Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 16:28, реферат
Классификация представляет собой распределение предметов, явлений, понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков.
Вопрос о классификации экскурсий всегда находился в центре внимания экскурсионных работников и ученых экскурсионистов. Первые попытки решения этой проблемы относятся к концу 20-х годов. Ученый экскурсионист В. А. Герд говорил о своем варианте классификации форм экскурсионной работы, что основной целью будет разделение экскурсий на группы и подгруппы и выделение тех основных черт, которые определяют характер ведения экскурсий, т. е. помогают руководителю ориентироваться во всех вопросах ее разработки. Это выделение основных черт даст несколько центральных типов экскурсий, к которым будут примыкать промежуточные классификационно неясные экскурсии.
Классификация экскурсий
Классификация представляет собой
распределение предметов, явлений, понятий
по классам, отделам, разрядам в зависимости
от их общих признаков.
Вопрос о классификации экскурсий всегда
находился в центре внимания экскурсионных
работников и ученых экскурсионистов.
Первые попытки решения этой проблемы
относятся к концу 20-х годов. Ученый экскурсионист
В. А. Герд говорил о своем варианте классификации
форм экскурсионной работы, что основной
целью будет разделение экскурсий на группы
и подгруппы и выделение тех основных
черт, которые определяют характер ведения
экскурсий, т. е. помогают руководителю
ориентироваться во всех вопросах ее разработки.
Это выделение основных черт даст несколько
центральных типов экскурсий, к которым
будут примыкать промежуточные классификационно
неясные экскурсии.
Экскурсионное обслуживание является
как самостоятельной деятельностью (например,
в домах отдыха, клубах, школах), так и частью
комплекса туристских услуг (в туристских
фирмах). В настоящее время экскурсии классифицируются:
а) по содержанию;
б) по составу и количеству участников;
в) по месту проведения;
г) по способу передвижения;
д) по продолжительности;
е) по форме проведения1.
Каждая группа имеет присущие ей компоненты,
специфику и особенности.
По содержанию экскурсии
подразделяются на обзорные (многоплановые)
и тематические.
Обзорные экскурсии,
как правило, многотемные. Не случайно
их называют многоплановыми. В них используется
исторический и современный материал.
Строится такая экскурсия на показе самых
различных объектов (памятников истории
и культуры, зданий и сооружений, природных
объектов, мест знаменитых событий, элементов
благоустройства города, промышленных
и сельскохозяйственных предприятий и
т. д.).
В обзорных экскурсиях события излагаются
крупным планом. Это дает общее представление
о городе, крае, области, республике, государстве
в целом. Хронологические рамки такой
экскурсии - время существования города
с первого упоминания о нем до сегодняшнего
дня и перспективы развития.
Обзорные экскурсии имеют свои особенности.
В отличие от тематических, в них формулировка
темы представляет определенную сложность.
Независимо от места, т&€ их готовят
и проводят, они практически схожи между
собой прежде всего по своей структуре.
В каждой из них освещается несколько
подтем (история города, краткая характеристика
промышленности, науки, культуры, народного
образования и др.). В то же время у обзорных
экскурсий имеются свои отличительные
черты. Они диктуются теми особенностями
в историческом развитии, которые присущи
определенному городу, области, краю. Например,
военно-историческую подтему включают
в обзорные экскурсии те города, на территории
областей которых происходили военные
сражения. Литературные подтемы включаются
в обзорные экскурсии городов, связанных
с жизнью и деятельностью писателей, поэтов
и т. д.
Тематическая экскурсия посвящена
раскрытию одной темы, если это историческая
экскурсия, то в ее основу может быть положено
одно или несколько событий, объединенных
одной темой, а иногда более продолжительный
период времени. Если это экскурсия на
архитектурную тему, то предметом изучения
могут стать наиболее интересные произведения
зодчества, расположенные на улицах и
площадях города, а в большом городе - архитектурные
ансамбли минувших веков.
Тематические экскурсии подразделяются
на исторические, производственные, природоведческие
(экологические), искусствоведческие,
литературные, архитектурно-
По своему содержанию исторические экскурсии подразделяются
на следующие подгруппы:
- историко-краеведческие (например, "История
возникновения г. Перми", "Из истории
Садового кольца" и др.);
- археологические (например, в г. Херсонесе
с показом вещественных исторических
источников-раскопок);
- этнографические, рассказывающие о нравах
и обычаях разных наций и народностей;
- военно-исторические, которые проводятся
по местам боевой славы (например, "Бородино"
и др.);
- историко-биографические (по местам жизни
и деятельности известных людей);
- экскурсии в исторические музеи. Производственные
экскурсии делятся на подгруппы:
- производственно-исторические;
- производственно-экономические (например,
банковская, биржевая деятельность, рынок
недвижимости и др.);
- производственно-технические;
- профессионально-ориентационные для
учащихся. Искусствоведческие экскурсии
имеют подгруппы:
- историко-театральные (например, "Из
истории русского театра", "Цыганский
театр в Москве" и др.);
- историко-музыкальные (например, "Москва
музыкальная" и др.);
- по народным художественным промыслам
(например, Гжель, Палех, Федоскино и др.);
- по местам жизни и деятельности деятелей
культуры (например, "П. И. Чайковский
в Клину", "Ф. Шаляпин в Москве",
"Абрамцево" и др.);
- в картинные галереи и выставочные залы,
музеи, в мастерские художников и скульпторов.
