Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 02:44, реферат
Английское слово «hospitality» (гостеприимство) происходит от старофранцузского «хоспис», что означает «странноприемный дом». Появление первых прообразов гостиниц, как и самой профессии по обслуживанию людей, останавливающихся на ночлег, уходит своими корнями в далекое прошлое.
Гостиные дома располагались в городах и на дорогах, ведущих из одних стран в другие. Помимо путешественников услугами этих гостиных домов пользовались гонцы, курьеры, правительственные служащие. В гостиных домах людям предоставляли ночлег, убежище, пищу, там же кормили и меняли лошадей.
1. История
развития индустрии гостеприимства
Английское слово «hospitality» (гостеприимство)
происходит от старофранцузского «хоспис»,
что означает «странноприемный дом». Появление
первых прообразов гостиниц, как и самой
профессии по обслуживанию людей, останавливающихся
на ночлег, уходит своими корнями в далекое
прошлое.
Гостиные дома располагались в городах
и на дорогах, ведущих из одних стран в
другие. Помимо путешественников услугами
этих гостиных домов пользовались гонцы,
курьеры, правительственные служащие.
В гостиных домах людям предоставляли
ночлег, убежище, пищу, там же кормили и
меняли лошадей.
В средние века в Европе постоялые дворы
начинали создаваться при монастырях.
Церковь обязывала организовывать «госпиции»
для путешественников, паломников, священников,
путешествующих по святым местам. Со временем
из бесплатного приюта они становятся
предприятиями, рассчитанными на получение
дохода.
Прообразы гостиниц имелись и на Ближнем
Востоке, и в Средней Азии, и в Закавказье.
Купцы с караванами товаров путешествовали
по пустыням и предгорьям. Ночевали они
обычно в шатрах, но иногда останавливались
в караван-сараях — своеобразных гостиничных
комплексах, включавших в себя загон для
верблюдов и помещения для ночлега людей,
окруженные крепостной стеной.
Развитие торговых
связей привело к значительному росту
гостиничного хозяйства в Европе. Например,
в Милане в XIV в. насчитывалось уже 150 гостиниц.
Однако гостиничное хозяйство того периода
было крайне примитивным: в гостиницах
отсутствовали удобства, их санитарный
уровень был чрезвычайно низок.
В XVIII—XIX вв. с ростом экономических и политических
связей между государствами начинается
бурное развитие гостиничного хозяйства,
особенно в городах Европы. Гостиничное
дело превращается в важную отрасль, приносящую
большую прибыль.
В истории развития гостиничного дела
различают четыре этапа:
• до начала XIX века – предыстория
гостиничного дела;
• XIX век – начало XX века - зарождение специализированных
предприятий по производству гостиничных
услуг;
• XX век – до Второй Мировой
войны – массовое появление предприятий
гостинично-ресторанного сервиса;
• после окончания Второй Мировой войны
и до настоящего времени — массовое развитие
гостиничной индустрии, формирование
индустрии гостиничных услуг как основы
современного туризма и социальных потребностей
современного общества.
Первый этап — предыстория
гостиничного дела. В античные времена
основными мотивами передвижений части
общества были торговля, образовательные
цели, паломничество, лечение, исполнение
государственных (властных) функций. Имели
место и спортивные поездки (Древняя Греция)
к месту проведения Олимпийских игр участников
и зрителей, собиравшихся со всей страны.
В Средние века усиливается религиозный
фактор мотива посещения определенных
мест — поклонение святыням христианства
и мусульманства. Эпохи Ренессанса и Просвещения
ослабили религиозные мотивы передвижений
части общества, однако усилили индивидуальный
характер и образовательную направленность
поездок, соответственно, и временное
пребывание в незнакомой местности. Молодые
дворяне в порядке вещей отправлялись
в своеобразный «гран-тур» по Европе, прежде
чем вступить на поприще профессиональной
или политической деятельности.
Второй этап — зарождение специализированных
предприятий по производству гостиничных
и сопутствующих им дополнительных услуг.
