Оценка существующего состояния въездного туризма и туристской инфраструктуры Екатеринбурга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 15:24, реферат

Краткое описание

"Из-за дороговизны виз в Россию, перелета, цен на размещение в гостиницах стоимость тура в итоге получается выше, чем поездка в Европу, - считает В. Стржалковский. - Если политика в этом отношении не изменится, привлекательность России для иностранных туристов будет падать. Но изменить эту тенденцию за короткий промежуток времени нельзя".

Содержание

Введение

1. Качество обслуживания в туризме

1.1. Въездной туризм.

1.2. Внутренний туризм.

2. Оценка существующего состояния въездного туризма и туристской инфраструктуры Екатеринбурга.

3. Развитие внутреннего туризма в России.

Заключение

Список литература

Вложенные файлы: 1 файл

«Вопросы развития въездного и внутреннего туризма»..doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

 

- районы с низким уровнем  развития материальной базы туризма  -Северный регион, Дальневосточный  регион (Камчатка, Курилы, Приморье), Западно-Сибирский  регион (Горный Алтай), Восточно-Сибирский  регион (район озера Байкал) и  т.д.

 

Следует отметить, что уникальные природные ресурсы и культурное наследие, которыми обладает наша страна, не могут рассматриваться в качестве единственного и достаточного условия для обеспечения успешного развития туризма в стране, так как представляют собой лишь один из элементов туристского предложения. В мире имеется множество примеров исключительно успешно функционирующих туристских центров в странах, обладающих природными или культурными ресурсами, сравнимыми с Россией. Как пример можно привести страны бывшего соцлагеря: Венгрия получила от туризма 2,47 млрд долл.США (2000 г.)., Чехия - 3,6 млрд долл.США (2000 г.), Польша-6,1 млрд долл.США (2000 г.).

 

Известно, что в настоящее время  в нашей стране значительная часть  материальной базы туризма нуждается  в капитальном ремонте, модернизации или функциональной реконструкции. Вместе с тем предложения по развитию туристской инфраструктуры не могут ограничиваться только восстановлением гостиничного фонда.

 

В настоящее время по экспертным оценкам, основанным на действующих расценках по подготовке и разработке инвестиционных проектов, только для осуществления организационно-методического содействия в подготовке бизнес-планов и дальнейшего их продвижения на внутреннем и внешнем инвестиционных рынках необходимо выделение средств в ежегодных объемах около 16,5 млн. руб.

 

При ежегодном выделении федеральных  средств на формирование базового пакета инвестиционных проектов в области  развития туристской инфраструктуры в  указанных объемах проблема разработки необходимого количества инвестиционных проектов может быть решена в течение четырех лет.

 

Для успешного развития туризма  в России необходим приток инвестиций, как российских, так и зарубежных, в первую очередь, в развитие туристской инфраструктуры для формирования сети гостиниц туристского класса и, в частности, малых гостиниц, а также мотелей, расположенных на дорогах федерального значения, обеспечивающих комфортные условия проживания при невысоких ценах.

 

Финансирование строительства  средств размещения туристов должно осуществляться преимущественно за счет привлечения внебюджетных источников.

 

Необходимый для этого объем  инвестиций может быть рассчитан  на основе потребностей отдельных регионов в современных средствах размещения туристов и соответствующей туристской инфраструктуре (дороги, инженерные сети и др.). Так, в исторических городах Северо-Западного региона (Новгород, Псков, Старая Русса, Печоры, Пушкиногорье, Петрозаводск, города Тверской области и др.) существует реальная потребность в 12-15 гостиницах туристского класса (3 звезды) общей вместимостью 2250 номеров. Объем инвестиций на их строительство составит, по нашим оценкам, 1,3 млрд. рублей (расчеты произведены исходя из стоимости одного номера строящейся гостиницы "под ключ" ориентировочно 15-20 тыс. у.е.).

 

Следует отметить важность комплексного развития туристской инфраструктуры, включающей в себя не только средства размещения, но и туристские достопримечательности, транспорт, в том числе прокат автомобилей, дороги, автостоянки, аэропорты, предприятия питания, сувенирную продукцию, средства связи и др. Инвестирование в развитие перечисленных объектов туристской индустрии должно осуществляться с привлечением средств как федерального и регионального бюджетов, так и внебюджетных источников. Так, например, строительство, реконструкция и содержание аэропортов, автомагистралей федерального значения, реставрация памятников архитектуры с целью превращения их в объекты туристского показа и общие мероприятия по сохранению и развитию исторических центров должны финансироваться государством, региональные и местные власти отвечают за развитие местной инфраструктуры, внутрирегиональных дорог и благоустройство туристских центров, расположенных на их территории.

