Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 15:04, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить мировой и российский круизный бизнес.
В конце ХХ в. круизная индустрия стала наиболее быстро развивающимся сектором туристской индустрии. Круизный туризм относится к специальным видам туризма, так как является достаточно трудоемким, капиталоемким видом туризма, сочетающим в себе несколько видов туризма - рекреационный, спортивный, лечебно оздоровительный, познавательный. Под круизом следует понимать путешествие на водных видах транспорта, включающее береговые экскурсии, осмотр достопримечательностей портовых городов, а также разнообразные развлечения на борту морских и речных лайнеров.
Круиз один из самых интересных видов путешествий, ведь турист может проводить свое время на борту, отдыхая и наслаждаясь сервисом современного отеля на воде, и также он может посетить большое количество интересных городов в разных странах.
Работа актуальна, так как круизный бизнес развивается быстрыми темпами, привлекая все большее количество людей, желающих путешествовать с комфортом по разнообразным маршрутам мира.
Морские
и океанские круизы считаются
одной из самых перспективных
отраслей мирового туристического бизнеса.
Этот сегмент международной
Программы круизных плаваний очень разнообразны. Отдельные круизные плаванья посвящаются определенным датам, темам. Например, астрономический круиз, круиз, посвященный году Колумба, и т. д.
За последние
годы изменился имидж круиза как
турпродукта. Теплоход превратился
в плавучий отель где царит
атмосфера развлечений и
Цель данной курсовой работы – изучить мировой и российский круизный бизнес.
Задачи курсовой работы:
- проанализировать российский и мировой рынок круизного бизнеса.
- рассмотреть
рынок круизного бизнеса, с
точки зрения разнообразия
- оценить
перспективы развития мирового
и российского круизного
.
Глава 1. Круизный туризм.
1.1 История развития круизного туризма.
Начало морского туризма условно можно отнести к середине XIX веха, когда линейные пассажирские компании начали искать пути использования пассажирских судов в период межсезонья в линейных перевозках.
Основным
источником для трансатлантической
линии была Европейская эмиграция:
за период с 1846 по 1940 г.г. на Американский
континент из
Европы эмигрировали около 60 млн. человек.
Обострившаяся конкуренция вынуждала
судовладельцев постоянно улучшать условия
проживания на судне, отделку кают и всю
систему обслуживания пассажиров в рейсе,
что быстро превратило суда в высоко комфортабельные
плавучие гостиницы. Первые сообщения
о специально организованных рейсах морских
пассажирских судов с целью отдыха относятся
к 1835 г., когда в Англии были объявлены
регулярные прогулочные рейсы между северными
островами Британии и Исландией. Через
два года авторы этой идеи основали судовладельческую
компанию Р&O. В 1840 г. компания начинает
групповые турпоездки по Средиземному
морю. В 1900 г. было построено судно, которое
осуществляло круизы круглый год, меняя
лишь регионы.
Ведущими странами крупных путешествий стали Англия, США и Германия.
Вторая мировая война остановила развитие круизов почти на 10 лет, однако уже
в начале
50-x годов было заложено большое число
крупных судов.
Появление в середине - конце 50-x годов
регулярных пассажирских, в том числе
и трансатлантических, авиационных линий,
дешевые авиационные тарифы привели к
резкому падению спроса на линейные пассажирские
суда, особенно на трансатлантических
маршрутах. В результате многие из них
были проданы и переоборудованы в круизные.
В этот период возникло несколько круизных
регионов, расположенных возле развитых
государств: Средиземное море,
Балтика, Северная Европа, острова южной
части Тихого океана (Австралия и
Новая Зеландия), Аляска, Мексика, Гаваи
и Карибский бассейн (США).
История
советского морского туризма начинается
с 1957 г., когда ВАО
"Интурист" начало осуществлять на
арендуемых пассажирских судах "Победа"
и "Грузия" морские путешествия из
Одессы в Ленинград вокруг Европы, а на
"Петре Великом" - по Черному морю
с туристами из соцстран. В 1960 г. на
"Адмирале Нахимове" был организован
первый круиз с советскими туристами на
Крымско-Кавказской линии, а в 1962 г. на
Дальнем Востоке - на теплоходе
"Григорий Орджоникидзе" продолжительностью
20 суток с заходом в Находку, бухту Ольги,
Совгавань, Холмск, Корсаков. В этот же
период морской туризм начал развиваться
на Севере и Балтике.
