Доминиканцы, Доминиканский орден, Орден братьев-проповедников (Ordo fratrum praedicatorum,
O.P.) — католический монашескийорден, основанный испанским монахом святым Домиником в 1214 году.
В 1214 году вокруг св. Доминика в Тулузе образовалась первая община. Устав был
утвержден двумя годами позже папой Гонорием III. Орден быстро распространился во Франции Испании и Италии. Важнейшим направлением деятельности
доминиканцев было углубленное изучение
теологии (систематическое изложение
и истолкование какого-либо религиозного
учения, догматов какой-либо религии) с целью подготовки грамотных
проповедников. Центрами ордена стали
Париж и Болонья (город на севере италии) —
два крупнейших университетских города
Европы. В 1221 году доминиканцы имели 70
монастырей, в 1256 году в ордене было 7000
монахов.
Доминиканцы основали собственные
учебные заведения (в Болонье, Кёльне,
Оксфорде и др.), возглавляли богословские
кафедры вуниверситетах Парижа, Праги и др. С XIII века доминиканцы развернули широкую
миссионерскую деятельность, основали
множество монастырей (в частности, под
Киевом, в Иране, Китае и др.).
Во главе ордена стоит избиравшийся
сначала пожизненно, а потом на фиксированный
срок генеральный магистр.
В эпоху наибольшего процветания
орден доминиканцев насчитывал до 150000
членов в 45 провинциях (из них 11 вне Европы).
Позднее доминиканцы были оттеснены иезуитами
от школ и проповеди при дворах, а отчасти
и от миссионерской деятельности. На конец
XIX столетия они существовали в Италии,
Испании, Австрии. миссии их были в Америке
и Индии.
Женские доминиканские монастыри,
числом до 300, на конец XIX столетия существовали
в Италии, Австрии, Бельгии, Америке. Монахини
занимались рукоделием. Одежда их белая,
с чёрным плащом. Значительнейшая из сестер
этого ордена — святая Екатерина
Сиенская.
Герб ордена изображает собаку,
которая несёт в пасти горящий факел («Псы
Господни»), чтобы выразить двойное назначение
ордена: преданно охранять веру Церкви
от ереси и просвещать мир проповедью
Божественной Истины.
Облачение (хабит) — белая туника,
кожаный пояс с чётками, белая пелерина
с капюшоном и чёрный плащ с чёрной пелериной
с капюшоном.
В 2012 году орден насчитывал 5947 монахов
(из них 4459 священников).[1] Они служат в 595 приходах. Генеральная
курия доминиканцев находится в римском монастыре св. Сабины.
Женская ветвь ордена (второй
орден) — 3724 монахини (подробнее см. доминиканки).
Основные сферы деятельности
доминиканцев — проповедь Евангелия, изучение
наук, образование, борьба с ересями, миссионерская
деятельность.
Во главе ордена стоит генеральный магистр. С 5 сентября 2010 года генеральным
магистром доминиканцев является Брюно Кадоре.[2]
Что же касается белорусских земель,
то сюда доминиканцы прибылив конце XV в. Великий князь Александр
передал им костел Св. Духа в Вильно, при котором они в
1507 г. открыл философско-богословскую студию
[11, с. 462]. Значительными центрами образования
стали также монастыре ордена в Островце,
Ошмянах, Гродно, Минске, Новогрудке, Пинске,
Слониме и т.д.
При этом их просветительская
деятельность распространялась и на местное
светское
населения, для которого
орден открывал начальные школы грамоты
и церковных песнопений.
Первую же среднее учебное
заведение в Беларуси доминиканцы основали
в 1746 года в Волынцах,
где регулярно проводились ярмарки.
