Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 18:54, контрольная работа
Контрольная работа состоит из трех частей: первая и вторая посвящены методике подготовки и проведения экскурсий. Третья часть включает методическую разработку исторической обзорной экскурсии.
Создание экскурсии – сложный процесс, требующий от организаторов экскурсионного дела больших творческих усилий. Подготовка экскурсии – это всегда разработка новой темы экскурсии, обусловленной предполагаемыми запросам потенциальных клиентов туристского предприятия и определяемой экскурсионными возможностями своего города, региона.
Введение ……………………………………………………………………………………………………….3
1. Методика подготовки исторической экскурсии………………………………………4
2. Методика проведения исторической экскурсии………………………………………10
3.Методическая разработка экскурсии………………………………………………………….16
3.1. Характеристика экскурсии……………………………………………………………………16
3.2. Маршрут проведения экскурсии………………………………………………………….17
Заключение……………………………………………………………………………………………………….19
Список использованной литературы
Содержание
Введение ………………………………………………………………………………
1. Методика подготовки
исторической экскурсии……………………
2. Методика проведения
исторической экскурсии……………………
3.Методическая разработка
экскурсии………………………………………………………
3.1. Характеристика экскурсии………………………………………………………
3.2. Маршрут
проведения экскурсии…………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы
Введение
Экскурсия – это кратковременный тематический маршрут с целью посещения достопримечательностей, иных объектов туристского интереса. Экскурсия имеет свои характерные признаки: тематику, упорядоченный маршрут, протяженность во времени, наличие экскурсовода или гида, заранее составленный текст экскурсии, процесс собственно показа, разумеется, подразумевается наличие самих участвующих - стало быть, экскурсантов. Функциональное предназначение экскурсии - отдых и досуг, повышение культурного уровня, общение. Качество туристско-экскурсионных услуг является основным видом конкурентного преимущества. Это позволяет сформировать положительный имидж как Российской Федерации в целом, так и ее туристских центров, а значит, увеличить приток туристов и повысить доходы туристской отрасли.
Экскурсионный туризм является одной из основных форм рекреационной деятельности. В структуре рекреационных потребностей экскурсионный туризм составляет 10–20% всего объёма потребностей в длительном отдыхе, а потребности в экскурсионном туризме в структуре кратковременного отдыха в выходные дни составляют 16–20%.
Цель разработанной экскурсии состоит в том, что бы ознакомить экскурсантов с живописнейшими местами Самарской Луки .
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Выявить методические особеннос
2. Провести анализ обзорной
3. Разработать новый маршрут исторической обзорной экскурсии.
Контрольная работа состоит из трех частей: первая и вторая посвящены методике подготовки и проведения экскурсий. Третья часть включает методическую разработку исторической обзорной экскурсии.
Создание экскурсии – сложный процесс, требующий от организаторов экскурсионного дела больших творческих усилий. Подготовка экскурсии – это всегда разработка новой темы экскурсии, обусловленной предполагаемыми запросам потенциальных клиентов туристского предприятия и определяемой экскурсионными возможностями своего города, региона.
1. Методика подготовки исторической экскурсии
Экскурсия – это методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, показ, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а так же событий, с ними связанных.
Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в XIX в. И первоначально означало «выбегание, военный набег», затем – «вылазка, поездка». Позднее произошло видоизменение этого слова по типу имен на «ия» (экскурсия).
Классификация представляет собой распределение предметов, явлений, понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков.
Вопрос о классификации экскурсий всегда находился в центре внимания экскурсионных работников и ученых-экскурсионистов. Первые попытки решения этой проблемы относятся к концу 20-х годов. Ученый-экскурсионист В.А. Герд говорил о своем варианте классификаций форм экскурсий на группы и подгруппы и выделение тех основных черт, которые определяют характер ведения экскурсий, т.е. помогают руководителю ориентироваться во всех вопросах ее разработки. Это выделение основных черт даст несколько центральных типов экскурсий, к которым будут примыкать промежуточные классификационно-неясные экскурсии.
Особенности восприятия экскурсионного материала каждой из указанных групп требуют внесения изменений в содержание мероприятий, методику и технику их проведения, а также в их продолжительность.
В настоящее время экскурсионные работники имеют дело с несколькими видами классификации экскурсантов.
Сущность экскурсии можно определить так: наглядный процесс познания окружающего мира, процесс, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в залах музеев, выставок, мастерских скульптора, художника и др.
Экскурсионная методика представляет собой совокупность требований и правил, предъявляемых к экскурсии, а также сумму методических приёмов подготовки и проведения экскурсий разных видов, на различные темы и для различных групп людей.
Исторические экскурсии способствуют формированию нравственных качеств личности и распространению исторических знаний. В процессе овладения историческими знаниями формируется историческое мышление личности, способной самостоятельно сопоставлять факты, события прошлого и настоящего, видеть исторические явления в их развитии и взаимосвязи с другими событиями и фактами общественной жизни. Местные памятники сохранившие историческую информацию локального характера конкретизируют исторические события и помогают увидеть общие закономерности исторического процесса.
По своему содержанию исторические экскурсии подразделяются на подгруппы: военно-исторические, общие исторические, историко-краеведческие, археологические, этнографические.
Создание экскурсии – сложный процесс, требующий от организаторов экскурсионного дела больших творческих усилий. Подготовка экскурсии – это всегда разработка новой темы экскурсии, обусловленной предполагаемыми запросами потенциальных клиентов туристского предприятия и определяемой экскурсионными возможностями своего города, региона.
Выделяют несколько этапов создания экскурсии:
К разработке каждого этапа предъявляются определенные требования. Работа считается завершенной, когда будут подготовлены все необходимые документы. Вся документация должна храниться в туристской фирме. При условии, если экскурсовод штатный или если подготовлен работать в качестве экскурсовода один из ее менеджеров, а не приглашенный по контракту другой экскурсовод.
