Организация досуга во Франции в начале ХХ века по запискам современников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2014 в 12:20, курсовая работа

Краткое описание

Сфера досуга имеет огромное значение в жизни людей. Свободное время является одним из важных средств формирования личности человека. Оно непосредственно влияет на его производственно-трудовую сферу деятельности, ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Использование свободного времени человеком является своеобразным индикатором его культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности или социальной группы. Жизнь человека не является полноценной, если не реализуется его право на отдых, на предпочтительные формы проведения свободного времени.

Вложенные файлы: 1 файл

Глава 1(2).docx

— 4.64 Мб (Скачать файл)
  • спортивно – оздоровительные, спортивно - развлекательные и спортивно-познавательные программы строятся на вовлечении в активное движение через увлекательные и веселые конкурсы, состязания, спортивные праздники, спартакиады, подвижные игры, походы, пешеходные экскурсии, турслеты;
  • творческо-трудовые программы помогают приобрести различные умения и навыки  в различных видах занятий, ремесел через аукционы поделок из природных материалов, конкурсы любительской фотографии, выставки песочной и ледяной скульптуры, фестивали авторских стихов и песен;
  • культурно - познавательные и экскурсионные анимационные программы строятся на приобщении к культурно-историческим и духовным ценностям через посещение музеев, театров, художественных галерей, парков, выставок, концертов и различных видов экскурсий;
  • конкурсно – игровые  и приключенческие программы состоят из разнообразных игр и конкурсов, объединенных общей темой и  прикосновении их участников с волнующим, необычным через участие в ролевых играх и конкурсах, пиратских вылазках, ночных походах, тематических пикниках;
  • зрелищно – развлекательные, танцевально – развлекательные и фольклорные  анимационные программы включают праздничные мероприятия, конкурсы, фестивали, карнавалы, тематические дни, ярмарки, шоу – программы, концерты,  дискотеки, танцевальные вечера.54

Французские социокультурные аниматоры в большинстве своем-волонтеры, энтузиасты, работающие на добровольных началах в свободное от работы время. Это преподаватели, ученые, общественные деятели, инженеры, служащие, рабочие.

Наряду с добровольными активистами существуют и профессиональные аниматоры. Их подготовка осуществляется многочисленными учебными центрами, в которых обучаются около двух с половиной тысяч человек. Профессиональные аниматоры получают подготовку в области административной и управленческой деятельности, исследовательской и творческой работы, педагогике.

 

Выделяется два типа аниматоров:

  1. Руководители (аниматоры-координаторы)
  2. Аниматоры-специалисты, возглавляющие различные кружки (ремесла, техническая и художественная самодеятельность), преподают на различных курсах (обучение автомобилистов, туристов, популяризации науки и техники, актерские и режиссерские курсы), осуществляют юридическое консультирование, способствуют социальной адаптации эмигрантов, ведут социально-культурную работу по месту жительства и даже оказывают психологическую помощь.55

На районных аниматоров возложены обязанности по удовлетворению потребностей населения в области культуры, спорта, развлечений. Районный аниматор подчиняется директору Управления по делам молодежи и спорта данного департамента, он курирует деятельность местных групп любителей искусства и спортивных объединений, организует обучение добровольных аниматоров и руководителей любительских объединений, налаживает сотрудничество между аниматорами и объединениями в рамках данного района. Такой аниматор нанимается по контракту и должен выдержать экзамен согласно утвержденному уставу, он пользуется свободой в выборе форм и методов педагогической работы.56

В данной главе даются различные варианты определений досуга, для более полного понимания и выявления основных черт этого понятия. Также здесь рассматривается основная модель организации досуга во Франции с начала ХХ века. Этой моделью является социокультурная анимация. В главе приводится объяснение специфики данной модели, основные функции и задачи, которые ставит перед собой социокультурная анимация. Рассматриваются содержание и формы социокультурной анимации, люди, которые специализируются на данной модели проведения досуга. Приводится мнение ученых, которые говорят о действенности и продуктивности данной модели.

 

 

 

Глава 2.

Особенности организации досуга молодежи, лиц «третьего возраста», лиц с ограниченными возможностями и основные культурно-досуговые центры Франции.

