Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 12:01, курсовая работа
Город — это сложнейший социально-экономический организм, многоотраслевой хозяйственный комплекс, культурно-историческое образование, олицетворение синтеза искусств и площадка для величайших событий в истории человечества. Города обладают удивительной притягательной силой для миллионов людей земли. Они не только выбирают городскую среду в качестве места постоянного проживания, но и стремятся в города как к декорациям отпуска или выходного дня.
ВВЕДЕНИЕ 2
Классификация, типы и функции городов – туристических центров 6
. Культурно-познавательный туризм 9
. Города — центры событийного туризма 12
. Города — курорты и центры лечебного туризма 14
. Города — центры паломничества 17
. Города — центры международного туризма 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
Необходимым звеном в обеспечении глобального бизнеса и одним из главных признаков мировых городов является развитость сферы сервиса, в том числе специализированного его сегмента — бизнес-услуг и коммуникаций. Практически все мировые города — это крупные центры страхового бизнеса, юридических услуг, масс-медиа, рекламного дела, а также транспорта и телекоммуникаций. Обеспечение трансконтинентальных потоков товаров, услуг, капитала, информации и людей - одна из важных функций городов. Ключевое значение в обеспечении их внешних связей по пассажирским перевозкам имеет авиасообщение. Ведущим мировым центром воздушного транспорта является Лондон. В 2000 г. объем пассажирских авиаперевозок столичного узла Великобритании, располагающего пятью аэропортами, достиг 116,4 млн. человек, что составляет 64,7% всего пассажирооборота страны.
В результате воздействия большой совокупности факторов мировые города становятся ключевыми элементами в системе международного туризма. Они формируют особую категорию туристских центров и обладают целым рядом важных отличительных черт. Среди них в первую, очередь необходимо отметить следующие.
1. Мировые города концентрируют колоссальные объемы глобального туристского потока. По количеству только прибытий иностранных туристов они зачастую опережают целые страны и регионы. Причем глобальные города занимают видные позиции не только на внешнем, но и на внутреннем туристском рынке. Так, например, в 2000 г. Нью-Йорк принял более 37,5 млн. гостей, из которых лишь около 15% приходится на долю иностранных туристов. Разброс экспертных оценок всего объема туристского потока для Парижа очень широк — от 30 млн. до 60 млн. человек.
2. В отличие от пассивных — преимущественно принимающих (фокусы) и активных — преимущественно отправляющих (очаги) туристских центров мировые города выступают в качестве туристских узлов, для которых входящие и исходящие потоки равновелики или вполне сопоставимы. Например, ежегодно с туристскими целями в Нью-Йорк прибывает из-за рубежа более 5,4 млн. человек, а выезжает свыше 2,1 млн..
3. Очень высоки темпы прироста объемов туристского потока, в том числе международного. В неофициальной столице США, по оценкам экспертов, за последние пять лет он составил 28%. Число туристов в Гонконге — одном из наиболее посещаемых городов мира — за период 1999—2003 гг. увеличилось в 1,5 раза — с 10,7 млн. до 16,5 млн. человек.
4. Для мировых городов типична в целом очень широкая географическая структура международного туризма, хотя по понятным причинам, — с преобладанием выходцев из экономически наиболее развитых стран. Так, по данным на 2001 г., из 8,8 млн. иностранцев, посетивших Париж и остановившихся в гостиницах, представители США составили 22%, Великобритании — 15,7, Германии — 6,6, Японии — 8,1, Испании — 5,3, России — 1,3%.
5. Огромное количество туристов обусловливает особую значимость отрасли для экономики мировых городов. Ежегодно в Нью-Йорке туристы оставляют более 17 млрд. дол., в Майами — 16,8 млрд., а в Париже в 2000 г. доходы только от гостиничного бизнеса составили 2,8 млрд. евро. Стремление к удовлетворению потребностей самой разнообразной клиентуры обусловливает адекватный и высочайший уровень развития социальной инфраструктуры, сферы услуг и собственно туристской индустрии. В последнее время в глобальных городах, в том числе в силу эволюции структуры туристского потока, все четче обозначается тенденция к усилению специализации на обслуживании наиболее состоятельных клиентов. Например, в Вене за 1590-е гг. практически не изменилось количество объектов и емкость средств размещения: в 344 отелях насчитывается почти 40 тыс. койко-мест. Однако если в структуре гостиничного фонда столицы Австрии в 1991 г. четверть всех мест приходилась на одно-двухзвездные отели и около половины — на отели повышенной категорийности (четыре-пять звезд), то в 2000 г. — соответственно 14,9 и 60,9%.
6. Все мировые города относятся к числу полифункциональных туристских центров. Они располагают всеми возможностями для познавательного, делового, развлекательного и целого ряда иных видов туризма, включая в целом нетипичную специализацию (например, купально-пляжный отдых в Бангкоке и Майами). Такое разнообразие видов туристской деятельности и широкие возможности комбинирования представляют собой один из важнейших ресурсов роста привлекательности городов и резервов для дальнейшего развития отрасли.
