МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
РФ
УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЛЕСОТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра ботаники и защиты
леса
Дисциплина: «Организация экологического
туризма»
Контрольная работа
Тема: Опыт экотуризма в
национальных парках США .
Преподаватель:
Выполнила: Жихарева
С.С.
Специальность: 100103
Шифр: 62803
Курс 4
Екатеринбург 2013 г.
Содержание.
Введение
1. Значение
и проблематика природных ресурсов США
и Аляски.
1.1. Духовное и культурное
значение национальных парков.
1.2. Озабоченность экологическими
проблемами.
1.3. Нерешенные задачи
природных ресурсов.
2. Характеристика национальных
парков.
Национальные
парки США.
. Заключение.
Список использованных
источников.
Введение
Экологический
туризм - одна из наиболее бурно
развивающихся отраслей мировой
туристской индустрии. Первое условие
экологического туризма, которое
отличает его от использовавшихся ранее форм
организации и проведения отдыха на природе
- это осмысленная, экологически и экономически
выверенная политика в использовании
ресурсов рекреационных территорий, разработка
и соблюдение режима "неистощительного"
природопользования, который призван
обеспечить не только сохранение биологического
разнообразия рекреационных природных
территорий, но и устойчивость самой туристской
деятельности.
Тенденции
развития экологического туризма
определены Всемирной Туристской
Организацией (ВТО). По прогнозам ВТО экологический
туризм входит в число пяти основных стратегических.
Основные
принципы, на которых базируется
экологический туризм и которые
он претворяет в жизнь, имеют
непреходящую ценность: сохранение
биологического разнообразия рекреационных природных территорий;
повышение уровня экономической устойчивости
регионов, вовлеченных в сферу экологического
туризма; повышение экологической культуры
всех участников экологической туристской
деятельности; сохранение этнографического
статуса рекреационных территорий.
Наверное,
нет такой страны в мире, где
уделялось бы только внимания
охране и сохранению памятников
природы, как в Америке. На сегодняшний
день в США насчитывается около
четырехсот (400!) национальных парков
и заповедников. Впечатляющая цифра. Однако
у знающих людей она не вызывает восхищенного
удивления - с тех пор как в Америке появился
первый национальный парк, прошло почти
130 лет. Сами американцы также очень любят
путешествия на природе и с удовольствием
посещают свои национальные парки. В год
систему национальных парков США посещает
до 300 миллионов человек.
1.
Значение и проблематика природных
ресурсов США и Аляски
1.1.
Духовное и культурное значение национальных
парков
Национальные
парки – это не просто достопримечательности, памятники
и территории, не просто горы, лесные массивы,
озера и геологические диковинки. Они
представляют часть американского духовного
богатства.
Необычные
пейзажи и особенности природы,
охраняемой в национальных парках,
способны пробуждать исключительное
по силе ощущение чуда. Полупрозрачный
абрис горы в тумане, плавное скольжение
орла в полете, яркие косые лучи солнца,
пронзающие глубины весеннего леса –
эти явления природной красы способны
необъяснимо трогать людей. Национальные
парки переносят посетителей далеко за
пределы обычного существования, в обители
тайны и великолепия, повергающие в трепет
и управляемые неподконтрольными нам
силами. Посещая парки, многие из нас надеются
оставить позади поверхностную суету
будней и стать сопричастными более глубинным,
непреходящим ценностям. Эти убежища нетронутой
природы - и впрямь места духовного очищения,
где мы возвращаемся к источнику своего
существования и заново ощущаем изначальную
свежесть.
Помимо
своей научной ценности в качестве
хранилищ геологического
и биологического разнообразия и источника
знаний, национальные парки имеют глубокое
духовное и культурное значение для американского
народа. Идея природы как источника вдохновения
и обновления сыграла ключевую роль в
создании Службы национальных парков
в 1916 г. Так например, главным мотивом трудов
одного из первых сторонников охраны природы
Джона Мьюра в Йосемитском национальном
парке в Калифорнии стало сохранение долины
Йосемити как “куда более изысканного
храма, чем любой из созданных руками человека”.
В ходе исследования, проведенного Ассоциацией
охраны национальных парков (АОНП) обнаружилось,
что важнейшим мотивом, побуждающим общественность
к поддержке национальных парков, является
тот факт, что они “являются для нас красивейшими,
наиболее величественными и вызывающими
восхищение местами на Земле”.
Красота
и величие национальных парков
вдохновили крупнейшие произведения
живописи, фотоискусства, литературы
и музыки. В конце XIX века драматические
полотна Томаса Морана с изображением национального
парка “Йеллоустоун” в шт. Вайоминг и
работы Альберта Бирштада, запечатлевшие
долину Йосемити, способствовали привлечению
народа в эти выдающиеся места. Образы
вековых деревьев и монументальных горных
массивов на фотографиях Анселя Адамса
пробуждали чувство вневременной красоты,
сохранившейся в национальных парках.