В 1749—1766 годах близ Волынцев (имение Забелы)
были построены орденом доминиканцев каменный католический
храм и монастырь с аптекой. При монастыре
был основан Забельский доминиканский
коллегиум, который прославился благодаря
своему школьному театру, где в 1787 году
была поставлена первая белорусскоязычная
пьеса («Камедыя», Каятан Марашевский). Следует также отметить,
что в Речи Посполитой к просветительской
деятельности доминиканцев относились
неоднозначно. Многие считали, что монашеских
школ и так хватает, а стремиться надо
к светской модели образования. Не очень
удачно складывались отношения у них и
с Образовательной комиссией.
На белорусских землях
доминиканский орден не получил от нее
право на открытие новых школ. Компенсировать
это руководство решило через основание
ряду "нелегальных" учебных заведений.
В 1770-е гг. подобные училища с согласия
общества, но без разрешения властей создавались
практически всеми монашескими орденами.
В 1830-60е гг.
монастыри Д. в Беларуси были закрыты властями
Российской Империи, аннексировавшей
ВКЛ.
Жилые строения приспособлены
под казармы, госпиталя и т.д. Костелы были
переданы православной церкви.
Костёл Архангела Михаила (Новогрудок)
В начале XVII века литовский воевода Христофор Ходкевич пригласил в Новогрудок отцов-доминиканцев и в1624 году построил для них деревянный
костёл святого Яцека. Около 1724 года на его месте был построен новый
каменный костёл. В 1751 году после пожара костёл был практически
разрушен, после восстановления в1805 году, храм был освящён епископом Валентином Волчецким в честь Архангела Михаила.
стиль бороко
Для этих памятников
характерен утончённый вертикализм силуэтов, построенных на симметрии двух
многоярусных башен с оконными просветами.
На смену сдержанной массивностисарматского барокко приходят свобода и лёгкость.
Сосредоточенная внутри зданий кинетическая
энергия словно выплёскивается наружу.
Интерьеры пластичны в духе рококо, фасады волнистые, фронтоны
богато украшены скульптурой. Про церковь
в Березвечье писали: «строительный материал здесь
словно размяк и поплыл волнами выгнутых
и вогнутых кривых».
В 1858 году
в храме была произведена масштабная реконструкция,
после которой он приобрел черты позднего
классицизма.
строгость
композиции, простота, понятность, отсутствие
излишеств, строгие ясные логичные формы.
Костел Святой
Марии был сооружен
Смоляны (Витебская область,
Оршанский район) |
Объект: |
монастырь
доминиканцев: костел Девы Марии |
в 1678 году на средства
князя Иеронима Сангушки и его жены Констанции,
перестроен в первой половине 18 века. Костел
- памятник архитектуры позднего барокко,
представляет трехнефную двухбашенную
базилику.
После восстания 1831
года костел был закрыт и пришел в запустение,
в 1899 году стараниями ксендза Герасимовича
и под руководством архитектора Даукши
был восстановлен. С 1930 окончательно закрыт.
Криволинейные
очертания фасадных стен и башен указывают
на принадлежность постройки к архитектурной
школе виленского барокко, имевшего широкое
распространение в Беларуси в конце XVII
— первой половине XVIII в. К сожалению, памятник
сохранился с большими разрушениями времен
войны.
Костел святого Антония в Княжицах.
Княжицы – небольшое поселение в Могилевской
области
Основной достопримечательностью является
доминиканский костел Святого Антония.
Не заметить его очень сложно, так как
это самое высокое здание в деревне. Высота
костела 15 метров. В 1681 году в Княжицах
был основан доминиканский монастырь,
первый костел был деревянный. После 1750
года началось строительство каменного,
который был освящен в 1780 году в честь
святого Антония. Строительство монастыря
завершилось лишь в 1791 году. Но в 1832 году
его упразднили, спустя 40 лет в 1872 году
костел реконструировали под православную
церковь святого Александра Невского.
Церковь действовала до 1965 года. Сейчас
костел совершенно заброшен. В некоторых
источниках костел фигурирует под названием
костела Святого Николая.