Важнейшую роль в строительстве специализированных
предприятий гостинично-ресторанного
сервиса сыграли революционные изменения
в развитии транспорта: изобретение парохода
Фултоном (1807), паровоза Стефенсоном (1814),
совершенствование почтовой связи и расширение
сети дорог в Европе. Все это становится
важными экономическими факторами массового
передвижения населения. Во второй половине
XIX века индустрия отдыха расширяет сферу
своего производства: к предприятиям гостиничного
хозяйства разной комфортности добавляются
первые бюро путешествий, в задачу которых
входила организация туристических поездок.
Гостиницы же повсеместно, особенно в
курортных местностях, предлагали своей
клиентуре различные экскурсии по местным
историческим и культурным достопримечательностям.
Третий этап — начало массового появления
предприятий гостинично-ресторанного
сервиса. Первая Мировая война, экономическая
депрессия 30-х годов и Вторая Мировая война
оказали негативное влияние на развитие
гостиничного хозяйства. Однако именно
в период между двумя мировыми войнами
появляются новые предприятия индустрии
гостеприимства.
Четвертый этап — массовое развитие гостиничной
индустрии.
Вторая Мировая война парализовала туризм,
гостиничное хозяйство ввиду отсутствия
достаточного количества клиентов влачило
жалкое существование. Новые объекты не
вводились, а старые, особенно в воюющих
странах, перепрофилировались для нужд
армии, тыла и т. д. Дальнейшее развитие
гостиничный бизнес получает только в
послевоенный период. Именно в этот период
приобретает действительно массовый характер
туризм. Формируется мощная индустрия
отдыха со своими институтами, продуктом,
производственным циклом, методами организации
и управления производством. В западноевропейских
странах 50-60-е годы — это период массового
строительства гостиниц, мотелей, разного
рода увеселительных заведений.
На Руси постоялые дворы, предшественники
первых гостиниц, появляются в XII—XIII вв.
В них гонцы отдыхали и меняли лошадей.
Эти постоялые дворы — «ямы», как их называли,
располагались один от другого на расстоянии
конного перехода. В связи с ростом промышленного
производства и расширением торговых
связей в XVIII —XIX вв. растет население городов,
открываются новые гостиницы. В 1818 г. в
Москве функционирует 7 гостиниц. В Петербурге
в 1900 г. насчитывалось уже 325 гостиниц.
В 1910 г. в России было 4685 гостиниц, не считая
постоялых дворов и трактиров с номерами.
Все они принадлежали частным лицам и
были чисто коммерческими предприятиями.
После Октябрьской революции декретом
Советского правительства все гостиницы
были национализированы, гостиничное
хозяйство подверглось коренной перестройке.
Наряду со строительством крупных гостиниц
значительное внимание уделялось также
строительству небольших типовых гостиничных
проектов. Гостиницы, построенные в этот
период, были недостаточно благоустроенными.
Мебель была низкого качества, освещались
помещения плохо. Многие номера не были
оснащены санитарно-техническим оборудованием.
Единых тарифов на услуги гостиниц до
этого не было. И только Постановление
Совета Народных Комиссаров РСФСР «Об
упорядочении гостиничного хозяйства
и установлении тарифов на номера и койки
в гостиницах» № 687 от 27.07.1934 г. установило
единую методику исчисления тарифа для
всей республики.
Годы второй и третьей пятилеток характеризуются
развитием строительства вообще и гостиниц
в частности. Повышаются требования как
к благоустройству гостиниц, так и к художественному
оформлению их интерьера.
К 1940 г. гостиницы были построены в 669 городах.
В годы Великой Отечественной войны был
нанесен огромный ущерб всему народному
хозяйству, в том числе и гостиничному.
В послевоенные годы развернулись большие
работы по восстановлению, реконструкции
и строительству новых гостиниц.
В освобожденных от немецко-фашистских
захватчиков городах и сёлах, не дожидаясь
окончания войны, восстанавливали гостиничный
фонд. Ряд гостиниц («Астория» в Ленинграде,
«Приморская» в Сочи и др.) во время войны
были переоборудованы в госпитали.
В соответствии с общей направленностью
послевоенных лет интерьерам гостиниц
придавали дворцовую пышность.