Параграф 2.1

Особенности организация досуга молодежи во Франции.

Примечательной особенностью досуговой деятельности молодежи стало ярко выраженное стремление к психологическому комфорту в общении, стремлении приобрести определенные навыки общения с людьми различного социально-психологического склада. Общение молодежи в условиях досуговой деятельности удовлетворяет, прежде всего, следующие ее потребности:

    • в эмоциональном контакте, сопереживании;
    • в информации;
    • в объединении усилий для совместных действий.57

 Потребность  в сопереживании удовлетворяется, как правило, в малых, первичных  группах (семья, группа друзей, молодежное  неформальное объединение). Потребность  в информации образует второй  тип молодежного общения. Общение  в информационной группе организуется, как правило, вокруг «эрудитов», лиц, обладающих определенной информацией, которой нет у других и которая имеет ценность для этих других. Общение ради совместных согласованных действий молодежи возникает не только в производственно – экономической, но и в досуговой сфере деятельности.

 

 

 Все многообразие  форм общения молодежи в условиях  досуговой деятельности можно  классифицировать по следующим  основным признакам:

    • по содержанию (познавательные, развлекательные);
    • по времени (кратковременные, периодические, систематические);
    • по характеру (пассивные, активные);
    • по направленности контактов (непосредственные и опосредованные).58

Надо подчеркнуть, что характеристика молодежного досуга с точки зрения культуры его организации и проведения охватывает многие стороны данного явления – как личностные, так и общественные. Существует прямая зависимость между духовным богатством человека и содержанием его досуга. Но справедлива и обратная связь. Культурным может быть только содержательно насыщенный и, следовательно, эффективный по своему воздействию на личность досуг.59

Основные особенности культурного досуга молодежи – высокий уровень культурно-технической оснащенности, использование современных досуговых технологий и форм, методов, эстетически насыщенное пространство и высокий художественный уровень досугового процесса.60

Молодежный досуг подразумевает свободный выбор личностью досуговых занятий. Он является необходимой и неотъемлемым элементом образа жизни человека. Поэтому досуг всегда рассматривается как реализация, интересов личности связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, оздоровлением и т.п. В этом заключается социальная роль досуга.61

Начало ХХ века характерно бурными политическими и социальными изменениями. В этих условиях обособляются понятия молодежной политики, молодежной культуры, молодежного досуга.

 Все  это непосредственно отражается  на архитектуре: вслед за многофункциональными  досуговыми комплексами создаются  отдельные комплексы для молодежи.62

Таким образом, создание молодежных центров - это явление социально-культурного развития, явление времени. Эта тенденция находит отражение как на практике, так и в теории; За рубежом, в частности во Франции накапливается огромный опыт таких сооружений.63

Во Франции строительство домов молодежи началось после Второй мировой войны: в каждом городе, сельском населенном пункте, районе строились учреждения клубного типа - очаги культуры молодежи Франции. Их задачей было объединить, наладить контакты между людьми разного происхождения, разных профессий. По замыслу это больше, чем клуб. Программа деятельности молодежного клуба вырабатывалась и осуществлялась членами клуба (развлечения; физическая, практическая, интеллектуальная, художественная деятельность, информация, спектакли, путешествия, общественно-бытовое обслуживание).64

Другой элемент молодежного досуга во Франции - дома культуры. В отличии от домов молодежи, они не являлись рядовым элементом социального оснащения города, но высшей ступенью различных общественно-воспитательных учреждений, организующей и координирующей культурную деятельность своего района.65

Особенностью молодежных учреждений во Франции являлось соблюдение масштаба, соответствующего назначению (нет гигантомании и представительности). Их главная цель - непринужденный воспитательный процесс и определение интересов молодежи.66

Часто молодежь посещает ночные клубы, которые во Франции очень распространены. Здесь огромнейшее разнообразие разных видов клубов, поэтому любой человек может найти место для отдыха по своему вкусу. В некоторых клубах каждый вечер посвящен определенной теме. Один из самых известных клубов Парижа Le Rex Club. Клуб гордится тем, что имеет прекрасных ди-джеев. Здесь выступают лучшие ди-джеи мира.67 

Les bains. Модная  дискотека, расположенная в бывших  городских банях. Во время показов моды  здесь весь модный свет и топ-модели.68

Caveau de la huchette. Гостеприимный клуб был  джазовым местом с 1946 г. и до  сих пор считается раскрученным.

