Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 14:31, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение истории развития туризма в России, анализ истории туризма, обоснование перспектив в дальнейшем развитие туризма в нашей стране.
Исходя из цели, появляются следующие задачи, которые необходимо решить:
1. Изучить историю развития туризма в России.
2. Проанализировать развитие туризма в современной России.
3. Проанализировать перспективный потенциал в развитие туризма в России.
Организацией туристско-
В этот период все заметнее становилось несоответствие между ростом туристского экскурсионного движения и имеющейся материально-технической базой, туристское движение охватывало широкие слои населения, очень сильно ощущался дефицит специалистов по туризму12.
К этому времени в национальном туризме сложились получившие массовое распространение 2 основных направления:
а) туристско-экскурсионные
б) самодеятельный туризм.
В 1936 г. на втором этапе развития туризма в России происходит реорганизация всей системы туризма в стране, внедряются новые организационные формы управления. 17.01.1936 г. ЦИК принял постановление «О ликвидации ВОПТЭ» и возложил руководство над работой в области туризма и альпинизма на Всесоюзный Совет физической культуры при ЦИК СССР. В том же году было создано Туристско-экскурсионное управление (ТЭУ)13.
В годы Великой Отечественной войны
туристско-экскурсионная
В 1958 году ЦК ВЛКСМ создает свою туристскую организацию – Бюро международного молодежного туризма, «Спутник» для организации поездок советской молодежи за рубеж и зарубежной молодежи в СССР.
На базе ТЭУ в 1962 г. создается система советов по туризму, которая позволила значительно расширить масштабы туристско-экскурсионного движения в стране. Центральный совет по туризму и Советы туристов на местах должны были работать на принципах коллегиальности и широкого привлечения общественного актива.
Началась активизация
К этому времени в стране сложились пять крупных систем, занимающихся туристско-экскурсионным делом: профсоюзный туризм (ЦСТиЭ при ВЦСПС); «Интурист» (Управление с 1964 г., а с 1983 – Госкомитет по иностранному туризму при Совмине СССР); молодежный туризм (БММТ «Спутник» при ЦК ВЛКСМ); военный туризм (Управление по туризму и экскурсиям Минобороны СССР) и детский туризм (ЦДЭТС Минпросвещения СССР с разветвленной системой внешкольных учреждений)14.
Исследование краев, областей, республик, определение туристско-экскурсионных возможностей и разработка перспективных схем развития туризма в отдельных регионах явились важным направлением деятельности в начале 80-х годов. В 1981 г. Центральные туристские курсы были преобразованы в Институт повышения квалификации туристско-экскурсионных работников.
Данный период развития туризма
в стране характеризуется
Социальный туризм дотировался. Социальный туризм - это организованные путешествия (познавательные, образовательные или рекреационно-оздоровительные) субсидируемые из госбюджета или других источников для людей с ограниченными финансовыми средствами15. Профсоюзные путевки предоставлялись с большой скидкой. Потребитель, получая почти бесплатную путевку, не обращал внимания на содержание предоставляемого ему досуга и на плохой уровень обслуживания. Туристские предприятия не были заинтересованы в улучшении качества предоставляемых услуг, т.к. это не влияло на результаты деятельности. По объему реализации туристских услуг бывший СССР занимал 20-е место среди двадцати четырех европейских государств – членов Всемирной туристской организации.
В России до начала 90-х годов, несмотря на постоянный количественный рост основных показателей сферы туризма, перехода к новому качеству не происходило. Экстенсивное развитие требовало стандартизации в предоставлении услуг, что не позволяло перейти от массового конвейерного к дифференцированному туризму. Это дает основание говорить о том. Что третий этап развития туризма в России закончился в конце 80-х. С этого времени в связи со сменой политического курса страны, а затем переходом к новым экономическим условиям начинается новый этап в развитии туризма, который имеет свои специфические черты.
В этот период более высокими темпами развивался въездной туризм в бывший СССР, чем в целом по миру. Среднегодовые темпы роста за рассматриваемый период составили 5,8%. В 1970 году число прибытий иностранных граждан равнялось 2,1 млн. В то же время темпы роста валютных поступлений были несколько ниже общемировых: в среднем 13,6% в год. В 1970 году доходы составили 0,1 млрд. инвалютных рублей или 204,5 млн. долл. США (в пересчете по официальному курсу 1 долл. = 0,65 руб.)16.
Таким образом, предыстория российского туризма отсчитывается еще с древности. Периодизацию истории развития туризма в России вполне можно соотнести с периодизацией истории мирового туризма, но необходимо выделить в этих периодах некоторые этапы и подэтапы, учитывая специфику развития экономики России.
