Безопасность в международном туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 19:16, контрольная работа

Краткое описание

Под безопасностью в туризме понимается личная безопасность туристов, сохранность их имущества и не нанесение ущерба окружающей природной среде при совершении путешествий. Безопасность туриста напрямую зависит от политики государства, от мер, принимаемых фирмами – турагентами и туроператорами, а также от действий самого туриста. Безопасность туризма и уменьшение рисков при путешествии касаются широкого круга проблем, в том числе проверки безопасности туристских заведений и наличия у них лицензий и сертификатов, организации работы линий связи срочной помощи, прием жалоб туристов, охраны памятников, окружающей среды, борьба с наркотиками и т.д.

Содержание

Формальности безопасности в международном туризме
Правовое регулирование международного туризма
Международные документы по вопросам безопасности

Вложенные файлы: 1 файл

к.р. безопасность в туризме вар.2.docx

— 42.96 Кб (Скачать файл)

 

  1. Формальности безопасности в международном туризме 
    Правовое регулирование международного туризма 
    Международные документы по вопросам безопасности

 

Под безопасностью в туризме  понимается личная безопасность туристов, сохранность их имущества и не нанесение ущерба окружающей природной среде при совершении путешествий. Безопасность туриста напрямую зависит от политики государства, от мер, принимаемых фирмами – турагентами и туроператорами, а также от действий самого туриста.  Безопасность туризма и уменьшение рисков при путешествии касаются широкого круга проблем, в том числе проверки безопасности туристских заведений и наличия у них лицензий и сертификатов, организации работы линий связи срочной помощи, прием жалоб туристов, охраны памятников, окружающей среды, борьба с наркотиками и т.д.

Безопасность путешествий  декларировалась в Хартии туризма  и Кодексе туриста (VI сессия Генеральной  ассамблеи ВТО,  1985 год), Гаагской парламентской конференцией по туризму (1989 год). При Исполнительном Совете ВТО в 1994 году создан Комитет по качеству туристского обслуживания, который отвечает за вопросы безопасности путешествий.  
Международный опыт по разработке мер безопасности туризма исследуется и обобщается Всемирной туристской организацией. Например, в 1994 году ВТО провела обследование 73 стран мира, включая Россию, на тему «Безопасность и защита путешественников, туристов, туристских объектов». В 1995 году в Швеции была проведена I международная конференция по безопасности туризма и уменьшению рисков при путешествиях. 
Права и обязанности туриста при подготовке и совершении путешествия в РФ определены Федеральным Законом РФ «Об основах туристской деятельности». В частности, в соответствии с законом турист имеет право на обеспечение личной безопасности, сохранности своего имущества, беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи, а также на получение достоверной информации о правилах въезда в страну пребывания и особенностях поведения в ней, включая обычаи, различные обряды местного населения, санитарно-эпидемиологическую обстановку и т.д. Во время совершения путешествия турист обязан соблюдать не только законодательство страны пребывания, уважать ее обычаи, традиции, религиозные верования и социальное устройство, но и правила личной безопасности.  В России также принимаются соответствующие меры, издаются нормативные документы, которые направлены на обеспечение безопасности туристов. Например, принято Постановление Правительства РФ «О комплексе мер по обеспечению эвакуации российских граждан из зарубежных государств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций» от 30.12.94г. № 1451. В РФ разработан и действует ГОСТ Р 50644-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов», которые определяет, что при оказании туристских услуг должен быть обеспечен приемлемый уровень риска для  жизни и здоровья туристов как в обычных условиях, так и в чрезвычайных ситуациях (стихийных бедствиях и т.п.).

Стандартом определено, что  при проектировании тура и туристских услуг следует внимательно изучить  всевозможные факторы риска и  его источники, исследовать возможность  и вероятность проявления данного источника на опасном для человека уровне, подверженность человека воздействию источников опасности и, в конечном итоге, предусмотреть комплекс мер по защите здоровья и жизни туриста и его имущества. 

Международно-правовое регулирование  туризма и туристических услуг  основывается на международных договорах  и международных обычаях, а также  актах специализированных международных  организаций.

