Влияние развития туризма в регионе на социальную жизнь общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 08:03, курсовая работа

Краткое описание

Массовое развитие туризма — одна из тенденций современности. Туризм играет важную роль в развитии взаимопонимания между народами и вносит свой вклад в процветание многих стран и регионов.
Однако в большинстве стран и регионов не уделяется достаточного внимания туризму, с точки зрения его влияния на социальную жизнь общества.
Туризм в разной степени влияет на жизнь местного населения, его материальную и духовную деятельность, систему ценностей, общественное поведение, интересы.
В регионе, где наблюдается социально-культурная активность, где туризм носит традиционный характер и количество туристов уступает численности местного населения, а их культурный уровень приблизительно одинаков, не отмечается особого воздействия туризма.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 131.38 Кб (Скачать файл)

Каким общество подготовит ребенка к жизни - такое будущее ждет это общество. Поэтому работа экскурсионных и туристских фирм с детской аудиторией имеет важное гуманитарное и социальное значение.

Воздействие туризма на жизнь местного населения может быть как положительным, так и отрицательным.[2]

Аспекты влияния туризма на социальную жизнь общества

Положительные

Отрицательные

Создание новых рабочих мест;

поляризация (по уровню доходов, характеру потребления) и коммерциализация (платность) интересов различных социальных групп населения;

Увеличение доходов, ведущее к повышению уровня жизни местного населения;

возрастание доли неквалифицированного труда;

Ускорение процесса урбанизации, развитие городских служб, инфраструктуры, культурных организаций;

рост числа отклонений от общественных норм поведения (алкоголизм, хулиганство, проституция);

Ускорение социальных и культурных процессов;

«эрозия» семьи (разводы, легкое отношение молодежи к жизни);

Оживление местной культурной жизни. Возрождение местных культурных ценностей, развитие народного творчества, традиций, обычаев, народных ремесел. Охрана и восстановление местных памятников культуры;

коммерциализация культуры;

Повышение спроса на сельхозпродукцию и товары местного производства;

потеря самобытности конкретного туристского направления;

Повышение привлекательности региона.

конфликты между местным населением и туристами.


 

 

Как положительные, так и отрицательные аспекты воздействия туризма на местное население проявляются на различных уровнях: национальном, местном или индивидуальном. Удовлетворение туристских потребностей не должно наносить ущерб социальным и экономическим интересам населения регионов и стран посещения, культурным и историческим ценностям, окружающей среде, природным ресурсам.

Отрицательное воздействие туризма может быть вызвано, 
прежде всего, его спонтанностью, отсутствием предварительной подготовки и контроля. В таких условиях местное население не имеет возможности приспосабливаться к происходящим изменениям. [4]

Примером негативного отношения к туристам может служить конфликт интересов: местные жители агрессивно настроены против приезжих, так как те «ловят их рыбу, охотятся в их лесах» и т. п.

Негодование местных жителей может быть вызвано разницей в материальном положении, системе ценностей, ощущением социального неравенства и так называемой социальной дискриминацией. В некоторых странах доход местных жителей, работающих в туристской индустрии, гораздо выше, чем у тех, кто занят в других сферах.

Очень интересны примеры негативного отношения к российским туристам.[7]

 Про отношение к русским туристам ходят мифы и легенды, а список стран с негативным отношением к русским с каждым годом растет. В некоторых странах это отношение совершенно необоснованно, а попросту русским туристам приходится расплачиваться за прошлую политику страны.

Но есть и обоснованные претензии по отношению к нашим соотечественникам.

Например, попадая в Прибалтику, сразу чувствуется враждебность местного населения. На улице русского туриста будут в лучшем случае игнорировать, в худшем могут бросить вслед какую-то фразу на родном, непонятном русскому человеку языке, интонация же при этом будет очень и очень красноречивой. В магазине можно понять чувства человека-невидимки.

В общем-то, негативное отношение адресовано не только русским, но и вообще всем приезжим.

В Польше неуважение к России возведено в ранг государственной политики. Во всех бедах этой многострадальной страны местные средства массовой информации, а вслед за ним и рядовые поляки винят восточного соседа. Естественно это общественное мнение сказывается на отношении местно населения к российским туристам.

Поздно вечером русским туристам не стоит появляться на улицах Львова (Западная Украина) – исход такой ночной прогулки может быть совершенно непредсказуемым – от оскорбления до избиения. Делать заказ в ресторанах на русском языке совершенно бесполезно. Украинский официант искренне не верит, что можно не знать выражение «чорна кава», и просто не подойдет, если обращаться к нему на русском.

