Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 14:17, курсовая работа
Цель создания экотропы:
эколого-просветительская – сочетание активного отдыха посетителей экотропы в природной обстановке с расширением их кругозора
природоохранная – локализация посетителей природной территории на определенном маршруте
Задачи создания экотропы:
сопоставить естественную и преобразованную человеком среду
продемонстрировать характер породообразующий деятельности человека
ознакомить с возможными последствиями деятельности человека
Введение
1. Описание района объекта проектирования
2. Выбор и обоснование концепции экологической тропы
3. Тематическая направленность экологических троп
4. Дорожное покрытия
5. Разработка оснащения стоянки
6. Экскурсионное обеспечение маршрута
7. Разработка правил поведения на экотропе
Заключение
А еще старая ель умела рассказывать удивительные сказки и истории. И откуда она их столько знала? А вот откуда!
Самые короткие сказки рассказывала елке быстрая молния. Самые длинные истории поведали долгие зимние ночи. Самые веселые сказки рассказывали солнечные лучи. Самые грустные — осенние дожди. За 400 лет много разных историй узнала елка, а ведь интересные сказки все любят. Вот и прибегают к елке зайчата, ежата, медвежата, прилетают синицы, дрозды и просят: «Елка, елка, расскажи сказку! Пожалуйста!»
И за сказки любили елку, и за то, что про погоду все знала, а главное, за то, что доброй и справедливой была. Поэтому, когда стал приближаться день рождения старой ели, весь лес задумался: чем бы ее порадовать? Ведь это не простой день рождения, а четырехсотый!
— Послушайте меня,— важно сказал дедушка медведь.— Хоть и считается, что слуха у меня нет и в музыке я ничего не понимаю, а все-таки я точно знаю, что лучше всех в нашем лесу поет розовый дрозд. Давайте попросим его спеть для елки свои самые лучшие песни.
— Я очень рад, что вам нравятся мои песни, уважаемый дедушка медведь,— вежливо поклонился розовый дрозд,— но я пою их часто и не могу дарить на день рождения то, что дарю каждый день.
— Дрозд прав,— застрекотала сорока.— Нельзя дарить уже подаренное.
— Придумал!— весело подпрыгнул заяц.— Мы, зайцы, соберем самые красивые грибы, а белки пусть нанижут их на ветки старой ели. Мне рассказывала одна маленькая елочка, что деревья очень любят, когда их украшают грибами.
— Ну-у-у! Тоже придумал,— насмешливо фыркнула рыжая белочка.— Мы уже неделю назад нанизали на елкины веточки самые красивые грибы.
— Я знаю, что сделать!— сказал маленький зеленый лягушонок.— Нужно спросить у самой елки, какой подарок она хотела бы получить. На том и порешили. Пошли к елке.
— Дорогая наша именинница,— сказал дедушка медведь,— мы долго думали, что подарить тебе, чем порадовать в твой сотый день рождения. Думали, да придумать не смогли. Не подскажешь ли ты нам?
— Спасибо, друзья,— зашуршала иголками старая ель.— Спасибо, что помните о моем празднике. Мы старые друзья, и поэтому открою я вам мою тайну. Есть у меня заветное желание…
Замерли звери и птицы — слушают.
— Триста девяносто девять раз встречала я свой день рождения зеленым-презеленым летом. А ведь день рождения — это начало нового года моей жизни. Это праздник — почти как Новый год. У нас, у елок, традиция — встречать Новый год в пушистом легком платье из нежных трепетных снежинок. Но я знаю,— вздохнула елка,— что даже вы, мои верные друзья, не сможете подарить мне ни единой снежинки. Только зима со снегом могут сделать это…
Опечалились лесные жители: действительно, как исполнить желание ели? Вдруг крохотная белая бабочка опустилась на лапу дедушки медведя. Посмотрел медведь на белую бабочку, задумался и понял, что не просто так прилетела она.
— Бабочка,— тихо спросил он,— много ли у тебя подружек?
— Много, дедушка медведь: и в лесу, и на лугу, и в поле, и в березовой роще. .
— Они такие же белые, нежные, легкие, как ты? Так же похожи на снежинки?
— Да, дедушка медведь. Правда, я никогда не видела снега — ведь мы. бабочки, спим зимой. Но однажды старая ель сказала мне, что я похожа на большую снежинку. Вот я и подумала…
— Ты замечательно придумала, маленькая белая бабочка. Собирай своих подружек.— И медведь легонько подбросил бабочку.