 

 

 

II. Оценка  существующего состояния въездного  туризма и туристской инфраструктуры  Екатеринбурга.

 

 

Согласно рейтинговому опросу Госкомстата  РФ (2002), Екатеринбург входит в десятку  наиболее привлекательных регионов России - 3,4% для россиян и 4% для  иностранцев (от общего числа опрошенных). По итогам экспертного опроса российских туроператоров, проведенного журналом “Русский предприниматель” в апреле 2003 года, Екатеринбург относится к регионам, перспективным с точки зрения туризма.

 

Современное экономическое развитие Екатеринбурга определяется не только уровнем промышленного производства крупных предприятий, но и состоянием торговли, сферы услуг, финансового рынка. В Екатеринбурге сосредоточены органы областного управления деятельностью учреждений рекреационно-туристского комплекса, образовательные учреждения по подготовке кадров для туристской отрасли. Географическое расположение города на границе Европы - Азии и пересечении транспортных путей способствует усилению этой тенденции. Кроме того, широкий спектр туристских ресурсов Екатеринбурга и, как следствие, возможности его позиционирования как города, интересного для различных групп туристов, создают предпосылки для значительного роста количества гостей города (как российских, так и иностранных), приезжающих в Екатеринбург с разнообразными целями.

 

С 2001 года, в соответствии с Постановлением Главы города от 28.08.2001 № 1021 «О Программе «Развитие  туризма в городе Екатеринбурге  до 2003 года» и Решением Екатеринбургской городской Думы от 27.11.2001 № 10/5 «Об утверждении Программы «Развитие туризма в городе Екатеринбурге до 2003 года», Администрацией города Екатеринбурга реализовывалась Программа «Развитие туризма в городе Екатеринбурге до 2003 года».

 

Учитывая тот факт, что развитие города как туристского центра является новым направлением в деятельности Администрации города, основной задачей Программы было создание механизмов её реализации, сбор информации и определение краткосрочных и долгосрочных приоритетов.

 

В качестве приоритетных были выбраны следующие направления:

 

- оценка потенциальных  возможностей города с точки зрения условий базовой инфраструктуры (транспорт, места размещения и питания, наличие достопримечательностей, памятников истории и культуры, возможных форм проведения досуга, наличие туроператоров и профессиональных гидов);

 

- создание информационной базы для потребителей туристского продукта (книг, путеводителей, сувениров, видеофильмов, CD, Интернет-сайтов, полиграфической продукции, направленных на продвижение регионального туристского потенциала, а также создание значимых и востребованных экскурсионных маршрутов);

 

- проведение научно-практических  семинаров и конференций как  инструмента обращения внимания  на вопросы развития туризма  в Екатеринбурге и обсуждения  перспективных направлений.

 

Принципиальным моментом для Администрации города было привлечь к работе по Программе все организации, занятые в сфере въездного туризма и гостеприимства. Для этой цели при Администрации города был создан Координационный совет по въездному туризму, являющийся коллегиальным экспертно-консультативным совещательным органом. Основной функцией данной структуры является формирование единой городской политики в области развития внутреннего и въездного туризма. На сегодняшний день в его состав входят 27 руководителей подразделений Администрации города, предприятий и учреждений сферы услуг.

 

К главным результатам  реализации Программы «Развитие  туризма в городе Екатеринбурге  до 2003 года», утвержденной Решением Екатеринбургской городской Думы от 27.11.2001 № 10/5, можно  отнести:

 

- формирование общего  видения направлений совместной работы между органами местного самоуправления и Уральской Ассоциацией туризма, руководителями учреждений культуры города, гостиницами, развлекательными центрами, транспортными предприятиями, рекламными агентствами и начало реализации совместных проектов;

 

- разработку комплекса  информационных и представительских  материалов о Екатеринбурге, ассортимента  сувениров с символикой города;

 

- привлечение представителей  науки, культуры, бизнеса, работников  органов управления и широких  кругов общественности к обсуждению перспектив развития Екатеринбурга как туристского центра.

