Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 00:04, курсовая работа
Для успеха того или иного коммерческого мероприятия по сбыту туристских услуг
необходимо наличие определенного минимума стимулирующих мер, которые
осуществляются в комплексе с рекламной работой и другой коммерческой
деятельностью. Крупные туристские фирмы (оптовики и туроператоры) обычно
имеют штатные службы стимулирования сбыта, которые занимаются изучением
эффективности принятых ранее мер и дают рекомендации относительно наиболее
действенных приемов.
ГЛАВА 3 Продвижение тура
3.1. СТИМУЛИРОВАНИЕ ПРОДАЖ И ПРОПАГАНДА ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА
Нерекламные методы продвижения турпродукта.
Для успеха того или иного коммерческого мероприятия по сбыту туристских услуг
необходимо наличие
осуществляются в комплексе с рекламной работой и другой коммерческой
деятельностью. Крупные туристские фирмы (оптовики и туроператоры) обычно
имеют штатные службы стимулирования сбыта, которые занимаются изучением
эффективности принятых ранее мер и дают рекомендации относительно наиболее
действенных приемов.
К нерекламным методам продвижения турпродукта относятся:
· личные (персональные) продажи, осуществляемые через агента;
· прямая рассылка информации и работа с различными базами данных
(формирование постоянно
поддерживаемых баз данных
основе которых осуществляется доведение до клиента информации о конкретных
турах и др.);
· прямой маркетинг (телефонный маркетинг, почтовая рассылка –
информация перспективных корпоративных клиентов);
· стимулирование сбыта – при этом клиентам предлагают, например,
купоны на скидки, проводятся разнообразные конкурсы и розыгрыши призов для
покупателей туров, осуществляются бонусные программы, а также раздаются
предметы с элементами фирменного стиля;
· пропаганда или организация паблик рилейшнз – непрямое предложение
(организация культурных
мероприятий, где
фирмы, куда приглашаются представители средств массовой информации).
Поскольку туроператор часто работает напрямую с клиентами и при этом в
большом объеме реализует турпродукт через систему турагенств, меры
стимулирования продажи или сбыта могут быть разными, в зависимости от того,
на кого они направлены:
в адрес непосредственно
потребителя туристских услуг
или в адрес розничных
организаций.
Стимулирование потребителей
Среди задач стимулирования потребителей основными являются: поощрение более
интенсивного потребления предлагаемых туров или отдельных услуг, побуждение
туристов к приобретению услуг, которыми они ранее не пользовались,
привлечение внимания к туристскому предложению тех, кто пользуется услугами
конкурентов.
Средства стимулирования:
· предоставление скидок с объявленных цен на туристские услуги и
поездки в случае предварительного их бронирования до определенного срока.
Этот прием имеет целью заинтересовать большее число покупателей возможностью
купить заранее туристскую поездку по более низкой цене;
· предоставление
дополнительного бесплатного
3 дней, если турист купит
тур с максимальной
Например, при покупке тура продолжительностью 20 дней турист может получить
бесплатное обслуживание еще на 1-3 дня;
· включение в комплексное обслуживание некоторых бесплатных
дополнительных услуг (например, вход в диско-клуб, на пляж, пользование
площадками для мини-гольфа, теннисными кортами и т.д.);
· проведение фирмой в прессе, по радио и ТВ или на выставке викторины
по вопросам туризма, в которой победитель получает награду в виде бесплатной
туристской поездки. Таким путем фирма добивается привлечения к себе внимания
дополнительного числа потенциальных клиентов;
· широкая раздача бесплатных фирменных сувениров (дорожных сумок,
шариковых ручек, зажигалок и т.п.) туристам, совершающим поездку по
организуемому фирмой туру. Расчет делается на поднятие авторитета фирмы в
глазах туристов и закрепление их в числе своих постоянных клиентов;
· оказание особого внимания в обслуживании постоянных клиентов фирмы
путем размещения их в более престижных номерах в гостинице, в уютных местах в
ресторане, подношения цветов, ваз с фруктами, более дорогих сувениров, а
также путем направления поздравлений по случаю праздников и торжественных дат
и др.;
· торжественное чествование юбилейных (1-,10-,100-тысячных)
покупателей. Публикация по этому поводу сообщений в прессе, по радио и ТВ.
Вручение юбилярам ценных подарков или предоставление им льгот.
Стимулирование розничных турагентов.
Применительно к розничным туристским фирмам задачи стимулирования включают:
поощрение их к введению новых туристских услуг в объекты своей торговой
деятельности; подрыв мер стимулирования, применяемых конкурентами;
формирование у розничных фирм приверженности к сотрудничеству; выход со своим
предложением в новые торговые точки.
Средства стимулирования:
· установление прогрессивной комиссии за продажу туристских поездок
сверх установленной квоты;
· предоставление скидок с объявленных цен на групповые поездки в
случае увеличения объема продаж, особенно в несезонный период;
· предоставление бесплатного обслуживания работникам розничной фирмы,
сопровождающим в поездке туристские группы;
· вручение представителям розничных турагенств представительских
подарков-сувениров;
· проведение туристских бирж, на которых продажа туров производится на
льготных условиях (право «первой руки», преимущественное право, скидки с
объявленных цен и др.);
· распространение каталогов среди потенциальных партнеров;
· организация ознакомительных (рекламно-информационных) поездок
работников розничных туристских фирм бесплатно или с предоставлением им
больших скидок (75%) с объявленных цен. Во время таких поездок для участников
рекламных туров организуется программа, включающая ознакомление с туристской
индустрией, туристскими достопримечательностями, проводятся
специализированные рекламно-
Ознакомительные поездки стали нормой на современном туристском рынке.
