Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 19:33, аттестационная работа
Христианство и Церковь пришли на Урал с русской государственностью и с русским населением в XIV веке. Коренное население Урала состояло из племен Коми, и было сплошь языческим. Первым просветителем уральской земли считается епископ Пермский Стефан. Он силой убеждения в короткое время обратил в православие большое число язычников. Церковная история Екатеринбурга начинается с освященной в 1712 году Никольской церкви Уктусского завода, основанного в 1702 году и являвшегося старейшим поселением на территории современного города.
1.Схема маршрута
2.Контрольный текст экскурсии «Золотые купола Урала»
3. Портфель экскурсовода
4. Технологическая карта экскурсии «Золотые купола Урала»
5. Список использованной литературы
Шестым объектом
просмотра будет Иоано-
Иоано -Предтеченская (Ивановская) церковь - одноэтажная каменная, с тремя приделами: срединным - св. Иоанна Предтечи северным - Святителя и Чудотворца Николая и южным - в честь иконы Божией Матери «Утоли мои печали». Церковь была заложена первоначально как одно престольная на средства екатеринбургского купца Е.А. Телегина 15 сентября 1846 года и освящена епископом Екатеринбургским Валаамом 12 сентября 1860 года. В 1886 году с благословения епископа Екатеринбургского Нафанаила был заложены два пристроя с северной и южной стороны для двух приделов и двух подвальных под ними помещений, из которых одно предполагалось для склада церковного имущества, а другое «для сомнительных умерших». Левый Никольский придел был освящён 27 декабря 1886 года, а правый, во имя иконы Божией Матери «Утоли мои печали», был освящён 3 июня 1888 года. В 1915 г. с западной стороны к кладбищу была отведена дополнительная площадь для Братского кладбища (для погибших в войне 1914 и последующих годов). После установления советской власти при церкви было образовано церковное общество, в котором зарегистрировалось 700 человек. На службах в ней присутствовало до 400 человек. Церковь эта приобрела особенное значение в жизни города в период наивысшего гонения на церковь. Поскольку церковь одновременно стала кафедральным собором для сергианского направления, здесь служили до 1937 г. сергианские архиереи: архиепископы Софроний (Арефьев), Макарий (Звездов), Серафим (Силычев), Симеон (Михайлов), Глеб (Покровский), епископ Пётр (Савельев). Из них епископ Петр был расстрелян в Свердловске 19 октября 1937 г., одновременно с григорианским архиепископом Петром (Холмогорцевым), остальные были арестованы в 1937 г. в разных городах страны и очевидно тоже расстреланы, так как никаких сведений о них после ареста не осталось. После 1937 г. в церкви оставался лишь один священник отец Николай Адриановский, но и он из -за непосильных налогов в 1935. 1940 гг. на 1 год оставлял службу и уходил на фабрику. После того, как в 1942 г. была восстановлена Свердловская епархия, Иоано -Предтеченская церковь снова стала Кафедральных собором, теперь уже Патриаршей церкви. С 1943 года Иоано -Предтеченский храм уже остается главным храмом Екатеринбургской епархии. А учитывая, что с 60-х годов XX века Свердловский архиерей возглавлял почти все Уральские епархии, то храм почти треть века был главным храмом Урала. Около церкви были похоронены многие из последних екатеринбургских священников. На Ивановском кладбище, на котором оказались утраченными многие могилы и памятники, все же сохранились от прошлого могилы открывателя способа добычи золота промыванием золотоносных песков, создавшего всю современную золотодобывающую промышленность, Л.И. Брусницына, строителя Крестовоздвиженской церкви городского головы купца В.В. Кривцова, строителя Иоано -Предтеченской церкви купца Е.А. Телегина. Многие старинные памятники Ивановского кладбища не уступали лучшим образцам памятников столичных кладбищ, хотя Ивановское кладбище было, конечно, беднее главного Екатеринбургского кладбища при Ново -Тихвинском монастыре.
Седьмым объектом нашего осмотра будет Храм во имя святителя Иннокентия, митрополита Московского.