Огромным успехом пользуются тематические клубы, особенно в восточном стиле. Бар Будды - исключительный и чрезвычайно принятый бар и ресторан в Париже. Он был основан Раймондом Визаном (Raymond Visan) и Жераром Гуезом (Gerard Guez). Над двухэтажной обеденной областью превалирует большая статуя Будды. Бар - большой, богато украшенный дракон. Бар Будды стал популярным благодаря  ди-джеям которые играли тут авангардную электронную музыку.69

В Париже есть клубы, владельцы которых - знаменитые актеры. И настоящий фанат может зайти и развлечься в клубе своего кумира.70

Mandala Ray - Man Ray. Один из самых лучших клубов  Парижа. Совладельцами клуба являются  Джонни Депп и Шон Пол.

 До двенадцати  часов ночи - это бар-ресторан, а  ночью огромный танцпол.71

Rex Club. Лучший звук в Париже. Особенной популярностью пользуются вечеринки «Legends» (первый четверг месяца), «Automatik» по средам и хаус по субботам.72

Le Batofar. Клуб  на плавучем маяке ярко-красного  цвета, пригнанном из Ирландского  моря и пришвартованном у набережной  Сены. Пожалуй, самые интересные  программы в городе, с мини-фестивалями  на тему разных городов — типа Будапешта, Берлина или Барселоны — и лучшими ди-джеями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Параграф 2.2

Особенности организации досуга лиц «третьего возраста» во Франции.

Люди «третьего возраста» - это пожилые люди.

Среди групп людей, находящихся в специфических условиях использования свободного времени, выделяется также категория престарелых. Как правило, их доходы при выходе на пенсию резко снижаются, физические и духовные силы падают, а свободного времени становится больше.73

 По свидетельству английской социологической статистики, лишь 5% людей в возрасте 65 лет и старше посещают кино, 15% - ходят в клуб. Не более 15% престарелых имеют автомашину, и лишь 40% - проводят отдых вне дома.74

Особое место в досуговых предпочтениях людей «третьего возраста» занимает просмотр телепередач, а в последние годы - просмотр различного рода видеопрограмм, а также компьютерные игры.75

В то же время в последние годы наблюдается рост активности самих пенсионеров, которые отказываются воспринимать старость как пассивное ожидание смерти в своей спальне. Опросы показывают, что 95% французских пенсионеров считают, что умеют распоряжаться свободным временем вопреки нехватке материальных средств.76

Одним из проявлений активного отношения к жизни пожилых людей является рост числа университетов для людей пенсионного возраста. Во Франции их насчитывается около 60. Высшее образование, получаемое людьми «третьего возраста», свидетельствует о важности этого нового социокультурного феномена - потребности пожилых людей в повышении своего интеллектуального уровня.77

 Раньше  это связывалось, прежде всего, с  молодостью, а также с более  практическими вещами - борьбой со  скукой и борьбой за социальный  престиж. Самосовершенствование посредством образования, утратив момент профессиональной или школьной необходимости, превращается у пожилых людей в удовольствие.78

Особое распространение среди пожилых получают занятия спортом, позволяющие поддерживать форму, сохранять здоровье, сопротивляться старению, больше общаться со сверстниками.. Среди занятий спортом большой популярностью пользуются пешие прогулки и занятия общей физической подготовкой в клубах для людей «третьего возраста». Согласно французской статистике, в возрасте 60 лет различными видами спорта занимаются 37% пенсионеров, в возрасте старше 70 лет - 26%.79

Несмотря на материальные проблемы через посредничество профсоюзов по месту прежней работы, а также с помощью клубов по интересам, организующих как краткосрочные, так и долгосрочные поездки-путешествия, люди пожилого возраста получают возможность для путешествий. Если, например, 56 - 57% французских трудящихся ежегодно используют отдых для путешествий, то среди вышедших на пенсию 25 - 50% путешествуют больше, чем раньше.80

Информация о работе Организация досуга во Франции в начале ХХ века по запискам современников