Плановые туристские маршруты СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2015 в 20:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы- выяснить как разрабатывались туристские маршруты в советское время.
Для выполнения цели, необходимо решение некоторых задач, таких как:
- изучения организации туризма в СССР;
- рассмотрения плановых маршрутов Советского Союза. [1.25]

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1 Организация туризма в СССР ………………………………………………….4
1.1 Туристско-экскурсионная работа в 1917-1930г…………………………..4
1.2 Организационно-централизованный период 1930-1970г.г……………….7
1.3 Административно-нормативный период 1970 1990г.…………………...11
2 Плановые туристские маршруты СССР……………………………………....16
2.1 Виды маршрутов по строению трассы …………………………………...16
2.2 Всесоюзный туристский маршрут №77…………………………………...17
2.3 География туристических маршрутов………………………..…………...19
2.4 Туристические маршруты с активными способами передвижения…….21
2.5 Транспортные путешествия ………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………..28
Список литературы……..……………………………………………………...29

Вложенные файлы: 1 файл

Planovye_turistskie_marshruty_sovetskogo_vremeni.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

КГБОУ СПО «Барнаульский государственный педагогический колледж»

Естественно-географическое отделение

 

 

 

 

 

 

ПЛАНОВЫЕ ТУРИСТСКИЕ МАРШРУТЫ СОВЕТСКОГО ВРЕМЕНИ

(курсовая работа)

 

 

 

 

                                                                             Выполнила: студентка    группы

                                                                             Саламатина Валентина

                                                                             Научный руководитель:

                                                                             Муравлев В.В

                                                                             Оценка__________________

 

 

 

Барнаул-2013

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….3

1    Организация туризма  в СССР ………………………………………………….4

    1. Туристско-экскурсионная  работа в 1917-1930г…………………………..4
    2. Организационно-централизованный период 1930-1970г.г……………….7
    3. Административно-нормативный период  1970 1990г.…………………...11

2    Плановые туристские маршруты СССР……………………………………....16

2.1 Виды маршрутов по строению трассы …………………………………...16

    1. Всесоюзный туристский маршрут №77…………………………………...17
    2. География туристических маршрутов………………………..…………...19
    3. Туристические маршруты с активными способами передвижения…….21
    4. Транспортные путешествия ………………………………………………24

Заключение……………………………………………………………………..28

Список литературы……..……………………………………………………...29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

   Плановый туризм представляет собой любые виды туризма, разрабатываемые и реализуемые организаторами туризма туроператорами. Плановый туризм регулируется государством с помощью законодательных и нормативных актов. Он составляет основу индустрии массового туризма. Начало плановому туризму положил Томас Кук. Именно он в 1849 г. придумал продавать туристские услуги в пакете: перевозку, экскурсии и питание.

   В значительной степени плановый туризм является главной составляющей деятельности различных коммерческих организаций и предпринимателей.

Туризм в ХХв становится важнейшей составляющей социокультурного сервиса и индустрии гостеприимства, В отечественной практике он имел ярко выраженную специфику. За период существования Советского Союза в стране сложилась централизованная система планового туризма, руководство которой осуществлялось Всесоюзным Центральным советом профессиональных союзов (ВЦСПС).

   Современный российский туризм  имеет конкретную начальную дату  своей хронологии — 24 апреля 1945 г., день подписания постановления Секретариата ВЦСПС «О восстановлении деятельности туристско-экскурсионного управления ВЦСПС», прекратившейся в период Великой Отечественной войны. За четыре года в стране были уничтожены в результате военных действий или пришли в полную негодность используемые для работы госпиталей туристские базы, с фронтов не вернулось большое число профессиональных работников туристской сферы. Чтобы возродить туризм необходимо было заново создать его материально-техническую базу, подготовить кадры, организовать туристские клубы и секции,  издать методическую литературу и сделать многое другое.

