Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2014 в 10:24, курсовая работа
Цель: рассмотреть современное состояние туризма в Республике Беларусь
Задачи:
В общих чертах охарактеризовать некоторые стороны туристической сферы в Беларуси
Рассмотреть наиболее перспективные направления туризма в Беларуси
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Общая характеристика состояния туризма в Республике Беларусь…………………………………………………………………………………4
Основные документы в сфере туризма
Характеристика туристического потенциала Беларуси
Характеристика туристических услуг
Международные связи
Характеристика туристических потоков в стране
Проблемы туризма в Беларуси
Глава 2. Перспективные направления в туризме Республики Беларусь….11
2.1 Агротуризм
2.2 Экотуризм
2.3 Событийный туризм
Заключение…………………………………………………………………….16
Список литературы………………………………………………………….17
Среди стран дальнего зарубежья лидерами по числу посещений республики являлись: Турция, Литва, Новая Зеландия, Польша, Соединенное Королевство, Германия, Италия, Латвия. На долю этих стран в 2011 г. проходилось 69,5% от общего числа туристов из стран дальнего зарубежья (в 2010 г.– 68,9 %).
Средняя продолжительность пребывания иностранных туристов в Республике Беларусь сохранилась на уровне 2010 года и составила 5 дней.
В 2011 г. численность туристов, организованно выезжавших из Республики Беларусь за рубеж, составила 319,8 тыс. человек и уменьшилась по сравнению с 2010 г. на 22,9%.
В 2011 г. наиболее посещаемые туристами Республики Беларусь традиционно оставались Россия, Украина, Болгария, Египет, Италия, Литва, Польша, Турция, Чешская Республика. На долю этих стран приходилось 87,3% от общего числа организованно выезжавших за рубеж белорусских туристов (в 2010 г. – 90%).
Средняя продолжительность пребывания туристов за рубежом в 2011 г., также как и в 2010 г., составила 9 дней.
Международные туристические потоки неразрывно связаны с деятельностью коллективных средств размещения. Наличие и качество услуг, предоставляемых ими, имеют первостепенное значение для развития въездного и внутреннего туризма.
Услуги гостиниц и аналогичных средств размещения в 2011 г. предоставляли 444 средства размещения, в том числе 317 гостиниц, 24 гостиничных комплекса, 8 туристско-гостиничных комплексов, 2 мотеля и 93 средства размещения иных видов. Их единовременная вместимость на конец 2011 г. составила 29 тыс. мест.
Средняя загрузка этих средств размещения в 2011 году составила 41% и по сравнению с 2010 годом снизилась на 4 процентных пункта.
В настоящее время в нашей республике уровень коммунального благоустройства, развитие служб обслуживания, комфортабельность номеров позволяет иметь международную категорию классификации по звездам только 26 гостиницам и 8 гостиничным комплексам.
В 2011 году в гостиницах и аналогичных средствах размещения проживало 1738 тыс. человек, что на 6,5% больше, чем в 2010 году, из них численность граждан Республики Беларусь составила 1144,2 тыс. человек, граждан из других государств – 593,8 тыс. человек, в том числе из стран СНГ – 440,3 тыс. человек.
Среди граждан из стран СНГ, пользовавшихся услугами гостиниц и аналогичных средств размещения, преобладали граждане России и Украины. Их доля в общей численности размещенных иностранных граждан составила 69%.
Среди жителей дальнего зарубежья 48% составляли граждане из Германии, Италии, Латвии, Литвы, Польши.
Средняя продолжительность пребывания одного человека в гостиницах и аналогичных им средствах размещения в 2011 году, также как и в течение пяти прошедших лет, составила в среднем 2,5 суток.
На территории Республики Беларусь в
2011 году функционировала 421 санаторно-курортная
и оздоровительная организация, в том
числе 73 санатория, 13 детских реабилитационно-
В санаторно-курортных и оздоровительных организациях в 2011 году было размещено 813,3 тыс. человек, что на 102,7 тыс. человек больше, чем в 2010 году.
В общем числе размещенных лиц граждане Республики Беларусь составили 77%, из них 29 % – дети до 18 лет.
Оздоровительный и рекреационный туризм в Беларуси по-прежнему привлекает внимание зарубежных гостей.
В общей численности лиц, размещенных санаторно-курортными и оздоровительными организациями, иностранные граждане составляли 23%, что практически соответствовало уровню 2010 года.
Таким образом, можно сказать, что количество въезжающих в нашу страну растет, но больше не в целях туризма, а проездом или с частными визитами. Для выгодного экономического использования этих туристических потоков необходимо развитие сферы транзитного туризма. Въезжают в Беларусь в основном граждане СНГ, а вот белорусы напротив все больше стараются посетить экзотические иностранные государства. Также заметно, что для выезда за границу довольно небольшое число граждан Беларуси пользуется профессиональными туристическими услугами. Дешевле выехать за рубеж самостоятельно, и число таких «самостоятельных туристов» увеличивается. Что касается оказываемых иностранным гражданам услуг жилья, то с количеством мест проблем не возникает, тут вопрос стоит уже в качестве этого жилья. И здесь показатели комфорта и соответственно присвоения гостиницам звезд невелики.
