Влияние туризма на различные сферы жизни общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 09:45, курсовая работа

Краткое описание

Процессы глобализации и связанные с ним изменения в социуме и культуре актуализируют познание различных сфер и подсистем общественной жизни, которые в новых условиях приобретают иные черты, системные и функциональные характеристики. В настоящее время под влиянием этих процессов активизируются различные социальные практики, которые имеют тенденцию к сферообразованию. Среди таких социальных практик можно выделить туризм.
Туризм является одной из ведущих и наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. За быстрые темпы роста он признан экономическим феноменом столетия минувшего и ему пророчат блестящее будущее в столетии грядущем. Согласно прогнозу Всемирной Туристской Организации рост туристической индустрии будет необратим в ХХI веке, и к 2020 году количество международных туристических посещений составит 1,6 биллиона единиц.

Содержание

Введение..............................................................................................................3

Глава 1. Значение туризма

. Значение туризма в жизни общества.......................................................6

Социально-экономическое значение туризма...........................................9

Выводы…............................................................................................................13

Глава 2. Влияние туризма
2.1 Влияние туризма на жизнь общества.........................................................14

2.2 Воздействие туризма на окружающую среду и человеческий организм...............................................................................................................16

2.3 Экономическое, политическое и социально-культурное воздействие туризма..................................................................................................................24

Выводы.................................................................................................................29

Заключение..........................................................................................................30

Список используемой литературы.................................................................32

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние туризма. Курсач.docx

— 67.85 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

1.2   Социально-экономическое значение туризма.

 

     С экономической точки зрения туризм - это одна из ведущих и наиболее динамичных отраслей мирового хозяйства. За быстрые темпы роста он был признан экономическим феноменом столетия. Туризм является фундаментальной основой экономики многих развитых и развивающихся стран мира. По данным Всемирной Туристской Организации, вклад туризма в мировую экономику эквивалентен 11-12% мирового валового национального продукта. На долю туризма приходится около 7% суммарных капиталовложений, 11% мировых потребительских расходов, 5% всех налоговых поступлений, около 7% доходов от мирового экспорта, что в абсолютном выражении уступает только доходам от экспорта нефти и нефтепродуктов, и автомобилей. В 1995 году каждое 15-е рабочее место в мире приходилось на индустрию туризма. В некоторых странах туризм обеспечивает до четверти и даже более всех поступлений в казну. Франция, Испания, Швейцария, Италия, и даже бывшие социалистические страны Венгрия и Чехия получают от 15% до 35% валового национального продукта от индустрии туризма. Для Кипра этот показатель еще выше - 45%.  
     Туризм оказывает огромное влияние на многие ключевые отрасли экономики: транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, торговлю, производство товаров народного потребления. В туристской индустрии динамика роста объемов предоставляемых услуг приводит к увеличению числа рабочих мест намного быстрее, чем в других отраслях. Значение туризма как источника валютных поступлений и расширения международных контактов постоянно растет. Таким образом, туризм выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития.

