Методика подготовки и проведения экскурсии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 18:50, реферат

Краткое описание

Цель : изучение методики подготовки и проведения экскурсии.
Задачи:
1. изучение материала по данной теме (литература, источники Internet, СМИ);
2. рассмотрение основных понятий;
3. изучение задач, функций и предмета экскурсионной методики.

Содержание

Введение
1. Экскурсионная методика
1.1 Отбор и изучение экскурсионных объектов
1.2 Составление маршрута экскурсии
1.3 Объезд (обход) маршрута
1.4 Подготовка контрольного текста экскурсии
1.5 Методические приемы показа
1.6 Комплектование "портфеля экскурсовода"
1.7 Составление методической разработки экскурсии
1.8 Прием экскурсии
2.Методика проведения экскурсий
2.1 Классификация методических приемов
2.2 Техника проведения экскурсии
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

экск.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

   Существует и другой вид текста экскурсии - индивидуальный. Такой текст экскурсовод, готовясь проводить экскурсию на данную тему, составляет самостоятельно.

   Основное отличие индивидуального текста от контрольного состоит в том, что он отражает структуру экскурсии и построен в полном соответствии с ее маршрутом. Материал в индивидуальном тексте размещается в той последовательности, в которой показываются объекты. Индивидуальный текст имеет четкое деление на части. Каждая из них посвящена одной подтеме.

   Индивидуальный текст представляет собой готовый для исполнения рассказ, содержит полное и четкое изложение того, что следует рассказать на экскурсии. Здесь не может быть неоправданных сокращений при изложении сущности исторических событий, оценке их значений, в выводах по подтемам. Не допускается также упоминание фактов без их датировки, без ссылок на источники, где они изложены с достаточной полнотой.

   Вступление в свою очередь обычно подразделяется на две части - организационную и информационную. В первой половине вступления экскурсовод сообщает свою фамилию, имя, отчество, знакомит группу с водителем экскурсионного автобуса (фамилия, имя, отчество, класс, опыт), с темой экскурсии, ее маршрутом, длительностью по времени, сообщает время и место ее окончания, называет то учреждение, которое организует экскурсию. Затем следует инструктаж о поведении и правилах безопасности экскурсантов - сообщается, например, о том, что в пути следования на автобусе необходимо соблюдать определенные правила: занимать одни и те же места, не разговаривать и не заниматься посторонними делами и т.д.

Во второй части вступления - информационной - кратко излагается содержание предстоящего мероприятия, его задачи. При этом могут быть названы отдельные подтемы, упоминаются два-три наиболее интересных объекта. Не следует превращать вступительную часть в краткий конспект экскурсии, давать подробную характеристику памятникам, которые будут показаны.

   Во вступлении сообщаются сведения по организационным вопросам. Задача экскурсовода - заинтересовать аудиторию, привлечь внимание участников мероприятия к объектам, которые будут показаны, и к самой теме. Основные требования к вводному слову - краткость и динамичность. Оно не должно утомлять слушателей. Общее время, отведенное на вступление, обычно не должно превышать 5-7 мин. Отличительная черта вступительной части состоит в том, что речь экскурсовода не сопровождается показом экскурсионных объектов. Поэтому вступление проводят сразу же после посадки в автобус, до начала движения по маршруту, чтобы появление зданий и объектов природы за окном не отвлекало участников экскурсии. От степени их внимания к сообщению экскурсовода в этот момент зависит успех всей экскурсии.

   После вступления следует основная часть - то, что составляет основу экскурсии, - показ и рассказ, раскрывающие тему. Структура этой части более сложна, в нее входит несколько подтем. Каждая из них раскрывается на одном или нескольких объектах.

   Экскурсия имеет заключительную часть, которая подводит итоги тому, что увидел и услышал участник экскурсии. В заключительной части экскурсовод в краткой форме излагает выводы по теме в целом, подчеркивает основное, обобщает впечатления экскурсантов.

1.7 Методические приемы показа

     В основе проведения экскурсии лежит правило "от показа к рассказу", которое принято как аксиома экскурсионного дела.

   Среди основных методических приемов экскурсионного показа следующие: прием предварительного осмотра, зрительного анализа, зрительной реконструкции, локализации событий, зрительного сравнения.

   Прием предварительного осмотра. Этот методический прием используется в тот момент, когда экскурсанты находятся на месте расположения памятника, когда они уже увидели его. Экскурсовод называет памятник, например: "Перед вами находятся "Тарские ворота". Тем самым он приглашает экскурсантов самих провести наблюдение конкретного объекта, познакомиться с его внешним видом, выделить наиболее интересные детали.

