Особенности перевозки туристов разными видами транпорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 03:24, курс лекций

Краткое описание

Средства воздушных перевозок. Обслуживание туристов железнодорожным транспортом. Специфика организации морских и речных путешествий. Особенности обслуживания туристов при организации автобусных туров. Правовые основы перевозки пассажиров.

Содержание

Раздел 1. Перевозки в составе туристского продукта
Раздел 2. Перевозка туристов авиационным транспортом
Раздел 3. Перевозка туристов железнодорожным транспортом
Раздел 4. Перевозка туристов водным транспортом
Раздел 5. Перевозка туристов автомобильным транспортом
Раздел 6. Перевозка туристов иными способами

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции по Транспорт. обслужтван. туристов.doc

— 1.33 Мб (Скачать файл)

Обслуживание пассажиров на зарубежных железных дорогах

Железные дороги являются достаточно востребованным видом транспорта в зарубежных странах, особенно в европейских государствах. Это связано с наличием густой и разветвленной железнодорожных линий, развитием высокоскоростного движения, высоким уровнем обслуживания в поездах, созданием единых согласованных систем обслуживания, а также с применением большого числа льготных тарифов.

Развитие высокоскоростного железнодорожного движения за рубежом шло по трем направлениям. В Великобритании и Германии, например, с целью повышения скорости поездов совершенствовалась конструкция подвижного состава и усиливался рельсовый путь; во Франции и Италии строились скоростные линии, стыкующиеся с уже имеющейся железнодорожной сетью; в Японии создавались высокоскоростные магистрали, изолированные от всех остальных железнодорожных путей.

Во Франции, например, уже давно высокоскоростное железнодорожное движение стало составлять успешную конкуренцию авиакомпаниям. В начале 80-х гг. прошлого века была пущена в эксплуатацию первая линия Юго-Восток – TGV, на которой поезда TGV (Train a grande vitesse) могли развивать скорость до 270 км/ч. В конце 80-х гг. была введена в строй новая скоростная пассажирская магистраль Париж – Атлантик, скорость движения поездов (TGV-A) на которой доведена до 300 км/ч. Южная часть этого коридора стыкуется с аналогичной линией в Испании, а северная часть высокоскоростной дороги присоединяется к скоростным магистралям Голландии, Германии, Бельгии и Англии (через пролив Ла-Манш).

Поезда TGV-A состоят из вагонов 1-го и 2-го классов. В вагонах 1-го класса имеются салоны в виде 4-местных полукупе с креслами, размещенными по обе стороны стола; напротив каждого полукупе имеется по два сидячих места со столиком между ними. В вагонах 2-го класса количество мест, расположенных друг против друга, увеличено, что позволяет довести пассажировместимость в каждом вагоне до 62 человек. Поезд снабжен салонами для семей с малолетними детьми, где имеются поднимающиеся полки для детей, а также вагоном для инвалидов и вагоном-баром, в котором предусмотрены торговый киоск и телефон. В поездах установлены кондиционеры, работающие в двух режимах – на обогревание и охлаждение воздуха помещения. Составы могут формироваться одиночными и сцепленными вагонами, при этом их пассажировместимость может колебаться от 370 до 1100 человек. В настоящее время создан целый ряд модификаций такого подвижного состава, отличающийся внутренним оборудованием, технической оснащенностью, планировкой вагонов.

В 1999 г. началась эксплуатация двухэтажного поезда – TGV Duplex. В этом поезде возможно перемещение пассажиров вдоль всего состава; межвагонные переходы находятся на верхнем этаже, а на нижнем этаже расположены конференц-зал, семейное отделение, детская площадка, салон, в конце вагона первого этажа – бар. Пассажирские салоны верхнего этажа отличаются удобной планировкой, низким уровнем шума, оригинальным дизайнерским решением. Кресла в вагонах расположены с увеличенным шагом, что обеспечивает более широкий уровень комфорта.

В настоящее время во Франции ведутся работы по созданию скоростного поезда нового поколения AGV (Automotrices a grande vitesse), скорость которого будет достигать 350 км/ч. При этом расстояние между Марселем (югом Франции) и Лондоном по маршруту, пролегающему через Ла-Манш, а также вдоль средиземноморского побережья можно будет покрыть за 5 ч 40 мин.

Как уже отмечалось, практически во всех странах Западной Европы эксплуатируются высокоскоростные поезда: ICE в Германии; ETR-450 и ETR-500 в Италии; Intercity и Electra в Великобритании и т.д. В «гонку за скоростью» включилось и большинство других европейских стран: Испания, Португалия, Австрия, Швейцария, Греция, Македония, Болгария, Польша и т.д.

Практически все скоростные поезда оборудованы комфортабельными вагонами, информационными табло, туалетами, телефонными кабинами, вагонами-ресторанами и барами; в купе имеются телевизоры, радиоприемники, кнопки для вызова проводников и другие атрибуты комфортности.