Отсюда некоторая абстрагированность
архитекторов от рассмотрения вопросов,
связанных с лучшей организацией быта
проживающих в гостиницах граждан. К мебели,
оборудованию, освещению предъявлялись
не столько функциональные, сколько эстетические
требования. Это предопределило использование
во внутренней отделке дорогостоящих
материалов и изделий, значительно удорожавших
строительство гостиниц.
Дальнейший рост материальной и технической
гостиничной базы в стране определили
следующие факторы: развитие существующих
городов и появление новых; рост промышленности,
науки, культуры и искусства; увеличение
материального благосостояния людей.
Это создало предпосылки для развития
внутреннего туризма, обмена делегациями,
увеличения числа командированных и отпускников.
С развитием народного
хозяйства, успешным выполнением пятилетних
планов росла и подвижность населения,
отечественный и зарубежный туризм, расширялись
экономические и культурные связи с зарубежными
странами. Наряду с гостиницами общего
типа в стране велось интенсивное строительство
ведомственных гостиниц, пансионатов,
кемпингов, мотелей, туристических баз
и лагерей.
Интенсивно развивалось
гостиничное хозяйство с 1970 по 1980 год,
что частично было вызвано подготовкой
к проведению XXII Олимпийских Игр.
В 1980 г., в канун московской Олимпиады,
гостиничное хозяйство СССР насчитывало
7000 гостиниц общей вместимостью 700 тыс.
мест. Было построено много крупных, комфортабельных
гостиниц.
Одной из самых больших гостиниц России
является гостиничный комплекс «Измайлово»,
рассчитанный на 10 тыс. мест. В 1990-е гг.
из-за экономической и политической ситуации
в стране произошел значительный спад
спроса на гостиничные услуги. В конце
1990-х гг., согласно данным Государственного
комитета Российской Федерации по статистике,
Россия имела 5043 предприятия гостиничного
типа
Современный туризм
Дальнего Востока (ДВ) характеризуется
аномально высоким уровнем
Главные особенности рекреационно-географического
положения Дальнего Востока следующие:
1. Удаленность от центральных районов
страны в сочетании с плохой транспортной
доступностью и высокими тарифами. Это
автоматически делает ДВ мало привлекательным
для большей части населения России и
одновременно сильно ограничивает возможность
дальневосточников посещать исконные
русские территории. Поэтому внутренний туризм
ориентируется преимущественно на собственное
население ДВ.
2. Огромные размеры, меридиональность
и низкая освоенность территории. Это
определяет наличие значительных массивов
экологически чистых земель. Меридиональность
в сочетании с гористостью и приморским
положением определяет разнообразие природных
условий (самое большое в России количество
природных зон – от степей до горной тундры
и арктических пустынь).
3. Приморское положение. Ни один регион
России не имеет такую протяженную морскую
границу. Значительные территории ДВ (не
только островные) доступны исключительно
по морю или по воздуху. Приморское положение
в туризме используется крайне не достаточно.
Необходимо развитие пассажирского рейсового
сообщения, в том числе с соседними странами.
4. Выход в Азиатско-Тихоокеанский регион
создает прекрасные возможности развития
международного туризма. Один из феноменов
развития международного туризма в конце
ХХ в. – опережающее развития туризма
в регионе «Восточная Азия и Тихий океан»
(по ВТО). Доля региона в мире выросла с
1960 по 2004 г. в туристских прибытиях с 1%
до 19,2%. Убытия из стран региона выросли
с 1985 г. по 2002 г. с 9,1% до 17,9%. По прогнозу
регион и далее будет развиваться опережающими
темпами и к 2020 г. доля региона составит
25-28%. К 2020 г. на все страны Тихоокеанского
бассейна будет приходиться более 45% мировых
тур. прибытий и доходов, т.е. больше чем
в Европе. Таким образом, страны АТР становятся
основным туристским регионом мира. Одновременно
с этим дешевизна туризма в ряде стран
АТР по сравнению с российским и неразвитость
туристской инфраструктуры на Дальнем
Востоке создает угрозу, что он будет в
туристской системе АТР донором.
5. Протяженная сухопутная граница с Китаем.
Наличие такой границы – важнейший фактор
взаимных туристских обменов. Доля Китая
в международном туризме ДВ превышает
90%, особенно высока в Амурской области
и Приморском крае. Российско-китайская
граница на ДВ проходит по крупным рекам,
что затрудняет организацию переходов
и снижает их пропускную способность.