экскурсия экскурсовод маршрут показ

   Прием зрительного анализа. Анализ в любой экскурсии всегда связан с показом объектов. При этом анализируется тот объект, который участники экскурсии осматривают в данный момент.

   В основе экскурсионного анализа лежат различные стороны объекта - памятника истории и культуры. Среди видов такого анализа в первую очередь называют: искусствоведческий, в основу которого положены, например, приемы показа произведений изобразительного искусства и архитектуры; исторический - основан на приемах показа объекта (здания, сооружения, где происходили исторические события); естественнонаучный анализ используется при показе природоведческих объектов; производственно-технический анализ используется в основном при проведении экскурсий на промышленные предприятия, при показе станков и механизмов. Каждый из видов анализа может быть отдельно использован при показе объекта. Кроме того, они применяются и вместе при анализа одного объекта, особенно комплекса объектов, например архитектурного ансамбля. При этом экскурсионный объект или комплекс объектов расчленяется экскурсоводом на составные части (элементы). Затем каждый из этих элементов подвергается одному из видов анализа.

   Прием зрительной реконструкции. Термин "реконструкция" означает восстановление первоначального вида, облика чего-либо по вещественным остаткам или описаниям. Сущность этого методического приема состоит в том, что экскурсовод словесным путем реконструирует образ (облик), например, здания, опираясь при этом на зрительные впечатления.

   Данный методический прием обычно используется при показе тех памятных мест, где проходили военные действия, народные восстания, забастовки, революционные маевки, митинги, исторические встречи и другие знаменательные события. Сюда же следует отнести места, связанные с жизнью и деятельностью общественных и государственных деятелей, известных писателей, ученых, композиторов, художников.

   Используются различные способы воспроизведения картин исторического прошлого. Для более убедительного изложения материала необходимо, чтобы каждый экскурсовод имел карту-схему с обозначением наиболее важных подробностей исторического события.

   В тех случаях, когда здания и сооружения, раскрывающие тему, превратились в руины (следы войны, землетрясений, просто времени), экскурсовод производит зрительную реконструкцию, опираясь на их уцелевшие части, детали, фрагменты.

   Успех проведения экскурсии в целом и в особенности применение такого сложного методического приема, как зрительная реконструкция, во многом зависят от подготовительной работы. В ходе подготовки к проведению экскурсии каждый экскурсовод должен хорошо изучить местность, где происходили события, нашедшие отражение в экскурсии. Точное знание всех обстоятельств и деталей помогает экскурсоводу стать как бы очевидцем исторических событий. Компетентность экскурсовода, его знания, владение методикой позволяют ему убедительно рассказать участникам экскурсии о событии, дать им зрительное представление о нем.

   Прием зрительной реконструкции используется экскурсоводом также при раскрытии подтемы, связанной с будущим города, одной из его улиц, площадей, промышленного предприятия. Здесь с помощью схемы, фотографий, макетов, пояснений экскурсовода воссоздается внешний облик будущего города.

   Прием локализации событий. Успех экскурсии во многом зависит от того, насколько конкретен показ, получат ли экскурсанты ясное представление о том, где и как происходило событие, о котором идет речь. Важную роль в подобной конкретизации событий играет методический прием локализации.

   Данный прием получил свое название от термина "локализация", который означает связь события с конкретным местом, ограничение действия, явления сравнительно небольшим пространством. "Локальный" означает: местный, свойственный определенному месту. Этот прием дает возможность ограничить внимание участников экскурсии известными рамками, приковать их взгляды к данной конкретной территории, именно к тому месту, где произошло событие. При изложении материала этот прием предусматривает переход от общего к частному.

    Прием зрительного сравнения. Этот методический прием построен на сравнении различных явлений, предметов, объектов или сопоставлении разных признаков, элементов одного объекта. В экскурсиях широко используются несколько видов сравнения: сравнение демонстрируемого объекта с объектом, который известен всем экскурсантам, но находится в другом городе, или с объектом, показанным в начале экскурсии или на другой экскурсии, проведенной до этого. Такое сравнение получило название приема зрительной аналогии.

   Использование приема сравнения дает возможность экскурсантам представить действительную величину объекта, количество выпускаемой предприятием продукции, скорость движения. Это позволяет сократить количество цифр в рассказе, число используемых фактов.

1.8 Комплектование "портфеля экскурсовода"

"Портфель экскурсовода" - условное название комплекта  наглядных пособий, используемых  в ходе проведения экскурсии. Эти пособия обычно помещаются в папке или небольшом портфеле.

