Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 03:24, курс лекций
Средства воздушных перевозок. Обслуживание туристов железнодорожным транспортом. Специфика организации морских и речных путешествий. Особенности обслуживания туристов при организации автобусных туров. Правовые основы перевозки пассажиров.
Раздел 1. Перевозки в составе туристского продукта
Раздел 2. Перевозка туристов авиационным транспортом
Раздел 3. Перевозка туристов железнодорожным транспортом
Раздел 4. Перевозка туристов водным транспортом
Раздел 5. Перевозка туристов автомобильным транспортом
Раздел 6. Перевозка туристов иными способами
Большой популярностью у туристов пользуется групповой туристский тариф. При его применении накладываются следующие ограничения:
по минимальному и максимальному сроку пребывания за рубежом;
по числу туристов в группе (от 4 до 20);
по направлению;
подтверждение туристской принадлежности пассажиров и др.
В ряде случаев применяются специальные тарифы для учащихся, моряков, спортсменов и т.д.
Для российских студентов и аспирантов можно приобрести авиационные билеты со значительной льготой, которая распространяется на 10 крупнейших авиакомпаний: British Airways (Великобритания), Air France (Франция), Lufthansa (Германия), Deutsche BA (Германия), Finnair (Финляндия), Swissair (Швейцария), SAS (Швеция,. Дания, Норвегия), KLM (Нидерланды), EL AL (Израиль), LOT (Польша), CSA (Чехия).
Для получения такой льготы студенту следует иметь членские билеты (карточки) международных студенческих туристских организаций ISIC (International Student Indentity Card) и FIYTO (Federation of International Youth Travel Organization). Такие карточки можно получить в Москве в международном студенческом агентстве STAR (Student Travel Agency Russia), туристском агентстве «Спутник» или московском представительстве железных дорог Великобритании (Inter Rail).
Карточки ISIC и FIYTO можно получить при наличии студенческого (аспирантского) билета и одной цветной фотографии установленного образца при предъявлении паспорта.
В авиакомпаниях LOT и CSA для владельцев карточек ISIC и FIYTO нет возрастных ограничений.
В других авиакомпаниях установлены различные возрастные ограничения: Air France – 30 лет, Lufthansa, British Airways и Deutsche BA – до 32 лет, SAS и Finnair – 35 лет.
В авиакомпаниях LOT и CSA студенческие и аспирантские льготы распространены также на выпускников вузов на протяжении двух лет после его окончания.
В этих же авиакомпаниях имеются и другие льготы:
для семьи, один из супругов которой является студентом или аспирантом;
для сопровождающего группы студентов (любого возраста) при более 10 человек в группе;
для преподавателей высших учебных заведений (авиакомпания LOT), а также другого персонала вузов вне зависимости от возраста при предъявлении служебного удостоверения.
Срок годности льготных билетов в различных авиакомпаниях разный: LOT, CSA, Swissair – 6 месяцев; British Airways, Deutsche BA, Air France, Lufthansa, Finnair, SAS, KLM и EL AL – 12 месяцев (исключение: рейс авиакомпании KLM Москва – Амстердам, где срок годности билета – 2 месяца).
По сравнению с тарифами РЕХ и АРЕХ билеты по карточкам ISIC и
FIYTO можно приобрести без ограничений по времени, как и сдавать их без ограничений в любое время. (сдача после вылета самолета со штрафом до 25 долл.).
Здесь также можно свободно переносить дату вылета (в том числе и обратного вылета), причем при сдаче обратного билета эта сумма может быть зачтена при покупке нового билета на другое направление.
В ряде случаев льготные тарифы по карточкам ISIC и FIYTO на выше перечисленных авиакомпаниях ниже по сравнению с самыми дешевыми тарифами РЕХ, АРЕХ компании «Аэрофлот – Российские международные авиалинии».
Помимо специальных тарифов применяются также различные скидки для различных социальных групп населения (в процентах от базового тарифа):
для детей до 2 лет – 90 (без предоставления отдельного места и права на бесплатный провоз багажа);
для детей от 2 до 12 лет – 50 (с правом на собственное место и на бесплатный провоз багажа);
супружеская или семейная скидка 50 (на отдельных европейских маршрутах), если глава семьи приобретает билет по нормальному (базовому) тарифу, то другим членам семьи (жене, детям от 12 до 25 лет) билеты продаются за 50 % базовой стоимости;
агентская скидка – до 75 для агентов туристских фирм;
скидка для работников авиакомпании – от 50 до 100;
скидка для пенсионеров (при возрасте более 60 лет) и др.
Существует ряд ограничений при покупке билета в одну сторону. В некоторые страны, например в Германию, продажа билета в одну сторону не запрещена, за исключением лиц, официально прибывающих на постоянное место жительства.
В авиакомпании «Delta Air Lines» проводится эксперимент по «безбилетному» обслуживанию своих пассажиров. Данная система не требует вручения пассажиру традиционных бланков билетов. При регистрации пассажир предъявляет любой документ, удостоверяющий личность и получает посадочную карточку.