   Все шесть последующих десятилетий шла непрекращающаяся работа по развитию туризма в стране, важнейшего компонента ее социальной среды. В итоге, к началу XXI в. Туризм превратился в мощную  хозяйственную отрасль России, обслуживающую миллионы отечественных и зарубежных туристов.

   Цель данной работы- выяснить как разрабатывались туристские маршруты в советское время.

Для выполнения цели, необходимо решение некоторых задач, таких как:

- изучения организации туризма  в СССР;

- рассмотрения плановых маршрутов Советского Союза. [1.25]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.   Организация туризма в СССР

 

    1. Туристско-экскурсионная  работа в 1917-1930г.г.

 

   В России первая крупная туристская организация основана в 1885 в Петербурге – «Предприятие для общественных путешествий во все страны света» Липсона. Были учреждены Альпийский клуб в Тбилиси (1877), Крымский горный клуб в Одессе (1890) с филиалами в Ялте и Севастополе (позже Крымско-Кавказский горный клуб), Русский туринг-клуб (общество велосипедистов-туристов) в Петербурге (1895) с отделениями в Москве, Киеве, Риге и др., преобразованный в 1901 в Российское общество туристов (РОТ). По уставу РОТ его членами не могли быть учащиеся и нижние военные чины. Общество организовывало поездки по стране и за границу. К 1914 насчитывалось около 5 тыс. членов РОТ, главным образом представителей имущих классов[1.34]

   Возникновение советского туристского движения относится к началу 20-х гг. Этот период характеризуется созданием социально-экономических условий, зарождением и организационным становлением экскурсионного и туристского движения. В условиях восстановления и реконструкции народного хозяйства, развёртывания культурной революции возникали первые учреждения пролетарского туризма, призванные активизировать массовый отдых трудящихся и удовлетворять их потребности в изучении культурных ценностей и природы Родины. В некоторых обществах были созданы подразделения, которые проводили экскурсии и туристские походы за город. В 1920г. Образовалось Объединённое лекционно-экскурсионное бюро, цель которого была широкая пропаганда пролетарского туризма и экскурсий. Для рабочих и служащих туристские вылазки устраивали профсоюзы. Эту работу проводили энтузиасты на внештатной основе. Они разрабатывали туристские программы и маршруты.

   По мере возрастания интереса населения к туризму и экскурсиям встал вопрос о подготовке общественных кадров; созданные экскурсионные станции стали готовить экскурсоводов групп и так называемых организаторов туризма. Определённые меры по развитию туризму принимались со стороны государства. Они были направлены на создание материально-технической базы и на подготовку профессиональных кадров. Очевиднее становились пути деятельности в этом направлении: централизация занятий туризмом, обеспечение туристов и экскурсантов транспортом, местами размещения, питанием, путеводителями, сведениями об объектах посещения, подготовка кадровых групповодов-организаторов и т. д.[2.330]

   Первыми профессиональными кадрами в советском туризме стали учителя и комсомольские активисты.

   При комсомольских комитетах создавались бюро туризма. Перед бюро ставились задачи содействия местным “обществам массовых путешествий, ведения справочно-инструкторской работы. При них были созданы секции: краеведения, лагерного, дальнего, пригородного туризма. Они накапливали туристские материалы (карты, описания маршрутов); было установлено сотрудничество с учреждениями общественного питания, транспортными, гостиничными, коммунальными и другими службами. Подобная деятельность способствовала организационному становлению туризма.

   Объединение усилий профсоюзов и комсомола по вопросам туристской работы позволило ввести льготный тариф железнодорожного проезда по маршрутам, арендовать помещения для туристских лагерей, накапливать снаряжение, т. е. предоставлять трудящимся туристские услуги, частично оплачиваемые профсоюзами. Наряду с этим была сформирована база для элитного отдыха и оздоровления, а также рынок элитного выездного туризма. Создавались коммерческие организации, предлагающие для платёжеспособного населения путешествия и экскурсии познавательной направленности, а также отдых в Крыму и на Кавказе. Организацией поездок для рабочих занимались профсоюзы, для учащихся и красноармейцев – Наркомпрос. (Первая советская туристская организация создана в 1918 – Бюро школьных экскурсий Наркомпроса.) Однако туристские путешествия не носили массового характера[1.2]