Каждая экскурсия должна иметь целевую установку. Цель экскурсии – это то, ради чего экскурсантам показываются памятники истории, культуры и другие объекты. Правильное определение цели имеет большое значение: оно может повлиять на формулировку темы, помочь в отборе и освещении материала. Конечной цели должны быть подчинены экскурсионный показ и рассказ. Как цель экскурсии может выступать воспитание патриотизма, уважение к труду, другим народам; эстетическое или нравственное воспитание; расширение кругозора, получение дополнительных знаний в различных областях науки и культуры и т.п. Для достижения конечной цели необходимо решить ряд конкретных задач.
Выбор темы зависит от потенциального спроса на определенные экскурсии, конкретного заказа, реализации дифференциального подхода к обслуживанию разных групп населения, целенаправленного создания определенной тематики экскурсий. Каждая экскурсия должна иметь четко определенную тему, которая является предметом показа и рассказа и содержательным стержнем экскурсии, так как именно тема обуславливает отбор экскурсионных объектов и объединяет подтемы экскурсии в единое целое. Тема экскурсии отражает ее связь с определенной отраслью науки об обществе или природе и лежит в основе классификации экскурсий по содержанию. Тема содержит указание на то, какому кругу явлений посвящается данное произведение, к чему стремится автор привлечь внимание аудитории, что именно и с каких позиций хочет автор осмыслить в своем произведении.
Тема регулирует экскурсионный рассказ, не давая возможности экскурсоводу рассказать об объекте все, что он о нем знает, особенно в тех случаях, когда объект многоплановый. Темой регулируется и показ экскурсионных объектов: по пути следования группы могут быть расположены многочисленные объекты, однако показывать следует только те, которые относятся к теме данной экскурсии.
Каждая тема представляет собой совокупность нескольких подтем, которые должны характеризоваться полнотой и логической завершенностью. Композиционным центром экскурсии, вокруг которого строится показ и рассказ, является ведущая подтема. Она способствует более глубокому раскрытию содержания экскурсии, делает ее убедительной и запоминающейся. В многотемных обзорных экскурсиях нет возможности глубоко раскрыть содержание каждой подтемы. В таких экскурсиях обычно бывает больше факторов без их толкования. Однако обзорная экскурсия имеет большое значение для развития экскурсионной тематики, поскольку почти каждая ее подтема может стать темой для самостоятельной экскурсии.
Выбрав тему нужно подумать о ее формулировке. Следовательно, тема экскурсии и ее название – не одно и то же. Название экскурсии – это ее визитная карточка, поэтому оно должно быть ярким, запоминающимся, адекватным содержанию экскурсии, по возможности кратким. Другими словами, в названии необходимо наиболее точно передать содержание экскурсии, ее тему, сделав его при этом привлекательным для потенциальных экскурсантов. Следует избегать общих названий («Мир волшебной сказки»), длинных формулировок, названий, содержащих непонятные слова, а также неточных названий, допускающих возможность двоякого толкования.
У экскурсии на одну и ту же тему может быть несколько названий в зависимости от состава участников экскурсии и поставленной цели.
Исторические экскурсии имеют следующие особенности: содержание экскурсии содержит достоверные исторические факты, события прошлого и настоящего, связанные между собой; наличие в экскурсии историко-краеведческого материала.
Методика подготовки исторических экскурсий в своей основе сохранила общую для всех экскурсий последовательность различных этапов разработки. Но при разработке исторических экскурсий нужно учитывать специфические требования. Одним из основных этапов разработки исторических экскурсий является подбор исторических фактов, их объяснение, а так же отбор экскурсионных объектов с ним связанных. Экскурсовод должен провести исследовательскую работу, тщательно изучить достаточное количество источников, обеспечивающих достоверность выводов и обобщений. Изучая исторические события, отбирая экскурсионные объекты, составляя текст экскурсии важно иметь в виду, что историческое явление должно быть типичным и отображать историческую связь своего периода; исторический факт должен быть раскрыт в общей цепи исторических фактов и в взаимосвязи с ними.
Отбор исторических фактов – это начало разработки экскурсии. Факты надо объяснять с определенной позиции, на основе принципов научности, объективности, исторической достоверности, связи с современностью, доходчивости и убедительности. Способы реализации данных принципов в каждой конкретной экскурсии зависят от темы экскурсии и исторического материала, заложенного в объектах и составляющего ее содержание.
Сопоставление прошлого и настоящего в исторических экскурсиях позволяет видеть тенденцию общественного развития и при этом активизирует познавательную активность экскурсантов. Этому способствуют также принимаемый прием контраста, характерный для исторических экскурсий. Если в качестве объекта выступает культовое здание (церковь, собор), то экскурсовод на конкретных фактах раскрывает роль и значение религии на различных этапах становления государства. При знакомстве с историко-архитектурными объектами – дворцами, дворянскими усадьбами, недостаточно ограничиться рассмотрением их архитектурно-художественной ценности, здесь необходимо рассказать об условиях, в которых они создавались.
Важным требованием методики разработки исторической экскурсии является умение в каждом конкретном случае определить оптимальное соотношение общеисторического и местного материала. Если объекты исторической экскурсии содержат информацию о факте местной истории, то общеисторический материал будет фоном, используемым в рассказе экскурсовода для исторического анализа событий. Если же экскурсионный объект и связанное с ним событие имеет важное значение, то задача экскурсовода будет заключаться в поиске историко-краеведческих фактов, незнакомых экскурсантам.
Информация о работе Методика подготовки исторической экскурсии