Инновации в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 14:39, реферат

Краткое описание

В России предпринимаются активные действия по переходу на инновационный путь развития экономики. Инновации – это нечто иное, как действия по внедрению достижений науки и техники в технологии и управление, в том числе и в социальной сфере, т.е. в организациях, занимающихся предоставлением услуг населению.

Содержание

Введение
1. Инновации и туризм
1.1 Понятие «инновация», виды и функции инновации
1.2 Суть и основные принципы инноваций в туризме
2. Инновационная деятельность в туризме
3. Государственная поддержка инновационной деятельности в туризме
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по инновациям.docx

— 31.39 Кб (Скачать файл)

Туризм оказывает  огромное влияние на такие ключевые секторы экономики, как транспорт, услуги гостиниц и ресторанов, торговля, строительство, производство товаров  народного потребления и многие другие, выступая катализатором социально-экономического развития.

Туризм является сложным межотраслевым комплексом, требующим системного подхода к  регулированию социально-экономического взаимодействия многих отраслей хозяйства  на государственном федеральном  и региональном уровнях.

Основными задачами государства являются:

- определение и  разработка принципов политики  в области туризма, программ  их реализации, механизма контроля  и исследования результатов деятельности (организация статистики, ведомственных  исследований);

- создание благоприятных  условий для туризма, координация  действий различных компаний, организаций  и обществ для формирования соответствующей инфраструктуры, дружественной окружающей среды;

- поддержка туризма  и маркетинга через стимулирование  инноваций и кооперации, формирование  привлекательного образа страны.

В связи с тем, что создание и внедрение нововведений требуют объединенных усилий различных  экономических и социальных сфер, инновационный путь развития невозможен без осуществления государственной  поддержки. Для этого используются три схемы, которые также в  настоящее время применяются  и в развитии сферы туризма.

1. Прямое участие  государства в реализации специальных  целевых программ и ассигнованиях  региональных, местных органов власти; создание крупных национальных  центров (лабораторий), находящихся  на бюджетном финансировании  и бесплатно предоставляющих  полученные знания широкому кругу  потенциальных пользователей.

Реализация региональных целевых программ в сфере туризма

Во многих регионах России разрабатываются и реализуются  региональные целевые программы  в сфере туризма, включающие, как  правило, финансирование следующих  основных мероприятий: развитие туристской и транспортной инфраструктуры региона, информационное продвижение туризма  региона, научные и статистические исследования в сфере туризма, подготовка и переподготовка кадров для сферы  туризма. Так, в Вологодской области с 2004 года реализуется областная целевая программа «Великий Устюг-родина Деда Мороза», а в сентябре 2008 года утверждена долгосрочная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Вологодской области» на 2009-2012 годы.

Создание туристско-информационных центров

Многие государства  создают специальные национальные организации для продвижения  различного рода инноваций в туризме. В качестве примера можно привести Финляндию. Финский совет по туризму является государственной организацией, занимающейся маркетингом Финляндии как туристского направления, имеет представительства в 11 странах. Финский совет по туризму одним из первых начал использовать информационные технологии в работе национальной туристской организации. Он осуществляет стратегическое сотрудничество с представителями туристской индустрии и другими заинтересованными группами, общая цель которых направлена на максимальное присутствие и влияние страны на международном рынке. Важнейшим инструментов для достижения этой цели являются электронные информационные и коммуникационные технологии. Особое значение этот совет придает «созданию уникального имиджа национального туризма, четкой сегментации потребителей и рынков, эффективному маркетингу» [3, стр. 52].

В России единой национальной организации по продвижению российского  туристского продукта нет, но во многих регионах созданы и функционируют  туристско-информационные центры (ТИЦ). Как правило, это либо государственные  учреждения или организации в  форме некоммерческого партнерства, которые финансируются за счет средств  региональных или районных бюджетов, могут быть областными, городскими или районными.

Примеры.