Храм во имя святителя Иннокентия, митрополита Московского, при православном духовно-просветительском центре — православный храм Екатеринбурга, находится в юрисдикции Екатеринбургской и Верхотурской епархии Русской православной церкви. Адрес: Екатеринбург, улица Ленина 11а. Освящен 18 сентября 2001 года во имя святителя Иннокентия, митрополита Московского. В 2013 году храму Иннокентия Московского исполнилось 12 лет. Наш храм стоит на центральном проспекте Екатеринбурга, но выглядит он достаточно скромно. Расположен храм на втором этаже двухэтажного домика, окруженного монументами современного градостроения. Храм Святителя Иннокентия Московского открыт ежедневно. Вы сможете принять Таинство Святого Крещения сами или помочь в этом Вашим родным и близким. Исповедоваться и Причаститься. Заказать любой молебен, панихиду и другую церковную службу о ваших нуждах. Договориться об освящении квартиры или автомобиля. В церковной лавке для Вас большой выбор икон и православных книг. В храме Вы можете поставить свечу и просто отдохнуть душой. В храме можно приложиться к некоторым святыням:
Далее мы посмотрим Храм на Крови.
Храм на Крови построен на месте снесенного в 1977 году дома Ипатьева, в котором семья последнего Российского императора находилась в заключении в 1918 году и была расстреляна в ночь с 16 на 17 июля 1918 года. Освящение и торжественное открытие православного мемориального Храма – на – Крови во имя Всех Святых, в земле российской просиявших, было совершено 16 июля 2003 года. Уникально общественное значение Храма – это символ примирения русского народа, его исторического покаяния и, одновременно, символ возрождения России, что определяет значение Храма как общероссийского и европейского исторического и духовного центра.
Храм -памятник представляет собой сложный архитектурно -исторический и религиозный комплекс. Это пяти купольное сооружение общей площадью три тысячи квадратных метров и высотой шестьдесят метров. Архитектура здания решена в русско -византийском стиле. В
Комплексе расположено два храма: в цокольной части заупокойный Нижний Храм – на – Крови памяти Романовых, алтарь которого располагается рядом с местом расстрела царской семьи. Здесь же находится музей, экспозиция которого посвящена последним дням жизни Романовых, а также зрительный зал на 160 мест. Площадь Нижнего Храма – 2900 кв. м. Иконостас Нижнего Храма выполнен из фаянса, изготовленного на Сысертском фарфоровом заводе. Он состоит из 800 деталей. Верхний Храм – во имя всех Святых - величественный златоглавый собор, знаменующий собой негасимую лампаду, зажженную в память о произошедшем на этом месте трагического события. Его площадь – 1450 кв.м. В нем создан уникальный мраморный иконостас 30 метров длинной и 15 метров высотой. Это самый большой мраморный иконостас, который когда - либо изготавливался в России. Выполнен он из белого мрамора. Помимо мрамора в отделке иконостаса использованы детали из бронзы, яшмы, малахита. В структуру Верхнего Храма включена сень над местом расстрела, которая также просматривается с верхнего уровня. Пространство «русской Голгофы» связывает два Храма, посвященных прошлому, настоящему и будущему России – это уникальный композиционный прием, не имеющий аналогов. Отделка фасадов и интерьеров выполнена с применением гранита и мрамора. В облицовке Храма широко использовался гранит с преобладанием красных и бордовых цветов – как напоминание о пролитой когда -то здесь крови.
В ансамбль храма включён памятник царской семье. Он представляет собой скульптурную композицию, в художественной форме представляющую трагический момент спуска Николая II и его семьи в подвал дома Ипатьева на расстрел. Высота памятника 9 метров, высота семи фигур – 3,5 метра. В композиции памятника сочетаются несколько бронзовых фигур. Члены царской семьи изображены спускающимися вниз по винтовой лестнице наподобие той, которая была в доме Ипатьева. Центром композиции является православный крест, символизирующий христианское смирение, с которым царственные мученики приняли свою участь. Фигуры выполнены в экспрессивной манере, изображающей реальных людей в последние минуты их земной жизни. Памятник имеет художественную задачу: служить зримым напоминанием о трагедии, которая открыла путь к бесчисленным бедам братоубийственной гражданской войны. Строительство Храма -памятника велось в течение трех лет. В общей сложности на строительство было затрачено 328 миллионов рублей. Храм является наиболее посещаемым туристами , в том числе и высокопоставленными
Лицами, культовым объектом Екатеринбурга. Его посетил президент России Владимир Путин.
