Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 16:20, курсовая работа
Сегодня индустрия гостеприимства представляет собой мощнейшую систему хозяйства региона или туристского центра и важную составляющую экономики туризма. Индустрию гостеприимства составляют различные средства коллективного и индивидуального размещения: отели, гостиницы, мотели, молодёжные хостелы и общежития, апартаменты, туристские приюты, а также частный сектор, участвующий в размещении туристов.
Гостиничная индустрия как вид экономической деятельности включает предоставление услуг и организацию краткосрочного проживания в гостиницах, мотелях, кемпингах и в других средствах размещения за вознаграждение.
Введение 3
Глава 1. Теоретическая часть 4
1.1. Индустрия гостеприимства: ее сущность и инфраструктура 4
1.2. История развития индустрии гостеприимства в Европе и Америке 8
1.3. История развития индустрии гостеприимства в России 18
Глава 2. Практическая часть 22
2.1. Общие сведения и организационная структура управления ЗАО гостиница «Селигер»
22
2.2. Структура услуг ЗАО гостиница «Селигер» 26
2.3. Основные финансово – экономические показатели деятельности ЗАО гостиница «Селигер»
34
Заключение 39
Список литературы 42
Также важным моментом ценовой политики ЗАО гостиница «Селигер» дающей ей преимущества перед конкурентом является отработанная и эффективная система скидок.
Так, отделом продаж предусматривается предоставление более 3 различных скидок:
- бонусные скидки предоставляются постоянным клиентам – со второго раза начинает действовать 1,5 % скидка, с третьего 3% с четвёртого 5 %.
- привилегированные скидки даются постоянным клиентам, в которых руководство гостиницы заинтересовано.
- сезонные скидки до 2-3 %.
- групповые (если не менее 5 человек, то каждому скидка 2 %).
Проанализируем в таблице 5 цены трех гостиниц: «Селигер», «Волга» и «Центральная».
Таблица 5 - Сравнительный анализ стоимости гостиничных
услуг на 2010 г.
Наименование услуги |
Наименование тверских гостиниц и цены за услугу, в руб. | |||
«Центральная» |
«Селигер» |
«Волга» | ||
1 |
Апартаменты |
5000 |
5500 |
5600 |
2 |
Свадебный номер |
--- |
5500 |
--- |
3 |
Двухкомнатный номер люкс класса |
3500 |
4000 |
4200 |
4 |
Семейные номера люкс класса |
--- |
3300 |
3600 |
5 |
Семейный номер-студия класса люкс |
--- |
3600 |
--- |
6 |
Семейный номер улучшенной планировки |
--- |
3000 |
--- |
7 |
Семейные номера стандарт |
2100 |
2400 |
2500 |
8 |
Двухместные номера люкс класса |
2800 |
3300 |
3500 |
9 |
Двухкомнатный двухместный номер |
2500 |
3000 |
3200 |
10 |
Двухместные номера стандарт |
2200 |
2400 и 2900 |
2600 |
9 |
Двухкомнатный двухместный номер |
2500 |
3000 |
3200 |
10 |
Двухместные номера стандарт |
2200 |
2400 и 2900 |
2600 |
11 |
Одноместные номера люкс класса |
2300 |
2400 |
2500 |
12 |
Одноместные номера стандарт |
1600 |
1800 |
1800 |
13 |
Одноместные эконом номера |
1080 |
1500 и 1800 |
1700 |
Средняя цена |
2564,4 |
2900 |
2885 |
Анализ таблицы показывает, что цены на услуги ЗАО гостиница «Селигер» средние, по сравнению с гостиницей «Волга», а у гостиницы «Центральная» цены на услуги ниже, в отличие от других двух гостиниц.
2.3. Основные финансово
– экономические показатели
Основные финансово – экономические показатели деятельности ЗАО гостиница «Селигер» отражены в таблице 6.
Таблица 6 - Основные финансово-экономические показатели деятельности ЗАО гостиница «Селигер» 2008 – 2010 гг.