Композитор Ферд Грофе был настолько ошеломлен
посещением Большого Каньона в Аризоне,
что полагал себя неспособным выразить
свои чувства в словах и сумел передать
свои впечатления лишь в музыке, создав
свою самую известную работу – “Cюиту
Большого Каньона”.
Роль
национальных парков - служить культурными
символами национального наследия
и самоидентичности. Для многих
они хранят первозданную суть
и изначальный дух Соединенных Штатов. Родители берут
своих детей в поездки в национальные
парки как в некое мирское паломничество,
чтобы ознакомиться с национальными достопримечательностями,
олицетворяющими ценности, идеалы и национальные
истоки нашей страны. Второй побуждающий
фактор, согласно исследованию АОНП, формулируется
так: “Наши национальные парки – наследие,
которое мы оставляем нашим детям”.
Такие
символы как Йеллоустоун, Йосемити
и Гранд-Каньон представляют страну
в целом, в то время как ледниковые
вершины вашингтонской горы Рэйнир стали
выразительным символом тихоокеанского
Северо-Запада. Главная привлекательность
“Грэйт-Смоки Маунтинс”, наиболее посещаемого
национального парка, заключается в его
ассоциации с культурами Аппалачских
гор и индейцев чероки.
Национальные парки олицетворяют
важные американские ценности и устремления.
Высокие вершины и глубокие каньоны таких
парков, как аляскинский “Денали” и “Большой
Каньон”, воплощают в себе торжественность
и величие Соединенных Штатов, превозносимые
в своеобразном национальном гимне “Прекрасная
Америка”. Обширные пейзажи и нетронутые
места, охраняемые системой национальных
парков, служат напоминанием о стремлении
к свободе и независимости, составляющим
стержень американской культуры и истории.
Высокие горы и нехоженые края в таких
парках, как “Гранд-Тетон” (штат Вайоминг),
Северный Каскад (Вашингтон) и “Врангель
– Сент-Илиас” (Аляска), предоставляют
возможности для испытаний, которые формируют
характер и американскую страсть к преодолению.
Многие приезжают в девственные леса и
потаенные уголки Редвуда (Калифорния),
Скалистых гор (Колорадо) и других национальных
парков как в природные соборы, в поисках
внутреннего мира и созерцания, а также
с целью заново обрести понимание своего
места в мире и смысла жизни.
Американские индейцы вместе
с другими коренными культурами Гавайских
островов, Аляски и Самоа отождествляют
свои глубочайшие духовные ценности со
священными местами, верой, ритуалами
и традициями, связанными с землями, которые
сегодня стали частью национальных парков.
Хопи и другие племена Колорадского плато
отправляются в паломничество в Национальный
парк “Меса Верде” для осуществления
ритуалов в горных жилищах анасази, своих
таинственных предков. Чероки рассматривают
“Грэйт Смоки Маунтинс” в Северной Каролине
и Теннесси как земли своих предков и считают
круглые холмы, такие как “купол” Клингмана,
местами для убежища и восстановления
сил, а также истоками несущих жизнь рек.
Коренные гавайцы почитают лаву и растительность
вулкана Килауэа в Гавайском вулканическом
национальном парке как священную обитель
и тело Пилы, богини вулканов, которая
несет жизнь и плодородие посредством
своей огненной энергии. Черноногие, лакота
и другие равнинные американские индейцы
устраивают солнечные танцы и отправляются
на поиски видений на церемониальные объекты
на территории таких национальных парков
как “Глэсиер” (Монтана) и “Бэдлэндс”
(Южная Дакота). Служба национальных парков
переименовала национальный парк на Аляске
“Гора Мак-Кинли” в национальный парк-заповедник
“Денали” в знак уважения к традиционному
названию самой высокой точки в Северной
Америке на языке коекон (“денали” означает
“высокий”). Национальный парк американских
Самоа помогает беречь обычаи, веру и традиции
Самоа, “священной земли” самоанского
народа.
И, наконец,
национальные парки
имеют особую ценность и привлекательность
для народов всех культур как в Соединенных
Штатах, так и по всему миру. Американцы
японского происхождения, проживающие
на тихоокеанском Северо-Западе, к примеру,
рассматривают гору Рэйнир как “Фудзияму
Такомы”, ассоциируя эту гору со священным
вулканом, который служит символом их
родной Японии. Афроамериканцы особенно
гордятся “Солдатами Буффало” - афроамериканским
персоналом армии США, помогавшим охранять
“Йосемити”, “Секвойи” и другие национальные
парки в ранний период их существования.
Люди приезжают со всего мира, чтобы посетить
национальные парки США и набраться опыта
для создания таких же заповедников в
своих странах. Одна из лучших идей Америки
стала образцом для защиты необыкновенных
мест на Земле и крупным вкладом в мировую
культуру.
1. 2.
