Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 14:02, реферат
На данный момент в Крыму можно найти множество домов отдыха, санаториев (например, Санаторий Утёс), пансионатов, лагерей (например, Артек), различных гостиниц от самых простых до пятизвездочных. Курорты Крыма так же разнообразны, как и природа. Самые популярные места отдыха — Ялта и Алушта вместе со всем южным берегом Крыма (ЮБК), Феодосия, Судак, Евпатория. Севастополь - это одно из самых интересных экскурсионных мест, так как этот город неоднократно участвовал в различных войнах.
Глава 1. Общая характеристика туристского потенциала Крыма.
1.1.Рекреационно-географиеское положение Крыма.
1.2. Главные центры туризма и достопримечательности Крыма.
Выводы по главе.
Глава 2. Характеристика периодов исторического развития туризма в Крыму.
2.1. Развитие туризма в период императорского правления.
2.2. Развитие туризма в период российской знати и интеллигенции.
2.3. Развитие путей сообщения.
2.4. Крымский горный клуб.
2.5. Развитие туризма в Советское время.
2.6. Период развития туризма в Крыму после распада СССР.
Выводы по главе.
Заключение.
Список литературы.
Регион стал восприниматься не только как центр привилегированного отдыха, но и как необыкновенно интересное место.
Крым посещали
не в одиночку, а именно группами
пишущей, поющей, лицедействующей
общественности. События широко
освещалось в прессе и
2.3. Развитие путей сообщения.
До середины 19 века приезд в Крым был связан с многими сложностями. Обычно добирались плохими почтовыми дорогами (до Екатринослава на параходе по Днепру, затем трактами), либо до Одессы откуда раз в неделю в Крым ходил маленький теплоходик. Но к началу 1870-х гг путь в Крым был облегчен строительством Лозово-Севастопольской железной дороги. В 1875 году полуостров был соединен с центром империи железной дорогой. В 1894 г железную дорогу протянули из Джанкоя до Феодосии и Керчи, еще через 20 лет первый поезд пришел в Евпаторию.
Пароходное сообщение. В 1856 г было учреждено Русское Общество пароходства и торговли (РОПИТ). Были открыты линии Одесса-Керчь с заходами в Евпаторию. Севастополь, Ялту и Феодосию. Пароходы ходили три раза в месяц. В 1880 г - уже два еженедельных рейса. Основная проблема – отсутствие в Крыму портов и пристаней. Пароход подходил и с него плыли на яликах (в шторм – не могли попасть на берег). В 1910 г – сообщение 5 раз в неделю.
Шоссейные дороги. Продвижение внутри полуострова до конца 19 в было огромной проблемой. И только в 1824-1826 гг солдаты Козловского и нашембургского полков под руководством подполковника Шипилова построили дорогу через Ангарский перевал. Затем была проложена дорога до Севастопля и через Ай-Петри – инженер Шишко в конце 1870-х.; реконструкция дороги от Алушты до Судака. Крым стал одним из самых обеспеченных дорогами регионов Империи.
Южнобережная железная дорога. С 90-х гг 19 века огромную популярность приобретает идея южнобережной железная дороги. Три варианта: Севастополь-Ялта-Алушта; Симферополь-Алушта-Ялта; Сююрень-Ялта. Но идеи постоянно преследовал злой рок – то пропадали чертежи, то погибали инженеры, то государство тормозило принятие решения, потом началась война.
2.4. Крымский горный клуб.
Одним из первых,
кто организовал туристскую
Позднее, в 1890 году, в Одессе возникает Крымский горный клуб, который стал первой в российской империей туристической организацией, первым турклубом и первой турфирмой с широким комплексом услуг. С 1891 по 1915 год издается журнал "Записки Крымского горного клуба", в котором публикуются отчеты экспедиций, описываются маршруты путешествий и экскурсий.
Учредителями и первыми членами Крымского горного клуба были ученые, врачи, юристы, известные исследователи Крыма. Уже в первые годы клуб насчитывал около 400 членов.
Свою деятельность клуб начинал с организации экскурсии девятнадцати членов в Крым в апреле 1891 года. Экскурсанты посетили Севастополь и ознакомились в районе между Севастополем и Гурзуфом с археологическими раскопками в Херсонесе древним Инкерманским монастырем, высеченным в известняках. дворцом в Алупке, Айтодорским маяком, Никитским садом и многими другими достопримечательностями Крыма. Во время этой восьмидневной экскурсии членами клуба были собраны геологические, почвенные, ботанические и энтомологические коллекции, которые должны были послужить основой при создании музея Крымского горного клуба. Кроме того, в семи пунктах экскурсанты исследовали воздух. Но для истории туризма значение данной экскурсии в том, что за время ее проведения были созданы два отделения Крымского горного клуба, в Севастополе и Ялте.