Показатели |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
1. Сумма полученных доходов, тыс. руб. |
16458,7 |
18123,2 |
19568,4 |
2. Сумма произведенных расходов, тыс. руб. |
14789,1 |
16892,7 |
17894,5 |
3. Налоговая база для исчисления единого налога, тыс. руб. |
1669,6 |
1230,5 |
1673,9 |
4. Ставка единого налога, % |
15 |
15 |
15 |
5. Сумма исчисленного налога, тыс. руб. |
250 |
185 |
251 |
6. Ставка минимального налога, % |
1 |
1 |
1 |
7. Сумма минимального налога, тыс. руб. |
165 |
182 |
196 |
8. Сумма уплаченного налога, тыс. руб. |
250 |
185 |
251 |
9. Чистая прибыль, тыс. руб. |
1419,6 |
1045,5 |
1422,9 |
10. Коэффициент загрузки |
52 |
56 |
60 |
11. Стоимость основных средств, тыс. руб. |
58154 |
65897 |
68000 |
12. Удельный вес основных фондов непроизводственного назначения, % |
- |
- |
- |
13. Удельный вес фонда материального поощрения в объеме чистой прибыли, тыс. руб. |
230,0 |
300,0 |
350,0 |
14. Среднесписочная численность работающих за отчетный период, чел. |
35 |
38 |
40 |
15. Численность персонала на конец отчетного периода, чел. |
33 |
36 |
38 |
16. Численность персонала на конец отчетного периода, чел. |
37 |
40 |
42 |
17. Коэффициент оборота по приему, % |
5 |
7 |
7 |
18. Коэффициент оборота по выбытию, % |
6 |
5 |
7 |
19. Коэффициент текучести кадров, % |
12 |
15 |
14 |
20. Коэффициент по постоянства кадров, % |
0,8 |
0,7 |
0,9 |
21. Коэффициент постоянства кадров, % |
60 |
58 |
64 |
22. Средний возраст работающих |
32 |
36 |
42 |
23. Общие затраты на персонал, тыс. руб. |
6571 |
7894 |
8750 |
24. Удельный вес затрат на персонал в общих расходах организаций, % |
44 |
46 |
28 |
25. Удельный вес затрат
на персонал в объеме |
39 |
43 |
44 |
26. Затраты в расчете на 1 работника, тыс. руб. |
187,5 |
207,3 |
218,75 |
27. Затраты в расчете на 1 час отработанного времени |
- |
- |
- |
28. Расходы на оплату труда, тыс. руб. |
3697,3 |
4376,5 |
4831,5 |
29. Удельный вес расходов на оплату труда в объеме реализации, % |
22,5 |
24,2 |
24,7 |
30. Удельный вес расходов на оплату труда в общих расходах организаций, % |
25 |
25,9 |
26,9 |
31. Среднегодовая заработная плата одного работника, тыс.руб. |
105,6 |
115,2 |
120,7 |
32. Среднемесячная заработная плата на одного работника, тыс. руб. |
105,6 |
115,2 |
120,7 |
33. Производительность труда в стоимостном выражении, тыс. руб. |
470,3 |
476,9 |
489,2 |
34. Производительность в натуральных измерителях |
- |
- |
- |
35. Обьем чистой прибыли в расчете на одного работника, тыс. руб. |
40,56 |
27,52 |
35,57 |
36. Обьем выручки от реализации на один рубль расходов на оплату труда, руб. |
1,1128 |
1,0728 |
1,0935 |
37. Обьем чистой прибыли на один рубль расходов на оплату труда, руб. |
0,0959 |
0,0619 |
0,0795 |
Динамика финансово – экономических показателей деятельности ЗАО гостиница «Селигер» 2008 – 2010 гг. отражена в таблице 7.
Таблица 7 - Динамика финансово-экономических показателей деятельности ЗАО гостиница «Селигер» 2008 – 2010 гг.
