Гос. регулирование туризма
осуществляется путем создания соответствующей
законодательной и нормативно-правовой
базы, обеспечивающей эффективное функционирование
тур. рынка, доступ к ресурсам и их использование
в целях туризма, соблюдение и защиту прав
и интересов с субъектов систем туризма
с учетом интересов развития туризма.
Отношения в системе туризма регулируются
нормами общего и спец. законодательства.
Основными
документами законодательной и
нормативно-правовой базы, регулирующей
тур. деятельность, являются:
1.
м/н правовые акты, в том числе договоры, которые
являются частью правовой системы РФ.
«Хартия туризма»- это основной м/н документ,
зафиксировавший нормы и принципы отношений
гос-в в области тур. деятельности, одобрена
резолюцией в сессии Ген. Ассамблеи ВТО
(София 1985г.). Хартия призывает содействовать
принятию мер, позволяющих каждому участвовать
во внутр. и м/н туризме, особенно посредством
регулирования рабочего времени и досуга,
защищать в интересах настоящих и будущих
поколений тур. среду, которая вкл. в себя
человека, природу, общественные отношения,
культуру и является достоянием всего
человечества, способствовать росту тур.
сознания и содействовать контактам людей
разных стран с целью улучшения взаимопонимания
и укреплению мира
2.
конституция РФ, которая устраивает
основные права и свободы человека. Согласно
ст. 37 КРФ каждый гражданин РФ имеет право
на отдых
3.
Гражданский кодекс РФ, который направлен, прежде
всего, на стабильное регулирование отношений,
сложившихся в результате реформ. Гр. кодекс
определяет основные права и обязанности
предпринимателей, обеспечивает и защищает
экономические и личные права граждан.
ГК РФ регулирует создание, реорганизацию,
ликвидацию юр. лиц; договор возмездного
оказания услуг, которые применяются в
тур. сфере; договор перевозки пассажира
и багажа и т.д.
4.
закон о защите прав потребителей(1992г.), который осуществляет правовое
регулирование отношений потребителя
товаров и услуг с их производителем. Под
этим понимается совокупность разно отраслевых
нормативно-правовых актов, в которых
определяются основные субъективные права
потребителей, нормируется механизм реализации
этих прав, в том числе закрепляются разно
отраслевые гарантии их реализации, устанавливаются
юр. Последствия нарушения данных прав.
При помощи данного закона экономически
более слабой стороне отношений — потребителю
- предоставляются правовые льготы и гарантии,
вследствие этого происходит выравнивание
положения потребителя и его контрагентов.
В этом законе нашли отражение положение
резолюции ООН (от 9.04.85 г.) №39/248.
Принципы
государственного регулирования
туристской деятельности с учетом признания государством
туристской деятельности одной из приоритетных
отраслей экономики Российской Федерации:
- содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития;
- определяет и поддерживает приоритетные направления туристской деятельности;
- формирует представление о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма;
- осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.
В ст. 4 Закона определяются
цели, приоритетные направления и
способы государственного регулирования
туристской деятельности.
Основными целями
государственного регулирования туристской
деятельности являются:
- обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий;
- охрана окружающей природной среды;
- создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;
- развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан Российской Федерации, развитие международных контактов, сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия.
Государственное
регулирование туристской деятельности
в Российской Федерации осуществляется
путем:
- определения приоритетных направлений развития туризма в Российской Федерации;
- нормативного правового регулирования в сфере туризма;
- разработки и реализации федеральных, отраслевых целевых и региональных программ развития туризма;
- содействия в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;
- защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности;
- содействия кадровому обеспечению в сфере туризма;
- развития научных исследований в сфере туризма;
- стандартизации и классификации объектов туристской индустрии;
- формирования и ведения единого федерального реестра туроператоров (далее также - реестр);
- информационного обеспечения туризма;
- создания благоприятных условий для развития туристской индустрии;
- оказания государственных услуг в сфере туризма;
- взаимодействия с иностранными государствами и международными организациями в сфере туризма, в том числе через представительства федерального органа исполнительной власти в сфере туризма за пределами Российской Федерации.
Министерство
культуры (министр – Владимир Мединский),
Департамент туризма и региональной политики
(директор – Сергей Корнеев)
Федеральное агентство
по туризму (руководитель - Александр Радьков) осуществляет следующие
полномочия:
- вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
- самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам установленной сферы деятельности Агентства;
- осуществляет следующие функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности, в т.ч.:
- определяет приоритетные направления государственного регулирования туристической деятельности в Российской Федерации;
- информирует в установленном порядке туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания;
- осуществляет продвижение туристического продукта на внутреннем и мировом туристических рынках;
4) обобщает практику применения
законодательства Российской Федерации
в установленной сфере деятельности;
5) осуществляет функции
главного распорядителя и получателя
средств федерального бюджета,
предусмотренных на содержание
Агентства и реализацию возложенных
на него функций.
На краевом уровне регулирование
туристской деятельности осуществляет Департамент комплексного
развития курортов и туризма Администрации
Краснодарского края
(руководитель – Евгений
Куделя)
На городском
уровне – Управление по курортному
делу и туризму Администрации г. Сочи
(руководитель – Алексей Грачев)
Государство
должно обеспечить:
- формирование эффективного конкурентоспособного российского туристского рынка;
- повышение качества туристских услуг;
- рекламно-информационное имиджевое продвижение России как страны, благоприятной для туризма, на мировом и внутреннем туристских рынках;
- развитие приоритетных туристских центров на основе принципов устойчивого развития.
Нормативно-правовая
база туристской деятельности
Специфика туристского бизнеса
заключается в комплектации турпродукта
из различных сервисов: транспорта, питания,
размещения, консульских служб и т.п. Отсюда
большое количество правовых и нормативных
документов, регулирующих туристскую
деятельность. Например, административным
законодательством регламентируется
вопрос получения въездных виз, валютным
законодательством - форма расчетов, таможенным
- порядок пропуска через границу декларируемых
товаров. Имеются нормативные акты Госстандарта
РФ о сертификации туристских услуг, акты
государственных антимонопольных органов
о применении к туристским услугам законодательства
в сфере прав потребителей и т.д.
Перечень основных документов
нормативно-правовой базы туризма представлен
ниже:
- a ФЗ "Об основах туристской деятельности в РФ" от 24.11.96г. №132-ФЗ;
- a Закон "О защите прав потребителей" в редакции ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О защите прав потребителей" и кодекс РСФСР "Об административных правонарушениях" от 09.01.96г. №2-ФЗ;
- a Законы "О стандартизации", "О сертификации продукции и услуг" в редакции ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием законов Российской Федерации "О стандартизации", "Об обеспечении единства измерений", "О сертификации продукции и услуг" от 19.06.95г. №89-ФЗ;
- a Постановление Правительства РФ "О лицензировании международной туристической деятельности" от 12.12.95г. №1222;
- a Постановление Правительства РФ "Правила предоставления гостиничных услуг в РФ" от 25.06.97г. №490;