В "портфель экскурсовода" включаются фотографии, географические карты, схемы, чертежи, рисунки, образцы продукции промышленных предприятий (если они невелики по размеру), гербарии, коллекции минералов. Такие "портфели" создаются, как правило, по каждой теме. Они являются постоянным спутником экскурсовода и помогают сделать любое путешествие в прошлое и настоящее более увлекательным и полезным.

В "портфель" включаются наглядные пособия, которые удобны для использования. Количество их должно быть велико, так как в этом случае пособия будут отвлекать экскурсантов от осмотра подлинных объектов - памятников истории и культуры, рассеивать их внимание.

К каждому экспонату, включенному в "портфель", прикладывается листок с пояснениями или справочным материалом. Иногда пояснение приклеивается об обратной стороны экспоната. Такая аннотация служит исходным материалом для экскурсовода при показе данного экспоната экскурсантам.

2.8 Составление методической разработки экскурсии

Методическая разработка - документ, который определяет, как провести данную экскурсию, как лучше организовать показ памятников, какую методику и технику ведения следует применить, чтобы экскурсия прошла эффективно. Методическая разработка излагает требования экскурсионной методики с учетом особенностей демонстрируемых объектов и содержания излагаемого материала. Она дисциплинирует экскурсовода и должна отвечать следующим требованиям: подсказать экскурсоводу пути для раскрытия темы; вооружить его наиболее эффективными методическими приемами показа и рассказа; содержать четкие рекомендации по вопросам организации экскурсии; учитывать интересы определенной группы экскурсантов (при наличии вариантов экскурсии); соединять показ и рассказ в единое целое.

Оформление методической разработки происходит следующим образом:

Ш на титульном листе располагаются данные: наименование экскурсионного учреждения, название темы экскурсии, вид экскурсии, протяженность маршрута, продолжительность в академических часах, состав экскурсантов, фамилии и должности составителей, дата утверждения экскурсии руководителем экскурсионного учреждения;

Ш на следующей странице излагаются цель и задачи экскурсии, схема маршрута с указанием объектов и остановок во время экскурсии.

Методическая разработка состоит их трех разделов: вступления, основной части и заключения. Прежде всего, необходимо познакомиться с группой, назвать имена экскурсовода и водителя, затем напомнить экскурсантам правила поведения в автобусе, предупредив их, что задавать вопросы и делиться впечатлениями они смогут, когда будет предоставлено для этого время. В информационной части необходимо назвать тему, маршрут, продолжительность экскурсии, но желательно это сделать так, чтобы вызвать интерес к теме, привлечь внимание экскурсантов, т.е. эта часть вступления должна быть яркой, эмоциональной. Место посадки группы определяется в рабочем порядке совместно с заказчиком, место начала экскурсии определяется методической разработкой.

Эффективность методической разработки зависит от правильного заполнения всех семи граф. Размер разработки - 6-12 страниц машинописного текста. Объем документа зависит от количества экскурсионных объектов, числа подтем, продолжительности экскурсии по времени и протяженности маршрута.

Пример методической разработки см. в Приложении.

2.9 Прием экскурсии

При положительной оценке контрольного текста экскурсии и методической разработки заведующим отделом или методистом при наличии укомплектованного "портфеля экскурсовода" и карты-схемы маршрута администрацией бюро назначается дата приема (сдачи) новой экскурсии.

В приеме экскурсии принимают участие руководитель экскурсионного учреждения, методические работники, члены творческой группы, члены методической секции экскурсоводов, где готовилась данная экскурсия, руководители других методических секций.

Процесс сдачи новой экскурсии творческой группой носит деловой характер. Этот этап подготовки новой экскурсии важен потому, что дает возможность обнаружить и своевременно устранить недостатки в отборе экскурсионных объектов, в направлении маршрута, в содержании экскурсии, использовании методических приемов проведения экскурсии.

Прием (сдача) экскурсии проводится в форме товарищеской дискуссии, открытого обмена мнениями, обсуждения выявленных недочетов. Участники приема экскурсии должны быть предварительно ознакомлены с контрольным текстом и методической разработкой, картой-схемой маршрута экскурсии, карточками (паспортами) объектов, содержанием "портфеля экскурсовода", списком (а при необходимости и содержанием) использованной литературы, материалами к экскурсии (справками, рефератами, фотографиями, статистическими данными).

Информация о работе Методика подготовки и проведения экскурсии