   В середине 20-х гг. возобновило (изменив устав) деятельность РОТ. В 1928 создано акционерное общество «Советский турист»(ГАО “Совтур”), которое организовывало дальние поездки на поездах и теплоходах по путёвкам, обслуживало группы отдыхающих по заранее определённым маршрутам общеобразовательного и краеведческого характера. В обязанность входило создание сети туристских баз и маршрутов на всей территории Советского Союза, т. Е. развитие планового туризма.

   Однако базы “Совтура” превратились в базы отдыха, обслуживающие в основном своих акционеров и членов их семей, т. Е. высокооплачиваемую интеллигентскую прослойку. Рабочим же было трудно получить на них место.

 

    1. Организационно-централизованный период 1930-1970г.г.

 

   В 1927г. В Москве возобновило свою деятельность дореволюционное Российское общество туристов (РОТ), которое после конференции было переименовано в Общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ). Общество имело чёткую организованную структуру, в состав которой входили ячейки, созданные на промышленных предприятиях, филиалы общества.

   При туристско-экскурсионной работе оно ориентировалось на пожелания трудящихся. Особое распространение получили лыжный и пешеходный туризм, самодеятельный туризм.

ОПТЭ осуществляло 90% туристско-экскурсионной работы в стране.     Деятельность общества охватывало не только взрослое население страны. С 1929г. При нём были организованы детские туристско- экскурсионные станции. Возрастающая массовость туризма требовала развития материальной базы. Основным источником накопления финансового фонда явились взносы коллективных и индивидуальных членов.

С начала 1930-х годов ОПТЭ выпускало периодические журналы: “Всемирный турист”, “На суше и на море”, ежемесячник “Турист-активист”.

В различных городах России открывались магазины “Турист”, где для членов общества была установлена скидка[3.276].

   В 1929г. Была основана Всесоюзное акционерное общество “Интурист” (ВАО “Интурист”), что было связано с началом развития иностранного туризма и упорядочением приёма зарубежных гостей. 
В 1932 – Центральная детская экскурсионно-туристская станция Наркомпроса РСФСР. ОПТЭ проделало большую работу по вовлечению населения в туристские походы и экскурсии, по развитию сети туристских баз и маршрутов. К началу 1930-х годов экскурсионный и спортивный туризм стал массовым явлением.

   Увеличение объёма деятельности, расширение сети туристских организаций, разработка новых маршрутов, улучшение материально-технической базы требовали решения проблемы кадров. Необходимо было подготовить практических работников туристского аппарата, персонала обслуживающих предприятий, квалифицированных гидов-экскурсоводов, проводников, общественных организаторов. В то же время в туристском движении стали накапливаться трудности и образовался ряд проблем: несоответствие между ростом туристско-экскурсионного движения и имеющийся материальной базой, ощущался дефицит квалифицированных специалистов по туризму.

   К этому времени сложились два основных направления в туризме среди трудящихся: походы трудящихся в рамках самодеятельного туризма, туристско-экскурсионные поездки и путешествия по плановым маршрутам. Оба направления требовали создания благоприятных условий для дальнейшего его развития.

   В 1930 насчитывалось 169 тыс. членов ОПТЭ, в 1932 их было уже 937 тыс., действовали 92 туристские базы всесоюзного значения, в дальних и местных путешествиях и экскурсиях участвовали 6,6 млн. чел. Период развития туризма с 1936 по1970 года характеризуется внедрением новых организационных форм управления. В 1936г. ОПТЭ было ликвидировано, а всё имущество передавалось в ТЭУ (Туристско-экскурсионное управление), на которое возлагалась вся деятельность в области туризма и экскурсий. В ведении ТЭУ находились вся материальная база и туристско-экскурсионное обслуживание населения. В функции территориальных ТЭУ, работавших на хозрасчётном принципе, входили пропаганда туризма, консультация населения, культурно-массовое и хозяйственное обслуживание в пути, разработка маршрутов, строительство домов туриста, лагерей, производство инвентаря. В 1937-1940г. Г. Была проведена комплексная реорганизация структуры туризма, в основу которой было положено жёсткое государственно-партийное планирование капиталовложений, кадров и географий рекреационной деятельности. К 1940 профсоюзы создали несколько тысяч туристских ячеек на предприятиях и в учебных заведениях, организовали во многих районах страны туристско-экскурсионные маршруты, на которых функционировало 165 турбаз и лагерей[4.165].

