Организационные формы и виды туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 18:32, контрольная работа

Краткое описание

Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития.
Существуют очень много классификаций туризма. Они отличаются самими понятиями этого феномена, принципами построения.

Содержание

Введение - 3
Международный туризм - 4
Внутренний туризм - 13
Организованный туризм - 23
Самостоятельный туризм - 25
Групповой туризм - 26
Индивидуальный туризм - 30
Заключение - 34
Список литературы - 35

Вложенные файлы: 1 файл

Организованные формы и виды туризма..docx

— 75.99 Кб (Скачать файл)

Основные потребности туристов — это потребности в передвижении, проживании и питании. Следовательно, услуги средств размещения, предприятий питания и транспортных организаций являются обязательными для осуществления туристской деятельности. Средства размещения (гостиницы, мотели, частные квартиры и т.д.) и предприятия питания (рестораны, кафе, бары) обеспечивают условия для нормальной жизнедеятельности туристов. Транспортные средства осуществляют их доставку к местам отдыха и обеспечивают внутримаршрутные передвижения.

Потребление основных услуг является предпосылкой для удовлетворения специи фических потребностей туристов, являющихся главной целью поездки — потребностей во впечатлениях, развлечениях, деловых встречах, курортном обслуживании.

Дополнительные потребности туристов удовлетворяются услугами предприятий сервиса, торговли, культурных и развлекательных учреждений. Специфика туристского потребления состоит в том, что не товар доставляется потребителю, а наоборот. Таким образом, туризм развивает местную инфраструктуру, создает новые рабочие места, инициирует приток валюты в страну, обеспечивает поступления в государственный и местный бюджеты, оказывает стимулирующее воздействие на обслуживающие отрасли, осуществляющие вспомогательные и сопутствующие по отношению к туризму виды деятельности.

Следовательно, можно говорить о прямом и косвенном влиянии туризма на экономику страны (региона).

Прямое влияние туризма — результат расходов туристов на покупку услуг и товаров туризма. При этом туристские расходы определяются как общая сумма потребительских расходов, производимых посетителем или от его имени в ходе поездки и во время пребывания в месте назначения. К статьям туристских расходов в соответствии с рекомендациями ВТО относятся:

- комплексные поездки, пакет  услуг на отдых и комплексные  туры; - размещение; - питание и напитки; - транспорт; - рекреационные, культурные и спортивные виды деятельности; - посещение магазинов; - прочее (страхование путешествий, комиссионные сборы за обмен валюты и дорожных чеков, расходы по связи и т.п.).

Основные виды туристской деятельности (100-50%): туристские агентства; туроператоры; гостиницы и другие средства размещения; рестораны и предприятия питания; транспортные компании; организации досуга, курорты и санатории; тематические парки; объекты культуры и отдыха; спортивные клубы и сооружения; туристские ассоциации; производство сувениров; товары и оборудование для самодеятельного туризма; конференции, конгрессы, выставки; аэропорты; страхование путешествий; глобальные системы бронирования и резервирования; издатели и дистрибьюторы туристской литературы, путеводителей и карт; пункты обмена валюты

Вспомогательные и сопутствующие виды деятельности (50—25%): железнодорожные станции; спортивные мероприятия и спортивные товары; электротовары; производство фотоаппаратов и фототоваров; производство транспортных средств (самолетов, автомобилей, кораблей и т.д.); медицинское обслуживание; журналисты, писатели, артисты, музыканты; оптовая и розничная торговля; юридические компании; рекламные агентства; издательская деятельность; информационные технологии.

Вспомогательные и сопутствующие виды деятельности (менее 25%): морские и речные порты; фармакология и косметология; легкая промышленность; машиностроение; учебные заведения; архитектура и строительство; электронная инженерия; шоу-бизнес.

Прямое влияние туризма понимается как результат вклада денег, полученных от туристов, в туристские предприятия, материальное обеспечение работников туризма, создание новых рабочих мест. Расходы туристов повышают доход страны (региона), обеспечивают пополнение бюджета за счет налогов, сборов и других платежей предприятий туристской индустрии.

Косвенное влияние туризма на экономику известно под названием эффекта мультипликации, который вступает в силу по мере циркуляции туристских расходов в стране (регионе). Расходы туристов повышают доход туристского региона, что, в свою очередь, ведет к цепной реакции: расход – доход – расход и т.д. Предприятия, к которым непосредственно поступают расходы туристов, нуждаются в покупке товаров и услуг других секторов местной экономики. Например, гостиницы пользуются услугами строительных и коммунальных организаций, банков, страховых компаний, производителей продовольственных товаров и др. Чем большая доля полученных от обслуживания туристов доходов затрачивается в стране (регионе), тем выше эффект мультипликатора.

Сочетание прямого и косвенного влияния расходов туристов определяет совокупное воздействие туризма на экономику страны (региона). Оно проявляется через воздействие туризма на платежный баланс, занятость населения и региональное развитие.

В соответствии с рекомендациями Международного валютного фонда в актив платежного баланса по статье «туризм» включаются:

- поступления от продажи  товаров и туристских услуг  иностранным и внутренним туристам;

- поступления от экспорта  товаров туристского спроса и  оборудования для туристских  предприятий;

- поступления от продажи  прочих услуг (подготовка кадров, предоставление услуг специалистами  страны зарубежным партнерам);

- транспортные расходы  иностранных туристов на внутренний  и международный транспорт в  стране пребывания;

- инвестиции иностранного  капитала в туристскую индустрию;

- поступления от кредитов, предоставленных другим странам (проценты и возмещение капитала) для развития туризма.