Перевозки людей водным транспортом известны с глубокой древности. Наибольшего расцвета морские и речные путешествия достигли в Средние века. Основоположниками морских экспедиций в эпоху Средневековья были ирландские монахи. Признанным мореходом VI в. по традиции считается св. Брендан - покровитель Ирландии. О его странствиях сложены саги. Плавание св. Брендана было одним из первых, которое указало европейцам путь на запад через океан. Огромную роль в развитии морских путешествий сыграли жители Скандинавского полуострова и полуострова Ютландия. Во Франции их называли норманнами. У норманнов были прекрасные суда типа река море, но они не превышали 30 м в длину и 4 м в ширину. Дальнейшее развитие водных перевозок связано с морскими экспедициями в Новое время. Великие географические открытия, новые торговые морские пути - все эти факторы привели к появлению на карте мира крупных морских держав - Испании, Португалии, Голландии, чье могущество основывалось на водном транспорте. Изобретение парохода (американский изобретатель Роберт Фултон, 1807 г.) дало небывалый толчок развитию морского и речного водного транспорта.1
Крупнейшим рынком-поставщиком круизных туристов является рынок США. Рост числа круизных туристов в США начался в 1980 г., и его темпы превысят среднегодовой показатель темпов роста туризма США в целом.
Прогнозируется, что возрастной состав клиентуры круизов США будет молодеть. Если в настоящее время средний возраст на круизных плаваниях - 50 лет, то в будущем он будет равняться 42 годам. В круизных плаваниях все больше смогут принимать участие туристы со средними доходами.
По продолжительности самыми популярными круизами являются круизы от 6 до 8 дней.
Следующим рынком-поставщиком круизных туристов является рынок Великобритании.
Третье место в мире на рынке круизов занимает Германия. В то время как круизный рынок Великобритании в последние годы постоянно рос, рынок Германии оставался статичным. Спрос на круизные плавания отмечается во Франции, Италии, Швейцарии.
1.2 Морские круизы.
Современный водный транспорт в зависимости от сферы обслуживания подразделяется на морской и речной. Водные суда, относящиеся к морскому транспорту, осуществляют международные, дальние и каботажные перевозки. Под международным морским сообщением понимают перевозки пассажиров и грузов за пределы и из-за пределов страны; к дальним перевозкам относятся рейсы между портами одной страны при пребывании морского судна в открытом море; каботажные рейсы осуществляются вдоль побережья между портами без выхода в открытое море. Суда речного флота осуществляют перевозки пассажиров и грузов по внутренним водным путям, к которым относятся реки, озера, крупные водохранилища, каналы.
Морской
круиз - путешествие обычно по замкнутому
кругу с радиальными поездками из портов
во внутренние районы стран.
В мире насчитывается более 150 морских
круизных компаний - греческих, итальянских,
испанских, американских, датских, норвежских.
К наиболее известным перевозчикам в сфере
морских круизов относятся Carnival Cruise Lines,
Celebrate Cruises, Royal Caribbean International, Princess Cruises,
Costa Cruises, Norwegian Cruise Lines. С каждым годом число
круизных компаний увеличивается, так
как увеличивается число туристов, проявляющих
интерес к круизам. В 1980 г. насчитывалось
1,5 млн туристов морских круизов, в 1993 г.
- 4,5 млн, в 1996 г. - 6,5 млн, в 2003 г. - 9 млн, в 2006
г. эта цифра достигла 12 млн туристов. С
начала 1980 х гг. растет и количество круизных
судов. В 1985 г. насчитывалось 120 морских
круизных судов, в 1994 г. - 175, в 2003 г. - 327, а
в 2006 г. количество морских круизных судов
составило 387. Происходит не только количественный,
но и качественный рост морских круизных
перевозок и судов. Круизные суда, как
и гостиницы, оцениваются по целому ряду
критериев, после чего им присваивается
определенное количество звезд. Используются
следующие критерии: судно и его оснащение,
состояние кают, питание, обслуживание,
развлекательные программы, ассортимент
дополнительных услуг на борту.
Морские круизные суда по качеству обслуживания
и уровню комфорта классифицируются следующим
образом:
- стандарт (2* 4*);
- премиум (5* 5*+);
- люкс (6*).