ГУ «Информационно-туристский центр» Республики Карелия. Функционирует с 2001 года, учредителем является Министерство экономического развития Республики Карелия. Задачами ИТЦ являются: создание единого информационного банка данных о туристском потенциале, программах и проектах по туризму в Республике Карелия; организация информационного и консультационного обеспечения по вопросам туристской деятельности, отдыха в Карелии; продвижение карельских туристских продуктов, привлечение внебюджетных средств в развитие туризму в республике. ИТЦ представляет собой современные Интернет-технологии, которые дают возможность потенциальному туристу получить исчерпывающую информацию по интересующим его вопросам о возможностях туристской инфраструктуры Республики Карелия.

ГУ «Туристско-информационный центр Вологодской области». Функционирует с 2007 года, учредителем выступает Комитет по туризму Вологодской области. Цели ТИЦ: развитие туристской привлекательности Вологодской области, популяризация проекта «Великий Устюг – родина Деда Мороза» в средствах массовой информации и продвижение региона на российском и международном туристских рынках; консолидация рекламно-информационной работы различных участников туррынка в целях оказания информационно-справочных, туристских и деловых услуг приезжающим туристам, а также ведение рекламной и маркетинговой деятельности; организация работы с предприятиями индустрии гостеприимства, оказание содействия в развитии малого и среднего бизнеса в сфере туризма.

2. Предоставление  субсидий и грантов для осуществления  научно-исследовательских работ  в сфере туризма и сопутствующих  отраслях.

Грант является поддержкой или стимулированием государством научных исследований и разработок финансами, собственностью или услугами.

Для приобретения результатов  исследований и разработок, которые  могут принести государству непосредственную выгоду заключается государственный контракт. Он дает право представителю государства контролировать и корректировать ход выполнения разработок.

Так, в долгосрочной целевой программе «Развитие  внутреннего и въездного туризма  в Вологодской области» на 2009-2012 годы предусмотрены средства на научные  исследования в сфере туризма  в объеме 1,5 млн. рублей.

3. Обеспечение частным  предприятиям и лицам благоприятных  условий для научно-технических  разработок, а также развития  инвестиционных возможностей. Частному  бизнесу, вкладывающему средства  в научные исследования и приобретение  необходимого для этого оборудования, а также в развитие туристской  инфраструктуры регионов, предоставляются  разнообразные налоговые льготы, государственные кредиты и гарантии, а также финансирование через  участие государства в акционерном  капитале.

В настоящее время  ярким примером является создание в  России в 2007 году семи туристско-рекреационных  зон: Краснодарском и Ставропольском краях, Калининградской области, Алтайском крае, Республике Алтай, в Иркутской области и Республике Бурятии. Данное событие символизировало начало периода активной государственной поддержки туристской индустрии, возведенной в ранг «локомотивов» развития регионов, а впоследствии и российской экономики в целом.

Туристско-рекреационная  зона (аналог сервисных зон или  зон услуг в мировой практике) — вид особой экономической зоны, создаваемой для развития и оказания услуг в сфере туризма. Туристско-рекреационные  зоны распространены незначительно, а  для России это и вовсе уникально. Поэтому создание ТРЗ в России носит инновационный характер.

Создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа в России является одним из главных приоритетов в обеспечении  динамичного развития экономики  страны, перевода ее на инновационную  модель развития, в объединении усилий государства и бизнес-сообщества. Механизм ОЭЗ обладает рядом преимуществ: налоговые льготы, снижение административных барьеров, бюджетные вложения в инфраструктуру, имиджевая компонента. Он создает возможности для эффективного тестирования новых подходов в государственном управлении.

Целями создания туристско-рекреационных зон являются: повышение конкурентоспособности  туристской деятельности, развитие лечебно-оздоровительных курортов, развитие деятельности по организации лечения и профилактике заболеваний. В туристско-рекреационных зонах может осуществляться разработка месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов.

Государство, реализуя механизм государственно-частного партнерства, возлагает на себя обязанности создания необходимой инженерной, транспортный и социальной инфраструктуры, а также  предоставляет определенный набор  льгот и преференций для инвесторов.