     Туризм как социально-экономическое явление современности сложен и многогранен. Для потребителей туристских услуг он является путешествием (поездкой, походом), совершаемым в рекреационных, деловых, образовательных и других целях. Для представителей туристской индустрии - это сфера приложения капитала, а также область деятельности, которая направлена на формирование и удовлетворение потребностей потенциальных клиентов. Итак, влияние туризма на экономическую жизнь страны заключается в следующем. Туризм является одной из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Доходы от туризма в общем объеме экспорта товаров и услуг занимают второе место в мире после экспорта нефти и нефтепродуктов. Целесообразность активного развития въездного туризма обусловлена необходимостью увеличения поступлений валютных средств в страну за предоставленные туристские и сопутствующие услуги, что позволит сбалансировать потоки денежных средств, расходуемых белорусскими гражданами на покупку туристских услуг за рубежом (через посредничество отечественных туристских фирм или самими гражданами). Такая положительная тенденция автоматически найдет свое выражение в улучшении сальдо баланса услуг. Кроме того, определение приоритета туристского бизнеса и его государственная поддержка в нашей стране (выраженная, например, в налоговых льготах) могут содействовать увеличению притока иностранных инвестиций, в том числе прямых, как в создании совместных предприятий в сфере туризма, так и в развитие туристской инфраструктуры (гостиничный и ресторанный бизнес). Что не маловажно для нашей страны. Стоит так же отметить, что средства, вкладываемые в туристскую инфраструктуру, имеют самый быстрый период окупаемости.  
     Особенность туризма заключается в том, что он влияет на экономику через спрос и потребление туристов. Специфика туристского потребления состоит в том, что не товар доставляется потребителю, а потребитель-турист прибывает к месту производства и потребления товаров и услуг. Именно через потребление туризм стимулирует хозяйственную деятельность страны или отдельного региона. Увеличиваются доходы гостиниц, предприятий питания, транспортных предприятий, спортивных объектов, учреждений культуры и т.д., стимулируется развитие сервиса предприятий бытового обслуживания, связи, автосервиса. Повышается спрос на сувениры и изделия местных ремесел, что служит целям рекламы данного региона. Возрастает товарооборот предприятий торговли как специального, так и общего назначения.  
     Большое значение имеет и тот факт, что туризм обеспечивает немалые поступления в государственный и местные бюджеты через налоги от туристских предприятий, курортный, таможенный и другие сборы.  
     А теперь приведем примеры социального значения туризма. Научно-технический прогресс коренным образом изменил жизнь современного общества. Характерными ее особенностями являются повышение интенсификации труда, автоматизация и компьютеризация производства, увеличение стрессовых ситуаций на работе и в быту, анонимность городской жизни и изоляция от природы. Все это способствует накоплению в человеке усталости физического и психологического характера, что ведет к снижению жизненной и трудовой активности.  
     Туризм как многоплановая и активная форма отдыха способствует полному и всестороннему обновлению сил и внутренних ресурсов человека, затраченных на производстве и в быту. Он предоставляет возможность временно покинуть место постоянного проживания, изменить характер деятельности, привычную обстановку и образ жизни. Эффективность туризма в восстановлении сил и трудоспособности человека, и следовательно, психофизиологических ресурсов всего общества, заключается в разнообразии и активности видов туристской деятельности.  
     Кроме того, развитая туристская индустрия позволяет решить задачу занятости местного населения, так как туризм является одной из самых трудоемких отраслей с большим количеством работников, занятых обслуживанием туристов. Как показывает практика, прием и обслуживание одного туриста обеспечивает рабочие места 5-7 человека, что в значительной степени способствует смягчению такого явления, как безработица. 

В процессе освоения определенного  региона туристами в контакт  вступают четыре различные культуры. Это культура того региона, откуда приезжают  туристы; культура отдыха (стиль жизни  и нормы поведения туристов во время отдыха); культура местных  жителей и культура обслуживания. Все культуры влияют одна на одну. Так, например, культура приезжих определяет их поведение, а вместе с тем и  культуру отдыха. Культура отдыха в  свою очередь зависит от культуры обслуживания. При этом то, как местные  жители воспринимают приезжих, отражается на поведении гостей. 
     Степень общественного воздействия туризма на культуру местных жителей зависит от различных факторов. Главным среди них является возможность самоопределения местных жителей и их открытость по отношению к новым воздействиям. Следует ожидать, что в том регионе, где население имеет открытый способ мышления, а туризм при этом доминирует и утверждает чужую культуру, местная культура постепенно исчезнет, а первыми, кто быстро начнет впитывать чужую культуру, будут молодые люди. Так возникают эффекты идентификации и имитации. При этом идентификация означает внутреннюю передачу составных частей чужой культуры, имитация же проявляется во внешнем подражании отдельным видам поведения и элементам привнесенной культуры. 
     При открытом способе мышления, но умеренной степени утверждения чужой культуры должно происходить медленное изменение культуры местных жителей путем запоздалого введения в нее элементов этой чужой культуры. В регионе, где проживает население с закрытым способом мышления, но где существует высокая вероятность утверждения чужой культуры благодаря тому, например, что много земли перешло во владение приезжих, можно ожидать сознательного и открытого отчуждения местных жителей. Такое негативное отношение может привести к тому, что местные жители затруднят осуществление новых туристских проектов. 
     Часто в процессе развития туристского региона местное население переживает различные фазы восприятия чужой культуры. На начальном этапе, когда чужая культура еще значит немного, имеет место внедрение чужой культуры или даже ее имитация. При растущем утверждении чужой культуры и потере собственной идентичности происходит отказ от собственной культуры или высокая ее стилизация. Только на зрелом этапе развития туристского региона удается по-новому (на фоне чужой культуры) определить собственную идентичность и прийти к новому самоосознанию национальной культуры. 
     При оценке социальных эффектов туризма должна учитываться и структура населения региона. Речь идет об окраинных регионах, которые убереглись от стремительных преобразований. Те люди, которые стремились к предпринимательству и переменам в своей жизни, оставили эти окраинные регионы и переехали в центр, а то население, что осталось, не хочет изменений в своей жизни. Местные жители оказываются, таким образом, неподготовленными к общественным преобразованиям, возникающим в процессе развития туризма. Кроме того, эти преобразования не так четко выражены, как преобразования, вызванные другими отраслями в центре страны. Явлением, которое сможет облегчить психологическое изменение образа жизни и защитить идентичность местного населения, является профессионализация культуры обслуживания. Это значит, что по отношению к гостям должна быть соблюдена духовная дистанция: они ведь всего лишь клиенты и им оказывается всего лишь профессиональная услуга. 
     Социальная структура в странах, принимающих много отдыхающих иностранцев, подвержена влиянию туризма, так как изменяется иерархия профессий. Услуги туристской отрасли по сравнению с работой в других отраслях часто хорошо оплачиваются, поэтому работа в туризме имеет высокий спрос.