Некоторые зарубежные авиакомпании («Trans World Airlines» – TWA, «United Airlines», «Northwest», «Delta Air Lines», «American Airlines») внедрили систему электронных билетов, использую коммуникационную систему GDS (Global Distribution System). В отличие от обычного, электронный билет рассылается через компьютерную сеть и хранится в базе данных авиакомпании. В аэропорту пассажиру при предъявлении документа, удостоверяющего личность, выдается посадочный талон с заранее зарегистрированным местом. Система GDS фирмы Worldspan может использоваться для компьютерного бронирования в 410 авиакомпаниях мира, в 40 компаниях по прокату легковых автомобилей и в 165 гостиничных цепях, охватывающих около 29000 отелей.
Если в страну въезда требуется виза, то до ее получения можно забронировать билет, но выкупить билет можно только после получения визы.
Современные системы бронирования авиабилетов
Важной особенностью любого авиапутешествия является бронирование авиабилета (т.е. предварительный заказ авиабилета), дающее пассажиру гарантию на закрепление за ним места на воздушном лайнере, осуществляющем выбранный рейс, на определенную дату. Бронирование авиабилетов может быть произведено в аэропортах, представительствах авиакомпании и в туристских фирмах, которые имеют право оформления перевозки. Для бронирования билета клиент может обратиться к агенту по бронированию непосредственно, по телефону или через Интернет. Как уже отмечалось ранее, последний способ бронирования достаточно широко пропагандируется авиаперевозчиками в целях улучшения обслуживания туристов.
Существует ряд правил, которые должны соблюдать пассажир и агент по продаже билетов для быстрого и успешного процесса бронирования. При заказе билета пассажир должен сообщить агенту по бронированию все сведения, касающиеся конкретных условии перевозки (маршрут, дата вылета, класс обслуживания, количество мест), а также информацию, касающуюся особых условий перевозки, если они имеются. К последним относятся:
- несопровождаемый ребенок от 2 до 12 лет;
- глухой или слепой пассажир (без сопровождения, с сопровождением или с сопровождением собакой-поводырем);
- инвалид в кресле-коляске или инвалид, способный передвигаться самостоятельно;
- больной на носилках;
- пассажир со специальным питанием;
- наличие сверхнормативного багажа, негабаритного багажа в салоне самолета;
- перевозка животного или птицы, оружия, спортивного снаряжения и др.
Полученная от клиента информация вносится в автоматизированную систему бронирования (АСБ), и в случае положительного ответа эта система выдает статус, подтверждающий прием заказа.
Сроки бронирования авиабилета определяются правилами применения тарифов. Существуют тарифы, по которым можно бронировать билеты за год до вылета; другие тарифы ограничивают сроки бронирования за месяц, две недели, неделю до начала перевозки и т.д. Некоторые тарифы обязывают клиентов выкупать билеты сразу – в течение 24-72 ч. При бронировании клиенту должна быть выдана полная информация о тарифе и правилах его применения.
Пока пассажир не выкупил билет, бронирование считается предварительным. По истечении срока действия брони (который также устанавливается правилами применения тарифов) заказ может аннулироваться без предупреждения. При необходимости перевозчик имеет право потребовать от клиента переподтверждения (повторного подтверждения) бронирования билета по маршруту вперед или на обратный путь, которое можно осуществить либо лично, либо по телефону. Если же пассажир не сделает этого в течение определенного срока, то перевозчик имеет право отменить бронирование на рейс дальше по маршруту или на обратный рейс.
Сведения, полученные от пассажира, должны сохраняться авиаперевозчиком в тайне и могут быть переданы только его агентам, другим перевозчикам, фирмам, предоставляющим дополнительные услуги, а также соответствующим государственным органам.
Как уже отмечалось, вся поступившая от пассажира информация вносится в автоматизированную систему бронирования (АСБ).
АСБ – это информационная компьютерная система, содержащая сведения о маршрутах воздушных линий, расписаниях перевозчиков, тарифах, применяемых скидках, наличии свободных мест на самолетах и т.п.
Первая АСБ под названием «Apollo» была введена в действие в 1976 г. американской авиакомпанией «United Airlines». Вслед за ней «American Airlines» сделала свою АСБ и назвала ее «Sabre». Обе системы очень быстро превратились в коллективные, т. е. они стали обслуживать целые группы авиакомпаний, предоставляя информацию не только о наличии мест на том или ином рейсе, но и общую информацию о рейсах перевозчиков, подробное описание тарифов, сведения о длительности полетов и об особенностях маршрутов. В 80-х гг. эти системы стали стремительно завоевывать международный рынок по бронированию авиабилетов.