   В период Великой Отечественной войны 1941-45 многие туристские базы были разрушены. В апреле 1945 г. Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов (ВЦСПС) принял решение о возобновлении деятельности Туристско-экскурсионного управления. ТЭУ были созданы в Москве, Ленинграде, Крыму, Краснодаре и др. Перед ними стояла задача восстановления разрушенного войной туристского хозяйства страны, создания условий для широкого развития туризма. В послевоенное время восстанавливалась и налаживалась система туристско-экскурсионных учреждений. Однако этот процесс шёл медленно. Возрождение туристского хозяйства началось с первых же послевоенных лет. В Сочи, Грузии, на Урале был произведён ремонт баз, на которых во время войны располагались военные организации. Уже в 1946г. Открылись новые, послевоенные базы в Калининской области и Эстонии, в 1947г. – в Краснодарском крае, в 1948г. –в Бахчисарае, Ленинградской области. С каждым годом росло число туристских учреждений. В это время широкое распространение получил спортивный, самодеятельный, семейный и детский туризм.

   С целью развития молодёжного международного туризма в июне 1958г. Образовалось международное молодёжное бюро “Спутник”. Бюро занималось вопросами обмена молодёжными группами СССР с другими странами. Однако в период с 1960 по 1970 года в зарубежные поездки выезжали лишь  0, 4% граждан СССР.

   В начале 1960-х годов стала активизироваться туристская деятельность. Поэтому организовывались Советы по туризму, которые разрабатывали и осваивали туристские маршруты.

   Во многих крупных городах создавались бюро путешествий и экскурсий, работавшие первоначально только с арендованными транспортными средствами (автобусами, поездами, теплоходами).

С 1960-х годов получил распространение туристско-экскурсионный отдых в выходные и праздничные дни, организовывались железнодорожные путешествия. Все виды туристской деятельности в стране развивались при поддержке государства и профсоюзов.

    Туристские путешествия организационно-централизованного периода стали одной из наиболее популярных форм отдыха советских граждан. Развитием плановых туристских путешествий занимался Центральный совет по туризму и экскурсий. Он выпускал путёвки на маршруты, имеющих статус Всесоюзных. Маршруты, находящиеся в ведении республиканских, краевых и областных советов по туризму и экскурсиям, относились к местным. В 1960-е годы профсоюзными туристско-экскурсионными организациями были разработаны линейные, кольцевые и радиальные маршруты[3.45].

   К 1965 советы по туризму работали практически во всех союзных и автономных республиках, краях и областях; в крупных городах – экскурсионные бюро. В системе профсоюзов функционировали 452 туристские базы на 80 тыс. мест, арендованы 82 речных и морских теплохода, действовали 240 рейсов туристских поездов, туристскими учреждениями профсоюзов обслужено около 1,7 млн. туристов и свыше 8 млн. экскурсантов. 
   В 1969 ЦК КПСС, Совет Министров СССР и ВЦСПС приняли постановление «О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране», поставившее задачу превратить туристско-экскурсионное дело в крупную отрасль обслуживания населения. ЦСТ преобразован в Центральный совет по туризму и экскурсиям (ЦСТЭ).

 

    1. Административно-нормативный период 1970-1990г.г.

