Анализ туристского рынка Санкт-Петербурга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 17:33, контрольная работа

Краткое описание

Особенности развития туризма в г. Санкт – Петербург, как и в России в
целом, во многом обусловлены политическими и экономическими изменениями,
происходившими в стране после 1990 года. Иностранные граждане получили
возможность свободно передвигаться по территории России, а российские
выезжать за границу. Небольшие частные туристские фирмы стали во множестве
появляться и в крупнейших городах, и в далекой провинции.

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ туристского рынка Спб.docx

— 43.74 Кб (Скачать файл)

АНАЛИЗ  ТУРИСТСКОГО РЫНКА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

1. Анализ  туристского рынка в 1998 – 2001 гг.;

Особенности развития туризма в г. Санкт –  Петербург, как и в  России в

целом, во многом обусловлены  политическими  и  экономическими  изменениями,

происходившими  в стране  после  1990  года.  Иностранные  граждане  получили

возможность  свободно  передвигаться  по  территории  России,  а  российские

выезжать  за границу. Небольшие частные туристские фирмы стали  во  множестве

появляться  и  в  крупнейших  городах,  и   в   далекой   провинции.

 Резко увеличился спрос на  ранее  весьма  немногочисленные  поездки  в  зарубежные

центры  туризма. Но  основной  причиной  чрезвычайного  спада  во  внутреннем

туризме  –  остаётся   прекращение   его   финансирования   государством   и

профсоюзами. Сократился и поток иностранных  туристов, приезжающих в  Россию.

Таким  образом,  социально-экономические  факторы  в   последние   годы   не

способствовали  полноценному  и   сбалансированному   развитию   российского туризма.

Несмотря  на  это,  приток  иностранных  туристов  в   Санкт-Петербург постепенно растет. Известно, что за 2000 год Санкт-Петербург посетило  около 2 млн. туристов. Это выше,  чем в 1999  году,  и цифра имеет тенденцию

возрастать

К 2001  году  позиции  внутреннего  туризма  укрепились. 

Далее наблюдается  плавный  рост  заграничных  поездок,обусловленный выходом из кризиса.

Самой популярной страной дальнего зарубежья  среди  петербуржцев  в  течение

нескольких лет остается: Финляндия.

Близость  расположения  и  сложившиеся  деловые  и  культурные   связи

Петербурга  и Финляндии способствуют тому; что  большинство туристов  посещают

эту страну 2,3 и значительно большее число  раз в течение года

Сейчас  состояние дел таково, что туристическим  фирмам достаточно,  как

правило, тех клиентов, которые сообщили им о  своем  желании  поехать  куда-либо.

Фирмы достаточно  спокойны

и не озадачены  стратегическими  проблемами  и  творческим  поиском.  Но  не

следует забывать, что ситуация в Петербурге такова,  что  при  благоприятном

развитии  событий насыщение рынка может  произойти  очень  быстро  и  тогда  в

выигрышном  положении  окажутся  стратеги. 

Понятие  "туризм"  в  России  ассоциируется  прежде  всего   с

рюкзаком, кострами, палатками, песнями под  гитару, со  спортом,  укреплением

здоровья. В последние годы  в  ассоциативный  рад  туризма  попадают  отдых,

отдыхающие, пляж, море. Менее всего туризм увязывается  в сознании россиян  с

высокодоходной  отраслью  экономики.  И  это  характерно   не   только   для

обыденного  восприятия. И  хотя  за  последние  годы  произошли  определенные

изменения в государственной политике в  этой сфере, еще  далеко  до  создания

действенной    структуры    и     механизма     общественно-государственного

регулирования  развития  туризма,  стратегии  развития   его   как   сложной

социально-экономической  системы, в которой туристическая  индустрия  является

одним  из  элементов.  А   ведь   именно   такой   подход   характерен   для

высокоразвитых  стран, большую часть  своего  благосостояния  построивших  на

доходах от туризма. Россия тесно связана  с  международным  туризмом.  И  она

должна  развивать туризм в рамках общих  правил  и  норм,  чтобы  извлечь  все

выгоды  от этого развития. А опыт исследований туризма показывает,  что  есть

ряд общих  закономерностей, которые неминуемо  следует  учитывать,  независимо

от  национальных  особенностей  туризма.  Сюда  можно  отнести  и   динамику

развития  потребностей,  и  потребительского  сознания  в  сфере  туризма,  и

координацию  общественного  регулирования  рынка  туризма,  и  маркетинговые

стратегии, и наличие информационной поддержки.