Озабоченность экологическими проблемами
К
середине 1920-х годов парковые
биологи стали понимать, что флора
и фауна являются лишь составными
частями огромных, взаимосвязанных
экологических комплексов. Однако
мнение Службы национальных парков о научном,
основанном на результатах исследований
методе управления парковым хозяйством
было настолько низким, что, когда в 1929
году наконец начали свою работу естественнонаучные
программы , это произошло только благодаря
частным субсидиям состоятельного биолога
Службы парков Джорджа М. Райта. Вскоре
Служба парков начала финансирование
его программ, но выросшее было влияние
тех биологов, которые работали под руководством
Райта, значительно уменьшилось после
его безвременной смерти в начале 1936 года
в автомобильной аварии.
Лишь
почти через три десятилетия
биологам, в борьбе с ориентированной
на традиции Службой парков, удалось
возобновить свои попытки повлиять
на метод управления парками.
На этот раз поддержка пришла извне.
В 1963 году Национальная академия наук
в своем ежегодном докладе подвергла Службу
парков острой критике, призвав ее руководство
обратиться к использованию интенсивных
научных исследований, чтобы обеспечить
сохранение экологических систем национальных
парков. Академия дала описание парков
как “взаимосвязанной системы растений,
животных и среды обитания” и порекомендовала,
чтобы к ним относились как к “биологическим
банкам”. Из отчета стало ясно, что управления,
сосредоточенного главным образом на
уходе за ландшафтом, недостаточно.
В
том же 1963 году специальная консультативная
комиссия под председательством
профессора Калифорнийского Университета
А. Старкера Леопольда, одного из
ведущих биологов своего времени,
опубликовала доклад об управлении парковым
хозяйством; он стал самым влиятельным
документом такого рода после законодательного
акта 1916 года, учредившего Службу национальных
парков. В докладе Леопольда была подчеркнута
необходимость усовершенствования экологического
характера управления, а также было рекомендовано,
чтобы каждый крупный природный парк представлял
собой “образчик первозданной Америки”.
В докладе было заявлено, что аборигенные
биотические сообщества внутри каждого
парка должны “поддерживаться или, где
необходимо, быть воссозданы – настолько
близко, насколько это возможно – в том
виде, который преобладал, когда данную
область впервые посетил белый человек”.
В
таком подходе отразилось понимание
больших перемен в окружающей
среде, вызванных появлением американцев европейского происхождения
и их технологиями. В тех крупных природных
парках, где экологическая реставрация
была возможна, она могла бы повернуть
такие процессы вспять. Таким образом,
доклад Леопольда заложил фундамент процесса
слияния “ухода за фасадом” с управлением,
основанным на экологических принципах.
Воссоздаваемый первозданный пейзаж будет
ценен в равной степени как своей приумноженной
экологической цельностью, так и физической
красотой. В основу этих усилий легло ощущение
безотлагательности, осознание того, что,
хотя величественные ландшафты парков
будут существовать еще долго, их биологическое
многообразие не сможет выжить без перемен
в подходе к экологическим проблемам парков.
Долговременное
значение доклада Леопольда было
частично обусловлено его убедительностью
в подаче сложных экологических проблем.
В более тонком аспекте, однако, его видение
первозданной Америки затронуло романтические
и патриотические струны, подсказывая
нечто вроде фантазии на тему “Из Нового
Света” – образа парков как нетронутой
земли. Служба парков прониклась этой
идеей и хотела донести ее до широкой публики.
Такое видение оказалось в полном соответствии
с фундаментальными культурными причинами
самого существования национальных парков
– чувством романтического национализма,
на котором всегда была основана широкая
поддержка этих парков, с их кое-где еще
сохранившимися пейзажами первопоселенческих
фронтиров, высокими горами и необъятными
открытыми пространствами, - мощными географическими
символами национальных корней и национального
предназначения.
Доклад
Леопольда сыграл на руку биологам,
стремившимся изменить некоторые
методы управления Службы парков.
Пользуясь основанными на результатах
исследований методами регулирования
пожаров, парки стали пытаться
имитировать последствия естественно
возникающих пожаров. Кроме того, менеджеры
парков ликвидировали программы опыления
инсектицидами и обеспечили большей защитой
аборигенных хищников. Они также прилагали
усилия к тому, чтобы уменьшить популяции
особенно деструктивных экзотических
видов, одновременно возвращая в парки
исчезнувшие аборигенные виды.
Управлению
природными ресурсами в парках
также способствовали инициативы
Конгресса, включая “Закон о первозданной
природе” (1964) и “Закон о видах,
находящихся под угрозой исчезновения”
(1973). Эти и другие законы, в особенности
“Закон о природоохранной политике США”
(1969), помогли усовершенствовать управление
национальными парками, и благодаря им
методы работы Службы парков стали контролироваться
намного тщательнее, в том числе за счет
участия населения в парковом планировании.