 

   В 1971-75 на развитие материальной базы туризма профсоюзами выделено 0,5 млрд. руб., количество турбаз, гостиниц, кемпингов доведено почти до 1 тыс. (количество мест возросло со 150 тыс. до 300 тыс.), объём туристско-экскурсионных услуг возрос с 260 млн. руб. в 1970 до 1 млрд. в 1975. По размаху туристского движения СССР занимает одно из первых мест в мире. В 1975 число лиц, проводивших отпуск и каникулы за пределами постоянного места жительства, достигло 140-150 млн. чел. (оценка, включая поездки в дома отдыха, пансионаты, санатории, пионерские лагеря и др.), что составил от около 20% от всего числа туристов в мире. 
ЦСТЭ являлся одной из крупнейших туристских организаций в мире, обслуживающей около 26 млн. туристов и около 130 млн. экскурсантов в год (1975). В системе ЦСТЭ функционировало свыше 350 маршрутов всесоюзного значения и более 6 тыс. маршрутов местного значения; организовано ежегодно свыше 8 тыс. морских и речных круизов, около 9 тыс. железнодорожных, свыше 30 тыс. авиационных и свыше 200 тыс. автобусных туристских рейсов. Почти в 600 городах и населённых пунктах были открыты экскурсионные бюро и бюро путешествий и экскурсий. В стране действовало свыше 3 тыс. клубов и свыше 14 тыс. пунктов проката туристского снаряжения. На предприятиях, стройках, в колхозах, совхозах, НИИ и учебных заведениях было создано около 60 тыс. туристских секций, объединивших туристов-спортсменов, занимавшихся пешеходным, лыжным, водным, велосипедным и др. видами спортивного туризма, включенных (с 1949) в Единую всесоюзную спортивную классификацию. Регулярно проводились соревнования (в том числе и всесоюзные) по видам спортивного туризма. При советах по туризму были созданы маршрутно-квалификационные комиссии и контрольно-спасательная служба. Свыше 100 тыс. чел. (1975) имели спортивные разряды и свыше 600- звание мастера спорта СССР по туризму. Нормативы спортивного туризма были включены во Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР». 
В 1971-75 получила дальнейшее развитие сеть детских экскурсионно-туристских станций (ДЭТС), работой которых руководит Центральный ДЭТС министерства просвещения СССР . В 1975 было около 200 ДЭТС, свыше 300 детских туристских баз при них; на базах отдыхало около 1 млн., в экскурсиях участвовало около 8 млн., в самодеятельных походах – свыше 8 млн. школьников[9]. 
   С конца 50-х гг. в условиях ослабления международной напряжённости и развития культурно-экономических контактов между странами резко расширились международные туристские связи СССР. Активизировалась деятельность «Интуриста», создано Бюро международного молодёжного туризма «Спутник» (1958), в ЦСТ образован отдел по международному туризму (1958), в 1964 учреждено Управление по иностранному туризму при Совете Министров СССР, которое в 1969 преобразовано в Главное управление по иностранному туризму (ГУИТ) при Совете Министров СССР. В 70-е гг. укрепилась материальная база иностранного туризма в СССР, расширилась география путешествий. «Интурист» предлагает свои услуги более чем в 100 городах страны, «Спутник» имеет 19 международных молодёжных лагерей. Значительно увеличился обмен между зарубежными и советскими профсоюзными туристскими организациями. Число иностранных туристов в СССР возросло с 2 млн. чел. В 1970 до 3,7 млн. в 1975, более 2 млн. советских граждан в 1975 выезжало за рубеж. По масштабам деятельности «Интурист» вошёл в число 10 ведущих туристских фирм мира, «Спутник» – крупнейшая в мире молодёжная туристская организация. 
По богатству и разнообразию рекреационных ресурсов СССР занимало 1-е место в мире. В стране насчитывалось свыше 450 природных районов, особенно благоприятных для отдыха и санаторного лечения, свыше 500 курортных центров, несколько десятков тысяч экскурсионных объектов. Многие туристские маршруты имели уникальный характер, например транссоюзный железнодорожный круиз: Владивосток – города Сибири – Москва – Ленинград – Рига – Таллин – Вильнюс – Киев – Крым – Кавказ – через Каспийское море (паромом) – столицы республик Средней Азии – Владивосток (путешествие длится 30 дней); авиационный: Москва – Хабаровск – Владивосток – Путятин – Камчатка (Долина гейзеров – вулкан Гремучий – Петропавловск) – Москва; речной: на плотах по р. Белой (Урал); морской: Мурманск – Северный Ледовитый океан – Дудинка (Норильск) – Мурманск; конный – по горному Алтаю[6.56].