Строительство и эксплуатация скоростных железнодорожных магистралей в Западной Европе привели к созданию единой железнодорожной сети, что во многом обусловило унификацию в сфере обслуживания пассажиров в этом регионе.

Интерес представляет и высокоскоростная железнодорожная сеть Японии «Синкансен» (поезд-пуля), полностью изолированная от остальной железнодорожной сети страны. Япония стала страной, где впервые в 1964 г. была воплощена в жизнь идея использования высоких скоростей на железнодорожном транспорте для перевозки пассажиров. Сеть «Синкансен» состоит из 6 линий, которые расположены на высоких эстакадах в городах или проходят по поверхности земли, но отгорожены в этом случае метровыми изгородями. Поезда никогда не переходят с одной линии на другую и раскрашены в разные цвета. На линиях курсируют поезда, делающие остановки во всех пунктах («Kodama»), в части населенных пунктов («Hikari») и те, которые следуют без остановок от начального до конечного пункта («Nozomi»). В последнем случае поездка обходится в 2 раза дороже. Вагоны в суперпоездах, делятся на общие (без нумерации мест) и с пронумерованными местами. В некоторые поезда включены вагоны «люкс», вагоны-рестораны, телефонные кабины, туалеты.

Особенностью линии «Синкансен» является то, что она расположена на местности со сложными географическими и погодными условиями: как известно, территория Японии подвержена тайфунам, землетрясениям, значительным перепадам температур. В связи с этим в целях безопасности при малейшей непогоде а скорость поездов, эксплуатируемых на сети, может снижаться с 250 до 50 км/ч. Тем не менее сеть «Синкансен» пользуется большой популярностью у населения – по магистрали курсируют около 450 экспрессов в сутки, перевозящих более 500 тыс. человек (периодичность движения составляет от 15 мин до получаса).

Существенным достижением в организации высокоскоростного движения стало решение правительства Китайской Народной Республики, которое одобрило проект строительства железной дороги для поездов на электромагнитной подвеске. Эта магистраль будет иметь протяженность 2180 км и пройдет от Пекина через крупный торговый порт на юге Гуанчжоу до Гонконга. Скорость пассажирских экспрессов будет достигать 430 км/ч. Строительство коридора планируется закончить к 2006 г.

Большинство зарубежных стран с развитой сетью стальных магистралей имеет высокий уровень сервиса пассажиров. Это касается прежде всего частоты курсирования поездов и организации продажи билетов. В странах с высокой плотностью населения (Англии, Бельгии, Германии, Голландии, Дании, Италии, Швейцарии) перерывы между поездами составляют 15-20 мин. Как правило, пассажиры редко покупают проездные документы заранее, тем более что билет обычно действителен не на конкретный поезд, а на любой, идущий в данном направлении. За дополнительную же плату можно забронировать конкретное место на поезде.

Практически все железные дороги развитых государств охвачены электронными системами бронирования. Производительность последних очень высока – в разных системах места могут бронироваться в 1200-1500 поездах в период от 2 ч до 3 мес. до отправления поезда. При этом, находясь в одной европейской стране, можно забронировать спальное место на поезд в любой другой стране. На большинстве направлений при бронировании всегда обеспечивается определенное количество свободных мест для тех пассажиров, у которых возникает необходимость в срочном выезде, поэтому проблем с приобретением железнодорожных билетов в европейских государствах не существует.

Билеты можно купить у кассира или в автомате, при этом есть возможность расплатиться кредитными картами или наличными (автоматы по продаже билетов способны выдавать сдачу). Очень удобным видом оплаты перевозки являются различные проездные билеты: на определенное количество поездок, на определенный период времени – день, два, три, пять, неделю, месяц, год. Проездные билеты могут быть городскими, национальными (действительными в одной стране), региональными (действительными в нескольких областях страны), международными (действительными! в нескольких странах). Так, например, существуют системы продажи проездных железнодорожных билетов InterRail для проезда по европейским государствам; ScanRail для проезда по Скандинавским странам; проездной по странам Бенилюкса; проездной тоннеля под Ла-Маншем и т.п.

Особенность организации железнодорожного движения в Европе состоит в том, что большинство пассажирских поездов дневные, так как для пересечения даже самых больших стран требуется всего 6-8 ч. Поэтому практически во всех поездах имеются вагоны с сидячими местами. Места в таких вагонах могут располагаться по принципу самолетных, а могут группироваться по 6-8 мест в купе.

Спальные и скорые поезда ходят, как правило, ночью. В них имеются кушеточные и купейные вагоны. Купе кушеточных вагонов оборудованы шестью полками – по три с каждой стороны. Поскольку расстояние между полками небольшое, то сидеть на них затруднительно, можно только лежать. Для этого пассажирам выдаются небольшая подушка и простынь. Стоимость кушеточного места составляет в разных странах от 2 до 15 $ США дополнительно к стоимости билета, отдельных странах (Великобритания, Дания, Норвегия) кушеточные вагоны отсутствуют.

