Доминиканцы, Доминиканский орден, Орден братьев-проповедников (Ordo fratrum praedicatorum, 
O.P.) — католический монашескийорден, основанный испанским монахом святым Домиником в 1214 году.
В 1214 году вокруг св. Доминика в Тулузе образовалась первая община. Устав был 
утвержден двумя годами позже папой Гонорием III. Орден быстро распространился во Франции  Испании и Италии. Важнейшим направлением деятельности 
доминиканцев было углубленное изучение 
теологии (систематическое изложение 
и истолкование какого-либо религиозного 
учения, догматов какой-либо религии) с целью подготовки грамотных 
проповедников. Центрами ордена стали 
Париж и Болонья (город на севере италии) — 
два крупнейших университетских города 
Европы. В 1221 году доминиканцы имели 70 
монастырей, в 1256 году в ордене было 7000 
монахов.
Доминиканцы основали собственные 
учебные заведения (в Болонье, Кёльне, 
Оксфорде и др.), возглавляли богословские 
кафедры вуниверситетах Парижа,  Праги и др. С XIII века доминиканцы развернули широкую 
миссионерскую деятельность, основали 
множество монастырей (в частности, под 
Киевом, в Иране, Китае и др.). 
Во главе ордена стоит избиравшийся 
сначала пожизненно, а потом на фиксированный 
срок генеральный магистр. 
В эпоху наибольшего процветания 
орден доминиканцев насчитывал до 150000 
членов в 45 провинциях (из них 11 вне Европы). 
Позднее доминиканцы были оттеснены иезуитами 
от школ и проповеди при дворах, а отчасти 
и от миссионерской деятельности. На конец 
XIX столетия они существовали в Италии, 
Испании, Австрии. миссии их были в Америке 
и Индии.
Женские доминиканские монастыри, 
числом до 300, на конец XIX столетия существовали 
в Италии, Австрии, Бельгии, Америке. Монахини 
занимались рукоделием. Одежда их белая, 
с чёрным плащом. Значительнейшая из сестер 
этого ордена — святая Екатерина 
Сиенская.
 
Герб ордена изображает собаку, 
которая несёт в пасти горящий факел («Псы 
Господни»), чтобы выразить двойное назначение 
ордена: преданно охранять веру Церкви 
от ереси и просвещать мир проповедью 
Божественной Истины.
Облачение (хабит) — белая туника, 
кожаный пояс с чётками, белая пелерина 
с капюшоном и чёрный плащ с чёрной пелериной 
с капюшоном.
В 2012 году орден насчитывал 5947 монахов 
(из них 4459 священников).[1] Они служат в 595 приходах. Генеральная 
курия доминиканцев находится в римском монастыре св. Сабины.
Женская ветвь ордена (второй 
орден) — 3724 монахини (подробнее см. доминиканки).
Основные сферы деятельности 
доминиканцев — проповедь Евангелия, изучение 
наук, образование, борьба с ересями, миссионерская 
деятельность.
Во главе ордена стоит генеральный магистр. С 5 сентября 2010 года генеральным 
магистром доминиканцев является Брюно Кадоре.[2]
Что  же касается белорусских земель, 
то сюда доминиканцы прибылив  конце XV в. Великий князь Александр  
передал им костел Св. Духа  в Вильно, при котором они в  
1507 г. открыл философско-богословскую  студию 
[11, с. 462]. Значительными центрами образования 
стали также монастыре ордена в Островце, 
Ошмянах, Гродно, Минске, Новогрудке, Пинске, 
Слониме и т.д.  
При этом их просветительская 
деятельность распространялась и на местное 
светское  
населения, для которого 
орден открывал начальные школы грамоты 
и церковных песнопений.  
Первую же среднее учебное 
заведение в Беларуси доминиканцы основали 
в 1746 года в Волынцах, 
где  регулярно проводились ярмарки. 