1.6 Существует ряд исходных проблем белорусского туризма, без разрешения которых стратегия его развития обречена. Они обусловлены отсутствием в Беларуси многих базисных компонентов эффективной системы туризма, а именно:
· индустрии туризма как самостоятельной отрасли народного хозяйства;
· единой методики анализа рынка и полноценной статистической отчетности о потоках туристов в республике и по регионам, что затрудняет их оценку и прогнозирование;
· должного по международным стандартам комфорта проживания у нас иностранных туристов при несопоставимо больших ценах за него;
· достаточного количества государственных и частных инвестиций в сферу туризма и как следствие этого дальнейшей заинтересованности отечественных и зарубежных инвесторов;
· единой системы научного и рекламно-информационного обеспечения туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках.
Необходимо также учитывать рост конкуренции на туристских рынках сопредельных стран СНГ, Балтии и Европы.
Существует также целый ряд направлений создания и модернизации туристических объектов:
· реконструкция гостиничного хозяйства и выбор альтернативных форм размещения туристов (частных отелей-пансионов, использование нерентабельных рекреационных учреждений, аренда жилья и т.п.);
· расширение (модернизация) сферы туристских услуг;
· стандартизация и сертификация туристского продукта и туристских услуг;
· реорганизация системы учета и контроля рынка, определение наиболее перспективной и доходной категории туристов и приоритетных для развития видов туризма;
· организация рекламной кампании по популяризации туризма и его объектов, возможности проведения региональных и участия в национальных туристских ярмарках и выставках;
· определение сельскохозяйственных и фермерских хозяйств (особенно конеферм, звероферм и экспериментальных хозяйств), на базе которых возможно развитие агротуризма (сельского туризма);
· подготовка региональных кадров для туристской отрасли;
· разработка проектной и научно-исследовательской документации по развитию, реставрации, реконструкции, модернизации объектов и территорий туризма, реабилитация ранее популярных, но утерянных туристских маршрутов и разработка новых.
Эти направления находятся в активной разработке и в ряду важных вопросов на сегодняшний день достигнуты значительные успехи.
Глава 2. Перспективные направления в туризме Республики Беларусь
Вместе с традиционным знакомством с местными историческими памятниками и санаторным лечением, в туристической сфере Беларуси выделились направления, характеризующиеся местным своеобразием и колоритом. В результате этого они наиболее перспективны в своем развитии. Основные из них это агротуризм, экотуризм и событийный туризм, как вид туризма, знакомящий с живой культурой страны.
2.1 Агротуризм (или, как его еще называют, сельский туризм, деревенский туризм, «зелёный туризм») – это один из видов отдыха в сельской местности. Агротуризм (агроэкотуризм) связан с такими видами отдыха, как экологический туризм, оздоровительный туризм. Любители агротуризма могут остановиться в деревенских домиках или комфортабельных усадьбах, и почувствовать вкус сельской жизни. Пение петухов по утрам, неторопливый быт, природа и чистый воздух – неотъемлемые прелести агротуризма. «Отель» на сеновале и поход в лес за грибами и ягодами - для зарубежных туристов экзотика, для белорусской деревни - прибыль.
Агроэкотуризм – явление не новое, известное, по крайней мере в Европе, уже с 1970-х годов. Наибольшее развитие он получил во Франции, Италии и Испании. Широко распространен подобный вид отдыха на Кипре, в Хорватии и Польше. Основная причина возникновения и развития сельского туризма – потребность горожан со средним достатком отдохнуть наедине с природой, познакомиться с бытом крестьянской семьи. Причем не только попробовать свежие овощи и фрукты, мясо и молочные продукты, но и принять непосредственное участие в сельхозработах – как говорится, самому постоять у сохи. Желание клиента уважили, колесо туриндустрии завертелось, предоставив туристам на выбор сотни сельских домов, хижин и замков в комплекте с парным молоком, вином с собственного виноградника, рыбалкой, сеновалом и набором самых разных развлечений. В настоящее время сельский туризм в Европе приносит по разным данным от 10% до 20% общего дохода туриндустрии.
