История возникновения спортивного туристского движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 19:23, реферат

Краткое описание

Если человек в первобытном обществе имел лишь некоторые землевладельческие представления об окружающей местности, то древние народы, вступившие в совсем экономическом развитии в эпоху рабовладельческого общества, уже делали попытки систематизации географических знаний об известной им части Земли и объяснения происходящих в природе. Об этом можно судить по дошедшим до нас сведениям о странствиях, путешествиях, походах.

Вложенные файлы: 1 файл

История возникновения спортивного туристского движени1.doc

— 71.00 Кб (Скачать файл)

История возникновения  спортивного туристского движения.

Если человек  в первобытном обществе имел лишь некоторые землевладельческие представления  об окружающей местности, то древние  народы, вступившие в совсем экономическом  развитии в эпоху рабовладельческого общества, уже делали попытки систематизации географических знаний об известной им части Земли и объяснения происходящих в природе. Об этом можно судить по дошедшим до нас сведениям о странствиях, путешествиях, походах.

Египетские  папирусы свидетельствуют о том, что древними египтянами совершались далёкие путешествия. Например, в царствование фараона Асса, в эпоху, отдалённую от нас более чем на 60 столетий, египетский военачальник Урдуду совершил плавание в далёкую страну Пунт. Другой египетский путешественник Киркуф, отправившись в южные страны, достиг "Страны счастливых", которая находилась дальше Пунта, откуда вывез карлика, вид которого "вселил радость и любовь в сердце фараона".

Китайцы с  доисторических времён начали составлять карты. Ещё до нашей эры в Китае существовало особое бюро по производству картографических съёмок. Более того, у древних китайцев имелась географическая литература, в том числе книга рек, книга о морях и горах, книга по географии Китая- "Юкинг".

Расцвет экономики  и культуры периода Римской империи нашёл отражение в развитии и внешних политических, экономических и культурных связей. К этому времени можно отнести начало туризма с целью лечения различных болезней. Врачи рекомендовали пациентам сменить климат, выехать в деревню или в горы ,в сосновые леса или на воды.

Путешествия в Римской империи были безопасны  и в какой-то степени удобны. Путник покидал Гадрианскую стену на севере Италии и путешествовал 8 тыс. км до Эфиопии по хорошим дорогам. С помощью перекладных лошадей  можно было преодолеть большие расстояния за короткие промежутки времени.

Ещё в I в. до н. э. В Римской империи возникли государственные постоялые дворы, находившиеся на расстоянии одного дня  езды на лошади. Постоялые дворы  располагались в городах и  на главных дорогах, по которым проезжали курьеры и государственные служащие из Рима вплоть до Малой Азии и Галиции.

Уже у древних  римлян имелась определённая классификация  гостиничного хозяйства. Существовали два типа "пристанищ" в провинции  и в самом Риме: один из них  предназначался только для патрициев (мансионас), другой- для плебеев(стабулярии). Во время поездок римляне пользовались специальными картами- путеводителями.

Римская гостиница  представляла собой жилые помещения  для путешественников, конюшню, колодец, лавку с провизией. Гостиница была построена из камня и мела. Некоторые гостиницы обслуживали только официальных лиц по специальным дипломам, которые те брали с собой во время путешествия. Эта традиция сохранилась до сих пор: существуют специальные помещения для особо важных персон в некоторых аэропортах, портах, на вокзалах.

Походы и путешествия  средневековья

Знаменитым  путешественником средневековья был  венецианский купец Марко Поло, который  не только совершил путешествие из Европы в Золотую Орду, но и прослужил при дворе великого хана почти 25 лет.

Большое впечатление  на Марко Поло произвела система  путей сообщения, установленная  по всей монгольской империи, и особенно в Китае, где Хубилай-ханом она  была доведена практически до совершенства.

От Ханбалыка  во все главные провинции Китая шли большие дороги, обсаженные деревьями. На расстоянии от 175 до 210 км одно от другого в населённых и до 28 км в пустынных местностях были построены большие здания-станции, хорошо оборудованные и снабжённые запасами всякого рода провизии, так называемые ямы. Марко Поло, на службе хана объездивший весь Китай вдоль и поперёк, сообщает, что эти "ямы" были так хорошо обставлены, что "даже король, если бы ему пришлось тут остановиться, остался бы доволен". В каждой комнате имелись шёлковые постели, чистое шёлковое бельё и все необходимые принадлежности, которые могли понадобиться путешественнику.

При каждой яме  были конюшни на 200-400 лошадей. Иногда в пустынях вместо них содержались  верблюды. В каждом таком станционном  доме-яме был смотритель, следивший за тем, чтобы лошади и ямщики были всегда наготове.