С первого же года Крымский горный клуб приступил к собиранию данных по геологии, географии, флоре, фауне, этнографии, археологии и истории Крыма и поставил задачу издавать эти материалы с целью популяризации Крыма как туристского района России.
Основу деятельности отделений клуба составляла организация экскурсий. Правление начало с экскурсий в Крым как для своих членов, так и для всех желающих совершить эти путешествия. Постепенно оно расширило географию поездок и в 1910-е годы большое внимание начало уделять экскурсиям на Кавказ, особенно в район Красной Поляны и Военно-Грузинской дороги. А в 1913 году экскурсионная секция подготовила многодневные маршруты по Крыму, Кавказу, Уралу, к Днепровским порогам. Продолжительность некоторых маршрутов достигала 40 дней. Севастопольское отделение ограничило свою деятельность в основном близлежащими районами Крыма и проводило экскурсии в Балаклаву, Херсонес, Инкерман.
Ялтинским отделением было создано несколько троп для облегчения пешеходных экскурсий в горы. Первой в 1899 году появилась Штангеевская тропа, которая от водопада Учан-Су вела на хребет Яйлы. По всей тропе имелись знаки и надписи на камнях, указывавшие пройденное расстояние и дальнейшее направление движения. Эта первая туристская тропа в России стала прообразом сегодняшних туристских троп. Вслед за Штангеевской появилась Боткинская тропа.
Все туристские тропы находились под пристальным наблюдением членов Ялтинского отделения Крымско-Кавказского горного клуба. Они постоянно расчищались, приводились в порядок на его средства.
Кроме троп для удобства, путешествующих по Крымским горам был создан на Чатырдаге первый в России туристский приют, которым могли пользоваться как члены Крымско-Кавказского горного клуба, так и все остальные любители походов. Чатырдагский приют располагался вблизи пещер Бинь-Башхоба и Суук-хоба, в нем останавливались в основном те, кто собирался посетить эти пещеры
Год от года
экскурсионная деятельность
Широкая популяризация экскурсий, которая проводилась путем рассылки плакатов и брошюр с их описанием в учебные заведения, различные учреждения Москвы, Петербурга и других крупных городов России, публикации рекламных сообщений об экскурсиях в ялтинской газете, еженедельного вывешивания объявлений с расписанием экскурсий в гостиницах, пансионатах, купальнях, водолечебницах Ялты, принесла свои плоды. Понимая, что для дальнейшего развития экскурсионного дела необходимо большое число подготовленных экскурсоводов, Правление клуба начало с 1902 года подготовку руководителей экскурсий из числа школьных учителей. В июне 1902 года состоялась первая педагогическая экскурсия в Крым учителей Одесского учебного округа.
2.5. Развитие туризма в Советское время.
Крымско-Кавказский
горный клуб просуществовал до
1917 года. И только в 1923 году
возобновляет свою работу
В 1928 г было при Наркомпросе РСФСР создано АО «Советский турист», которое окончательно вытеснило частные туристские конторы. «Совтур» использовал в Крыму 5 комбинированных авто-пешеходно-морских маршрутов. Общество имело свои «дома туристов» в Краснолесье, Соколином, на Ай-Петри, арендовало гостиницы во всех городах Крыма. Но в этот же год появилось Общество пролетарского туризма (ОПТ) как противовес коммерческой структуре «Совтура», которое игнорировало работу с местным населением и не признавало самодеятельный туризм. Общество стало учреждать секции туризма на заводах и фабриках, в учебных заведениях и частях Красной армии. В марте 1930 г произошло слияние этих двух организаций в Общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ), которое имело накануне войны 12 домов туриста, использовало 10 всесоюзных маршрутов продолжительностью от 10 до 21 дня и 22 местных маршрута рассчитанных на 1-5 дней. туристский сезон длился с мая по ноябрь.
В годы войны турбазы были сильно разрушены, но уже в 1946 г турбаза в Ялте приняла первых туристов. В 1962 г создается Крымский областной совет по туризму и экскурсиям, который стал монополистом в сфере туризма вплоть до развала СССР. Совет располагал 18 турбазами и многочисленными турприютами, по Крыму было проложено 56 пешеходных и 400 экскурсионных маршрутов, по которым проходило ежегодно около 300 000 плановых туристов и 9 млн. экскурсантов.