   Туристское движение в СССР развивалось в соответствии с государственной политикой в области охраны здоровья народа, носило ярко выраженный социальный характер. Только из фондов государственного социального страхования ежегодно выделялось свыше 1 млрд. руб. на приобретение льготных путёвок и различные дотации учреждениям туризма, отдыха, санаторно-курортного лечения и др. Кроме того, на эти же цели расходовались значительные суммы из общественных фондов предприятий и совхозов. Для путешествия по путёвкам профсоюзных, молодёжных и детских туристских организаций существовали льготные транспортные тарифы. Социальная структура туристского потока (70-е гг.): рабочие промышленных предприятий и служащие – 33%, инженерно-технические работники и творческая интеллигенция – 28%, студенты и учащиеся – 18%, рабочие совхозов, колхозники – 9%, пенсионеры – 4%, прочее – 8%. 
В 1975г 75-80 млн. чел.  Участвовали в длительных и кратковременных самодеятельных путешествиях, походах, самостоятельно выезжали в места организованного отдыха, в пригородные зоны, в др. города с оздоровительными, познавательными, социальными, спортивными и др. целями[5.13]. 
   По совокупным затратам на отдых, связанный с перемещением в место его проведения, население расходовало в год 13-14 млрд. руб., или около 5,5% ко всему фонду потребления товаров и услуг. По показателю затрат туризм занимал одно из первых мест в структуре потребления населением товаров и услуг. 
   Научные исследования в области туризма вели институт географии АН СССР, Центральный и зональные институты курортологии и физиотерапии министерства здравоохранения СССР, Всесоюзная научно-исследовательская лаборатория туризма и экскурсий ЦСТЭ (Москва), Научно-исследовательская лаборатория иностранного туризма и др. организации. Кадры для туристских организаций готовят центральные и зональные туристские курсы ЦСТЭ, институт повышения квалификации специалистов ГУИТ при Совете Министров СССР, специальный факультет в Высшей школе профсоюзного движения ВЦСПС.

   Издавались: ежемесячный иллюстрированный журнал «Турист» (ВЦСПС), регулярно – проспекты «Туристские маршруты» (ЦСТЭ ВЦСПС), для зарубежных туристов – иллюстрированный журнал «Путешествие в СССР» (на русском, английском, французском и немецком языках, издательства Главного управления по иностранному туризму при Совете Министров СССР). Союз советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами издаёт газету «Московские новости» (на английском, французском, испанском, арабском языках) и др. издательство «Физкультура и спорт» и Профиздат ежегодно выпускали книги о путешествиях и брошюры по вопросам туризма, рассчитанные на массового читателя[11]

   Вывод:  Этапы развития туризма в России были обусловлены историческими, экономическими, политическими, культурными аспектами.

Первые путешествия, совершаемые с утилитарными, познавательными, политическими и религиозными целями, сформировали навыки территориальных перемещений, способствовали распространению географических знаний о странах, народах, а также знакомили с достижениями их культуры. Последующие туристские передвижения первоначально носили экскурсионно-познавательный характер: горные восхождения, пешие прогулки, походы, путешествия за границу.

Развитие различных видов туризма: отдых, лечение, деловые поездки, пролетарский туризм, семейный, детский, молодёжный туризм, туризм элитного характера, спортивные путешествия, транспортные туры, экологический туризм и др. Создание туристской инфраструктуры  и материально-технической базы.