Только в Южном Приморье граница проходит
по равнинам и низкогорьям, а потому самая
высокая плотность пограничных переходов,
поэтому в начале 90-х годов поток туристов
через Приморский край на Китай составлял
более половины общероссийского. В настоящее
время доля Приморского края снизилась
до 30%.
6. Транзитное положение Дальнего Востока
практически не используется. Единственным
важным транзитным центром является Хабаровск
и то, как промежуточный пункт пути в центральные
районы России из Японии. Небольшой транзитный
поток туристов следует из Республики
Корея через Краскино в Китай (паломнический
тур к г. Пектусан). Наиболее реальный международный
транзитный маршрут: Япония – Владивосток
(Находка) - КВЖД – Китай. Возможен транзит
Северная Америка – Хабаровск (Владивосток)
– страны Азии. Реальное использование
транзитного положения ДВ возможно только
после создание современной транспортной
системы мирового уровня, особенно авиатранспорта.
3.1. Хабаровский край
Хабаровский край образован 20 октября
1938 г. Граничит на западе и юге с Амурской
областью, на западе и севере с Республикой
Саха (Якутия), на севере с Магаданской
областью, на востоке с Сахалинской областью,
на юге с Приморским краем и КНР. Входит
в состав Дальневосточного федерального
округа. Площадь — 788,6 тыс. км2 (4,6%
территории России). Население — 1,41 млн
человек. Плотность населения— 1,79 человек/км2,
удельный вес городского населения —
80,6%. Административный центр — Хабаровск
(578,1 тыс. человек).
Главная река края — Амур. Свыше 50% территории
покрыто лесом. В таежных дебрях произрастает
«корень жизни» женьшень. Животный мир
чрезвычайно разнообразен, встречаются
изюбр, бурый медведь, рысь, амурский тигр,
енотовидная собака и др. Крупнейший аэропорт
края, имеющий статус международного,
расположен в Хабаровске, есть аэропорты
в Комсомольске-на-Амуре, Николаевске-на-Амуре,
Охотске. Внутреннее сообщение в Хабаровском
крае осуществляется железнодорожным,
авиационным, речным и автомобильным транспортом.
Попасть водным транспортом в некоторые
северные районы можно только в период
навигации с мая по октябрь.
Государственное регулирование регионального
туризмаосуществляет Министерство экономического
развития и внешних связей правительства
Хабаровского края. В крае созданы три
общественные туристские ассоциации:
Межрегиональная ассоциация независимых
туроператоров Дальнего Востока (МАНТ
ДВ), Региональная ассоциация содействия
развитию туризма (РеАСТ) и Азиатско-Тихоокеанское
представительство РСТ. Особенность туризма
в Хабаровском крае — его природно-экологическая
направленность. Наиболее перспективны
экологический, этнографический, экстремальный
туризм (сплав по горным рекам), а также
спортивные (охотничьи, рыболовные) и приключенческие
туры. Наибольшее количество природных,
культурно-исторических и туристских
объектов сосредоточено в долине р. Амур.
В Хабаровском крае около 160 турфирм, 60
гостиниц различных категорий на 3,5 тыс.
мест, а также 23 организации отдыха и санаторно-курортного
лечения на 3,4 тыс. мест. Комфортабельные
базы отдыха пригородной зоны Хабаровска
и Комсомольска-на-Амуре («Заимка», «Карат»,
«Лесная поляна» и др.) предлагают широкий
спектр услуг, включающих зимнее катание
на лыжах и «русских горках». Турфирмами
Хабаровского края разработаны десятки
маршрутов, но наиболее яркий и увлекательный
из них — теплоходный круиз по Амуру. Программа
круиза предусматривает знакомство с
местной природой, историей, культурой
и традициями малочисленных народов, населяющих
берега Амура.
3.2. Приморский
край
Приморский край образован 20 октября 1938
г. Граничит на западе и юго-западе с КНР
и КНДР, на севере с Хабаровским краем,
на востоке и юге омывается Японским морем.