      В решении проблем менеджмента следует учитывать воздействие туризма на традиционные нормы и ценности отдельных туристских регионов, потому что представления о том, как следует одеваться и вести себя в обществе, в разных странах различны. Прежде всего, в регионах с сильным влиянием католической церкви и в настоящее время, например, считается неприличным, когда женщины на пляже остаются без верхней части бикини. Многие из тех, кто отправляется на отдых в дальние страны, оскорбляют чувство морали местного населения, нарушая их нормы и ценности. В то время как либерализация в стиле одежды местными жителями воспринимается более-менее положительно, существуют сферы, где воздействие туризма вызывает совершенно нежелательные последствия.  
     Таким образом, между социальной сферой в стране посещения и системой туризма существует тесная взаимная связь. С одной стороны, для развития туризма в этой стране важное значение имеет общественный и экономический порядок в ней; с другой стороны, само это явление (туризм) обусловливает преобразования в общественных отношениях, осваиваемых туристами стран. Взаимодействие двух различающихся между собой культур называется окультуризацией. Воздействие туризма на социальную сферу посещаемых стран может быть как положительным, так и отрицательным. Часто имеет место общая либерализация в обществе. Но больше различий существует между культурами, вступающими во взаимодействие, и чем меньше готова страна к приему больших туристских потоков, тем больше опасность того, что процесс внедрения чужой культуры отрицательно скажется на осваиваемой ими стране.

 

 

 

 

Вывод

 

Таким образом, туризм –  один из самых динамично развивающихся  отраслей в мире и самый крупный  сектор в сфере услуг. Туризм является источником доходов как на микро, так и на макроэкономическом уровнях. Здесь действуют в основном предприятия  малого и среднего бизнеса, что открывает  возможности для начинающих предпринимателей. И неудивительно, что некоторые  страны, не имея собственных сырьевых ресурсов и развитой экономики, живут  исключительно за счет туризма.

Однако наличие благоприятных  природных и иных факторов потенциал  туризма в социально-экономической  структуре республики остается мало востребованным и практически недоступным  для маломобильных групп населения, а поступления доходов в бюджет республики от туристической деятельности незначительными. Это связано с  существующими в республике проблемами такими как: несовершенство законодательной  базы; недостаток гостиничной и развлекательной  инфраструктуры; труднодоступность  туристических центров; острый дефицит квалифицированных кадров; отсутствие достаточных частных инвестиций и др. Но несмотря на существующие трудности республика занимает достаточно стабильные позиции и имеет положительную динамику развития туризма в структуре социально-экономического положения.

 

 

 

 

 

 

Глава 2.  Влияние туризма

 

 

2.1     Влияние туризма на жизнь общества

 

     Туризм в  разной степени оказывает влияет на жизнь местного населения,  его  материальную  и  духовную  деятельность, систему  ценностей, общественное  поведение,  интересы.  В  регионе,  где  наблюдается  социально -культурная активность, где туризм носит традиционный характер и количество туристов уступает численности местного населения, а их культурный уровень приблизительно одинаков, не отмечается особого воздействия туризма. Однако в  ряде  промышленно  развитых  регионов  рост  туризма  может  привести  к значительным  переменам  в  социальной  структуре,  окружающей  среде  и местной культуре. Это явление стало основой изучения проблемы социального взаимодействия,  вызванного  контактом  между  культурами. Характер  взаимоотношений  между  туристами  и  местным  населением  в значительной  степени  определяется  тем,  что  и  те,  и  другие  являются носителями разных культур, контакт между ними происходит в момент, когда туристы отдыхают, а местное население работает, и носит временный характер. Воздействие  туризма  на  жизнь  местного  населения  может  быть  как положительным,  так  и  отрицательным. 