Вскоре высокая эффективность использования компьютерных систем бронирования дала возможность владельцам АСБ заняться смежными отраслями туристского бизнеса. Для этого они начали включать в программы компьютерных систем информацию о прокате автомобилей, размещении в гостиницах, продаже железнодорожных билетов, оформлении заграничных паспортов и других услугах. Это существенно укрепило сотрудничество АСБ с турфирмами и привело к установке терминалов бронирования в крупных агентствах, а также к разработке специальных программ для агентств, позволяющих вести компьютерную обработку их документации и бухгалтерского учета. В настоящее время большая часть авиабилетов, продаваемых на рейсы в Западной Европе и Америке, реализуются через турагентства, подключенные к крупным компьютерным системам бронирования, которые фактически превратились в глобальные системы резервирования туристских услуг (Global Distribution Systems – GDS).
Основной целью сотрудничества АСБ с турагентствами является максимальное расширение своей сети продаж. Особенно преуспела в этом АСБ «Sabre». Ею были разработаны две специализированные программы, позволяющие фирмам или отдельным гражданам входить в систему со своих компьютеров для бронирования различных услуг и получения интересующей их информации. Представленная информация очень обширна и содержит сведения о погоде в наиболее крупных городах мира; о валюте и курсе обмена валют в гостиницах; об услугах Всемирной Ассоциации Турагентств по предоставлению переводчиков, многоязычных гидов, автомобилей. Программы позволяют бронировать места в гостиницах; приобретать билеты на железнодорожные и автобусные маршруты и круизные суда; заказывать билеты в театры, на выставки и в музеи; организовывать экскурсии, выбирать развлечения, перечень которых имеется в соответствующем блоке информации
«Sabre» позволяет демонстрировать на дисплеях географические карты, фотоснимки мест отдыха, пляжей, номеров гостиниц, что дает возможность клиенту по своему вкусу определить вместо и условия проживания и отдыха.
Для авиапассажиров системой «Sabre» разработана специальная программа поиска низких цен, позволяющая день и днем просматривать псе рейсы и выявлять самые дешевые из них, так как многие авиаперевозчики с приближением даты вылета снижают цены с целью заполнения остающихся мест. Кроме того, «Sabre» предлагает помощь в поиске самых дешевых билетов без штрафа в случае отказа; без лимитирования минимального и максимального времени пребывания в пункте назначения; без требования предварительной покупки билета и др.
Вообще американские компьютерные системы бронирования на сегодняшний день достигли наибольшего развития. Помимо вышеназванных на международном рынке бронирования туруслуг довольно успешно функционируют американские АСБ «System One» и «Woridspan». В России на основе интеграции с последней российско-американской компанией «Travel City» была создана система бронирования авиабилетов и туристских услуг
«Avantix.ru», которая в настоящее время выступает в роли полноценного виртуального агентства. Она позволяет бронировать через Интернет широкий спектр туристских услуг, включая бронирование авиабилетов на все регулярные рейсы крупнейших авиакомпаний мира по всему диапазону тарифов, резервирование автотранспорта и отелей за границей, причем даже в день вылета. Впоследствии «Avantix.ru» предполагает предоставлять возможность бронирования услуг не только туристским агентствам-партнерам, но и прямым пользователям.
Помимо американских систем бронирования услуг существуют аналогичные системы, созданные и в других регионах – в Европе, Азии, Австралии, Африке. В 1987 г. в Европе возникло два крупных объединения компьютерного бронирования – «Amadeus» и «Galileo». В систему «Amadeus» вошли АСБ следующих авиакомпаний: «Air Francе», «Air Inter», «Iberia», «Lufthansa», «Finnair», «Irslander» и др. Система «Galileo» объединила АСБ «Alitalia», «British Airways», «Sabena», «KLM», «Swissau» и др. Обе эти системы бронирования имеют десятки тысяч терминалов в туристских агентствах многих стран мира, через которые можно бронировать билеты на рейсы различных авиакомпаний, размещение в гостиничных цепях и независимых гостиницах, арендовать автомобили у наиболее известных компаний прокатного бизнеса, а также получать массу разнообразной информации
В азиатском регионе самой крупной системой компьютерного бронирования является «Abacus», которая включает системы «Cathay Pacific Airways», «Chine Airlines», «Malaysia Airlines», «Philippine Airlines», «Royal Brooney» и «Singapore Airlines». В начале 80-х гг. 54 авиакомпании африканского и латиноамериканского регионов объединили свои обособленные компьютерные системы бронирования и создали коллективную АСБ, названную «Gabriel». Впоследствии с ней стали сотрудничать российские авиаперевозки «Аэрофлот», «Трансаэро», «Россия», «Ориент», «Внуковские авиалинии» и др. С течением времени услуги АСБ «Gabriel» были расширены путем подключения к системе турагентств стран-участниц этого союза. Расширенный набор услуг (так называемый GETS-Gabriel) позволяет бронировать места в гостиницах, заказывать прокат автомашин, автоматизировать работу офисов турфирм, вести учет часто летающих пассажиров, управлять доходностью перевозок.
Следует отметить, что в развитии систем компьютерного бронирования принимает активное участие международная организация IATA, реализующая в разных странах через турагентства обучение специалистов для работы в автоматизированных системах бронирования.
Информация о работе Особенности перевозки туристов разными видами транпорта