   Развитие транспортных средств привело к массовому туризму. Создание различных организаций, обществ, бюро, компаний, клубов, туристских фирм, пропагандирующих туризм и путешествия. 
    Постепенное формирование рынка услуг.

Развитие элитного туризма (для состоятельных слоёв населения) и экскурсионного (рекреационного) для интеллигенции и трудящихся. 
    Повышение качества туристских услуг и обслуживания. 
    Создание административно-правовых норм в туризме[14].



 

 

2  Плановые туристские маршруты  СССР

 

   Туристские путешествия в настоящее время стали одной из наиболее популярных форм отдыха советских граждан. Ежегодно десятки миллионов людей самых разных возрастов отправляются в путь ради того, чтобы увидеть новые края, на автобусах и теплоходах, пешком и на лыжах, в автомобилях и на велосипедах.

   Путешествия в советском туризмоведении принято подразделять на самодеятельные, организуемые силами туристской группы, и плановые, для участия в которых приобретается путевка на определенный маршрут.

   Развитием плановых туристских путешествий занимается Центральный совет по туризму и экскурсиям. Он выпускает путевки на маршруты, имеющие статус всесоюзных. Все остальные маршруты, находящиеся в ведении республиканских, краевых и областных советов по туризму и экскурсиям, относятся к местным[15].

 

2.1 Виды маршрутов по строению  трассы

 

   К туристскому сезону 1985 г. - первого года двенадцатой пятилетки - туристско-экскурсионными организациями профсоюзов было разработано свыше 13 тыс. маршрутов - линейных, кольцевых, радиальных (Туристские маршруты, 1985). Плановые маршруты, начинающиеся в одном городе, а заканчивающиеся в другом, носят названия линейных. Например, всесоюзный автобусный маршрут № 271 «Северокавказский»: начальным пунктом является Махачкала, где туристы находятся 5 дней, затем автобусами их перевозят в Грозный, Орджоникидзе, и заканчивается путешествие в столице Кабардино-Балкарской АССР Нальчике. Для каждого города разработана пятидневная программа, основу которой составляют разнообразные экскурсии как по городам, так и в наиболее интересные долины Северного Кавказа: Цейскую, Черекскую, Баксанскую, Чегемскую и др.

   Если маршрут начинается и заканчивается в одном и том же городе, он на1зывается кольцевым. Огромной популярностью у нас в стране пользуется всесоюзный автобусный маршрут № 401 «Золотое кольцо», проходящий через такие древние русские города, как Владимир, Кострома, Ярославль; начальным и конечным пунктом его является Москва[8.47].

   Значительное число плановых маршрутов относится к радиальным. Туристы весь период отдыха находятся на одной и той ж Туристской базе, в туристской гостинице или пансионате, совершая экскурсии, а также непродолжительные туристские походы, обычно 2-5дневные, с ночевками на туристских приютах.

 

2.2 Всесоюзный туристский маршрут  № 77

 

   77 маршрут — туристский горный маршрут 3 категории сложности. В рекламных проспектах назывался «Горно-Алтайский», № 77и был самым сложным плановым маршрутом в СССР и в то же время культовым пешеходным маршрутом Горного Алтая.

   Он просуществовал 33 года (1956-1989). 77 маршрут начинался и заканчивался в Бийске. Каждые два дня на маршрут выходила группа 10 - 20 человек. На ГАЗ 66 или на «Урале» группа забрасывалась в п. Эдиган. Пешая часть маршрута проходила от п. Эдиган до мыса Кырсай на Телецком озере (210км). После этого группа три дня шла на морских вёсельных ялах по Телецкому озеру до турбазы «Золотое озеро». Продолжительность путевки была 24 дня, а продолжительность маршрута составляла 18 дней. С началом перестройки этот маршрут был закрыт.