7. Мировые города выступают главными эпицентрами локализации и генераторами роста делового туризма, который стал одним из самых динамичных секторов международного туризма. В последнее десятилетие, например, в Европе среднегодовые темпы увеличения объемов делового туризма достигли 9%, тогда как туризма в целом — 5%. По оценкам специалистов, ныне каждая четвертая поездка совершается по служебной надобности. Причем, согласно данным «Horwath Axe Consultants», структура делового туризма сильно диспропорциональна: 73,2% составляют корпоративные поездки, включая инсентив-туры, 15,9% приходится на долю конгрессного и 10,9% — выставочного туризма. Одним из важных преимуществ развития этого направления туризма является отсутствие проблемы сезонности. Кроме того, в его развитии заинтересованы все участники туристского рынка. Как показывают исследования, с одной стороны, каждый бизнес-турист тратит в 3—4 раза больше, чем турист, прибывающий с оздоровительными целями, но с другой стороны, профессиональная организация деловых поездок позволяет сэкономить до 70% командировочного бюджета.
В силу размещения штаб-квартир, головных офисов и представительств большинства ТНК мировые города адсорбируют «львиную долю» самого крупного сектора делового туризма — корпоративных поездок. Оборот в сотни миллиардов долларов также дает конгрессный туризм, «притянутый» к глобальным городам: 56% из более чем 10 тыс. регулярно проводимых форумов продолжительностью от 2—3 до 6 дней с участием от 10 тыс. до 50 тыс. и больше человек приходится на крупнейшие агломерации европейских стран. В число ведущих центров конгрессного туризма входят Нью-Йорк, Париж, Брюссель, Вена, Берлин, Женева и многие другие. Например, в Амстердаме, считающимся пятым в мире центром конгрессного туризма, ежегодно проводится более 40 крупных международных конференций, симпозиумов и семинаров, привлекших в 2001 г. около 400 тыс. участников. Не менее динамично развивается выставочный туризм. Так, только в Германии каждый из пяти городов — Франкфурт-на-Майне, Дюссельдорф, Ганновер, Берлин и Мюнхен - регулярно привлекает более миллиона посетителей на различные выставочные мероприятия. Франкфурт-на-Майне считается одним из крупнейших ярмарочных центров Европы. Ежегодно здесь проводится около 50 различных ярмарок, 15 из которых - крупнейшие в мире.
Таким образом, очевидно, что под влиянием процессов глобализации происходит формирование полиструктурной глобальной пространственной организации международного туризма. Наряду с ареально-синтетической структурой, характеризующей взаимодействие определенным образом взаимосвязанных и взаиморасположенных туристских зон и районов, все более четкую выраженность получает каркасно-узловая структура, главными элементами которой являются мировые города. Призванные выполнять организационно-управленческие функции в мировом хозяйстве и находясь в центре самых разнообразных глобальных связей, они аккумулируют значительные туристские потоки и выступают инициаторами дальнейшего роста их объема, особенно в сфере делового туризма. На фоне других туристских центров они выделяются не только масштабами, но и целым рядом специфических черт. Исследование мировых городов как центров международного туризма представляет большой научно-прикладной интерес и может претендовать на самостоятельное направление в рамках географии международного туризма.
Заключение
В последнее время проблемам городского туризма как одному из перспективных направлений туристской деятельности уделяется большое внимание на международном, региональных и национальных уровнях. За последние 10 лет его объем более чем удвоился. В 2004 г. на городской туризм в Европе пришлось 38% всех туристских прибытий.
Роль и значение городов в развитии туризма неуклонно повышаются. Создавая условия для приобщения к культурно-историческому достоянию, занятия бизнесом, отдыха, оздоровления, образования людей и т.д., они притягивают все больше путешествующих лиц. При этом туристские потоки оказывают определенное воздействие на городскую среду. Туризм часто рассматривается как один из основных элементов стратегии городского развития, способный внести вклад в процветание городов и их жителей.
Список использованной литературы
1.
Крачило Н.Г. География туризма. – К.: Ваша
школа, 1987. – 208с.
2. Мироненко Н.С. Рекреационная география,
– М.: изд. Московского университета, –
1981. – 207с..
3. Веденин Ю. А. Культурный ландшафт как
объект культурного и природного наследия.
// Известия РАН. - Серия географическая,
2001. - №1.
4. Папирян Г.А. Международные экономические
отношения: Маркетинг в туризме. – М.: Финасы
и статистика, 2000. – 160с.:
ил.
5. Ван Циншен. Исследование (с примерами)
системы координированности взаймосвязей
между туристическими планированиями
регионов и их реализацией. // Экономическая
география (научный журнал), 1995. - №2. Чанша
провинции Хунань, Китай.
6. Преображенский В.С., Веденин Ю.А. География
и отдых. – М.: Знание, 1971. – 48с.
7. Уй Сяоань. Туристические города и городской
туризм. // Туристический журнал, 2001. - №6.
– С.8-12. Пекин, Китай.
Информация о работе Классификация, типы и функции городов – туристических центров