Перечислим некоторые принципы организации ознакомительных поездок для
турагентов:
· группы для таких поездок формируются не из директоров, а из
менеджеров (работников турагенств), непосредственно реализующих турпродукт;
· в такие поездки, как правило, приглашаются уже зарекомендовавшие
себя партнеры;
· такие поездки организуются в несезон (перед его началом);
· в программу тура включается ознакомление с материальной базой приема
и со всеми основными и дополнительными услугами;
· стандартная группа в такой поездке – 15-20 человек;
· стандартная продолжительность – 1 неделя;
· участники поездки оплачивают только перелет (не нужно путать такие
туры с поощрительными, где все обслуживание предоставляется бесплатно);
· производится отслеживание результатов продаж в конкретных фирмах,
принимавших участие в ознакомительной поездке.
Меры стимулирования планируются на основе общей стратегии маркетинга и выбора
наиболее эффективных средств. Как и рекламная деятельность, мероприятия
стимулирования сбыта проводятся в календарные сроки. Эти сроками как в
национальном, так и в международном туризме могут быть периоды активной
продажи туристских поездок на следующий год, сроки, совпадающие с крупными
туристскими событиями. Стимулирующие меры связаны с определенными расходами,
и поэтому их реализация
требует составления
ассигнований чаще всего определяется в процентном исчислении от общего
оборота или доходов фирмы. При этом критерием могут служить расходы
предыдущих лет.
Наряду с реализацией мероприятий стимулирования сбыта должна постоянно
проводится оценка их эффективности. Для этого используются методы опроса
туристов, сравнительного анализа объема продажи туристских услуг с объемом их
продаж в предыдущие годы.
Пропаганда туризма
Наряду с мерами стимулирования сбыта для активизации продажи туристских
поездок может и должна использоваться туристская пропаганда. Сейчас этот вид
деятельности называют PR-паблик рилейшнз или паблисити – формирование
общественного мнения.
Пропаганда включает использование редакционного, а не платного места и
времени во всех средствах распространения информации (рекламоносителях),
доступных для чтения, просмотра
или прослушивания
потенциальными клиентами туристской фирмы. Кроме того, пропаганда – это еще и
организация, и участие в публичных мероприятиях, также создающих
благоприятный образ туристского предприятия и обслуживания.
Туристская пропаганда используется для популяризации туристских поездок в
заинтересованные страны, регионы, туристские центры, для повышения авторитета
туристских фирм, предприятий. Этот вид деятельности имеет своей целью
формирование общественного мнения о самой турфирме и о направлениях ее
деятельности, а также создание туристского имиджа. Ставится задача
обеспечения фирме хорошей репутации. Для решения этой задачи используется
несколько средств:
Установление и поддержание связей с прессой для размещения в ней сведений
познавательно-событийного характера и для привлечения внимания читателей к
туристским
достигаются путем приглашения журналистов, освещающих вопросы туризма,
совершить поездку по выбранному маршруту за счет фирмы, на различные приемы,
семинары, пресс-конференции и т.п.
Общефирменная коммуникация – деятельность, направленная на обеспечение
более глубокого понимания общественности специфики фирмы. Примером такой
коммуникации может служить участие фирм в благотворительных акциях,
общественных фондах, а также их спонсорство.
Товарная пропаганда – деятельность, объединяющая разнообразные усилия по
популяризации конкретных туристских маршрутов, программ, услуг. Примером такой
пропаганды может быть проведение дней туризма, дней фирмы, пропагандистских
кампаний: «Туризм и спорт», «Туризм и экология» и т.п.
Лоббизм – работа с законодателями и правительственными, официальными
чиновниками с целью добиться принятия или отклонения какого-либо закона,
решения вопросов текущей деятельности, требующих согласования с официальными
органами.
Консультирование – выдача официальным органам рекомендаций по вопросам
общественной значимости туризма и деятельности туристской фирмы.
Пропаганда (PR) способна значительно повысить уровень общественной
осведомленности, и обойдется это значительно дешевле, чем реклама, поскольку
фирма не платит ни за место,
ни за время в средствах
информации.
Удачно выбранная туристская тема способна заинтересовать широкий круг
журналистов, которые не являются непосредственно специалистами по туризму.
Информация на туристскую тему может найти свое место и по рубриками,
освещающими экономику, социальные проблемы, промышленность, спорт, окружающую
среду и др.
Требования, предъявляемые к информации. Первое требование – учет
временного фактора. Информация должна предупреждать события. Для ежемесячных
журналов репортаж о каком-либо событии должен быть подготовлен по меньшей мере
за три месяца до публикации. Второе требование – форма подачи материала
должна соответствовать месту, которое займет данная публикация. Одна и та же
информация будет иметь разную форму подачи в зависимости от того, кому она
адресована: профессионалам или широкой публике.
Основными формами подачи информации для пропаганды туристского продукта
являются интервью и комментарии.
Туристские мероприятия по своему характеру могут быть весьма разнообразны:
· презентационные дни и недели, которые позволяют устанавливать
витрины, стенды, чтобы привлечь внимание к тому или иному спортивному курорту
или к определенной теме (спортивной, культурной и др.);
· гастрономические мероприятия, которые проводятся для привлечения
внимания к сети отелей или к каким-либо событиям, ожидаемым на неделе или в
течение двух недель, и т.д.;
· торговые дни и недели. Они организуются по случаю туристских
презентаций (например, недели британского туризма, организуемые в крупных
французских городах, и пр.);
· конкурсы, проводимые крупными ассоциациями, инициативные конкурсы
крупных туроператоров, призванные привлечь внимание большого количества
потребителей. Они могут
проходить при поддержке
· спортивно-зрелищные мероприятия – проведение чемпионатов, вручение
кубков, организация несложных праздничных состязаний и т.д. На подобных
туристских мероприятиях практикуется угощение участников (фуршеты, выездные