Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 13:28, статья
Туризм — наилучший способ знакомства с культурой не только другой страны, но и своей. Знакомство с жизнью, историей, обычаями, культурой другого народа и своего обогащает духовный мир человека.
Туризм как феномен культуры восполняет эстетико-нравственный компонент рыночного общества, обогащая его ценностными факторами. Эстетическое в туристской деятельности созидается людьми в продуктах их труда и проявляется непосредственно в воспринимаемом внешнем облике, характере деятельности, постоянном, профессиональном общении людей, т. е. складывается на основе ценностного отношения субъекта и объекта.
Л. С Макарова
Вязьменский филиал РМАТ
АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТУРИЗМА И КУЛЬТУРЫ
Туризм — наилучший способ знакомства с культурой не только другой страны, но и своей. Знакомство с жизнью, историей, обычаями, культурой другого народа и своего обогащает духовный мир человека.
Туризм как феномен культуры восполняет эстетико-нравственный компонент рыночного общества, обогащая его ценностными факторами. Эстетическое в туристской деятельности созидается людьми в продуктах их труда и проявляется непосредственно в воспринимаемом внешнем облике, характере деятельности, постоянном, профессиональном общении людей, т. е. складывается на основе ценностного отношения субъекта и объекта. Возникает вопрос: что такое культурный туризм? Причем не только как реальное явление, а и как научное понятие.
Понимание культурного туризма,
предложенное В. А. Квартальновым и
В. А. Дмитриевым, - это не что иное,
как научная позиция
Итак, культурный туризм - это
духовное присвоение личностью через
путешествия и экскурсии
Ему нет замены. В отличие от опосредованного восприятия (к примеру, через технические средства коммуникации) культурный туризм - это непосредственный контакт личности с ценностями, явлениями культуры, это ничем не заменяемый эффект присутствия. Вот почему, если позволяют обстоятельства, индивидуум отдает предпочтение прямому, непосредственному соприкосновению с подлинниками культурных сокровищ. А поскольку они географически разбросаны по городам, странам, континентам, постольку, чтобы приобщиться к ним, никак не обойтись без путешествий, экскурсий, без того, что именуется культурным туризмом.
Культура - одна из глубинных мотивировок передвижений людей. Без культуры туризм не мог бы существовать. Не только культурный туризм, а и туризм как таковой. Или оказался бы заужен, обеднен, сведен, например, до пляжного отдыха на курорте либо иного однобокого времяпрепровождения хотя бы и в путешествии, если оно лишено культурных ориентиров и целей.
В свою очередь, и для культуры туризм все более значим. Туристы - это осваиватели и разносчики самобытных культур, разнообразных культурных достижений и ценностей, что актуализирует востребованность культуры в различных ее проявлениях.
Туристы составляют значительную часть публики на культурных мероприятиях. Взять театральные, музыкальные, танцевальные и кинофестивали, всякого рода карнавалы - от всемирно признанных национальных, как в Рио-де-Жанейро, до сугубо локальных в том или ином городе, местечке, но, тем не менее, привлекающих своей неповторимостью, часто этнографической, немало гостей. Широко посещаются туристами выставки, без чего многие народные ремесла, промыслы, иные местные и художественные традиции оставались бы в забвении.
А взять крупные спортивные состязания: чемпионаты по футболу, хоккею, баскетболу, по легкой и тяжелой атлетике, боксу и борьбе, плаванию, лыжам, конькам, по спортивной и художественной гимнастике; всякого рода ралли, регаты; летние и зимние олимпийские игры. Мало того, что, к примеру, всемирные олимпиады не обходятся без красочных собственно культурных программ - сами состязания представляют собой явления культуры в области физических и волевых достижений человека. Спортивные соревнования, будь то любительские или профессиональные, неизменно посещаются туристами.
В прямой зависимости от туристских посещений находится расцвет или упадок музейного дела. Отнюдь не редкость, когда памятники истории и культуры привлекают многих туристов снова и снова, что свидетельствует об углублении культурных интересов туристов.
Партнерство культуры и туризма проявляется также в том, что финансовые поступления от последнего идут на охрану и восстановление памятных мест, имеющихся объектов культуры и даже на создание новых.
Эстетические ценности национального туризма делают человека человеком, соединяют его индивидуальность, уникальность с трудовым, профессиональным сообществом, преобразуют труд, межличностные отношения людей. Отношения в сфере туризма нуждаются сегодня в опоре на подлинные национальные ценности русского народа. ••\Для России в межнациональном и межрегиональном общении по каналам культурного туризма во многом характерны те же побудительные мотивы, что и в мировом туризме. Вместе с тем имеет место своя, вполне отчетливая специфика, что накладывает отпечаток своеобразия на формы и методы организации туристского дела, подготовку специалистов для этой сферы, включая формирование соответствующих педагогических условий.
Традиции культурного
туризма применительно к
К устойчивым отнесен русский национальный менталитет в его современной ипостаси, включающей черты патриотической общности, сформировавшиеся в ходе Великой Отечественной войны и в послевоенные годы. Это и добрые соседские привязанности, и межнациональная уважительность, и конфессиональная взаимная терпимость, и желание познавать новое, чтобы осознаннее утвердить свое и себя.
Эстетическим полем туризма является мир человеческой практики. Эстетическое в туризме носит предметно-практический характер воздействия на личность. В реальном процессе туристской практики эстетические факторы активно взаимодействуют с обществом, придавая ему целостность. Деятельность туризма направлена не только на совершенствование производственно-технической и экономической деятельности человека, она осуществляет связь профессиональной деятельности с реальным образом жизни людей, который всегда протекает в национальных формах.
Туризм выступает в качестве особой сферы деятельности, является интегрирующей характеристикой творческих форм переосознания действительности. Его эффективность определяется тем, в какой мере общество, этнос, нация совершенны и гармоничны, насколько человек является субъектом и носителем этических потребностей общества.
Вхождение национального в практику туризма не означает снижение его роли как практической деятельности. Напротив, национальная этика становится одним из катализаторов обновления, следствием ценностной переориентации туристской индустрии.
Национально-этические ценности сегодня входят в плоть туристской деятельности, гуманизируя ее, приближая ее к человеку.
Разумеется, культура в ее конкретных, тем более высших, проявлениях самоценна. Однако, чтобы она стала принадлежностью внутреннего мира личности, необходимы усилия по каналам туризма, использование предоставляемых туризмом возможностей. В противном случае многие богатства культуры не достижимы в их первозданности. Иными словами, без культурного туризма достижения культур во многом остаются вне досягаемости людей, вне их личных впечатлений и переживаний. Притом не просто сами по себе, а еще и в их собственном контексте - природном, ландшафтном, историко-архитектурном и ином. Напротив, благодаря туризму культурные ценности в не урезанной полноте их облика бытования становятся внутренним обретением человека, воспринимается им как удовлетворение запросов души, как свое жизненное достижение без чего личность оказывается беднее.
Информация о работе Аспекты взаимодействия туризма и культуры