Далее просим обратить внимание на Екатерининскую часовню.
Возведенная в 1998 году, в преддверии 275-летнего юбилея города, часовня на Площади Труда обозначает место, где стояла первая в Екатеринбурге церковь. Именно здесь, 1 октября 1723 года была заложена первая в нашем городе мазанковая церковь во Имя Великомученицы Екатерины. Её строили около двух с половиной лет и освятили 26 февраля 1726 г. (с этого времени она стала действующим храмом). Церковь была мазанковой, т.е. сложена из бревен, промежутки между которыми закладывались глиной. В 1747 г. она сгорела и на ее месте была возведена каменная, двухэтажная, с колокольней. Строилась новая церковь с 1758 по 1768 г., на государственные средства и на пожертвования екатеринбуржцев. Самые «черные» земляные работы и укладку фундамента делали каторжники, а кладку стен и куполов - каменщики из Соликамска. В 30-90-е годы XIX в. храм был несколько перестроен. Екатерининский собор был наиболее величественным в городе. Он вмещал до 8 тыс. чел ., имел длину 55,5 м, ширину 40,5 м, а колокольня со шпилем и крестом достигала высоты около 60 м. На колокольне, служившей одновременно дозорной и пожарной вышкой, красовались куранты - часы с боем.
О начале церковных служб и торжественных событиях возвещал звон девяти колоколов храма, весивших 21 т. В церкви было 5 иконостасов, главный из них - девяти ярусный, весь вызолоченный. В храме имелось множество богослужебных предметов, сделанных из золота, серебра и уральских камней: в 1920-х гг. в Екатерининской церкви было изъято серебряных предметов общим весом 165 кг. Екатерининская церковь дала имя всей части города, расположенной на левом берегу Исети, - ее величали Церковной или Заречной стороной. Храм был закрыт и взорван в 1930 году.
И последним объектом нашей экскурсии будет Храм во имя святой Елизаветы Фёдоровны.
Храм во имя святой преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Фёдоровны (Елизаветы Федоровны) — это православный храм Екатеринбургской митрополии в г. Екатеринбурге, микрорайоне за вокзальный. При храме действует Приют для инвалидов, пожилых, немощных, ветеранов ВОВ и бездомных.
Храм существует с 2007 года.
При храме существует сестричество милосердия.
Основные направления деятельности храма:
Тема экскурсии: Екатеринбург – православный.
Продолжительность (ч.) 12 – 15 часов.
Протяженность (км) 750км
Авторы-разработчики: Слинкина Д.А
Содержание экскурсии: посещение православных храмов Екатеринбурга с целью ознакомления с историей православия на Урале и современным состоянием культовых объектов – памятников архитектуры.
Маршрут экскурсии: Тюмень – Екатеринбург - Тюмень
Участки (этапы) перемещения по маршруту от места сбора экскурсии до последнего пункта на конкретном участке маршрута. |
Места остановок |
Объекты показа. |
Продолжительность осмотра. |
Основное содержание информации |
Основные указания по организации. |
Методические указания |
Г.Тюмень |
Железнодорожный вокзал |
5 мин. |
Вступительная беседа: знакомство с группой, тема экскурсии, ее продолжительность, цели и задачи. |
Ознакомить экскурсантов с правилами поведения на экскурсии и в православных храмах. |
Без движения автобуса. | |
От Железнодорожного вокзала г Тюмени до Екатеринбурга. |
Церковь Святого Карапета. |
Церковь Святого Карапета. |
30 мин. |
История Храма. Архитектурные особенности храма. |
Выход из автобуса. Расположить группу полукругом на не большой площадке что бы было видно храм. Дать время на фотографирование. Посещение храма. |
По ходу движения автобуса. Предварительный осмотр, зрительная
реконструкция с помощью |
От церкви Святого Карапета до Свято-Троицкого кафедрального собора. |
На стоянке около Собора. |
Свято-Троицкий кафедральный собор. |
25 мин. |
Информационная справка о дате возникновения Собора Рассказ о строителе Храма – купце Я.М. Рязанове и о истории Храма Знакомство с архитектурными особенностями Храма. |