Можно выделить следующие  многосторонние международные договора:

- Всеобщая декларация  прав человека от 10 декабря 1948 года;

- Международный пакт об  экономических, социальных и культурных  правах от 16 декабря 1966 года;

          - Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года;

- Варшавская  конвенция о воздушном транспорте  от 12 октября 1929 года;

- Чикагская международная  конвенция о гражданской авиации  от 7 декабря 1944 года, а также принятые  в связи с ней Токийская,  Гаагская и Монреальская конвенции;

- Конвенция о таможенных  льготах для туризма от 4 июля 1954 года и соответствующий, Протокол  к ней (Дополнительный протокол  к Конвенции о таможенных льготах для туристов, касающийся ввоза относящихся к туризму осведомительных документов и материалов (Нью-Йорк, 4 июня 1954 г.));

          - Конвенция о защите мирового культурного и природного наследия от 23 ноября 1972 года;

- Конвенция о правах  ребенка от 26 января 1990 года;

- Генеральное  соглашение по торговле и услугам  от 15 апреля 1994 года;

- Конвенция по биологическому  разнообразию от 6 января 1995 года;

- Конвенции и рекомендации, принятые Международной организацией  труда в области коллективных  договоров, запрещения принудительного  и детского труда, защиты прав  коренных народов, равноправия  и недопущения дискриминации  на рабочих местах. 

Следующий источник международного туристского права – это международные  двухсторонние договора. С участием Российской Федерации в настоящее  время действует более 40 межправительственных двусторонних соглашений о сотрудничестве в области туризма, в том числе  с Италией, Болгарией, Францией, Кипром, Австрией, Испанией, Китаем, Кубой, Тунисом, Коста-Рикой, Бразилией, Таиландом.

Широкое развитие туристских связей обусловило объективную необходимость создания специализированных международных организаций.Исследователи выделяют следующие причины создание специализированных организаций:

Во-первых, бурный рост туризма, сложность складывающихся отношений, многостороннее влияние, оказываемое  туризмом на международные отношения.

Во-вторых, развитие международного туризма государства находится  на разных уровнях, а поэтому имеющиеся  там национальные органы по туризму  обладают весьма неодинаковым объемом  прав и полномочий. Так, в одних  странах – это министерства и  ведомства, то есть, государственные  органы, в других странах – неправительственные  некоммерческие организации. Наконец, в государствах мира нет единых однородных национальных органов, ведающих вопросами  туризма.

Итак, в настоящее время  одной из самых эффективных форм координации усилий государств по развитию сотрудничества в сфере туризма является деятельность международных туристских организаций.  

В юридической литературе такие организации подразделяют на два основных вида:

- всемирные организации;

- региональные организации.  

К всемирным организациям относятся Организация Объединенных Наций (ООН) и Всемирная туристская организация (ВТО).

ООН была создана в 1945г. и  функционирует на основании Устава ООН, принятого в том же году странами – участницами Сан-Францисской  конференции. Помимо выполнения многих функций эта крупнейшая международная  организация является координатором  деятельности государств и национальных туристских администраций в области  туризма и международных путешествий. Именно в рамках ООН были разработаны  и приняты основные международные  конвенции по вопросам правового  регулирования международного туризма. ООН явилась организатором ряда международных семинаров и коллоквиумов по вопросам подготовки кадров специалистов для туризма, разработки методики статистического  учета в области международного туризма.

Одной из эффективных форм такой координации деятельности является проведение международных  конференций и совещаний, на которых  обсуждаются и принимаются документы, содержащие различные рекомендации по международному сотрудничеству в  сфере туризма. Принятые ООН резолюции  включают в себя вопросы по:

- упрощению туристских  формальностей;

- правовому регулированию  положения иностранных туристов;

- обеспечению безопасности  туристов и их имущества;

- техническому сотрудничеству  в области международного туризма,  а также по ряду других аспектов межгосударственного сотрудничества в сфере туризма.

Одной из последних актов  ООН – является Декларация «Использование туризма для достижения Целей  развития тысячелетия», принятая в  сентябре 2005 года в Нью-Йорке в  рамках Генеральной ассамблеи ООН  и призывающей к дальнейшей поддержке  программы ST-EP (Устойчивый туризм в  целях искоренения нищеты).

Вопросы международно-правового  механизма координации деятельности государств в области туризма, его  организационной структуры находят  постоянное отражение в документах сессий Генеральной Ассамблеи ООН. Важным аспектом поддержания мира является постоянное, детальное развитие норм и принципов современного международного права в соответствии с меняющимися условиями международных отношений.