Деятельность в сфере агроэкотуризма осуществляется в соответствии с Указами Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 года № 372 «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республики Беларусь» и № 185 от 27 марта 2008 года «О некоторых вопросах осуществления деятельности в сфере агроэкотуризма». Данный вид деятельности может осуществляться физическими лицами (без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей) постоянно проживающими в сельской местности, в посёлках городского типа и в городах районного подчинения с численностью населения до 20 тысяч человек. Уплатив сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агротуризма в размере одной базовой величины (на сегодняшний день 100 тысяч рублей), письменно проинформировав местный Совет депутатов о намерении осуществлять такую деятельность и подав в налоговый орган по месту жительства заявление о постановке на учёт, фактически став субъектами агротуризма, они имеют право оказывать следующие виды услуг:
- предоставлять жилы комнаты для размещения агротуристов (не более трёх);
- обеспечивать агротуристов питанием с использованием продуктов собственного производства;
- организовывать познавательные,
спортивные и культурно
- иные услуги, связанные с приёмом, размещением, транспортным и иным обслуживанием агротуристов.
Сочетание мер по охране природного наследия с развитием агроэкотуризма позволяет активизировать экономику регионов, решать проблему занятости и роста доходов местного населения.
В 2011 году на территории Республики Беларусь осуществляли деятельность 1576 субъектов агротуризма, что на 329 субъектов больше, чем в 2010 году.
Численность туристов, воспользовавшихся услугами агротуризма за 2011 год, составила 145 тыс. человек, что на 21,5% больше, чем в 2010 году. Граждане Республики Беларусь в общем числе агротуристов составили 85%. Средняя продолжительность пребывания туристов в агроусадьбах в 2011 году составила 7,2 дня и по сравнению с 2010 годом увеличилась почти в три раза.
Таким образом наблюдается очевидный рост популярности данного вида туризма как у местного населения, так и у гостей нашей страны, и в связи с этим – увеличение числа субъектов, предлагающих услуги в агротуристической сфере.
2.2 Экологический туризм - путешествия к относительно неискаженным или незагрязненным областям с уникальными природными объектами. Экотуризм - это природный туризм, который включает изучение окружающей природной среды и служит для улучшения обстановки в этой среде. В основе экотуризма лежит забота об окружающей среде. На первый план выходит организация поездки с ограниченным числом участников в природные зоны с возможным посещением мест, представляющих культурный интерес, с целью реализации различных проектов охраны и рационального использования природных ресурсов. По определению Международной организации экотуризма, «экологический туризм - это ответственное путешествие в природные зоны, области, сохраняющие окружающую среду и поддерживающие благосостояние местных жителей».
Ведущая среди основных причин зарождения экологического туризма - это усиливающаяся из-за массовости туризма нагрузка на природные и культурно-исторические ресурсы. Эта нагрузка возрастает прямо пропорционально темпам роста туристских посещений. Становится очевидным противоречие между удовлетворением туристского спроса и рациональным использованием туристских ресурсов.
В последние годы этот вид туризма в мире стремительно развивается, и если в целом туризм прирастает ежегодно в среднем на 4,5 %, то экотуризм – на 30 %. Растущая популярность экотуризма – часть основной тенденции к более бережному по отношению к окружающей среде туризму. При этом он призван, с одной стороны, удовлетворить человеческую потребность в общении с природой, уединении, изучении и познании природы и культуры, а с другой – решить социально-экономические и природоохранные проблемы отдаленных регионов.
Основными направлениями развития экологического туризма в Беларуси являются: организация туристских походов в нетронутые уголки природы; фотоохота на редких зверей и птиц, находящихся в естественных условиях; туры по болотам, знакомство с их флорой и фауной.
Экотуризм содействует охране природы и традиционных культур. Кроме того, он стимулирует развитие сопутствующих видов деятельности в регионе: производству и торговле сувенирной продукции, налаживанию коммуникаций и т. д. Благодаря экотуризму появляется дополнительный стимул для развития инфраструктуры, повышения доступности региона, возникают новые источники для прямого финансирования природных территорий, для расширения спонсорства и налоговых поступлений. На региональном уровне создаются предпосылки для организации новых рабочих мест и получения дополнительных доходов в бюджет, решается проблема занятости населения и закрепления молодежи на селе. Именно поэтому развитию экотуризма в Беларуси сегодня уделяется столь пристальное внимание со стороны государства, общественных организаций, местного населения, а в соответствии с Национальной программой развития туризма Республики Беларусь на 2011 –2015 годы экологический туризм определен одним из приоритетов развития туризма в стране. При этом важно, что Беларусь обладает богатым природным и историко-культурным потенциалом для развития экологического туризма: обширные, хорошо сохранившиеся природные комплексы, включающие памятники природы, разнообразный растительный и животный мир, в сочетании с сохранившимися в их аутентичном виде белорусскими деревнями, интересными самобытной культурой, традициями и ремеслами и гостеприимством местного населения. Именно поэтому вопрос изучения имеющегося мирового опыта развития экотуризма и применения лучших его практик по отношению к Беларуси является столь актуальным.
Информация о работе Перспективные направления в туризме Республики Беларусь