Выход из автобуса Расположить группу полукругом на небольшой площадке, чтобы было видно храм. Дать время на фотографирование Посещение Храма (женщины – в платках, мужчины – без головных уборов) Сосредоточить внимание экскурсантов на рассказе. |
Использование приема объяснения, приема цитирования, предварительный осмотр, зрительной реконструкции с помощью фотографии Храма из портфеля экскурсовода; экскурсионная справка, объяснение. |
От Свято-Троицкого |
У входа в Собор. |
Собор Александра Невского. |
20 мин. |
История и архитектурные особенности собора. |
Пеший переход от монастыря к Собору Дать время для осмотра места и для фотографировании я Посещение Собора (женщины – в платках, мужчины – без головных уборов). |
Прием предварительного осмотра, панорамного показа, переключения внимания. |
От собора Александра Невского до Свято-Никольского храма. |
Проездом. |
Свято-Никольский храм. |
10 мин. |
История создания храма |
Медленное движение автобуса. Прием зрительной реконструкции. | |
От Свято-Никольского храма до Вознесенской церкви. |
Вознесенская площадь. |
Вознесенская церковь. |
30 мин. |
История создания храма, его архитектурные особенности. Судьба храма в советский и постсоветский период. |
Расположить группу для осмотра часовни Дать время на фотографирование и посещение часовни (женщины – в платках, мужчины – без головных уборов). |
Использование приема объяснения, цитирования, панорамного показа, экскурсионная справка, объяснение. |
От Вознесенской церкви до Иоано-Предтеченской церкви. |
У церкви. |
Иоано-Предтеченская церковь. |
20-25 мин. |
История церкви и кладбища Знакомство с архитектурными особенностями церкви. |
Выход из автобуса Расположить группу полукругом на, небольшой площадке, чтобы было видно церковь. Дать время на фотографирование. |
Расположить группу полукругом на небольшой площадке, чтобы было видно церковь. Дать время на фотографирование Использование приема объяснения, приема цитирования, осмотра, экскурсионной справки, объяснения, вопросов и ответов. |
От Иоано-Предтеченской церкви до церкви во имя Святителя Иннокентия. |
Проездом. |
Церковь Святого Иннокентия. |
10 мин. |
Знакомство с историей и расположением храма. Рассказ про иконы находящиеся в храме. |
Медленное движение автобуса. Прием зрительной реконструкции с помощью фотографий из портфеля экскурсовода. | |
От церкви Святого Иннокентия до Храма на Крови. |
Ул. Толмачева. Напротив, Храма. |
Храм на Крови. |
30 мин. |
История гибели семьи Николая II, строительства храмового комплекса и о архитектурных особенностях Храма - на- Крови. |
Выход из автобуса Расположить группу полукругом на небольшой площадке у Храма. Дать время на фотографирование и посещение Храма (женщины – в платках, мужчины – без головных уборов). Осмотр памятника царской семье. |
Использование приема объяснения, цитирования, панорамного показа, экскурсионная справка, объяснение. |
От Храма на Крови до Екатерининской часовни. |
Главный проспект напротив часовни. |
Екатерининская часовня. |
20 мин. |
Рассказ о снесенном Екатерининском горном Соборе и Екатерининской часовне. |
Выход из автобуса. Расположить группу полукругом на небольшой площадке у фонтана «Каменный цветок». Дать время на фотографирование и посещение часовни (женщины – в платках, мужчины – без головных уборов). |
Использование приема объяснения, зрительной реконструкции с помощью фотографии Собора из портфеля экскурсовода; экскурсионная справка, объяснение. |
От Екатерининской часовни до Храма во имя Святой Елизаветы Фёдоровны. |
Храм Святой Елизаветы Фёдоровны. |
Храм Святой Елизаветы Фёдоровны. |
15 мин. |
История Храма. Основные направления деятельности Храма. |
Выход из автобуса. Расположить группу так чтобы было видно храм. |
Использование приема панорамного показа. |
От Храма во Имя святой Елизаветы Фёдоровны до ЖД вокзала. |