Между большими почтовыми станциями на расстоянии трёх миль одна от другой были расположены  подстанции для гонцов-пешеходов, которые  не могли быстро бежать более 21 км. Для  самой быстрой почты на этих подстанциях держали и перекладных лошадей. В этом случае имелись не только лошади, но и гонцы. Приближаясь, первый гонец звонил в колокольчик, подвешенной к поясу, давая знать о своём прибытии второму гонцу, который брал почту, вскакивал на приготовленную для него лошадь и мчался дальше.

Поло вернулся в 1295г. в Венецию, принял участие  в войне с Генуей, был пленён и, сидя в темнице, продиктовал рассказы о своих путешествиях товарищу по заключению пизанцу Рустичиано, которую  назвал: "Книга Марко Поло о разнообразии мира".

Путешествия и открытия XV- XVI вв.

туризм путешествие  история

Х. Колумб родился  в октябре 1451 г. в Италии, недалеко от Генуи. Неизвестно, учился ли Х. Колумб и где или был гениальным самоучкой, но несомненно, что читал он по крайней мере на четырёх языках- итальянском, испанском, португальском и латинском, читал много и очень внимательно. Об этом свидетельствует пометки Колумба на полях книги Пьера де Альи "Имаго Мунди" , под влиянием которой в значительной степени сложились географические представления Колумба. Известно также, что он участвовал в нескольких плаваниях к берегам Гвинеи, но не эти плавания влекли его. Он вынашивал проект кратчайшего пути из Европы в Азию через Атлантический океан.

Рано утром 3 августа 1492 г. каравеллы "Санта-Мария", водоизмещением около 100 тонн, "Пинта" (раскрашенный) и "Нинья" (детка) водоизмещением 40 тонн снялись с якоря и, оставив позади отмель Сальтес в Андалузии, пустились в неведомую даль по волнам Атлантического океана.

12 октября  1492г. Колумб впервые увидел берег Нового Света. Это был остров, которому адмирал присвоил христианское название Сан-Сальвадор, а этот день считается днём открытия Америки.

Колумб совершил четыре плавания, в результате которых  положил начало открытию материка- Южная Америка и перешейков Центральной Америки . Им открыты все Большие Антильские острова- Куба, Гаити, Ямайка и Пуэрто-Рико, центральная часть Багамского архипелага, большинство Малых Антильских островов от Доминики до Виргинских включительно, а также Тринидад и ряд мелких островов в Карибском море.

Иными словами, Колумб открыл все важнейшие острова  американского Средиземноморья  и положил начало открытию двойного западного континента, который позднее  получил названпие Америки.

Туризм в дореволюционной  России и СССР

Первые туристические  организации в России возникли на Кавказе.

В 1877 г. в Тифлисе при  Кавказском обществе впервые возник альпийский клуб.

В конце XIX в. в России появляются первые туристские фирмы. Так , в 1885 г. в  Петербурге открывается предприятие Леопольда Липсона. Фирма брала на себя обязательство ознакомить туристов во время путешествия со всеми достопримечательностями в пути следования.

В конце XIX в. среди россиян  всё большую популярность получает второй горный район - Крым. До которого легко можно было добраться как по суше, так и морем. Кроме того, Крымские горы притягивали путешественников доступностью своих высот, близостью тёплого моря. К этому времени Крым стал известен и своим лечебным климатом, благоприятным для людей с заболеваниями дыхательной системы. Это и сделало его наиболее посещаемым районом отдыха в России.

В Ялте в конце 80-х гг. возник "Кружок любителей природы, горного спорта и крымских гор", много сделавший для развития туризма и путешествий. 25 января 1890 г. на его основе был образован Крымский горный клуб, на собрании которого избрано правление из 15 человек. Таким образом в конце XIX - начале XX вв. в России ( по примеру некоторых европейских стран) были образованы первые организации по туризму, которые положили начало ознакомлению и изучению Кавказских и Крымских гор. И хотя их деятельность не приобрела широкого размаха, они способствовали становлению туристско-экскурсионной работы.

Во второй половине XIX в. в России появляется ряд туристских и экскурсионных обществ. Одним из них было Общество любителей природоведения (ОЛП), члены которого осуществляли экскурсии и путешествия с целью изучения географии, геологии, этнографии, флоры и фауны.

Наиболее массовой туристкой  организацией дореволюционной России был Русский туринг-клуб. Он являлся членом международной туристкой организации, поддерживал связи с зарубежными обществами и имел там своих представителей. С отдельными туринг-клубами европейских стран были заключены соглашения о взаимном приёме и обслуживании членов этих туристских организаций. Клуб издавал журналы "Русский турист", а также ежегодник.

Постепенно Русский  туринг-клуб превратился в Российское общество туристов (РОТ), деятельность которого распространилась через отделения  и на многие регионы России. География  деятельности общества была достаточно широкой. Так, в 1903г. его члены были зарегистрированы в 174 российских городах , а также в Турции, Италии, Корее. Японии. Основными задачами общества являлись проведение коллективных поездок, организация гостиниц в разных городах России для приёма туристов, издание журналов.