 

Итак, делая  выводы из данных Агентства  социальной  информации,  можно

вынести основные положения на период 1998-2001 гг.:

. В период  с 1999  –  2001  гг.,  ежегодно,  42%  не  имели  возможности

путешествовать  из-за недостатка средств.

. В период  с 1998-2000  гг.  интенсивность   туризма  имела  тенденцию   к

снижению  за счёт спада в экономике страны. К 2001 году ситуация ещё не

достигла  до кризисного уровня

. Интенсивность  поездок по  месяцам  повторяется   из  года  в  год:  пик

выезжающих  приходится на летние месяцы

. В характере  поездок преобладает рекреационный туризм

. Наиболее  приемлемым для туристов считается  отдых в рамках от 5  до  15

дней 

. Самым  приемлемым, а, следовательно, популярным, способом  передвижения

в 1999 - 2001 гг. являлся поезд

. На протяжении  всего срока более 90% фирм занимались  выездным, и  менее

10% въездным  и внутренним туризмом;

. Затраты  на покупку туров и расходы  в поездках в среднем составляли  от

300 до 1000 долларов.

. Самая  популярная страна во  все   года  для  петербуржцев  –   Финляндия

В этой ситуации продвижение туристского продукта на  российский  рынок

обрело  ряд характерных особенностей:

.  рекламируются,  прежде  всего,  такие  характеристики  тура  как  его

комфортность  и развлекательность при якобы  “минимальной” стоимости;

.  из  природных  и  культурных   региональных   особенностей   внимание

обращается  на  море,  солнце,   кухню,   архитектуру   -   при   этом

употребляются  эпитеты  исключительно  в  превосходных  степенях,   но

достоверность  и  содержательность  таких  обычно  весьма   лаконичных

рекламных сообщений убедительными сведениями не подкрепляются;

.  специализированные  и  детальные  фирменные   каталоги   -   редкость,

серьезные  аналитические  публикации  -  еще   большая   редкость,   а

периодических и профессиональных аналитических  изданий практически  не

существует;

. российские  клиенты очень часто ориентируются  не  столько  на  рекламу,

которой не очень доверяют (что вполне объяснимо),  сколько  на  мнение

знакомых, испытавших на себе качество услуг  той  или  иной  туристской

фирмы и  повидавших те или иные края.

Необходимо  отметить также и то обстоятельство, что господствующая ныне

ориентация  на выездной  туризм  и  нерыночный  характер  туризма  в  прошлом

обусловили  скудность, а  нередко  и  полное  отсутствие  рекламы  на  уровне

отдельных  объектов  размещения  туристов  внутри  страны.  Несколько  лучше

обстоит дело с  рекламой  авиакомпаний  и  ресторанов,  отчасти  -  наиболее

крупных музеев. Но в целом, как специализированная туристская  реклама,  так

и  вообще   справочная   информация,   необходимая   туристским   операторам

внутреннего туризма, бедна и доступ к ней  очень сложен.

Существенно и еще  одно  обстоятельство.  Руководители  многочисленных

региональных  туристских  или  рекреационных  учреждений   -   баз   отдыха,

пансионатов, детских оздоровительных лагерей, принадлежавших прежде  крупным

предприятиям, ведомствам или местным властям, как правило,  не  умеют  и  не

стремятся активно искать  клиентов,  поскольку  “загрузка”  этих  учреждений

всегда  осуществлялась  без  их  участия.  В  результате   эти   учреждения,

представляющие  собой один  из  компонентов  туристского  потенциала  страны,

остаются  неизвестными и невостребованными. Другое  дело,  что  они  лишились

ведомственной или государственной поддержки  и  их  материальное  положение,

состояние зданий и  оборудования  по  большей  части  бедственное,  если  не

катастрофическое.  Безусловно,  существенным  фактором,   усугубляющим   эту

ситуацию, является также падение платежеспособного  спроса.  Тем  не  менее,

некоторые из таких учреждений, проявив инициативу, разработав  и  осуществив

маркетинговые мероприятия, добились очевидных успехов.