 

На сегодняшний день имеется  достаточное количество положительных  факторов, которые выделяют Екатеринбург из числа других российских городов  и позитивно влияют на развитие в городе въездного и внутреннего туризма:

 

- большой интерес иностранцев  к истории, культуре, искусству  нашей страны, ее разнообразной  природе, национальным особенностям, что является основным мотивом  для развития туризма в любой  стране (научный, познавательный, образовательный и спортивный виды туризма), растущий интерес к таким туристическим маршрутам как «Путешествие по Транссибирской магистрали»;

 

- экономическая заинтересованность  жителей других регионов и  стран в установлении деловых  контактов с предприятиями и организациями города (деловой и научный туризм);

 

- являясь административным центром  Уральского Федерального округа, центром развития академической  и отраслевой науки, город принимает  большинство выставок, конгрессов, спортивных соревнований, культурных мероприятий, рассчитанных на привлечение всех областей, входящих в округ;

 

- наличие в регионе естественных  природных условий для развития  спортивного, охотничьего и экстремального  туризма;

 

- тот факт, что транспортная  инфраструктура города делает его начальным и конечным пунктом туристских маршрутов по Уралу;

 

- богатый спектр памятников  архитектуры, инженерного искусства,  истории, археологии и культуры, находящихся как в Екатеринбурге,  так и близлежащих городах;

 

- увеличение в городе числа  гостиниц со средним и высоким уровнем обслуживания (47 гостиниц, пригодных для размещения туристов, имеют 4273 мест);

 

- прямое воздушное и железнодорожное  сообщение со многими городами  СНГ и через связывающие рейсы  (Lufthansa, British Airlines, Чешские авиалинии) с городами всех континентов;

 

- большое количество ресторанов  и развлекательных центров, соответствующих  мировым стандартам;

 

- наличие в городе Уральской  Ассоциации туризма и крупных,  обладающих хорошей деловой репутацией  и опытом туристских фирм, способных организовывать качественные туристские и экскурсионные маршруты.

 

Вместе с тем в настоящее  время на развитие въездного туризма  в Екатеринбурге влияет ряд негативных факторов как макроэкономического, так и микроэкономического характера:

 

- образ России в целом как страны, неблагоприятной для туризма, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации;

 

- действующий порядок выдачи  российских виз гражданам иностранных  государств, безопасных в миграционном  отношении, не всегда способствующий росту въездного туризма;

 

- отсутствие комплексного взгляда  на характер и специфику Екатеринбурга  как места для туризма;

 

- недостаточное развитие инфраструктуры  гостинично-туристского комплекса  города, состояние которого еще  не соответствует мировым стандартам в туризме;

 

- проблема нехватки гостиничных  номеров среднего класса, категории  2-3 звезды, ценового диапазона до 100 долларов США и дешевых гостиниц  для молодежного туризма;

 

- малое количество специализированных  автотранспортных средств для перевозки туристов;

 

- состояние объектов показа;

 

- отсутствие целенаправленной  программы по предоставлению  туристских предложений в периоды  «мертвого сезона» (основные потоки  загрузки гостиниц приходятся  на апрель, июнь, сентябрь и октябрь);

 

- исторически Екатеринбург не  ассоциировался как город, интересный  для туризма, вследствие чего  необходима масштабная и системная  работа по созданию и продвижению  нового имиджа города;

 

- отсутствие системы учета потоков  въездного туризма и показателей его влияния на экономику города;

 

- отсутствие программы поддержки  туристских фирм, занимающихся въездным  туризмом.

 

За период с 2000 года значительно  изменилась туристская инфраструктура города.

 

Изменения в туристической инфраструктуре города за период действия Программы «Развитие туризма в городе Екатеринбурге до 2003г»

 

Наименование элемента туристической  инфраструктуры 

2000 год 

Первое полугодие 2004 года 

 

Турфирм всего

 

Из них занимающихся въездным туризмом 

118 

240 (из них 200 турфирм и 40 туроператоров) 

 

10 

32 

 

Экскурсионные маршруты по городу 

около 15 

46 

 

Рестораны, бары, кафе 

24, 22, 71 

32, 39, 135 

 

Средства размещения (гостиницы, кемпинги, дополнительные средства проживания) 

27 

47 

 

Вузы, готовящие кадры для туризма 

3

 

2 - государственных,

 

1 - негосударственный 

10

 

7 - государственных, 

 

3 - негосударственных 

 

Авиакомпании 

 

Магазины, торгующие сувенирной продукцией с символикой города 

Отсутствовали 

34 

 

Объекты предпринимательской деятельности, предоставляющие 

 

услуги культурно-развлекательного характера:

 

казино,

 

точки игровых автоматов,

 

букмекерские конторы,

 

бильярд, боулинг,

 

культурно-развлекательные заведения.  

152

 

13

 

124

 

3

 

23

 

11 

 

 

 

Гостиничный комплекс города Екатеринбурга  представлен 26 гостиницами на 2034 номера и 3302 места. Кроме того, активно эксплуатируются 2 кемпинга на 23 номера и 46 мест и 19 дополнительных средств проживания на 482 номера и 925 мест (по данным Комитета по бытовому обслуживанию Администрации города Екатеринбурга на 01.10.2004).

Информация о работе Оценка существующего состояния въездного туризма и туристской инфраструктуры Екатеринбурга