Экскурсии организовывались также и за границу.

Таким образом, туристские и экскурсионные организации  содействовали более широкому развитию туристского движения в России, носившему  не только развлекательный, но и практический характер. Однако это движение не стало массовым, а начавшаяся первая мировая война вообще прекратила всякую туристскую деятельность.

Первые кругосветные путешествия

15 августа  1894 г. рижанин Константин Константинович  Ренгартен с детства увлекался путешествиями: побывал в Западной Европе, Азии, Африке. Но заветной мечтой было кругосветное путешествие, на подготовку к которому ушло 10 лет. И вот в четыре часа утра начал путешествие ,рассчитанное на четыре года. Первая часть маршрута по европейской части России прошла через Двинск, Витебск, Смоленск, Оршу, Орёл, Ростов -на - Дону, Тифлис и в районе горы Арарат пересекла границу России.

71 день Ренгартен шёл по Персии на восток. Обойдя с юга Каспийское море и Копет-Даг, он снова пересёк границу Российской империи и через пустыни и оазисы Средней Азии и Казахстана с караванами туркмен и киргизов направился в Томск, оттуда дальше до Байкала. От озера Байкал начался один из труднейших этапов путешествия, большая часть которого проходила через пустыню Гоби. Как одну тёмную безотрадную ночь вспоминал позже путешественник 36 дней, проведённых в пустыне.

Пройдя Северный Китай, Ренгартен на пароходе отправился в Японию, по которой путешествовал четыре месяца. Переплыв на пароходе Тихий океан, он прибыл в США, затем отправился во Францию и достиг самой западной точки на полуострове Бретань, оттуда начал свой последний этап до Риги через Париж, Мюнхен, Дрезден, Берлин.

Триумфальной  аркой из цветов, возведённой в  честь Ренгартен, встретили путешественников на русской границе.

Особый след в истории российского туризма  оставил Анисим Петрович Панкратов - человек мирной профессии, часовых  дел мастер в Харбине. Желание посмотреть свет вынудило его оставить свои дела , сесть на велосипед и отправился 10 августа 1911г. в путешествие вокруг света, которое закончил 28 июля 1913 г. А. Панкратов проехал по дорогам Европы, США, Японии и Китая, преодолев около 50 тыс. км. За время пребывания в пути были сменены 52 покрышки, 36 камер, 9 цепей, 8 педалей, 4 седла, 2 руля и большое количество спиц.

Развитие туризма в  СССР

Спортивное туристское движение получило организованное развитие с момента образования в 1895 г. Российского общества туристов (РОТ), приемником которого является Туристско-спортивный союз России (ТССР)

Впервые спортивный туризм, как вид спорта,  был введен в Единую спортивную классификацию в 1949 г. с присвоением звания Мастер спорта СССР

В 1994 г. разработаны требования и введено в разрядную сетку звание Мастера спорта международного класса в дисциплине спортивные походы (маршруты) .

В разрядных требованиях  по спортивному туризму 2001-2004 г. норматив  Мастера спорта требовал прохождения не менее двух маршрутов 5 категории сложности и участия в Чемпионате России. Норматив МСМК (предполагает)убр -прохождение не менее двух  маршрутов 6 категории сложности и набор призовых баллов на Чемпионате России. Маршрут 6 категории сложности - это маршрут самой высокой сложности, соответствующий мировому уровню.  Прохождение такого маршрута требует высшего уровня мастерства, соответствующего мировым достижениям. Эти маршруты, включают локальные и протяженные препятствия высшей 6 категории сложности (и не имеют верхних ограничений по сложности и трудности). Россия, как преемник СССР, находится на передовых позициях в мире в этой категории сложности маршрутов. 

По существующим разрядным  требованиям для выполнения норматива  МС в туризме в соревнованиях  спортивных маршрутов (походов) спортсменам  необходимо  не менее 10-12 лет. Норматив МСМК требует дополнительно не менее 3-5 лет и выполняется  при условии прохождения  маршрута европейского или мирового уровня. 

За период с 2000-2005 г.г. только 8 спортсменов удостоены звания МСМК во всех видах спортивного туризма. Это свидетельствует о жестких разрядных требованиях.

В научной  литературе принято выделять несколько  этапов развития туризма в СССР. Первый (1917 - 1936гг.) - характеризуется  созданием социально-экономических  условий, зарождением и организационным становлением экскурсионного и туристского движения. В условиях восстановления и реконструкции народного хозяйства, развёртывания культурной революции создаются первые учреждения пролетарского туризма, призванные активизировать массовый отдых трудящихся, удовлетворить их потребности в изучении культурных ценностей и природы Родины. В области международного туризма ставится задача: предоставлять друзьям СССР и представителям прогрессивного движения за рубежом возможность ознакомиться с ходом социалистического строительства в СССР, а также расширить объём поездок советских трудящихся за рубеж.

Информация о работе История возникновения спортивного туристского движения