Пассив платежного баланса по статье «туризм» включает:

- расходы на приобретение  туристских услуг и товаров, производимые  гражданами данной страны в  стране пребывания;

- расходы на импорт  товаров, необходимых для обслуживания  туристов;

- расходы на приобретение  прочих услуг (подготовка кадров  за рубежом, оплата труда иностранных  специалистов, занятых в сфере  туризма);

- транспортные расходы  на перевозки выездных туристов  зарубежными транспортными компаниями;

- инвестиции на развитие  туризма в других странах;

- расходы по долгосрочным  иностранным кредитам (проценты  и возмещение каптала), вложенным  в развитие туризма.

Платежный баланс по статье «туризм» может быть положительным (профицит) или отрицательным (дефицит).

Положительное сальдо платежного баланса по туризму обеспечивается ростом доходов страны от туризма и открывает больше возможностей для решения задач, связанных с инвестициями в развитие туристской индустрии. В случае дефицита происходит утечка денежных средств из страны.

Положительное сальдо платежного баланса с преобладанием доходов над расходами формируется главным образом под влиянием природных предпосылок, развитой инфраструктуры, политической стабильности.

Туризм оказывает существенное влияние на занятость населения.

Большую часть трудовых ресурсов в туризме поглощают гостиничное и ресторанное хозяйство, транспортные предприятия, туроператоры и турагенты. Кроме того, помимо собственно туристской деятельности по обслуживанию посетителей значительного объема труда требуют предприятия сопряженных с туризмом отраслей экономики: торговли, строительства, связи и т.д.

Основные особенности характера труда и структуры занятости в туризме заключаются в следующем:

- неполная занятость;

- сезонные колебания объема  занятости и трудовой нагрузки;

- значительный удельный  вес неквалифицированных работников (около 80%).

Указанные особенности имеют как негативные, так и позитивные последствия. С одной стороны, они являются причиной непопулярности рабочих мест в туризме (особенно в гостиничном и ресторанном хозяйстве) среди населения высокоразвитых стран и вызывают необходимость привлечения иностранной рабочей силы, что, в свою очередь, нередко обостряет социальные и демографические противоречия. С другой стороны, сезонность и неполная занятость являются в ряде случаев положительными факторами, позволяющими включить в сферу труда и обеспечить дополнительными источниками дохода отдельные категории населения (например, студентов).

Туризм приобретает все большее значение для регионального развития. Наряду с позитивными последствиями развития туризма в отдаленных и слабых в структурном отношении регионах необходимо учитывать и отрицательные аспекты:

- поляризацию и коммерциализацию  интересов различных групп населения;

- возрастание роли неквалифицированного  труда;

- рост числа отклонений  от принятых в обществе норм  поведения (хулиганство, алкоголизм, проституция);

- коммерциализацию культуры;

- потерю самобытности  того или иного региона;

- конфликты между местным  населением и туристами.

Туризм несет в себе глубокую социальную функцию. «Социальная значимость туризма обусловлена возможностью удовлетворения одной из важнейших потребностей человека – восстановления и пополнения его физических, духовных, эмоциональных сил», – отмечается в Манильской декларации по мировому туризму.

Туризм как многоплановая и активная форма отдыха способствует полному и всестороннему обновлению сил и внутренних ресурсов человека, затраченных на производстве и в быту. Он предоставляет возможность временно покинуть место постоянного проживания, изменить характер деятельности, привычную обстановку и образ жизни.

Гуманитарная функция туризма заключается в использовании его возможностей для формирования всесторонне развитой личности. Туризм расширяет кругозор человека, повышает его интеллект и позволяет совместить отдых с познанием окружающего мира.

Особенности государственного регулирования внутреннего туризма в России. Внутренний туризм – это временный выезд граждан конкретной страны с постоянного места жительства в пределах национальных границ той же страны для отдыха, удовлетворения познавательных интересов, занятий спортом и в других туристских целях. 

В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 05.02.2007г. N 12-ФЗ даются следующие понятия внутреннего, выездного и въездного туризма. 

Туризм внутренний – туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в РФ. 

Туризм выездной – туризм лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну. 

Туризм въездной – туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в РФ. 

К категории внутренних туристов не относятся и не учитываются в статистике внутреннего туризма: 

- постоянные жители, которые  перемещаются в другое место  или местность в пределах страны  в целях организации своего  обычного места жительства, например, переселенцы, лица, по каким-либо  мотивам меняющие свое местожительство; 

- лица, перемещающиеся в  другое место в пределах страны  для занятия деятельностью, оплачиваемой  из источника в посещаемом  месте, например временные или  сезонные, вахтовые рабочие; 

- лица, перемещающиеся между  местностями в целях оплачиваемой  работы или учебы; 

- военнослужащие, находящиеся  при исполнении служебных обязанностей  или на маневрах, а также иждивенцы, сопровождающие и члены их  семей;

- кочевники и беженцы, а также вынужденные переселенцы; 

- транзитные пассажиры; 

- участники групповых  поездок на туристских поездах, ночующие в вагонах поезда; 

- члены экипажей морских  судов, железнодорожных поездов, ночующие  на судне или в вагоне поезда.

В России сейчас существует две организации, ответственные за состояние туристской отрасли: Федеральное Агентство по туризму (Ростуризм) и Комитет по экономической политике, предпринимательству и туризму в Государственной Думе РФ. 

 Проблемы  и перспективы развития внутреннего  туризма. Российский рынок туризма составляет пока около 2-3% мирового, но развивается и будет развиваться в 3-4 раза большими темпами с приростом оборота около 2-3 млрд. долл. в год.

Информация о работе Организационные формы и виды туризма