Перспективы развития делового туризма в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 16:54, реферат

Краткое описание

Деловой туризм - один из самых перспективных и наиболее быстро развивающихся видов туризма в последние годы. Сегодня он получил глобальное экономическое признание, оказывая влияние на платежные балансы государств и входя в перечень факторов, учитываемых при измерении валового внутреннего продукта.

Вложенные файлы: 1 файл

статья магистранта Искаковой Заррины.docx

— 27.19 Кб (Скачать файл)

Искакова Заррина Зинуровна

магистрант

КазЭУ имени Т.Рыскулова

 

Устенова Озихан Жанысбековна

                                       Научный руководитель

  к.э.н. доцент кафедры «Туризм»

факультета «Социальные услуги и Бизнес»

КазЭУ им. Т. Рыскулова

 

 

 «Перспективы развития делового туризма в Республике Казахстан».

Деловой туризм - один из самых перспективных и наиболее быстро развивающихся видов туризма в последние годы. Сегодня он получил глобальное экономическое признание, оказывая влияние на платежные балансы государств и входя в перечень факторов, учитываемых при измерении валового внутреннего продукта. Еще в 1970-х гг. специалисты Всемирной ассоциации центров международной торговли пришли к выводу, что темпы экономического роста и бизнес-привлекательность любой страны напрямую зависят от уровня развития в ней делового туризм. А.В. Бабкин дает следующее определение: деловой туризм – это путешествия со служебными или профессиональными целями без получения доходов по месту временного пребывания. К этому виду туризма ВТО относит поездки для участия в съездах, научных конгрессах и конференциях, производственных совещаниях и семинарах, ярмарках, выставках, салонах, а также для проведения переговоров и заключения контрактов.

 

 Говоря обыденным языком, деловой туризм - это поездки, связанные  с выполнением профессиональных  обязанностей. В связи с всеобщей  интеграцией и установлением  деловых контактов деловой туризм  из года в год приобретает  все большее значение. Всего в  его структуре выделяются два  сегмента: классические деловые  поездки и сегмент, название которого  образует англоязычная аббревиатура MICE. Аббревиатуру составляют первые  буквы английских слов: Meetings –M (встречи), insentives – I (инсентив – мероприятия), Conventions – C (конференции), Exhibitions – E (выставки).[2] Собственно говоря, сочетание деловых визитов с возможностями осмотра страны пребывания и краткосрочного отдыха использовалось довольно давно, однако как самостоятельный и высокодоходный вид туризма это направление сформировалось в 80-90-е годы XX века в Западной Европе и в США. В Республике Казахстан деловой туризм - явление новое, как и туризм вообще, особенно международный, но выделившийся в рамках этой отрасли позднее большинства других ее направлений. Он стал зарождаться в нашей стране лишь в 1990-е гг. в связи с переходом отечественной экономики на рыночные рельсы и снятием «железного занавеса». В настоящее время это одна из самых высокодоходных отраслей мировой туриндустрии, причём данная сфера услуг постоянно увеличивает объёмы.

         Статистика показывает, что, несмотря на продолжающиеся экономические трудности,     рынок корпоративного туризма продолжает уверенно расти по всему миру. Корпоративный туризм в последнее время приобретает второе дыхание. Согласно исследованию GBTA (Global Business Travel Association – Глобальная Ассоциация Делового Туризма), в период с 2012-го года по 2015-ый год рынок делового туризма будет и дальше расти. По прогнозам, самый большой процент прироста будет в Китае и составит 11,2%, в Индии 10,9%, в Бразилии 7,09%, в Великобритании  5,4%, в Канаде 5,2%, в США 3.8%. В настоящее время количество деловых международных поездок насчитывается около полмиллиарда в год, а по прогнозным данным на 2020 г. эта цифра возрастет в три раза и составит минимум 1,6 миллиарда переездов. Соответственно, обороты увеличатся еще больше и, по мнению экспертов, составят около 2 трлн. долларов США.

       Качество предоставляемых услуг потребителям данного рынка в Казахстане с каждым годом растет, увеличивается количество бизнес-туристов, прибывающих в нашу страну с деловыми визитами, что дает нам право говорить о том, что  Казахстан идет по верному пути развития данной отрасли туризма, вместе с тем, необходимо обозначить ряд важных проблем,  которые тормозят полноценное развитие бизнес-туризма в нашей Республике:

  • отсутствие общепризнанного понятия делового туризма, политики компаний по этому направлению и кадров, ответственных за деловой туризм. Многие компании все еще не понимают значимость планирования и оптимизации расходов на деловой туризм.
  • недовольство сервисом турагентств. Местные турагентства, отели и другие поставщики не могут создать и предложить качественный продукт местным и иностранным бизнесменам., большинство компаний предпочитают поручать вопросы делового туризма и планирования поездок кому-нибудь из своих сотрудников.
  • Высокая стоимость предлагаемых услуг со стороны туристической инфраструктуры, отелей и авиалиний в Казахстане, чем в тех же самых развитых странах. Отсутствие качественного сервиса вместе с дороговизной отелей, авиаперевозок и туристских услуг пагубно влияют на развитие туризма, в том числе делового.
  • Слабая интеграция казахстанских компаний в торгово-экономические связи с европейскими или американскими компаниями. Казахстанские компании в основном сотрудничают с российскими и китайскими компаниями и процент иностранных бизнесменов, путешествующих в наш регион остается низким.