Большую роль в правовом регулировании международного туризма  играет Экономический и Социальный Совет ООН(ЭКОСОС), который явился инициатором созыва в рамках ООН специализированных международных дипломатических конференций по вопросам развития туризма. Именно по инициативе ЭКОСОС созваны Конференция ООН по таможенным формальностям (1954г.), Конференция ООН по туризму и путешествиям в Риме (1963 г.).

Правовым регулированием мирового туризма, а также изучением  национального законодательства государств по данному вопросу в ООН занимаются не только ее главные органы, но и  вспомогательные, в первую очередь  экономические комиссии ООН, осуществляющие работу по проблемам развития регионального  туризма.

В рамках ЭКОСОС необходимо выделить Статистическую комиссию. В  сферу ее деятельности наряду с разработкой  стандартных определений и классификаций  статистики туризма входит также  принятие резолюций по вопросам стандартизации определений и терминологии (в  частности, терминов «временный посетитель», «турист», «экскурсант»), унификации классификаций, выработки единой методологии статистики туризма и т. д. Статистической комиссией  ЭКОСОС был разработан и принят проект руководящих принципов по статистике международного туризма.

Следующий орган - Европейская экономическая комиссия (ЕЭК). В разветвленной системе разнообразных комитетов и других вспомогательных органов ЕЭК обсуждаются конкретные вопросы туристской деятельности, в том числе развития и совершенствования сферы туристских услуг; организации текущего контроля операций, специальных исследований и анализа изменений, происходящих на различных рынках туризма; обеспечения финансовых стимулов для развития туризма; контроля операций и формулирования политики авиакомпаний, судоходных и автодорожных компаний и агентств, занимающихся обслуживанием туристов; таможенных формальностей в отношении туристов как въезжающих в данную страну из-за границы, так и выезжающих из нее. ЕЭК также занимается разработкой вопросов статистики туризма. 

В рамках ООН действует  ряд региональных комиссий, связанных  с международным туризмом.

Экономическая комиссия для  Латинской Америки и Карибского района (ЭКЛАК). Она занимается изучением экономических аспектов международного туризма в данном регионе. ЭКЛАК осуществила ряд актуальных  исследований, в том числе по выработке общей политики и созданию региональной программы в области развития международного туризма, капиталовложениям в индустрию туризма, изучению потребностей в деле оказания технической помощи государствам региона в целях развития иностранного туризма.

Экономическая комиссия для  Западной Азии (ЭКЗА). Она осуществила ряд значительных исследований по вопросам политики в области иностранного туризма в странах региона, дальнейшего развития материальной базы туризма, статистики международного туризма и т. д.

Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО). Эта комиссия организовала предоставление государствам региона  технических, консультативных услуг  по разработке национальных программ развития международных туристских связей, систематическую разработку мероприятий по устранению таможенных формальностей и ограничений  в вопросах передвижения туристов по странам региона.

Экономическая комиссия для  Африки (ЭКА). Центральное место в своей деятельности комиссия отводит решению проблем развития международного туризма в регионе как в практическом и организационном, так и в исследовательском аспектах. ЭКА провела большую работу по созданию в регионе единой системы статистики международного туризма, унификации законодательства в области правового регулирования межгосударственных туристских связей, организации регионального межгосударственного сотрудничества и т. д.

Важный вклад в гармоничное  развитие туризма вносит деятельность многочисленных межправительственных и неправительственных организаций, таких как Международная организация  Труда (МОТ), Всемирная Организация  Здравоохранения (ВОЗ), Организация  Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры ЮНЕСКО, международная  морская организация (ММО), Международная  Организация Гражданской Авиации (МКАО) и др.

Флагманом международного туризма - является Всемирная туристская организация (ВТО, с 2005 года ЮНВТО).

Всемирная туристская организация  была создана впервые как Международный  конгресс официальных туристских ассоциаций в 1925г. в Гааге. После Второй мировой  войны организация была переименована  в Международный союз официальных  туристских организаций (МСОТО), и ее штаб-квартира была переведена в г. Женеву (Швейцария). Международный союз являлся технической неправительственной  организацией, в состав которой в  период пика ее деятельности входили 109 национальных туристских организаций (НТО) и 88 Ассоциированных членов, в  том числе представляющих частные  и общественные группы.

Информация о работе Безопасность в международном туризме