     К положительным  аспектам следует отнести:

  • создание  рабочих мест
  • увеличение  доходов,  что  ведет  к  повышению  уровня  жизни местного населения
  • ускорение  процесса  урбанизации,  развитие  городских  служб, инфраструктуры,  культурных  организаций
  • ускорение  социальных  и  культурных процессов
  • возрождение  местных  культурных ценностей,  развитие  народного творчества,  традиций,  обычаев,  народных ремесел
  • повышение спроса на сельхозпродукцию и товары местного производства
  • охрану  и  восстановление  местных  памятников культуры
  • расширение  природных  комплексов
  • повышение  привлекательности региона
  • оживление местной культурной жизни.

К отрицательным  аспектам следует  отнести:

  • поляризацию  и  коммерциализацию  интересов  различных  групп  населения;   
  • возрастание  доли неквалифицированного труда;                                      
  • рост  числа  отклонений  от  общественных  норм поведения  (алкоголизм, хулиганство,  проституция);                                                                       
  • «эрозию» семьи (разводы,  легкое  отношение молодежи  к жизни;  коммерциализацию культуры;                                                                               
  • потерю  самобытности  конкретного  туристского направления;
  • конфликты  между местным населением  и туристами.

 

Отрицательное  воздействие  туризма   может  быть   вызвано прежде всего его спонтанностью, отсутствием предварительной подготовки и контроля.  В  таких  условиях  местное население не  имеет возможности приспосабливаться  к  происходящим  изменениям. Примером  негативного  отношения  к  туристам  может  служить конфликт интересов: местные жители агрессивно настроены против приезжих, так как те «ловят их  рыбу,  охотятся  в их  лесах»  и т.  п.  Негодование местных жителей может быть вызвано разницей в материальном положении, системе ценностей, ощущением  социального  неравенства  и  так  называемой  социальной дискриминацией. В некоторых странах доход местных жителей, работающих в туристской  индустрии, гораздо выше, чем у тех, кто занят в других  сферах.

     Как  положительные,  так  и  отрицательные  аспекты  воздействия -туризма  на местное  население  проявляются  на  различных  уровнях -  национальном, местном  или  индивидуальном.  Удовлетворение  туристских  потребностей  не должно  наносить  ущерб  социальным  и  экономическим  интересам  населения регионов  и  стран  посещения,  культурным и историческим  ценностям, окружающей  среде,  природным  ресурсам.

     Большинства  отрицательных  аспектов  можно  избежать  путем  комплексного планирования развития туризма и внедрения современных методов управления этим  процессом  (усиление  контроля  над  использованием  территорий  и ресурсов,  проведение  политики  просвещения  местного  населения),  а  также путем определения критериев его наиболее эффективных направлений, которые являются  основой  для  выбора  и  последовательного  их  развития. 

 

 

 

 

2.2   Воздействие туризма на окружающую среду и человеческий организм.

 

     Повышается значимость окружающей среды как базы для туризма. По прогнозу ВТО, интерес общества к вопросам охраны окружающей среды к 2020 г возрастет. Население планеты встревожено нарушением экологии. Это пожары и смог в Юго-Восточной Азии, увеличение мировых запасов не пригодной для употребления воды (с 1/4 до 2/3) и др. Для успешного развития туризма важно сохранять и умножать природные ресурсы. Состояние окружающей среды играет важную роль в развитии туриндустрии. Ожидаемое повышение спроса на путешествия уже повлияло на предприимчивость туристских центров в индустриально развитых странах, которые поняли необходимость создания национальных парков, заповедников, озеленения территорий отелей. Недопустимо, как раньше, использовать для туризма земли, не пригодные для других целей, размещать туристские объекты рядом с опасными производствами, например химическим.  
     Рекреационное планирование материальной базы должно стать частью общего плана по обустройству территории. Перед началом строительства нового туристского комплекса следует тщательно и полно изучить его влияние на экономику и природу региона. Это должно стать частью общественной политики местных органов власти. Важное условие реализации нового туристского проекта - получение санитарного разрешения на утилизацию отходов и т. д. Негативное влияние нового проекта на окружающую среду - серьезная причина, по которой он может быть отклонен местной администрацией. Воздух, грунтовые и наземные воды, пляжи и леса должны оставаться в своем первозданном состоянии, чистыми и защищенными. В защите нуждается природа - флора и фауна. Разумное использование местных ландшафтов и памятников архитектуры в туристских целях следует поощрять. Таким образом, новый туристский проект должен планироваться так, чтобы сохранять и по возможности улучшать состояние окружающей среды.

Информация о работе Влияние туризма на различные сферы жизни общества