Для стимулирования инвестиционной активности резидентов туристско-рекреационных зон устанавливаются  следующие налоговые льготы:

• резиденты вправе: при расчете амортизации применять  повышающий коэффициент 2; переносить убыток предыдущего налогового периода  на текущий год в полном объеме; признавать расходы на НИОКР (в том  числе не давшие положительного результата) в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат; не платить в течение 5 лет налог  на имущество с момента ввода  его в эксплуатацию и земельный  налог с момента возникновения  права собственности;

• субъекты РФ вправе устанавливать для резидентов пониженную ставку налога на прибыль, подлежащего  зачислению в региональные бюджеты, но не ниже 13,5%, и другие налоговые  льготы.

Кроме этого, в зонах  будет действовать упрощенный административный режим (принцип «единого окна» при  регистрации резидентов и возможность  проведения инспекционных мероприятий - СЭС, противопожарная служба, торговая инспекция, инспекция по труду и  т. д. - только в рамках плановой комплексной  проверки, решение о которой будут  принимать территориальный орган  РосОЭЗ) и льготный порядок землепользования.

Данные новации  в Закон РФ «Об особых экономических  зонах» следует признать позитивными  с учетом того, насколько широко на территории России представлены уникальные курортно – рекреационные объекты, развитие которых существенно тормозится недостаточным объемом бюджетного финансирования и государственной поддержки.

Особенно важно  создание зон такого типа для малого и среднего бизнеса, так как развитие туристско-рекреационной зоны связано  с расширением сферы услуг, функционированием  большого количества гостиниц, предприятий  общественного питания и т.д.

Таким образом, на территории семи субъектов РФ созданы «точки роста», которые в дальнейшем должны оказать стимулирующие воздействие  на развитие бизнеса регионов и территории в целом. При этом создание туристско-рекреационных зон не только несет в себе положительный экономический эффект для региона в виде растущего объема инвестиций и стоимости оказываемых услуг, внедрения передовых технологий и современных методов управления, стимулирования развития территорий с низким промышленным потенциалом, но и имеет важное социальное значение вследствие увеличения числа рабочих мест и роста профессиональной образованности населения. К тому же, как показывает мировой опыт, прилегающие к зоне территории также начинают развиваться динамичней.

 

Заключение

Сфера туризма сегодня  одна из наиболее перспективных и прибыльных. В мире на его долю приходится около 10% мирового валового дохода, 8% общего объема мирового экспорта и 30-35% мировой торговли услугами.

Туризм постоянно  развивается, несмотря на различные  препятствия политического, экономического и социального характера. Туристский бизнес во многих случаях является инициатором и экспериментатором  в освоении и внедрении современных  передовых технологий, непрерывно изменяет формы и способы предложения и предоставления услуг, открывает и осваивает новые возможности.

Работники сферы  туризма имеют дело с многообразием  форм и методов организации отдыха, путешествий, культурного досуга. Развитие туристского бизнеса возможно только на основе внедрения новых идей, совершенствования процессов производства товаров и услуг, расширения их ассортимента.

В туризме ежедневно  внедряются инновации самого разнообразного характера под влиянием, как научно-технического прогресса, так и интеллектуального  развития человечества.

Инновации в сфере  туризма иногда возникают совершенно неожиданно и даже непредсказуемо под  влиянием событий в обществе. Поэтому  изучение инновационных процессов, причин появления новшеств, разработка методов их внедрения представляет значительный и практический научный  интерес.

Также важна роль государства в развитии инноваций  в сфере туризма, а разработка и реализация механизмов государственной  поддержки данных направлений актуальна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы 

 

1.         Малахова Н.Н., Ушаков Д.С. Инновации в туризме и сервисе. - М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2008.-224с. («Туризм и сервис»);

2.         Новиков В.С. Инновации в туризме: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ В.С. Новиков. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 208 с.;

3.         Севастьянова С.А. Региональное планирование развития туризма и гостиничного хозяйства: учебное пособие / С.А. Севастьянова. - М.: КНОРУС, 2007.- 256 с.

4.         Современный словарь иностранных слов. Около 20000 слов. СПб: Русский язык: Дуэт: Комета, 1994.- 395 с.

5.         http://www.ticrk.ru – сайт Туристско-информационного центра Республики Карелия;

6.         http://vologdatourinfo.ru – сайт Туристско-информационного центра Вологодской области.


Информация о работе Инновации в туризме