Истоки русских путешествий начинаются с 1041 года, когда киевский князь Ярослав Мудрый совершил первое путешествие. С конца XVI века люди начинают путешествовать не только с торговой, но и познавательной целью.
Началом организованного туризма многие считают тур, устроенный В. Геншем, в декабре 1777 г. Прообразом турфирмы, специализирующейся на обслуживании туристов в России, называют «Акционерное общество Иматры».В XIX-XX вв. в России выделяют пять этапов развития туризма.
В истории развития туризма нет плавного течения. Дважды, в начале и в конце ХХ в., устоявшиеся течения подвергались революционным изменениям, при этом в конце столетия произошел возврат к системе ценностей начала века.
По объему реализации туристских услуг бывший СССР занимал 20-е место среди двадцати четырех европейских государств – членов Всемирной туристской организации. В России до начала 90-х годов, несмотря на постоянный количественный рост основных показателей сферы туризма, перехода к новому качеству не происходило. Экстенсивное развитие требовало стандартизации в предоставлении услуг.
ГЛАВА 2. ТУРИЗМ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ
2.1 Современное развитие туризма
Современное развитие туризма в России характеризуется настолько глубокими и противоречивыми переменами в его организационной структуре, в направленности развития, в состоянии количественных и качественных параметров отрасли, что это до сих пор не позволяет дать однозначную оценку произошедшим изменениям17. С одной стороны, современное состояние туризма в России расценивается как кризисное, связанное с резким падением достигнутых ранее показателей обслуживания населения и объемов туристских услуг, сокращением материальной базы туристской отрасли и значительным несоответствием потребностям населения в туристских услугах. С другой стороны, отмечаются высокие темпы роста строительства в крупных туристских центрах, причем строительства туристских объектов, отвечающих самым высоким мировым стандартам, значительное увеличение числа выездов россиян в заграничные путешествия, рост числа туристских фирм по всей территории России.
Нельзя отрицать того, что достигнутые результаты на гигантском туристском российском рынке являются недостаточными. Если доля туризма в валютном национальном продукте большинства развитых стран мира составляет от 5 до 10%, а в странах, имеющих активную туристскую ориентацию, этот показатель достигает 15% и более, то в Российской Федерации он в настоящее время находится на уровне менее чем 0,01%18. Постоянно возрастает роль поступлений от туризма во внешнеторговом балансе многих стран, достигая часто 30% и более от объема экспорта. Этот показатель свидетельствует о недостаточных масштабах развития туризма в стране, слабости материально-технической базы, очень низком уровне внедрения туризма в социальную сферу жизни людей. Это также говорит о незначительном внимании государства к проблемам состояния отрасли на протяжении долгого период развития страны. Подобная ситуация совершенно не отвечала потенциальным возможностям России как страны с уникальными и богатейшими туристскими ресурсами. Она не соответствовала требованиям социально-экономического развития и проведения сбалансированной социальной политики, направленной на выход из кризиса и учет запросов различных социальных групп населения. Она не отвечала и реалиям развития России как государства, активно вступающего в мировой рынок в качестве партнера ведущих стран мирового экономического сообщества.
Современное самостоятельное развитие
туристской отрасли в России без
серьезной государственной
Поэтому представляют интерес предложения,
сделанные в ежегодном докладе
о состоянии и проблемах
- создание специализированных туристских фирм и учреждений, занимающихся оказанием услуг социального туризма;
- разработка методик и формирование программ различных видов социального туризма, учет зарубежного опыта в этой сфере и налаживании связей с зарубежными партнерами, специализирующимися на социальном туризме;
- принятие нормативно-правовых документов, устанавливающих организационную и налоговую помощь туристским предприятиям, оказывающим услуги в сфере социального туризма.
Следует отметить, что именно кризисное состояние общества как никогда раньше требует особого внимания к развитию социального туризма. Массовое привлечение к туристскому отдыху граждан будет способствовать снижению социальной напряженности, большему удовлетворению культурно-просветительных потребностей, сохранению здоровья и работоспособности.
Именно через социальный туризм
возможно вовлечение в туристский рынок
все большего числа граждан страны
и становление туризма как
действительно массового
Существуют также проблемы финансирования
индустрии туризма
Как отмечается во введении к Программе
становление в России современного
высокоэффективного и конкурентоспособного
туристского комплекса, как основной
цели, связано с решением ряда актуальных
задач, таких, как создание нормативно-правовой
базы и основ системы
Решение поставленных задач будет осуществляться в два этапа и за счет, во-первых, реализации системы программных мероприятий, во-вторых, развития материальной базы туризма (средств размещения и инфраструктуры)22.