           Несмотря на ряд нерешенных проблем, касающихся сферы бизнес-туризма, Казахстан имеет определенные перспективы развития на данном направлении туристического бизнеса (центрами делового туризма в Казахстане по праву можно назвать  города Алматы, Астана, Атырау). Геополитическое положение и природно-сырьевые ресурсы позволяют рассчитывать на увеличение количества туристов, приезжающих в Казахстан по вопросам бизнеса и участия в международных конференциях, форумах (табл. 1).

 

Таблица 1.

 

Количество посетителей, въезжающих в Казахстан по целям поездки

 

 

п/п

Цель визита

2013 г.

%

Прогноз

2015 г.

%

2020 г.

%

1

Деловые и профессиональные цели (чел.)

22700

72,7

1200000

23,8

1400000

21,5

2

Посещение знакомых и родственников (чел.)

1900

6,0

3250000

64,7

4150000

63,8

3

Досуг, рекреация, отдых (чел.)

6200

19,8

600000

11,9

950000

14,6

4

Всего въезжающих (чел.)

31200

100

5050000

100

6500000

100


 

 

Из данных таблицы 1 видно: по состоянию на 2013 г. 73 % въезжающих в Казахстан осуществляют поездки с деловыми и профессиональными целями, тогда как на посещение знакомых и родственников приходится 6 %, на досуг и рекреацию — 20 %. Прогнозные данные на 2015 г. предполагают, что 64,7 % будут занимать поездки, связанные с посещением родственников, друзей и знакомых, на втором месте находятся деловые поездки — 23,8 % и на третьем — туризм — 11,9 %. На 2020 г. прогнозируется приблизительное сохранение данного соотношения.

Есть несколько факторов, основываясь на которые можно смело предсказывать рост делового туризма в Казахстане. Во-первых, Казахстан находится в центре наиболее растущего рынка въездного туризма в мире. К 2020 году прогнозируется, что Китай и Россия, а также Индия и Ближний Восток дадут прирост в 220 миллионов выездных туристов ежегодно. Во-вторых, после вступления в Таможенный союз Таджикистана, Кыргызстана и Узбекистана интеграция в центрально-азиатском регионе в социально-экономическом плане вырастет в несколько раз, что также повлияет на частоту бизнес-поездок предпринимателей и расширению рынка делового туризма. В-третьих, усиление конкуренции в Центральной Азии между Россией и Китаем в экономическом плане обещает большие перспективы развитию бизнеса и делового туризма.

Самым положительным образом на развитие делового туризма окажет Международная специализированная выставка ЭКСПО-2017, которая пройдет в столице Казахстана в г. Астана. Учитывая особую важность проблем энергетики и экологии, Казахстан предложил для проведения выставки тему «Энергия будущего». Ожидается, что участие в ней примут около 100 стран мира и около 10 международных организаций. Для проведения грандиозного мероприятия такого уровня в предстоящие годы в столице республики будет проведена масштабная институциональная и организационная работа. Уникальные сооружения станут не только символом "ЭКСПО-2017", но и войдут в мировую сокровищницу архитектуры и градостроительства. В целом, Казахстан получит мультипликативный эффект от инвестиций в строительство, туристическую инфраструктуру, гостиничный бизнес. Проведение выставки окажет  свое положительное влияние главным образом на сферу  делового туризма, а так как послужит дополнительным стимулом для экономического и инфраструктурного развития всей республики.

Благодаря процессам глобализации, для которых характерно резкое усиление и усложнение взаимных связей и взаимных зависимостей в основных областях экономической, политической, общественной жизни, приобретающих планетарные масштабы, количество туристов, приезжающих в Казахстан по вопросам бизнеса и участия в международных конференциях, форумах, несомненно, растет.

Несмотря на ряд имеющихся проблем, рынок корпоративного туризма продолжает уверенно расти. Данная тенденция сохранится на протяжении долгих лет, как в нашей Республике, так и за рубежом.

 

Список использованной литературы:

1.Серегина В.В. Деловой туризм  в системе туруслуг // Журнал «Туризм: практика, проблемы, перспективы», 2012 №6.

2.  Бабкин, А.В. Специальные виды туризма : учеб. пособие / А.В. Бабкин. – М.: ИНФРА-М., 2010. – 316 с.

3. Официальный сайт Агентства Республики Казахстан по статистике (раздел туризма и культура).

4. Электронный ресурс -  Режим доступа- URL: http://lsm.kz/expo-2017-posetyat-5-mln-chelovek.

5. Буйленко В. Туризм: Учебник. — М.: Феникс, 2008.

 


Информация о работе Перспективы развития делового туризма в Республике Казахстан