Да и немцам любить русских особенно не за что. Два раза в ХХ веке наши страны воевали в тотальных войнах. Вряд ли есть семьи по обе стороны фронта, в которой не погиб кто-нибудь. Да, сейчас со времени войны прошло уже почти шестьдесят лет, да мы можем ездить на немецких автомобилях, а они топятся нашим газом, но конкуренция и амбиции на государственном уровне никуда не делись.

 Неприязнь и настороженность, естественно, продолжаются на бытовом  уровне. Кроме того, значительная  разница в менталитете не позволяет  немецким поклонникам понять  или хотя бы сочувствовать  россиянам, действующим часто на  эмоциях и ощущениях, нежели с  помощью рассуждений.

Делая вывод об отношении населения зарубежных стран к туристам из России, то можно сказать что:

1) скрытое недоброжелательство характерно для стран, имевших в своей истории военные конфликты с Россией. Это Румыния, Венгрия, Чехия, Швеция, Китай, Финляндия, Южная Корея, Афганистан.

2) нейтральное отношение к русским туристам: США, Великобритания, Дания, Испания, Канада, Сербия, Голландия, Норвегия.

3) самое доброжелательное отношение можно заметить в очень далеких странах, где простые люди о России знают мало или почти ничего. Колумбия, Индия, Чили, Мозамбик, Перу, Бразилия, Греция, Никарагуа, многие страны Латинской Америки и Африки.

Хочется верить, что отношение к себе россияне вполне могут изменить в индивидуальном порядке. Перед поездкой необходимо изучать культуру и особенности поведения в стране, а также вести себя скромно и сдержанно. Это, безусловно, повлечет за собой и более приветливое отношение к нашим соотечественникам во всем мире.

А в целом большинства отрицательных аспектов можно избежать путем комплексного планирования развития туризма и внедрения современных методов управления этим процессом (усиление контроля над использованием территорий и ресурсов, проведение политики просвещения местного населения), а также путем определения критериев его наиболее эффективных направлений, которые являются основой для выбора и последовательного их развития.

2 Летняя универсиада 2013 и ее влияние на социальную жизнь общества г.Казань

Этот год запомнился ярчайшим проявлением развития въездного туризма в городе Казань. Состоялась XXVII Всемирная летняя Универсиада — всемирные студенческо-молодёжные спортивные соревнования. Универсиада проходила с 6 (фактически с 5) по 17 июля 2013 года.

Всемирная Универсиада на протяжении многих лет является главным студенческим соревнованием. По масштабности и значимости Всемирная летняя Универсиада сравнима с Олимпийскими играми.

В России Всемирная летняя Универсиада проводилась до этого один раз, в 1973 году в Москве. Для постсоветской России Универсиада 2013 года является первым комплексным соревнованием такого масштаба, а для Казани — вторым масштабным мероприятием после празднования Тысячелетия города.

По словам президента РФ Владимира Путина, Универсиада в Казани послужила дальнейшей популяризации олимпийских соревнований и стала отличной прелюдией Зимних Олимпийских игр в Сочи.[13]

Решение о проведении Универсиады в Казани было принято на голосовании Международной федерации университетского спорта (FISU) 31 мая 2008 года, состоявшемся в Брюсселе. Помимо Казани на право проведения претендовали испанский Виго и южнокорейский Кванджу. Казань набрала 20 из 27 голосов членов исполнительного комитета. И это вполне объяснимо.[17]

Казань – столица Республики Татарстан, третья столица России, являющаяся одним из крупнейших в стране экономических, научных и культурных центров.[12]

Тысячелетнюю Казань по праву можно назвать «молодым» городом, это крупнейший студенческий город России. Здесь обучается около 200 тысяч студентов из 67 стран, и сосредоточены крупнейшие вузы России: Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н.Туполева и Казанский национальный исследовательский технологический университет.

 Среди студентов Казани  немало победителей международных  молодежных, всероссийских конкурсов, лауреатов государственных стипендий  международных и российских фондов, спортсменов. Это и стало одним  из преимуществ Казани в борьбе  за право проведения XXVII Всемирной  летней Универсиады 2013 года.