В 1749—1766 годах близ Волынцев (имение Забелы) 
были построены орденом доминиканцев каменный католический 
храм и монастырь с аптекой. При монастыре 
был основан Забельский доминиканский 
коллегиум, который прославился благодаря 
своему школьному театру, где в 1787 году 
была поставлена первая белорусскоязычная 
пьеса («Камедыя», Каятан Марашевский).          Следует также отметить, 
что в Речи Посполитой  к просветительской 
деятельности доминиканцев относились 
неоднозначно. Многие считали, что монашеских 
школ и так хватает, а стремиться надо 
к светской модели образования. Не очень 
удачно складывались отношения у них и 
с Образовательной комиссией.  
           На белорусских землях 
доминиканский орден не получил от нее 
право на открытие новых школ. Компенсировать 
это руководство решило через основание 
ряду "нелегальных" учебных заведений. 
В 1770-е гг. подобные училища с согласия 
общества, но без разрешения властей создавались 
практически всеми монашескими орденами.
В 1830-60е гг. 
монастыри Д. в Беларуси были закрыты властями 
Российской Империи, аннексировавшей 
ВКЛ.  
Жилые строения приспособлены 
под казармы, госпиталя и т.д. Костелы были 
переданы православной церкви.
Костёл Архангела Михаила (Новогрудок)
 
В начале XVII века литовский воевода Христофор Ходкевич пригласил в Новогрудок отцов-доминиканцев и в1624 году построил для них деревянный 
костёл святого Яцека. Около 1724 года на его месте был построен новый 
каменный костёл. В 1751 году после пожара костёл был практически 
разрушен, после восстановления в1805 году, храм был освящён епископом Валентином Волчецким в честь Архангела Михаила. 
стиль бороко
Для этих памятников 
характерен утончённый вертикализм силуэтов, построенных на симметрии двух 
многоярусных башен с оконными просветами. 
На смену сдержанной массивностисарматского барокко приходят свобода и лёгкость. 
Сосредоточенная внутри зданий кинетическая 
энергия словно выплёскивается наружу. 
Интерьеры пластичны в духе рококо, фасады волнистые, фронтоны 
богато украшены скульптурой. Про церковь 
в Березвечье писали: «строительный материал здесь 
словно размяк и поплыл волнами выгнутых 
и вогнутых кривых».
В 1858 году 
в храме была произведена масштабная реконструкция, 
после которой он приобрел черты позднего 
классицизма. 
строгость 
композиции, простота, понятность, отсутствие 
излишеств, строгие ясные логичные формы.
Костел Святой 
Марии был сооружен 
| Смоляны (Витебская область, 
  Оршанский район) | 
| Объект: | монастырь 
  доминиканцев: костел Девы Марии | 
в 1678 году на средства 
князя Иеронима Сангушки и его жены Констанции, 
перестроен в первой половине 18 века. Костел 
- памятник архитектуры позднего барокко, 
представляет трехнефную двухбашенную 
базилику.
После восстания 1831 
года костел был закрыт и пришел в запустение, 
в 1899 году стараниями ксендза Герасимовича 
и под руководством архитектора Даукши 
был восстановлен. С 1930 окончательно закрыт.
Криволинейные 
очертания фасадных стен и башен указывают 
на принадлежность постройки к архитектурной 
школе виленского барокко, имевшего широкое 
распространение в Беларуси в конце XVII 
— первой половине XVIII в. К сожалению, памятник 
сохранился с большими разрушениями времен 
войны.
 
Костел святого Антония в Княжицах.
 
 Княжицы – небольшое поселение в Могилевской 
области
Основной достопримечательностью является 
доминиканский костел Святого Антония. 
Не заметить его очень сложно, так как 
это самое высокое здание в деревне. Высота 
костела 15 метров.  В 1681 году в Княжицах 
был основан доминиканский монастырь, 
первый костел был деревянный. После 1750 
года началось строительство каменного, 
который был освящен в 1780 году в честь 
святого Антония. Строительство монастыря 
завершилось лишь в 1791 году. Но в 1832 году 
его упразднили, спустя 40 лет в 1872 году 
костел реконструировали под православную 
церковь святого Александра Невского. 
Церковь действовала до 1965 года. Сейчас 
костел совершенно заброшен. В некоторых 
источниках костел фигурирует под названием 
костела Святого Николая.
