Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 07:23, статья
Известно, что туризм в современном мире представляет собой важный фактор развития национальной экономики. Особое место здесь занимает въездной и внутренний туризм. В теории совокупность этих видов туризма представлена как туризм в пределах одной страны.
Законом РФ «Об основах туристской деятельности» определены следующие типы туризма: въездной – путешествие в пределах Р.Ф. лиц, не проживающих постоянно в Р.Ф.; выездной – путешествия лиц, постоянно проживающих в Р.Ф., в другую страну; внутренний – путешествия в пределах Р.Ф. лиц, постоянно проживающих в Р.Ф.
Титова Г.В.
г. Хабаровск
Внутренний туризм как важный показатель развития экономики региона.
Известно, что туризм в современном мире представляет собой важный фактор развития национальной экономики. Особое место здесь занимает въездной и внутренний туризм. В теории совокупность этих видов туризма представлена как туризм в пределах одной страны.
Законом РФ «Об основах туристской деятельности» определены следующие типы туризма: въездной – путешествие в пределах Р.Ф. лиц, не проживающих постоянно в Р.Ф.; выездной – путешествия лиц, постоянно проживающих в Р.Ф., в другую страну; внутренний – путешествия в пределах Р.Ф. лиц, постоянно проживающих в Р.Ф. [1].
Особое значение в системе «Туризм» отводится внутреннему туризму, как базовому фактору, определяющему подвижность населения региона в досуговых и других целях. Целесообразно будет дать определение основным участникам процесса осуществления деятельности в сфере внутреннего туризма. К участникам внутреннего туризма относятся:
1. Те, кто выражает спрос на туризм (постоянное население и организации, которые занимаются организацией деловых поездок);
2. Те, кто удовлетворяет этот спрос с помощью предложения (предприятия, производящие туристские услуги).
Внутренний турист: любой человек независимо от гражданства, который проживает в стране и посещает в пределах страны какое-либо место, помимо места его обычного проживания, в течение, по крайней мере, одной ночи, и основная цель путешествия которого не включает оплачиваемой деятельности в месте посещения [4, 24].
Международная практика доказывает, что доходы от туризма способны поднять экономику региона, в котором он развивается. Это вызвано тем, что:
1. Создание туристической фирмы, как и любого другого предприятия, приносит выгоду. Оно предоставляет: клиентам - продукцию и услуги; рабочим и служащим - зарплату; акционерам - прибыль; государству (региону) - налоги, сборы.
2. С экономической точки зрения большое значение имеет эффект туризма в виде дополнительного спроса на товары и услуги. Поэтому особенность туризма состоит в том, что он вызывает к жизни новую форму потребительского спроса «спрос приезжающих на отдых, туристов» - на разнообразные товары и услуги, предложить которые в соответствии с запросами потребителей призвана местная промышленность.
3. Спрос на комплекс товаров и услуг, сформированный туристским движением, требует производства соответствующих товаров и услуг. Поэтому туризм оказывает определенное влияние на развитие отраслей, выпускающих предметы потребления. Благодаря ему производство потребительских товаров интенсивно развивается, принося этим пользу своему региону и повышая уровень жизни населения.
4. Благодаря туризму увеличиваются расходы, связанные с развлечением и познавательной деятельностью. Размеры этих расходов зависят от наличия в данном туристическом регионе развлекательных объектов, памятников старины и достопримечательностей.
5. Туризм изменяет удельный вес расходов на общественный транспорт и на покупку индивидуальных транспортных средств.
6. Увеличиваются доходы средств связи, так как почтовое, телеграфное и телефонное обслуживание позволяет туристу поддерживать контакт с местом постоянного проживания.
7. По мере развития мобильного, нестационарного туризма увеличиваются расходы туристов на туристское снаряжение, которое, как правило, не может быть использовано в «оседлой» жизни. Развитие производства туристского снаряжения также приносит достаточно хорошие доходы.
8. При увеличении туристских потоков значительно повышается спрос на сувенирную продукцию, изделия местного кустарного промысла. Кроме дополнительного дохода, продажа таких изделий может служить дополнительной рекламой туристского центра.
9. Туризм способствует притоку значительных сумм иностранной валюты.
10. Общегосударственное значение туризма, как и любой другой процветающей отрасли, состоит в способности приносить большие поступления доходов в Госбюджет и местный бюджет через налоги [3, 59].
Внутренний организованный туризм оказывает влияние на все стороны регионального развития субъектов Российской Федерации, способствуя пополнению местных бюджетов, совершенствованию социальной и рыночной инфраструктуры, укреплению межрегиональных связей, решению проблемы занятости населения путем создания новых рабочих мест, оживлению деловой активности, стимулирует развитие таких ключевых секторов экономик, как транспорт, связь, строительство, торговля, производство товаров народного потребления и др., оказывает положительной воздействие на изменение облика территории в целом.
До последнего времени роль внутреннего туризма в социально-экономическом развитии страны и ее регионов недооценивалась. Специалистами доказано, что наиболее очевидна выгода для страны и региона при развитии въездного туризма, т.к. до 70% от него остаются в стране пребывания туриста за счет мультипликативного эффекта от этого вида деятельности [2, 11]. В то же время, структура доходов от туризма в регионе включает в себя и средства от внутреннего туризма. Более того, как известно, в доперестроечный период в России доля внутреннего туризма была существенно преобладающей. В начале 90-х годов 20-ого столетия удельный вес внутреннего туризма резко сократился и держался на минимальном уровне вплоть до 1998 года (до «дефолта») [2, 12].