Для морских круизных судов также принята
классификация по тоннажу (объем внутреннего
пространства судна в гросс тоннах, 100
куб. футов составляет 1 гросс тонну):
- большие
(свыше 60 тыс. гросс тонн);
- средние (до 60 тыс. гросс тонн);
- малые (до 25 тыс. гросс тонн).
В последнее время наметилась тенденция
к строительству больших круизных судов.
Самым большим круизным лайнером до последнего
времени считался 17 палубный Voyager of the Sea,
принадлежащий компании Royal Caribbean. Его
водоизмещение составляет 142 тыс. т, количество
пассажиров - 2200 туристов и 1180 членов экипажа.
Уникальны размеры судна: 311 м в длину,
47 м в ширину, 70 м в высоту. Особенностью
этого лайнера является то, что впервые
на борту корабля построены ледовый каток
и настоящая улица променад под стеклянным
куполом. В январе 2003 г. в Саутгемптоне
был спущен на воду новый крупнейший океанский
лайнер Queen Mary 2. Его водоизмещение составляет
150 тыс. т, высота от ватерлинии 70 м. Новый
лайнер принял на борт 2620 туристов.
По продолжительности круизные маршруты
классифицируются:
- на краткосрочные (от нескольких часов
до нескольких суток);
- среднесрочные (от 5 до 13 суток);
- долгосрочные (до 2 месяцев).
Каюты на морских круизных судах отличаются
большим разнообразием по площади, интерьеру,
набору удобств, что, естественно, отражается
на цене.
Наиболее общая классификация кают:
- экономичные (каюты с искусственным освещением);
- стандартные (с окнами);
- премиум (с балконами).
В круизной компании Royal Caribbean принята
своя классификация кают:
1) каюты класса люкс с видом на океан:
- R - королевские апартаменты: отдельная
спальня с двуспальной кроватью, индивидуальная
веранда, душ, обычные удобства, гостиная
с диваном, рояль, холодильник, мини бар,
столовая;
- A - "оунерс суит": кровать большого
размера, индивидуальная веранда, отдельная
гостиная с диваном, холодильник, мини
бар;
- АА - "роял фэмили суит": две спальни
с кроватями, гостиная с диваном, индивидуальная
веранда, холодильник, две ванные комнаты;
- В - "гранд суит": две кровати, индивидуальная
веранда, кресла, диван, холодильник.
- С - "супериор суит": две кровати,
индивидуальная веранда, кресла, диван,
холодильник;
- D - каюта "делюкс": две кровати, индивидуальная
веранда, кресла, диван, холодильник;
2) семейные каюты с видом на океан:
- FF - каюты большого размера, расчитанные
на размещение 6 человек;
3) каюты с видом на океан:
- F, H, I - комфортабельные каюты, оборудованные
двумя кроватями, с обычными удобствами,
туалетом, телевизором, телефоном;
4) внутренние каюты:
- K, L, M, N, O, P, Q - комфортабельные каюты, оборудованные
двумя кроватями, с обычными удобствами,
туалетом, телевизором, телефоном.
Важной особенностью круизных туров является
организация развлечений на борту. На
круизных кораблях работают различные
клубы, приглашаются актеры для выступлений,
проводятся шоу, действуют игорные клубы
и казино. Как правило, круизный тур организован
по системе "все включено", это распространяется
на питание, пользование спортивными залами
и инвентарем, развлекательную программу.
Одним из преимуществ круизных туров является
их безвизовость. Пассажиры могут находиться
в портах и совершать экскурсии в течение
48- 72 часов без визы. Самый большой недостаток
круизов - их довольно высокая цена. Но
в последнее время появились бюджетные
круизные компании.
Принята следующая ценовая классификация
круизных маршрутов:
- экономичные (75 150 долл. на человека в
сутки);
- классические (100- 200 долл. на человека
в сутки);
- премиум (150- 400 долл. на человека в сутки);
- люкс (700 1000 долл. на человека в сутки);
- эксклюзивные (более 1000 долл. на человека
в сутки).
Основные районы морских круизов - Карибский
бассейн и Средиземное море. Главным преимуществом
Карибского бассейна является то, что
круизы можно проводить круглый год. Длительность
круизных маршрутов колеблется от 3 дней
до 2 недель, маршруты классифицируются
по следующим направлениям: Западные Карибы,
Восточные Карибы, Южные Карибы. Классические
морские круизы - это Средиземное море.