Купейные вагоны отличаются большим разнообразием – от обычных 4-местных купе до 1-, 2- и 3-местных спален с душем или без него. Естественно, что и доплата за такие условия комфорта возрастает и может доходить до 100-150 $ США. В связи с этим пассажирские вагоны за рубежом делятся на два класса: 1-й (иногда его называют бизнес-класс) и 2-й (стандартный). К 1-му классу относятся вагоны с 1- и 2-местными купе, а ко 3-му – с 3- и 4-местными купе, сидячими и кушеточными местами. При этом при обслуживании пассажиров 1-го класса им может предоставляться завтрак, туалетный набор, в качестве подарка предлагаются спиртные напитки и кондитерские изделия. Для пассажиров 2-го класса в купе могут быть приготовлены минеральная вода и освежающие салфетки. Вообще питаться в дороге пассажир может по своему усмотрению: в вагоне-ресторане, вагоне-буфете или кафетерии; блюда Могут доставляться официантом в купе; в некоторых поездах предусмотрена продажа комплексных обедов через автоматы.

Практически во всех вагонах имеются установки для кондиционирования воздуха; информационные табло с указанием плана размещения мест в вагоне; цветные пиктограммы, информирующие о работе ресторанов, занятости туалетов; приводится перечень услуг, предоставляемых в поезде. Во многих поездах организованна телефонная и почтовая связь; производится бронировав мест в гостиницах и заказ автомобилей напрокат; для матерей с маленькими детьми предусмотрено специальное оборудование – столы для пеленания, детские кроватки с ограждениями и т.п.; для перевозки личных автомобилей предоставляются специальные железнодорожные платформы.

Следует отметить, что за рубежом большое внимание уделяется инвалидам, путешествующим железнодорожным транспортом. Для этого вокзалы оборудованы пандусами, а вагоны – подъемниками для инвалидных колясок; внутри поезда предусмотрены специальные места для «колясочников» или специальные пересадочные кресла, туалетные комнаты оснащены автоматическими раздвижными дверями, а также низко расположенными поручнями, сушками для рук, зеркалами, кнопками управления. В некоторых странах создаются специальные службы для сопровождения инвалидов от дома до вокзалов.

Несмотря на достигнутый высокий уровень обслуживания пассажиров, железнодорожные перевозчики продолжают совершенствовать свою деятельность в этой области. Так, например, железнодорожная компания Великобритании «First Great Western» в канун проведения чемпионата мира по футболу в июне 2002 г. установила в своих поездах радиоприемные аудиосистемы, по которым транслировались матчи из Японии и Кореи. Поскольку болельщики по достоинству оценили это нововведение, компания решила оказывать такие услуги в течение всего года. Для этого пассажирам, которые хотели бы воспользоваться в поездке аудио-вагоном, советуют брать наушники или дают возможность приобрести их прямо в поезде.

Итальянская железнодорожная компания «Trenitalia Spa» оснащает свою сеть новыми поездами Coradia, сконструированными использованием новейших технологий, позволяющих значительно снизить уровень шума в салонах и создать более комфортные условия путешествия. Для новых вагонов спроектирован низкий пол, что облегчает вход и выход пассажирам с детскими колясками, пожилым людям и инвалидам. Все вагоны и кабины машинистов оборудованы системами воздушного кондиционирования; в каждом вагоне предусмотрены специальные помещения для велосипедов, лыжного инвентаря и громоздкого багажа; для повышения безопасности в вагонах установлены камеры наблюдения. Кроме того, вагоны оснащены автоматическими информационно-справочными системами, специальными электроразъемами для подключения ноутбуков, электронных игр и систем питания мобильных телефонов.

Поскольку железные дороги большинства европейских государств соединены в единую сеть, на них предусмотрены согласованные системы обслуживания пассажиров. Проявляется это в введении единой классификации вагонов (1-й и 2-й классы) и купе (1-, 2-, 3-, 4- и 6-местные), в введении категорий «мужских», «женских», «семейных» купе, а также в принятии унифицированной системы обозначения различных категорий поездов. Например, скоростной поезд-экспресс, курсирующий внутри страны на большие» расстояния, обозначается IC (Inter city); международный скоростной экспресс, пересекающий границу, обозначается ЕС (Еuro City); ICE (Inter City Express) представляет собой поезд аналогичный IC, но еще более быстрый и комфортабельный; пригородный поезд, курсирующий на небольшие расстояния, время в пути которого не превышает 2 ч, – RSB (Regional Stadt Bahn) и т.д.

Строительство новых и модернизация старых вокзалов сопровождаются единым принципом размещения служб, что дает возможность пассажирам легко ориентироваться на вокзале любого крупного города. Справочно-информационные пункты оформляются одинаково, при этом используются единые шрифты в написании расписаний поездов и пиктограммы, понятные каждому человеку. В последнее время кассовые залы стали выделяться в отдельные помещения, где пассажиров обслуживают у открытых стоек; залы ожидания выносятся на платформы; сами платформы маркируются указателями остановки вагонов.

Информация о работе Особенности перевозки туристов разными видами транпорта