…Вот и настал день рождения ели. Друзья пришли поздравлять ее. И бабочка здесь. Она тихонько что-то сказала дедушке медведю.
— Милая елка,— торжественно произнес дедушка медведь,— с днем рождения! Закрой, пожалуйста, только на одну минутку глаза.
Закрыла ель зеленые глаза. (Почему зеленые? Конечно, зеленые. Какие же глаза могут быть у ели. Только зеленые-презеленые.) Закрыла ель глаза. А когда открыла, увидела, что на каждой ее веточке, на каждой ее хвоинке сидит, взмахивая крылышками, легкая, невесомая, почти белая бабочка. Бабочка-снежинка.
Такого необыкновенного, прекрасного живого снега ель еще никогда не видела. Она была очень счастлива, благодарно кивала ветками и думала: «Как хорошо, как радостно жить на свете, если рядом настоящие друзья». А друзья повторяли:
— С Новым годом! С днем рождения! [4]
Раздел 7.Разработка правил поведения на экотропе
Перед тем как приступить к прохождению маршрута школьников ознакамливают с правилами поведения на тропе, а так же имеется соответствующий стенд перед входом на маршрут.
Информационный стенд содержит следующий текст:
Пожалуйста:
Не разводите костры. Этим вы можете нанести вред природе, и ее обитателям станет больно.
Не засоряйте маршруты. Постарайтесь весь мусор забрать с собой или выбросите его в мусорный бак. Природа будет вам благодарна.
Ничего не бросайте в природные водоемы, не стоит загрязнять их. Там тоже есть жизнь.
Не ломайте деревья и кустарники. Они являются важной частью в природной экосистеме.
Не делайте надписей на деревьях, памятниках истории и культуры, стендах и указателях. Не надо оставлять после себя такую память на долгие времена.
С уважением относитесь ко всем животным. Не стоит пугать их громкими криками и тем более преследовать или ловить. Помните, что это не Ваша, а их заповедная территория.
По этой же причине не берите с собой на экотропу домашних животных. Дикие и домашние животные вряд ли поймут друг друга.
Если на маршруте Вам встретится дикий зверь, не подходите близко к нему – это опасно для Вас. И не делайте попыток кормить диких животных – это опасно для них.
Идя по тропе или находясь на остановке, не создавайте лишнего шума, зря не кричите. Будете вести себя тихо – увидите больше и услышите больше.
По возможности не сходите с тропы: Вы можете нечаянно спугнуть птицу с гнезда или наступить на какого-нибудь жука – и тем самым нарушить естественное равновесие в природной экосистеме. Единственное исключение – чрезвычайные обстоятельства.
Не заготавливайте «дары природы», не собирайте лекарственные растения, не рвите цветы. Даже самые невзрачные. Даже для гербария. Пусть они растут и радуют не толь ко Вас, но и тех, кто придет после.
Берите на память о природе тех мест, что Вы посетили, только фотографии и Ваши воспоминания. Это самое ценное, что природа может Вам подарить.
Заключение
В ходе работы было разработано два экологических маршрута, на базе Литвянского лесничества, Негорельского лесхоза. Протяженность маршрутов 2 и 8 км. Данные маршруты рассчитаны на школьников. Тематическая направленность – растительность лесов и их обитатели. Так же подробно разработаны стоянки на экотропах, их информационное и техническое оснащение. Без внимания не осталась и дорожно-тропиночная сеть, которая играет не маловажное значение для организации экотропы. Для определения с тематикой маршрутов была произведено описание района, на территории которого прокладываются маршруты. В целях снижения отрицательного воздействия на окружающую среду, были разработаны правила поведения на экотропе.
В целом в ходе работы цели и задачи создания экотропы, были выполнены. Выбранная тематика экотропы и организованные мероприятия развивают у школьников: сенсорное развитие, эмоционального развития и формирования чувства близости к природе и сопереживания живым существам. Что является первостепенным для данной работы.
Список литературы
1."Тропа в гармонии с природой". Сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп. М.: "Р.Валент", 2007. - 176 с.
2.Интернет-сайт http://www.geoglobus.ru.
3.Интернет-сайт http://www.rastitelnyj.ru
4.Интернет-сайт http://live-skazki.ru
5.Гроздова Н. Б., Некрасов В. И., Глоба-Михайленко Д. А. Деревья, кустарники и лианы. — М.: Лесная пром., 1986.
6.Большая советская энциклопедия.