Еще одна серьезная проблема в развитии  рынка  внутреннего  туризма  -

несоответствие  цен на предлагаемые услуги качеству этих  услуг,  особенно  в

части  условий  размещения,  питания  и  перевозок,  то  есть  в   важнейших

компонентах  туристского  сервиса.  В  результате  многие   из   иностранных

туристов, однажды побывавшие в российских регионах, не стремятся приехать  к

нам снова, а их суждения о российском туризме  не  способствуют  формированию

привлекательного  облика страны.

И последняя  проблема - российский внутренний туризм по  сути  дела  не

имеет  государственной  рекламной   поддержки.   Между   тем   формированием

позитивного туристского имиджа страны во всем мире  занимаются  авторитетные

государственные структуры.

 

2.2. Анализ  туристских услуг г. Санкт-Петербург  в 2000 - 2003

Около половины иностранных туристов, приезжающих  в  Россию,  посещают

"Северную  Пальмиру", причем в  последние   годы  число  прибывающих   туристов

неуклонно растет. В 1998 году Санкт-Петербург  принял  около  2,3  миллионов

туристов, из них около 1,8 миллионов из дальнего зарубежья и  500  тысяч  из

России  и стран СНГ. С каждым годом  эта цифра  неуклонно  растёт  и  к  концу

2003 года  составит чуть более 3 миллионов.

Приезжающим в город, несомненно, не  придется  скучать  от  недостатка

достопримечательностей. В  архитектурном  плане,  город  воспринимается  как

единый  ансамбль с уникальными по своей  красоте дворцами и храмами.  Улицы  и

проспекты города на Неве позволяют  ощутить  идеальную  гармонию  и  строгое

совершенство. В облике города есть что-то  от  Венеции,  что-то  от  Парижа,

есть  район  именуемый  "Новой  Голландией".  Однако  у  города  есть   свое

неповторимое  лицо  -  он  строился   по   единому   архитектурному   плану,

одобренному Петром Великим.  "Симфонией  в  камне"  иногда  называют  Санкт-

Петербург.

Вокруг  города располагается  своеобразное  ожерелье,  составленное  из

парков  Петродворца, Павловска, Пушкина, Ломоносова, Гатчины  с  красивейшими

дворцами. Они создавались как парадные загородные резиденции  русских  царей

и придворной знати. Замечательные памятники  пейзажного  и  садово-паркового

искусства  стали  теперь   историко-художественными   музеями.   Однодневные

экскурсии по этим городам,  предлагаемые  туристическими  фирмами,  являются

одними  из самых популярных в Санкт-Петербурге.

Культура  Санкт-Петербурга, являясь "душой  города", имеет исключительно

большое значение  в  формировании  его  привлекательности  на  международном

туристском  рынке.  Пятьдесят  театров  со  всемирно  известными  творческими

коллективами, в яркой палитре которых есть и Мариинский  (Кировский)  театр,

и театр  оперы  и  балета  имени  М.  П.  Мусоргского.  Свыше  300  музеев  и

постоянно действующих выставок всегда готовы  гостеприимно  распахнуть  свои

двери для  гостей города.

Ежегодно  организуется более 100 международных  фестивалей,  конкурсов,

традиционных  праздников,  причем,  очень  часто  основной  ареной  подобных

мероприятий становятся центральные улицы и  площади города. Например, в  2003

году  было проведено уже 17 международных  фестивалей. Вот некоторые  из  них:

Информация о работе Анализ туристского рынка Санкт-Петербурга