Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 15:58, реферат
С введением в программы учебных заведений курсов по естествознанию появляются первые образовательные прогулки на природу, о целесообразности которых высказывались передовые русские педагоги. Серьезное значение принципа наглядности и предметности в системе обучения находит отражение уже в "Уставе народных училищ" (1786г.) и в "Школьном Уставе" (1804 г.) с указаниями о проведении экскурсионных прогулок не только на природу, но и с посещением мануфактур, мастерских ремесленников.
Зарождение туризма и
Истоки развития детско-юношеского туризма относятся к концу ХУ111 века и связаны со становлением в России системы образования.
С введением в программы учебных заведений курсов по естествознанию появляются первые образовательные прогулки на природу, о целесообразности которых высказывались передовые русские педагоги. Серьезное значение принципа наглядности и предметности в системе обучения находит отражение уже в "Уставе народных училищ" (1786г.) и в "Школьном Уставе" (1804 г.) с указаниями о проведении экскурсионных прогулок не только на природу, но и с посещением мануфактур, мастерских ремесленников.
Развитие педагогики и зарождение краеведения, в основу которых были положены требования научной основы обучения и развития в учащихся умения наблюдать окружающую действительность, приводят к дальнейшему широкому распространению прогулок с образовательной целью. С 60-х годов XIX века отдельные учителя-энтузиасты начинают организовывать уже дальние прогулки. В их основе лежали естественно-научные экскурсии. Известно, что одно из таких путешествий по горному Крыму совершила группа студентов Университета Одессы в 1876 году под руководством профессора Головинского И.А.
Позже, помимо естественных экскурсий, начинают проводиться прогулки с новой целью - гуманитарной. По собственной инициативе учителя устраивали путешествия для обозрения исторических и других достопримечательностей. Расширялись и обогащались учебные поездки именно с образовательными целями, в основу которых был положен экскурсионный метод познания.
В конце XIX века складываются два вида путешествий и экскурсий . Первый - ставивший цели по изучению географии, геологии, ботаники и других естественных наук, появляются также первые технические и производственные экскурсии. Другой вид - это дальние учебные путешествия для ознакомления с культурными и историческими достопримеча-тельностями.
Следует отметить, что вместе с пешеходными путешествиями появляются путешествия и с использованием транспорта (железная дорога, пароходы).
В связи с ростом числа путешествий и экскурсий возникла необходимость в их координации. Это привело к созданию в 1896 году в Москве Центральной экскурсионной комиссии при Министерстве Просвещения (с филиалом в Петербурге), которая располагала музеем и библиотекой, где собиралась информация по туризму и экскурсионным вопросам. Комиссия разрабатывала туристско-экскурсионные программы для учебных заведений, правила поведения экскурсантов, листы опроса, вела учет путешествий групп учащихся, что стало началом создания учетной туристской документации
Министерство Просвещения способствовало развитию школьных образовательных экскурсий и изданием специальных нормативных документов. В частности, в 1889 году вышел циркуляр с указанием, что следует обратить особое внимание на прогулки. Школам было предписано, что "прогулками следует воспользоваться для географии, естественной истории и других учебных целей". В 1900 году следующий циркуляр отменял летние каникулярные работы и взамен рекомендовал образовательные прогулки и путешествия. Эти указания положили начало летней оздоровительной работе с учащимися. Одновременно было "признано желательным введение в практику учебных заведений местных экскурсий и для этого, в виде опыта, разрешено в течение учебного года до семи дней посвящать экскурсиям, осмотру музеев".
Помимо
учителей-энтузиастов развитию школьного
туризма содействовали
В 1900 году в
Петербурге было создано Русское
горное общество, которое помимо проведения
научно-исследовательской
На основании опыта работы Кавказского горного общества его председатель - Рудольф Рудольфович Лейцингер - пришел к выводу, что для того, чтобы туризм, экскурсии, исследования гор нашли сотни увлеченных последователей, нужно начинать с молодого поколения, с учащихся. Нужны квалификационные кадры инструкторов, гидов, экскурсоводов, необходимы десятки подготовленных и описанных туристских и экскурсионных маршрутов, нужна целая сеть гостиниц и приютов, необходимо решение вопросов связи и транспорта - задачи, решение которых в царской России, раздираемой политическими противоречиями, казались неразрешимой.
