, а также умирает отец Сигизмунда III, так что Речь Посполитая временно остается без короля и великого князя, который уезжает в Швецию, и весь груз ответственности ложится на плечи Льва Сапеги. Он проводит попытки усмирения протестантов, регулирует разразившийся в отсутствие короля и великого князя конфликт между шляхтой, а также начинает упорядочение главного архива Великого Княжества. Так же в этот период начинает зарождаться идея униатства на территории Беларуси, и канцлер Лев Сапега поддерживает данную идею. Одной из причин поддержания зарождения униатства было желание Льва Сапеги остановить постоянный конфликт между католиками и православными, а также помощь в борьбе с Реформацией. По словам И. В. Саверченко, была еще одна причина, по которой Сапега активно поддерживал идею унии католической и православной церквей: в 1589 году было основано московское патриаршество, которое своей целью имело объединение всех православных под властью Москвы. Все православное провозглашалось московским, а земли Беларуси с этого момента становились якобы исконно русcкими [12, с.44].

В возрасте 70 лет 25 июля 1625 года Сапега становится Великим Гетманов Княжества Литовского. Это время было очень неспокойным для Великого Княжества, так как шведский король Густав-Адольф начал наступление в двух направлениях: на Полоцк и на Вильно. Кроме этого в это время случился, по словам И. В. Саверченко, страшный голод, и чтобы спасти державу, Сапега пожертвовал все свои сбережения и всю собственность на удержание хоругвей. Благодаря этому Великое Княжество Литовское не исчезло с политической карты Европы в XVII веке [12, c.61-62].

Информация о работе Анализ ресурсной базы и создание концепции культурного пути «Жизненный путь Льва Сапеги»