Следует также отметить о развитии санаторно-курортного лечения в советский период. После национализации крымских курортов в течение долгого времени рекреация в Крыму развивалась преимущественно на унаследованной материально-технической базе и инфраструктуре. В Ливадии был открыт первый крестьянский санаторий, для учителей –в Карасане. Одними из первых были построены корпуса санаториев Восход в Феодосии, Курпаты, Долоссы, Сосняк, Золотой пляж. В декрете о развитии курортов, подписанном Лениным в декабре 1920 год уже к январю 1921 года предполагалось открыть 5000 коек в санаториях, а весной – 25000 коек. Достичь же таких показателей удалось лишь к началу 30-х годов. В 1935 году емкость рекреационных учреждений Крыма составляла 43,6 тыс. мест, из них 26,2 тыс. мест размещались на южном береге Крыма. В Ялте в этот момент проживало 25,8 тыс. жителей, причем половина занятого населения города работала в санаториях и других учреждениях отдыха.
В 1935 году была разработана первая схема районной планировки ЮБК, ставшая на многие годы определяющим документом развития курортов. В этой схеме предлагалось создание единого города-курорта на ЮБК с населением 150000 жителей и вместимостью рекреационных учреждений, в основном санаторно-курортных, на 50000 мест.
Война остановила развитие курортов Крыма. После Победы настал этап восстановления курортов. Реконструируются дороги, вокзалы, строятся новые здравницы. В 60-70 гг. наступает туристский взрыв в Крыму.
В течение, всего советского периода наблюдался постоянный рост вместимости сети учреждений лечения и отдыха и числа людей, лечившихся и отдыхавших в Крыму: в 1929 году – 110000, в 1953 году – 700000, в 1968 году – 4000000, в 1974 году – 6,5 млн., в 80-х годах – 7-8 млн. чел. Рекреационное хозяйство Крыма к началу 90-х годов включало около 700 учреждений лечения и отдыха с 177 тыс. мест, в том числе 75 тыс. круглогодичного функционирования.
Что касается, развитие системы детских курортов, оно началось после издания декретов Советского правительства: «О лечебных местностях общегосударственного значения» от 20 марта 1919 г., «Об использовании Крыма для лечения трудящихся» от 21 декабря 1920 г., по которым все лечебные местности и курорты перешли в собственность Украинской республики для использования их с лечебной целью.
24 января 1922 г. вышло Постановление Совета Народных Комиссаров о бесплатном лечении некоторых категорий трудящихся и детей на курортах общесоюзного значения. В Украине начинает разворачиваться организованное курортное лечение детей. В 1928 г. в Евпатории открывается первый туберкулезный детский санаторий им. 10-летия Октября.
С 30-х годов начинают активно развиваться санатории для лечения больных ревматизмом, заболеваниями желудочно-кишечного тракта, (в Крыму санаторий «Мать и дитя», санаторий общетерапевтического профиля «Пионер»). Большое внимание уделяется также строительству спортивно-оздоровительных лагерей - в 1925 г. на Южном берегу Крыма недалеко от Гурзуфа начал функционировать «Артек».
Война нанесла огромный ущерб детским курортам. В Крыму убытки исчислялись более чем 14 млрд. рублей. Были разрушены все санатории Евпатории. Восстановление детских здравниц началось сразу же после освобождения Украины и к 1947 г. оно было практически завершено. Одновременно шло строительство новых, более комфортабельных и усовершенствованных санаториев. Только в одной Евпатории в 1973 г. насчитывалось 18 детских санаториев и домов отдыха, 26 пионерских лагерей, туристская база, в общей сложности это составляло около 30 000 мест - в четыре раза больше, чем до войны.
В 80-ые годы происходит расширение сети детских больниц и санаториев, профсоюзных санаториев и пансионатов для лечения родителей с детьми, специализированных круглогодичных санаторных пионерских лагерей и насчитывало свыше 75000 коек. Начиная с 90-х годов, детские курорты Украины переживают продолжительный кризис, затронувший все санаторно-курортные предприятия, причем в большей степени в виду отсутствия средств на их содержание у ведомств, на балансах которых они были закреплены. Нерешенные вопросы собственности значительно усложняют управление детскими здравницами.
Информация о работе Общая характеристика туристского потенциала Крыма