Костёл святого Фомы (Тамаша) 
Аквинского и монастырь доминиканцев 
в Минске
Монастырь 
ордена доминиканцев в Минске находился 
в юго-восточной части ансамбля Верхнего 
Рынка, ограниченной улицами Волоцкой 
(сейчас Интернациональная) и Доминиканской 
(Энгельса). В будущем городе-герое монахи-доминиканцы 
появились одними из первых среди римско-католических 
орденов. Кляштар с деревянным костёлом 
ещё в 1600 г. начала строить Софья Слушка, 
происходившая из магнатского рода Завишей.
воевода Петр Тышкевич начал 
строить для доминиканцев уже каменные 
костёл и монастырский корпус. К середине 
XVII века в этой части города был возведён 
костёл под титулом св. Фомы Аквинского 
и монастырь на 12 монахов. Это был второй 
каменный храм Минска после построенной 
незадолго до этого Петропавловской церкви 
на Немиге.
После реконструкций 
1709 и 1781 годов комплекс приобрел черты 
барокко. К правой стороне пресбитерия 
ещё в 1703 г. был пристроен «в одну линию» 
двухэтажный монастырский корпус.
1832 г., его 
ликвидировали, а монахов выслали. 
Около 1907 г. верх фронтона костёла разобрали, 
а на его месте появилась деревянная пожарная 
вышка.
Один из красивейших 
не только в Минске, но и во всей Беларуси 
памятников барокко – комплекс бывшего 
доминиканского монастыря – уже 5 июля 
1926 г. был объявлен памятником архитектуры, 
находящимся под охраной государства. 
В годы войны он серьёзно пострадал.
Однако в 1950 
г. руководство республики окончательно 
утвердило новый генплан Центральной 
(Октябрьской) площади, согласно которому 
в её центре возводился монумент Сталину, 
а на месте бывшего монастыря разбивался 
сквер. Костёл взорвали ночью.
 Домин 
костел Борисовского района Минской 
области 
конца XVIII 
- начала XIX веков (памятник позднего барокко 
и классицизма)
в 1933 году костел закрыли, 
а потом использовали для хозяйственных 
нужд. По его словам, по этой причине уникальный 
каменный безбашенный костел, являющийся 
памятником зодчества республиканского 
значения, почти весь разрушен. У него 
отсутствует крыша, обвалились своды, 
от здания остались только стены и фронтоны. 
Состояние памятника критическое, никаких 
мероприятий по его сохранению не применяется.
Доминиканский монастырь 
(Свято-Федоровский собор) города Пинска
Из несохранившихся 
культовых построек XVIII века нельзя не 
упомянуть Свято-Федоровский собор.
В начале XVII в. в Пинске 
начинает формироваться центр города. 
И в центре города закладывается деревянный 
монастырь доминиканцев.  Доминиканский 
костел, а также большой двухэтажный корпус 
для монахов-доминиканцев  основан в 1667 
году маркграфиней Марией Лукрецией Копец, 
из дома маркграфов Строцци
До конца XVIII века костёл монастыря оставался 
деревянным.
При монастыре доминиканцев в 1726 г. в 
Пинске открылась Высшая школа Русской 
доминиканской провинции, которая имела 
право присвоения ученых степеней своим 
питомцам. Высшая школа содержала двух 
профессоров богословия и профессора 
философии. При этом учебном заведении 
существовала библиотека в 889 томов.
В 1850-м доминиканский монастырь был закрыт, 
а в 1857 году костел передали православным 
для перестройки и стал он называться 
Соборной церковью Святого Федора Тирона, 
мужского покровителя Пинска.
Свято-Федоровский собор был перестроен 
из доминиканского костела под православный 
храм, поэтому о его стилистике судить 
трудно. Это был трехнефный базиликальный 
храм с одной башней на главном фасаде. 
Его площадь равнялась 450 м2. Такой тип 
культовых сооружений в архитектуре   XVIII   
века   встречался   редко. Такой прием встречается 
в архитектуре Польши (люблинская группа) 
и Литвы (вильнюсская группа) в середине 
XVII века, что указывает на творческие связи 
между этими землями.