Круизные маршруты охватывают сразу несколько
европейских стран - Испания, Франция,
Италия, Греция - и стран Северной Африки
- Марокко, Тунис, Египет. Большой популярностью
пользуются круизы вдоль берегов Британии,
Скандинавии и России. Некоторые круизные
компании организуют кругосветные путешествия
продолжительностью более 120- 140 дней.
В последние несколько лет стали популярны
круизные маршруты к берегам Антарктиды
и к Северному полюсу. "Ледовые" круизы
осуществляются круглый год: летом маршруты
пролегают в Арктику, зимой основное направление
- Антарктида. Американская компания Quark
Expedition организует круизы на российском
ледоколе "Капитан Хлебников" по
маршруту Шпицберген - Гренландия - Канада
- Чукотка - Шпицберген. Стоимость "ледовых"
круизов достаточно высокая - от 10 тыс.
долл. до 18 тыс. долл., однако ежегодный
спрос стабильно растет на 2 %, причем за
счет российских туристов.
В последнее время большую популярность
приобрели круизы на паромах как разновидность
морских круизов. В основном из-за их краткосрочности
и экономичности. Современные паромы,
используемые в круизных целях, представляют
собой многопалубные корабли. На российском
рынке большим спросом пользуются путешествия
на комфортабельных паромах компаний
Viking Line, Silja Line, DFDS Seaways, Fjord Line, Smyril Line, Color
Line, Superfast series. Несомненными лидерами спроса
являются комфортабельные паромные круизы,
осуществляемые на Балтийском море компаниями
Silja Line и Viking Line. Причин тому несколько.
Во первых, географическое удобство порта
отправления - Хельсинки. Сюда легко добраться
из Москвы и Санкт Петербурга. Во вторых,
"компактность" круиза - в наиболее
коротком варианте он занимает две ночи
на корабле и один день в Стокгольме. Существует
возможность выезда в этот круиз даже
на week end. В то же время круиз может быть
расширен за счет более длительного пребывания
в Стокгольме и Хельсинки. В третьих, на
пароме можно проводить корпоративные
мероприятия. В четвертых, на борту паромов
туристам предлагается широкий спектр
развлечений: магазины беспошлинной торговли,
дискотеки, рестораны по системе "все
включено", бассейны и сауны. В пятых,
за короткий период туристы имеют возможность
посетить столицы двух европейских государств.
Продолжительность таких круизных маршрутов
от 2 до 4 дней, включая посещение двух стран
- Финляндии и Швеции. При размещении на
паромах туристам предоставляются комфортабельные
каюты различных категорий, рассчитанные
на людей с разным доходом. Помимо Viking
Line и Silja Line большим спросом пользуются
круизы молодой компании "Суперфаст".
В отличие от гигантских паромов Viking Line,
Silja Line, вмещающих несколько тысяч туристов,
суда компании "Суперфаст" берут
на борт не более 600 пассажиров. При этом
на любом из паромов работают магазины,
несколько ресторанов, сауны, джакузи.
Главное преимущество круизов "Суперфаст"
- скорость. Паромы доставляют туристов
из Финляндии в Германию за 21 час. Паромы
компании "Суперфаст" идеально подходят
для инсентив туров: здесь есть все необходимое
не только для отдыха, но и для проведения
семинаров.
Перевозка туристов морским транспортом
регулируется правовыми актами международного
и национального законодательства. При
международных перевозках действуют договоры
и конвенции, среди которых следует выделить
Афинскую конвенцию о перевозке морем
пассажиров и багажа, Международную конвенцию
об охране человеческой жизни на море,
Международную конвенцию об унификации
некоторых правил, относящихся к перевозке
пассажиров морем, Международную конвенцию
о поиске и спасении на море. При перевозке
туристов в российских территориальных
водах действует Кодекс торгового мореплавания
Российской Федерации.
В последнее время стали популярны морские
круизы на небольших парусных яхтах. Существует
две формы проката яхт: без экипажа (бербоут
чартер) и с экипажем (тайм чартер). Для
путешествий на яхтах при заходе в любой
иностранный порт не требуется виза. Яхту
принимают на сутки по так называемому
паспорту судна, оформленному на хозяина
судна или шкипера.
По статистике ВТО, ежегодный стабильный
прирост туристов, использующих те или
иные формы морских круизов, составляет
8 %. 2