Входит в состав Дальневосточного федерального
округа. Площадь — 165,9 тыс. км2. Население
— 2,02 млн человек. Плотность населения
— 12,2 человек/км2, удельный вес городского
населения — 75,4%. Административный центр
— Владивосток (583,7 тыс. человек).
Высокую рекреационную ценность имеют
морские пляжи юга Приморья. В Приморском
крае более 100 выходов холодных и термальных
минеральных вод. Наиболее крупное и используемое
в лечебных целях месторождение — Шмаковские
нарзаны Концентрация углекислоты достигает
4,5 г/л, т.е. в 2-— 2,5 раза больше, чем в Кисловодском
нарзане. Термальные минеральные воды.
Транспорт. Во Владивостоке —
международный аэропорт, а к 2012 г. в городе
планируется реконструкция международного
пассажирского авиационного терминала
и взлетно-посадочной полосы для приема
дальнемагистральных широкофюзеляжных
лайнеров. Международный морской пассажирский
терминал. Морской транспорт связывает
край с Сахалином, Курилами, Камчаткой
и Чукоткой, США, Японией и другими странами.
Крупный железнодорожный узел — конечная
точка Транссибирской магистрали. Главная
автомагистраль: Хабаровск — Владивосток.
Автотранспортное сообщение краевого
центра Владивостока со всеми районами
Приморья.
В 1929 г. во Владивостоке было открыто отделение
Российского общества туристов. До 1992
г. большая часть внутреннего туризма
Приморья контролировалась Краевым советом
по туризму. С 1992 г. число турфирм Приморского
края стало резко увеличиваться, однако
большинство из них ориентировалось на
туры в КНР.
Государственное регулирование регионального
внутреннего туризма осуществляет департамент
международного сотрудничества и туризма
администрации Приморского края. Активно
работает Приморское отделение РСТ. В
1996 г. администрацией края было принято
постановление «Развитие туризма в Приморском
крае до 2005 года». В 1999 г. краевая Дума приняла
Закон «Туристская деятельность на территории Приморского
края». Разработаны и утверждены Концепция
и основные направления развития туризма
на российском Дальнем Востоке на период
2001—2010 годов. В этих документах первостепенное
значение придается развитию внутреннего
и въездного туризма. В Приморском крае
зарегистрировано более 200 турфирм, но
только 12 из них занимаются исключительно
внутренним туризмом. Около 40 турфирм
предлагают как внутренние, так и зарубежные
маршруты, остальные турфирмы ориентированы
исключительно на выездной туризм. В Приморском
крае зарегистрировано около 200 турфирм.
Услуги размещения предлагает 81 гостиница
с числом мест, приближающимся к 8 тысячам.
Общее число специализированных средств
размещения достигает 76. По количеству
санаториев и курортов Приморский край
занимает лидирующее положение среди
краев и областей Дальнего Востока. Санаторно-курортные
учреждения в основном сосредоточены
в Шмаковском курортном комплексе, располагающем
выходами минеральных вод и на побережье
Японского моря, а также на берегах Амурского
и Уссурийского заливов.
Основные туристские предпочтения. Заливы и бухты Японского
моря с песчаными пляжами, зелеными островами,
акваториями для прогулок на морских судах,
подводным миром. Экзотические ландшафты
с уникальным видовым разнообразием флоры
и фауны, таежные массивы с горными речками,
водопадами, пещерами, крутыми горами,
которые здесь называют сопками.
Тигры, леопарды и олени, обитающие в заповедниках
и заказниках края. Озеро Ханка, привлекающее
рыболовов и охотников в сезон перелета
птиц. Остатки древних городищ и Владивостокская
крепость с многокилометровыми подземельями,
часть которых еще не открыта для посещения.
В местном фольклоре сохранилось много
легенд, связанных с женьшенем. Согласно
одной из них человек, встретивший в тайге
«корень жизни», будет жить долго и счастливо.
Современные мифы повествуют о посещении
инопланетянами окрестностей города Дальнегорска,
о летающей женщине в белых одеждах на
вершине популярной среди туристов горы
Ливадийской.
Гостиничный бизнес
Дальневосточного региона перспективен
как минимум по четырем причинам:
во-первых, в нем наблюдается повышение
деловой активности, что, как правило,
неизбежно вызывает увеличение объемов
так называемого «делового