Показатели |
2009 / 2008 гг. |
2010 / 2009 гг. | ||
Тыс. руб. |
% |
Тыс. руб. |
% | |
1. Сумма полученных доходов, тыс. руб. |
1664,5 |
10,1 |
1445,2 |
7,9 |
2. Сумма произведенных расходов, тыс. руб. |
2103,6 |
14,2 |
1001,8 |
5,9 |
3. Налоговая база для исчисления единого налога, тыс. руб. |
- 439,1 |
- 26,3 |
443,4 |
3,6 |
4. Ставка единого налога, % |
- |
0 |
- |
0 |
5. Сумма исчисленного налога, тыс. руб. |
- 65 |
- 26 |
66 |
35,6 |
6. Ставка минимального налога, % |
- |
0 |
- |
0 |
7. Сумма минимального налога, тыс. руб. |
17 |
10,3 |
14 |
7,6 |
8. Сумма уплаченного налога, тыс. руб. |
- 65 |
-26 |
66 |
35,6 |
9. Чистая прибыль, тыс. руб. |
- 374,1 |
- 26,4 |
377,4 |
36 |
10. Коэффициент загрузки |
- |
7,7 |
- |
7,1 |
11. Стоимость основных средств, тыс. руб. |
7743 |
13,3 |
2103 |
3,1 |
12. Удельный вес основных фондов непроизводственного назначения, % |
- |
- |
- |
- |
13. Удельный вес фонда
материального поощрения в |
70000 |
30,4 |
50000 |
16,6 |
14. Среднесписочная численность работающих за отчетный период, чел. |
- |
- |
- |
- |
15. Численность персонала на конец отчетного периода, чел. |
- |
- |
- |
- |
16. Численность персонала на конец отчетногопериода, чел. |
- |
- |
- |
- |
17. Коэффициент оборота по приему, % |
- |
40 |
- |
0 |
18. Коэффициент оборота по выбытию, % |
- |
116 |
- |
- 46 |
19. Коэффициент текучести кадров, % |
- |
- 40 |
- |
33 |
20. Коэффициент по постоянства кадров, % |
- |
8 |
- |
1,5 |
21. Коэффициент постоянства кадров, % |
- |
-3,4 |
- |
10 |
22. Средний возраст работающих |
- |
- |
- |
- |
23. Общие затраты на персонал, тыс. руб. |
1323 |
20,1 |
856 |
10,8 |
24. Удельный вес затрат на персонал в общих расходах организаций, % |
- |
4,5 |
- |
4,3 |
25. Удельный вес затрат
на персонал в объеме |
- |
10,2 |
- |
2,3 |
26. Затраты в расчете на 1 работника, тыс. руб. |
19,98 |
10,6 |
11,02 |
5,3 |
27. Затраты в расчете на 1 час отработанного времени |
- |
- |
- |
- |
28. Расходы на оплату труда, тыс. руб. |
679,2 |
18,3 |
455 |
10,3 |
29. Удельный вес расходов на оплату труда в объеме реализации, % |
- |
7,5 |
- |
2,06 |
30. Удельный вес расходов на оплату труда в общих расходах организаций, % |
- |
3,6 |
- |
3,9 |
31. Среднегодовая заработная плата одного работника, тыс. руб. |
9,6 |
9 |
5,5 |
4,7 |
32. Среднемесячная заработная плата на одного работника, тыс. руб. |
9,6 |
9 |
5,5 |
4,7 |
33. Производительность труда в стоимостном выражении, тыс. руб. |
6,6 |
1,4 |
12,3 |
2,5 |
34. Производительность в натуральных измерителях |
- |
- |
- |
- |
35. Обьем чистой прибыли в расчете на одного работника, тыс. руб. |
-13,04 |
- 32,2 |
8,05 |
29,2 |
36. Обьем выручки от
реализации на один рубль расхо |
- 0,04 |
- 3,6 |
0,0207 |
1,9 |
37. Обьем чистой прибыли на один рубль расходов на оплату труда, руб. |
- 0,034 |
- 35,5 |
0,0176 |
28,4 |
Анализ таблицы показывает, что сумма полученных доходов по соотношению 2009/2008 гг. увеличилась на 10 %, а по соотношению 2010/2009 гг. уменьшилась на 7,9 %.
Сумма произведенных доходов по соотношению 2009/2008 гг. увеличились на 14,2%, а в соотношении 2010/2009 гг. уменьшилась на 5,9 %.
Чистая прибыль в соотношении 2009/2008 уменьшилась на – 26,4 %, а в соотношении 2010/2009 гг. возросла на 36 %.
Объём чистой прибыли в расчете на одного работника по соотношению 2009/2008 гг. увеличилась на 13,06 тыс. руб., а по соотношению 2010/2009 гг. уменьшилась на 8,05 тыс. руб.
Заключение
Индустрия гостеприимства охватывает множество областей деятельности разнообразных форм предпринимательства, которые специализируются на рынке услуг, связанных с приемом и обслуживанием гостей. Индустрия гостеприимства включает в себя следующие сегменты: предприятия питания, размещения, транспорт, отдых и развлечения. Туризм тесно связан с индустрией гостеприимства, но еще включает предприятия турагентские и туроператорские. Поэтому индустрия гостеприимства и туризм взаимодействуют друг с другом, неотделимы друг от друга.