Внутренний туризм нужно развивать и усиливать с тем, чтобы активизировать развитие и въездного туризма в регионах Дальнего Востока.
Несомненно, у внутреннего и въездного туризма есть различия существенного порядка:
- разные рынки и разные сегменты потребителей (жители одной страны в первом случае и жители зарубежных стран – в другом);
- разные компоненты организационных условий (во въездном туризме необходимое условие – наличие и соблюдение таможенных формальностей, что не требуется во внутреннем туризме);
- разные компоненты маркетинговой системы разработки туристского продукта, продвижения его на рынке и реализации;
- разный уровень специализации персонала (для въездного туризма необходимое условие – знание иностранного языка, для внутреннего туризма этого не требуется).
В то же время у внутреннего и въездного туризма есть нечто общее, что является необходимой базой существования того и другого вида туризма и неотъемлемой частью региона, где осуществляется этот вид деятельности. Этим общим являются:
-политическая, социально-экономическая, демографическая, экологическая ситуации в регионе;
-инфраструктура региона;
-национальный состав населения;
-образовательный, культурный уровень, обычаи и традиции жителей региона;
-другие.
Тезис - «Иностранный турист получит удовольствие от поездки в том месте, где комфортно себя чувствуют местные жители» [2, 13] – должен стать лозунгом развития туризма в регионах. Сегодня своевременно изменение установки на развитие туризма не только как отрасли экономики региона, но и, прежде всего, как стимула для улучшения благосостояния и условий жизни жителей региона. Это смещение работает уже больше в сфере психологии людей, но приводит к конкретному экономическому эффекту в виде увеличения доходов от туризма и перераспределения их внутри территории [2, 13].
Изменение подхода к внутреннему туризму как к базовому направлению для развития въездного, отнюдь не значит, что деятельность одного вида туризма необходимо ставить в зависимость от другого. Они вполне могут осуществляться, как и прежде, самостоятельно. Но в концепциях и программах развития туризма нужно сознательно увязывать и обозначать общие аспекты осуществления этих направлений в туризме. Это позволит сформировать комплексный подход к развитию туризма в регионе, выработать единые требования к качеству оказываемых услуг и ликвидировать различие в отношении к обслуживанию туристов (российских и иностранных), которое, к сожалению, все еще встречается.
Таким образом, на взгляд автора работы внутренний туризм в крае должен стать основополагающим, тем более что все предпосылки для этого есть. Отмечается тенденция сокращения международных туристских поездок, все чаще сегодня жители разных стран предпочитают более экономный вариант проведения отдыха на территории собственной страны. Это как нельзя удачный момент для того, чтобы показать российским гражданам, что и в России можно отдохнуть со вкусом и недорого. Главное создать и предоставить внутренний продукт соответствующего качества.
Потенциальными клиентами внутреннего рынка туризма сегодня являются практически все категории россиян. Что касается представителей "среднего класса", бизнесменов, т.е. категории людей, способных оплатить свой отдых за границей, то за последние 10 лет они практически везде побывали. Сейчас у этой категории отдыхающих наблюдается тенденция роста предпочтения путешествовать по России. Кроме того, в последние годы стремительно растет популярность "краткосрочного отпуска". Многие деловые люди, в силу профессиональных обстоятельств, не могут поехать отдыхать на 2-3 недели сразу. Однако они с удовольствием могут позволить себе отпуск на 3-4 дня. Для этого им не надо оформлять визы, заниматься бронированием мест, брать на себя обязательства именно в оговоренные сроки выкупить путевки или бронь. Многие представители среднего класса России позволяют себе устраивать краткосрочный отпуск 1 раз в месяц независимо от времени года.
В целом, для развития внутреннего туризма в России существуют объективные предпосылки: открытость для массового туризма, большой природный и культурный потенциал, привлекательный, окончательно не поделенный и очень перспективный рынок. Однако развитие российского внутреннего туризма сдерживается целым рядом негативных факторов и обстоятельств:
Отсутствие комплексного взгляда на страну и ее отдельные регионы как на туристскую дестинацию;
Недостаточным развитием туристской инфраструктуры;
Узким ассортиментом предлагаемых туристских и сопутствующих услуг;
Недостаточно высокой платежеспособностью населения;
Слабой нормативно-правовой базой внутреннего туризма;
Отсутствием действенных механизмов регулирования и поддержки развития туризма [4, 21].
Между тем многосторонний характер внутреннего туризма, тесно взаимосвязанный со многими сферами общественной жизни, может служить действенным инструментом стимулирования социально-экономического роста регионов.
Таким образом, индустрия туризма и гостеприимства как перспективное направление в экономике региона выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития региона и страны.
Литература:
1. О внесении изменений в Федеральный Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [Текст]: федер. закон: [Принят Гос. Думой 5 февраля 2007 г. № 12: одобр. Советом Федерации 24 января 2007 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации.- 2007 .- N 7.- ст. 833
2. Близнюкова, Л. А. Внутренний туризм как база для развития въездного туризма [Текст] / Л.А. Близнюкова // Перспективы развития туризма на Дальнем Востоке России: Сборник материалов Дальневосточного Туристского Форума. – Хабаровск: ИВЭП ДВО РАН. 2004 - С. 11-14
3. Косолапов, А. Б. География российского внутреннего туризма: учебное пособие [Текст] / А. Б. Косолапов. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2009 – 272 с.
4. Котлер, Ф. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм [Текст] / Ф. Котлер, дж. Боуэн, Дж. Мейкенз. – М., 2002. – 401 с.
Информация о работе Внутренний туризм как важный показатель развития экономики региона