Премьер-Министр РФ Дмитрий Медведев назвал Универсиаду в Казани – «большим социальным событием».[15]

Влияние Универсиады на социальную жизнь общества можно рассмотреть в следующих положительных аспектах:

1) Универсиада 2013 дала населению города Казани возможность приобретения новых рабочих мест. Во время проведения XXVII летней Универсиады 2013 года общий уровень безработицы понизился в связи с тем, что в этот период было создано наибольшее количество рабочих мест, причём большинство из них - кратковременные (в сфере торговли, услуг и т.д.). Однако даже такая кратковременная занятость населения дала положительный эффект для социально-экономического развития города Казани.

Важно отметить, что Универсиада 2013 повлекла за собой развитие в регионе и в целом в стране волонтерства. Партнерами Универсиады-2013 стали 53 вуза, предоставившие волонтёров, которые также были привлечены по конкурсу в Казани, Татарстане и из-за рубежа. Всего было привлечено 20 тысяч волонтёров, в том числе около 4 тысяч из 35 регионов России и более тысячи из 25 стран мира. Волонтёры под руководством 150 менеджеров работали по более 40 функциональным направлениям на 349 различных позициях, имели возраст от 15 до 77 лет и рост до 205 см.

Для студентов-волонтеров Универсиада стала предметом искренней гордости за город. В качестве положительного влияния Универсиады студенты отмечали возможность усовершенствовать свои знания и навыки, и возможность приобрести полезные знакомства.

2) Универсиада способствовала  увеличению уровня доходов, способствующего  повышению уровня жизни местного  населения.

Расходы иностранных туристов и туристов, прибывших из иных регионов Российской Федерации, в условиях повышения привлекательности города для туризма и увеличения потока туристов позволило получить наибольшие выгоду и экономический эффект как городу Казани, так и Республике Татарстан в целом.

3) Универсиада повлекла  за собой процесс ускорения  урбанизации, путем повышения роли  г.Казань в развитии общества. Предпосылки урбанизации: развитие инфраструктуры города; развитие городских служб; развитие культурных организаций и т.д.

Для проведения соревнований был задействовано 64 объекта (из которых 33 — для соревнований), в том числе ряд уникальных в России, Европе и мире.

Наиболее крупные объекты, построенные специально к соревнованиям:[11]

- Деревня Универсиады  на 15 тысяч проживающих;

- Футбольный стадион «Kazan Arena» на 45 тысяч мест;

- Дворец Водных видов  спорта;

- Академия Тенниса;

- Дворец единоборств «Ак  Барс»;

- Центр волейбола «Санкт-Петербург»;

- Центр бокса и настольного  тенниса;

- Центр гимнастики;

- Гребной канал на озере  Средний Кабан.

Спортивная инфраструктура, построенная специально для Универсиады 2013, стала базой для развития летних видов спорта, привлечения населения к занятиям спортом и организации тренировочного процесса сильнейших российских спортсменов.

В концепцию транспортного обеспечения Универсиады входили вновь сооружаемые и реконструируемые объекты инфраструктуры: новый терминал 1А и реконструированный терминал 1 Международного аэропорта «Казань»; новый транзитно-пересадочный железнодорожно-автобусный вокзал «Казань-2»; реконструированный главный железнодорожный вокзал «Казань-1»; вторая очередь Казанского метрополитена; линия Казанского скоростного трамвая; линия аэроэкспресса к Международному аэропорту «Казань»; 11 транспортных развязок; 41 пешеходный переход; 23 автомобильные дороги длиной 65 км; 63 городские улицы.

В преддверии Универсиады по историческому центру города были запущены двухэтажные экскурсионные автобусы имеющейся в 101 городах мира всемирной сети City Sightseeing и первая очередь имеющейся в 67 городах мира и первой в России автоматизированной системы проката велосипедов Cyclocity-Veli’K.[9]

Что касается гостиничной индустрии, то в Казани к Универсиаде-2013 количество мест в гостиницах достигло 10 тысяч.

Глава города остался довольным ходом работ. Он сказал, что Казань наконец-то получила хорошую гостиничную инфраструктуру. В Казани было построено 11 новых гостиниц на более чем 2,1 тыс. мест. Это число увеличило гостиничный фонд на 25-30%. На 1 января 2013 года в Казани работало 94 гостиницы, в том числе мотели и хостелы, которые могли разместить почти 7,9 тыс. гостей.[8]

Также была проведена серьезная подготовка к приему гостей в казанских отелях. Был проведен целый цикл тренингов для гостиничного персонала под общим названием «Перезагрузка», главной задачей которых было повышение стандарта обслуживания в отелях. Все гости и туристы должны ощутить не только качество обслуживания, но и восточное гостеприимство Казани.

Информация о работе Влияние развития туризма в регионе на социальную жизнь общества