В настоящее время ярким
примером является создание в России
в 2007 году семи туристско-рекреационных
зон: Краснодарском и Ставропольском
краях, Калининградской области, Алтайском
крае, Республике Алтай, в Иркутской области
и Республике Бурятии. Данное событие
символизировало начало периода активной
государственной поддержки туристской
индустрии, возведенной в ранг «локомотивов»
развития регионов, а впоследствии и российской
экономики в целом.
3.2
Туристско-рекреационные зоны Туристско-рекреационная зона
(аналог сервисных зон или зон услуг в
мировой практике) -- вид особой экономической
зоны, создаваемой для развития и оказания
услуг в сфере туризма. Туристско-рекреационные
зоны распространены незначительно, а
для России это и вовсе уникально. Поэтому
создание ТРЗ в России носит инновационный
характер.
Создание особых экономических зон туристско-рекреационного
типа в России является одним из главных
приоритетов в обеспечении динамичного
развития экономики страны, перевода ее
на инновационную модель развития, в объединении
усилий государства и бизнес-сообщества.
Механизм ОЭЗ обладает рядом преимуществ:
налоговые льготы, снижение административных
барьеров, бюджетные вложения в инфраструктуру,
имиджевая компонента. Он создает возможности
для эффективного тестирования новых
подходов в государственном управлении.
Целями создания туристско-рекреационных
зон являются: повышение конкурентоспособности
туристской деятельности, развитие лечебно-оздоровительных
курортов, развитие деятельности по организации
лечения и профилактике заболеваний. В
туристско-рекреационных зонах может
осуществляться разработка месторождений
минеральных вод, лечебных грязей и других
природных лечебных ресурсов.
Государство, реализуя механизм государственно-частного
партнерства, возлагает на себя обязанности
создания необходимой инженерной, транспортный
и социальной инфраструктуры, а также
предоставляет определенный набор льгот
и преференций для инвесторов.
Для стимулирования инвестиционной активности
резидентов туристско-рекреационных зон
устанавливаются следующие налоговые
льготы:
- резиденты вправе: при расчете
амортизации применять повышающий коэффициент
2; переносить убыток предыдущего налогового
периода на текущий год в полном объеме;
признавать расходы на НИОКР (в том числе
не давшие положительного результата)
в том отчетном (налоговом) периоде, в котором
они были осуществлены, в размере фактических
затрат; не платить в течение 5 лет налог
на имущество с момента ввода его в эксплуатацию
и земельный налог с момента возникновения
права собственности;
- субъекты РФ вправе устанавливать
для резидентов пониженную ставку налога
на прибыль, подлежащего зачислению в
региональные бюджеты, но не ниже 13,5%, и
другие налоговые льготы.
Кроме этого, в зонах будет действовать
упрощенный административный режим (принцип
«единого окна» при регистрации резидентов
и возможность проведения инспекционных
мероприятий - СЭС, противопожарная служба,
торговая инспекция, инспекция по труду
и т. д. - только в рамках плановой комплексной
проверки, решение о которой будут принимать
территориальный орган РосОЭЗ) и льготный
порядок землепользования.
Данные новации в Закон РФ «Об особых экономических
зонах» следует признать позитивными
с учетом того, насколько широко на территории
России представлены уникальные курортно
- рекреационные объекты, развитие которых
существенно тормозится недостаточным
объемом бюджетного финансирования и
государственной поддержки.
Особенно важно создание зон такого типа
для малого и среднего бизнеса, так как
развитие туристско-рекреационной зоны
связано с расширением сферы услуг, функционированием
большого количества гостиниц, предприятий
общественного питания т.д.
Таким образом, на
территории семи субъектов РФ созданы
«точки роста», которые в дальнейшем должны
оказать стимулирующие воздействие на
развитие бизнеса регионов и территории
в целом. При этом создание туристско-рекреационных
зон не только несет в себе положительный
экономический эффект для региона в виде
растущего объема инвестиций и стоимости
оказываемых услуг, внедрения передовых
технологий и современных методов управления,
стимулирования развития территорий с
низким промышленным потенциалом, но и
имеет важное социальное значение вследствие
увеличения числа рабочих мест и роста
профессиональной образованности населения.
К тому же, как показывает мировой опыт,
прилегающие к зоне территории также начинают
развиваться динамичней.
Заключение
Инновационная продукция
– результат инновационной деятельности
(товары, работы, услуги), предназначенный
для реализации.
Общая цель инновационной деятельности
предприятия – выживание и развитие компании
путем выпуска новых / улучшенных видов
продукции и совершенствования методов
её производства, доставки и реализации.
Политика Российской Федерации в области
развития инновационной системы базируется
на равноправном государственно – частном
партнерстве и направлена на объединение
усилий и ресурсов государства и предпринимательского
сектора экономики для развития инновационной
деятельности.
Инновационная деятельность в сфере туризма
направлена на создание нового или изменение
существующего продукта, на совершенствование
транспортных, гостиничных и других услуг,
освоение новых рынков, внедрение передовых
информационных и телекоммуникационных
технологий и современных форм организационно-управленческой
деятельности.
В России пока нет достаточного числа
компаний, обладающих потенциалом роста
и способных стать привлекательным объектом
для вложения венчурного капитала. Практически
все действующие у нас в стране фонды предпочитают
вкладывать средства не на начальной стадии
развития компании, а на более поздних
этапах.
В России появились необходимые правовые
условия государственно-частного партнерства,
прозрачные и понятные для зарубежных
инвесторов «правила игры». Привлекая
средства частных инвесторов, государство
тем самым может использовать и передовые
управленческие технологии, кадровые
и организационные ресурсы бизнеса.
Основная
литература
- Ковалев Г.Д. Основы инновационного менеджмента. – М., 1999.
- Зайцева Н.А. Менеджмент в социокультурном сервисе и туризме. - .. 2003.
- Васильев В.В. Менеджмент туризма – М., 2003
- Закон "Об основах туристской деятельности в РФ" От 24 ноября 1996 г.
- Закон РФ « Об основных экономических зонах» от года
- Новиков В.С. Инновации в туризме. М.: ИЦ "Академия", 2007 г.
Дополнительная
литература
- Сидорина Т.В., Кочетова Л.М. Инновации в социально-культурном сервисе и туризме: Учебно-методический комплекс. Новосибирск: НГУЭУ, 2008
- Севастьянова С.А. Региональное планирование развития туризма и гостиничного хозяйства: учебное пособие / С.А. Севастьянова. - М.: КНОРУС, 2007.
Интернет- ресурсы
- Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года // http://ctt.msu.ru/laws
- http://ru.wikipedia.org/wiki/туризм