С 1899 года правление Русского туринг-клуба учреждает и начинает издавать журнал "Русский турист", на страницах которого велась специальная рубрика "О школьных путешествиях и образовательных экскурсиях". Эти публикации обобщали опыт по проведению в школах России экскурсий и организованных поездок для знакомства с крупными городами и с природой Кавказа, Крыма, Урала и Средней Азии.
Становление научной разработки проблем туризма и экскурсий связано с такими видными экскурсионистами и педагогами как Анциферов Н.П., Кайгородов Д.Н., Гревс И.М. Они внесли значительный вклад в вопросы методики и организации экскурсий, в обобщение опыта практической работы по применению экскурсионного метода познания, в рассмотрение вопросов детско-познавательного туризма. Теория и практика туристско-экскурсионного дела обсуждалась на педагогических совещаниях и освещалась на страницах журналов "Экскурсионный вестник", "Школьные экскурсии и школьный музей", "Русский экскурсант".
В начале XX века путешествия и экскурсии для учащихся становятся одним из элементов обучения, применяемых педагогами коммерческих и реальных училищ, высших учебных заведений. Школа оказывается в центре развития экскурсионного туризма. Тогда же, примерно в 1905 году возникли и первые кружки для молодежи, ставшие примерами системы дополнительного образования в России.
В этот период наибольшую активность в развитии детского туризма проявляет Р.Р.Лейцингер. Так, только в сезоне 1905 г. им были организованы 8 специальных ученических экскурсий по Кавказским горам, в которых приняло участие 246 учащихся их различны городов России.
Для реализации своих идей Р.Р.Лейцингер предпринимает широкий комплекс мер, часть которых, говоря языком сегодняшним, можно назвать рекламно-агитационными. Он готовит и в 1906 году издает брошюру «Нъсколько словъ объ ученическихъ экскурсiяхъ», которую самостоятельно рассылает по всем учебным Округам России, в Министерство Народного Просвещения, а также в адреса более 640 образовательных учреждений - гимназий, реальных училищ, духовных семинарий. Кроме того, P.P.Лейцингер отводит часть своей личной усадьбы под первую в России школьную туристскую базу, которую называет «Ученический приют КГО в Пятигорске - гостиница "Швейцария", в котором уже в сезоне 1907 года принимает группы из различных городов России, включая Сибирь.
Р.Р.Лейцингер
также обращается в Министерство
Народного Просвещения с
Министерство Народного Просвещения также поддерживало предложения и начинания Р.Р.Лейцингера по развитию ученического туризма, принимались и вводились общероссийские программы, например, к моменту окончания гимназии все гимназисты должны были посетить три великих российских города: Киев, Санкт-Петербург и Москву - т.е. шло создание общенациональной, культурно-патриотической краеведческой программы. Молодой человек должен иметь возможность путешествовать, закалять себя, он должен увидеть свою великую родину для того, чтобы вырасти достойным гражданином – таков был лейтмотив этих программ.
В мае 1909 г.
начал реализоваться самый
Крупные камни защищали ее с востока и с севера, словно естественные стены, участники экспедиции соорудили еще одну защитную стенку, с западной стороны. Память об участниках экспедиции 1909 года, подобравших и обустроивших эту площадку, сохранилась: самый высокогорный приют Европы до сих пор носит имя, рекомендованное Лейценгиром, - «Приют одиннадцати».
После смерти Р.Р.Лейцингера деятельность по развитию детского туризма не прекратилась, продолжал работать и ученический приют, так, только в 1910 г. в нем приняли 782 учащихся.
Одновременно, в эти годы развивается и общественный туристский сектор. Туринг-клуб в 1901 году был преобразован в Российское Общество Туристов (РОТ). Правление общества до 1911 года располагалось в Петербурге и имело представительства в 135 русских городах и 8 странах Европы. Общество ставило своей целью организацию путешествий как внутри страны, так и за ее пределами. К 1914 году Российское Общество Туристов превратилось в одно из самых массовых обществ того времени и насчитывало уже примерно 5000 человек.
Таким образом, на рубеже веков туризм и экскурсии превращаются в один из методов образования. Обогащается тематика экскурсий, прослеживается связь со школьными предметами. Путешествия уже различаются по продолжительности (местные одно-двухдневные и дальние продолжительные), выделяется летний период как фактор сезонности, расширяется география поездок - от северных регионов до Крыма и Кавказа и от Урала до стран Европы.
Информация о работе Зарождение туризма и экскурсий в России (XIX век - 1917 год )