Литературные экскурсии обычно
группируются следующим образом:
- литературно-биографические. Проводятся
по местам, которые хранят память о жизни
и творчестве писателя, поэта, драматурга
и т. д. (например, "А. С. Пушкин в Москве
и Подмосковье", "Куприн в Санкт-Петербурге"
и т. д.);
- историко-литературные, раскрывающие
определенные периоды развития русской
национальной литературы (например, "Литературная
Москва 20-х годов XX века", "Литературный
Орел" и т. д.);
- литературно-художественные - это поэтико-текстовые
экскурсии (например, "Белые ночи в Санкт-Петербурге")
или экскурсии по местам, которые нашли
отражение в произведениях того или иного
писателя (например, "По следам героев
М. Шолохова", "Москва в произведении
Л. Н. Толстого "Война и мир"" и др.).
Классификация экскурсий на архитектурно-градостроительные
темы:
- экскурсии с показом архитектурных построек
данного города;
- экскурсии, связанные с показом памятников
архитектуры определенного исторического
периода;
- экскурсии, дающие представление о творчестве
одного архитектора;
- экскурсии, знакомящие с планировкой
и застройкой городов по генеральным планам;
- экскурсии с демонстрацией образцов
современной архитектуры;
- экскурсии по новостройкам.
Следует отметить, что тематические экскурсии
того или иного вида редко существуют
изолированно друг от друга. Например,
исторический материал используется в
экскурсиях на архитектурно-градостроительные
темы; элементы природоведческих экскурсий
находят свое место в экскурсиях почти
каждой группы тематических экскурсий.
Все зависит от конкретных условий проведения
экскурсии, от ресурсов познавательного
плана того или иного города или региона.
По составу и количеству
участников экскурсии подразделяются
на индивидуальные, для местного населения,
приезжих туристов, взрослых и школьников
и т. д.
Особенности восприятия экскурсионного
материала каждой из указанных групп требуют
внесения изменений в содержание мероприятий,
методику и технику их проведения, а также
в их продолжительность.
По месту проведения экскурсии
бывают: городские, загородные, производственные,
музейные, комплексные (сочетающие элементы
нескольких).
По способу передвижения -
пешеходные и с использованием различных
видов транспорта.
Преимущество пешеходных экскурсий состоит
в том, что, создавая необходимый темп
движения, они обеспечивают благоприятные
условия для показа и рассказа.
Транспортные экскурсии (в
подавляющем большинстве автобусные)
состоят из двух частей: анализа экскурсионных
объектов (например, памятников истории
и культуры) на остановках и рассказа в
пути между объектами, связанного с характеристикой
памятников и памятных мест, мимо которых
следует группа.
Некоторые экскурсионные учреждения используют
для проведения экскурсий троллейбусы,
трамваи, речные и морские теплоходы, вертолеты
и т. д.
Продолжительность экскурсии составляет
от 1 акад. часа (45 мин) до суток.
Краткосрочные туры (от 1 до 3-4 дней) называют
маршрутом выходного дня, в них может быть
предусмотрено несколько экскурсий разной
продолжительности.
По форме проведения экскурсии
могут быть различными:
- экскурсия-массовка. Ее участники передвигаются
по маршруту одновременно на 10-20 автобусах,
в каждом из которых работает экскурсовод.
Такие экскурсии могут включать в себя
массовые театрализованные представления,
фольклорные праздники и т. д.;
- экскурсия-прогулка, совмещающая в себе
элементы познания с элементами отдыха,
проводится в лесу, в парке, по морю, реке
и пр.;
- экскурсия-лекция (рассказ преобладает
над показом);
- экскурсия-концерт посвящается музыкальной
теме с прослушиванием музыкальных произведений
в салоне автобуса;
- экскурсия-спектакль - это форма проведения
литературно-художественной экскурсии,
подготовленной на основе конкретных
произведений художественной литературы
и др.
Экскурсия может рассматриваться как
форма учебной работы для различных групп
экскурсантов. Это может быть:
- экскурсия-консультация, которая дает
наглядные ответы на вопросы экскурсантов,
служит одним из видов повышения квалификации;
- экскурсия-демонстрация - это наиболее
наглядная форма ознакомления группы
с природными явлениями, производственными
процессами и т. д.;
- экскурсия-урок представляет собой форму
сообщения знаний в соответствии с учебной
программой того или иного учебного заведения;
- учебная экскурсия (для специальной аудитории)
является формой обучения и повышения
квалификации экскурсионных работников;
- пробная экскурсия представляет собой
завершающий этап индивидуальной работы
по подготовке и проведению экскурсий,
форму проверки знаний у студентов или
работающих экскурсоводов при подготовке
ими новой экскурсионной темы;
- показательная экскурсия - это форма
учебной экскурсии, ставящая целью показать
образец того или иного методологического
приема на конкретном объекте, раскрыть
определенную подтему и т. д.;
- рекламная экскурсия.
Выводы
Деление экскурсий на четко
определенные группы на практике носит
несколько условный характер, однако
имеет большое значение для деятельности
экскурсионных учреждений. Правильная
классификация экскурсий