Костёл святого Фомы (Тамаша)
Аквинского и монастырь доминиканцев
в Минске
Монастырь
ордена доминиканцев в Минске находился
в юго-восточной части ансамбля Верхнего
Рынка, ограниченной улицами Волоцкой
(сейчас Интернациональная) и Доминиканской
(Энгельса). В будущем городе-герое монахи-доминиканцы
появились одними из первых среди римско-католических
орденов. Кляштар с деревянным костёлом
ещё в 1600 г. начала строить Софья Слушка,
происходившая из магнатского рода Завишей.
воевода Петр Тышкевич начал
строить для доминиканцев уже каменные
костёл и монастырский корпус. К середине
XVII века в этой части города был возведён
костёл под титулом св. Фомы Аквинского
и монастырь на 12 монахов. Это был второй
каменный храм Минска после построенной
незадолго до этого Петропавловской церкви
на Немиге.
После реконструкций
1709 и 1781 годов комплекс приобрел черты
барокко. К правой стороне пресбитерия
ещё в 1703 г. был пристроен «в одну линию»
двухэтажный монастырский корпус.
1832 г., его
ликвидировали, а монахов выслали.
Около 1907 г. верх фронтона костёла разобрали,
а на его месте появилась деревянная пожарная
вышка.
Один из красивейших
не только в Минске, но и во всей Беларуси
памятников барокко – комплекс бывшего
доминиканского монастыря – уже 5 июля
1926 г. был объявлен памятником архитектуры,
находящимся под охраной государства.
В годы войны он серьёзно пострадал.
Однако в 1950
г. руководство республики окончательно
утвердило новый генплан Центральной
(Октябрьской) площади, согласно которому
в её центре возводился монумент Сталину,
а на месте бывшего монастыря разбивался
сквер. Костёл взорвали ночью.
Домин
костел Борисовского района Минской
области
конца XVIII
- начала XIX веков (памятник позднего барокко
и классицизма)
в 1933 году костел закрыли,
а потом использовали для хозяйственных
нужд. По его словам, по этой причине уникальный
каменный безбашенный костел, являющийся
памятником зодчества республиканского
значения, почти весь разрушен. У него
отсутствует крыша, обвалились своды,
от здания остались только стены и фронтоны.
Состояние памятника критическое, никаких
мероприятий по его сохранению не применяется.
Доминиканский монастырь
(Свято-Федоровский собор) города Пинска
Из несохранившихся
культовых построек XVIII века нельзя не
упомянуть Свято-Федоровский собор.
В начале XVII в. в Пинске
начинает формироваться центр города.
И в центре города закладывается деревянный
монастырь доминиканцев. Доминиканский
костел, а также большой двухэтажный корпус
для монахов-доминиканцев основан в 1667
году маркграфиней Марией Лукрецией Копец,
из дома маркграфов Строцци
До конца XVIII века костёл монастыря оставался
деревянным.
При монастыре доминиканцев в 1726 г. в
Пинске открылась Высшая школа Русской
доминиканской провинции, которая имела
право присвоения ученых степеней своим
питомцам. Высшая школа содержала двух
профессоров богословия и профессора
философии. При этом учебном заведении
существовала библиотека в 889 томов.
В 1850-м доминиканский монастырь был закрыт,
а в 1857 году костел передали православным
для перестройки и стал он называться
Соборной церковью Святого Федора Тирона,
мужского покровителя Пинска.
Свято-Федоровский собор был перестроен
из доминиканского костела под православный
храм, поэтому о его стилистике судить
трудно. Это был трехнефный базиликальный
храм с одной башней на главном фасаде.
Его площадь равнялась 450 м2. Такой тип
культовых сооружений в архитектуре XVIII
века встречался редко. Такой прием встречается
в архитектуре Польши (люблинская группа)
и Литвы (вильнюсская группа) в середине
XVII века, что указывает на творческие связи
между этими землями.