История туризма насчитывает не одну тысячу лет и непосредственно связана с историей развития западной цивилизации. География и основные цели путешествий, состояние инфраструктуры, обслуживающей туризм, — все это определялось основными этапами истории развития общества. В свою очередь, эволюция предприятий индустрии гостеприимства, прежде всего гостиниц и предприятий питания, повторяет основные этапы становления туризма.
Упоминания о первых предприятиях индустрии гостеприимства встречаются в античных манускриптах, один из которых связан с древневосточной цивилизацией — кодекс царя Вавилонии Хаммурапи, написанный примерно в 1700 г. до н. э. (в котором определялись различные правила, например, за что хозяин таверны может быть наказан).
Одним из первых видов туризма были путешествия, связанные с развитием торговли и обмена, прежде всего в Азии и на Ближнем Востоке. Именно деловой туризм явился первопричиной появления предприятий гостеприимства на территории тех регионов, где проходили крупнейшие торговые пути. Вдоль этих путей создавались караван-сараи: специальные пункты для людей, а также загоны для верблюдов и лошадей, служащие для постояльцев защитой не только от непогоды, но и от грабителей.
Гостиничная индустрия Европы развивалась, во-первых, благодаря изменениям в менталитете общества и социально-экономическим преобразованиям, во-вторых, вследствие технического прогресса: в гостиницах появились технические новинки (стали использоваться новые материалы и технологии строительства, средства связи и т. д.).
Гостиничное хозяйство США развивалось более динамично, чем европейское. И если к 1950-м гг. основные характеристики моделей развития гостиничной индустрии не отличались, то дальнейшие пути развития гостиничного и ресторанного менеджмента позволили американской индустрии гостеприимства занять лидирующее положение в мире, в основном за счет стандартизации предложения, обусловившего распространение гостиничных цепей и ресторанных сетей (истории развития некоторых из них приведены в приложениях I, II) и использование понятия «торговая марка».
На Руси постоялые дворы, предшественники первых гостиниц, появляются в XII—XIII вв. В них гонцы отдыхали и меняли лошадей. Эти постоялые дворы — «ямы», как их называли, располагались один от другого на расстоянии конного перехода. В это же время строятся многочисленные гостиные и постоялые дворы. В гостиных дворах не только торговали, в них жили и совершали коммерческие операции.
После Октябрьской революции декретом Советского правительства все гостиницы были национализированы, гостиничное хозяйство подверглось коренной перестройке.
Годы второй и третьей пятилеток характеризуются развитием строительства вообще и гостиниц в частности. Повышаются требования, как к благоустройству гостиниц, так и к художественному оформлению их интерьера.
Интенсивно развивалось гостиничное хозяйство с 1970 по 1980 год, что частично было вызвано подготовкой к проведению XXII Олимпийских Игр. В 1980 г., в канун московской Олимпиады, гостиничное хозяйство СССР насчитывало 7000 гостиниц общей вместимостью 700 тыс. мест. Было построено много крупных, комфортабельных гостиниц.
К сожалению, в 1990-е гг. из-за экономической и политической ситуации в стране произошел значительный спад спроса на гостиничные услуги. В конце 1990-х гг., согласно данным Государственного комитета Российской Федерации по статистике, Россия имела 5043 предприятия гостиничного типа с общим числом мест 390 931.
Список литературы:
1. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 288 с.
2. Кабушкин, Н.И., Бондаренко Г.А. Менеджмент гостиниц и ресторанов: Учеб. Пособие. – Мн.: ООО «Новое знание», 2000. – 216 с.
3. Кусков А. С. Гостиничное дело. – М.: Дашков и Ко, 2009. – 328 с.
4. Лойко О.Т. Туризм и гостиничное хозяйство. – Томск: Изд-во ТПУ, 2005. – 152 с.
5. Ляпина, И.Ю. Организация и технология гостиничного обслуживания. – М.: Герда, 2002. – 356 с.
6. Нагимова З.А. Управление персоналом на предприятиях гостиничного бизнеса. – СПб.: Питер, 2004. – 144 с.
Информация о работе Исторические аспекты развития предприятий гостиприимства