   В поселке Эдиган начиналась пешая часть маршрута. За поселком - первая ночевка в пути. Утром туристы отправляются в пеший поход до Телецкого озера. В первый день туристы проходят 17 км и останавливаются на ночлег. На следующий день они преодолевают перевал Таман-Ел, откуда открывается величественная панорама горных хребтов и долин многочисленных рек, теряющихся в ущельях и непроходимой тайге. С перевала тропа ведет в долину реки Тогузколь, в ее верховья и поднимается на перевал Сайгонош. Спуск с перевала довольно крутой. Перейдя вброд реку Малая Сумульта, туристы устраиваются на ночлег. За день группа проходит 26 км. На третий день предстоит преодолеть 3 перевала и пройти еще 26 км. От места ночлега тропа поднимается к верховьям реки Аксаазкан и приводит на перевал Уйменский, откуда видно озеро Уймень в окружении скал. Спуск к озеру крутой. В озере водится хариус. В окрестностях озера, в диких труднодоступных скалах , живут сибирские козероги. Обойдя озеро, туристы выходят к избушке, где устраивают дневку и пополняют запас продовольствия. Далее, минуя перевал Карасаазкан, тропа спускается к реке. В этом месте можно остановиться на ночлег. За день туристы проходят около 15км. Очередной перевал через Сумультинский хребет носит название «Штатив». Это самый высокий перевал, но преодолевается он легко. На склонах хребта лежат вечные снега. Вскоре тропа приводит к границе леса и постепенно уводит в тайгу. За перевалом Самурлу туристы располагаются на ночлег. Пройдено 25 км пути. На следующий день туристы преодолевают еще 16 км. Путь их лежит по типичной тундре. Встречаются карликовые березки, небольшие озерки. Отдохнув, туристы поднимаются на перевал Чакрын через отрог хребта Алтынту. Они вброд переходят реку, преодолевают последний перевал и на левом берегу реки Ачелман устраиваются на ночлег. Пройдено 23 км. Отсюда тропа круто спускается в долину реки Чулышман, туристы подходят к устью реки, где находится приют «Чулышман». Здесь они пополняют запас продовольствия и отправляются в трехдневное плавание на лодках по Телецкому озеру. Телецкое озеро расположено на высоте 436 м над уровнем моря. Максимальная глубина озера 325 м. Вода в озере удивительно прозрачная, но холодная, летом температура воды на поверхности от +14° до +16°. В озеро впадает более 70 рек, Чулышман — наиболее крупная из них. Многие реки образуют живописные водопады. В озере водится телецкий сиг, сибирский хариус, ленок, таймень. Вдоль восточного побережья Телецкого озера до границы с Тувинской АССР раскинулся Алтайский заповедник. Здесь водятся: бурый медведь, снежный барс, лось, марал, кабарга, сибирский козерог, косуля, соболь, барсук, колонок.

   Путешествуя по озеру, туристы осмотрят водопад Корбу, район садоводства на Телецком озере (село Яйлю), сделают остановки на ночлег в устье реки Большая Чили и в заливе Идып.

   На северо - западном берегу озера, в 2 км от истока реки Бии, вытекающей из Телецкого озера, находится турбаза «Золотое Озеро» (п. Артыбаш). Рядом расположено детское отделение - «Медвежонок».

   После отдыха на турбазе туристы едут автобусом до села Озеро Куреево. Дорога идет вдоль правого берега Бии. Из окон автобуса видны пороги реки. Недалеко от Турочака высится отвесная скала, в центре которой, на высоте 40 м, высечен барельеф В. И. Ленина. В приюте «Озеро Куреево» туристы останавливаются на ночлег. В селе можно посетить братскую могилу 11 партизан, убитых белогвардейцами в 1919 г.

   Из села Озеро Куреево начинается заключительный этап путешествия - по реке Бие на скоростном теплоходе «Заря» до города Бийска[13].

 

    1. География туристских маршрутов

 

   Всесоюзные и местные маршруты охватывают всю страну и дают возможность познакомиться и с наиболее интересными городами Советского Союза, и с уникальными, труднодоступными местами, такими, как Камчатка, Курильские острова, Земля Франца-Иосифа и др.

   Важнейшими экскурсионными районами страны являются центральный, включающий в себя Московскую, Ярославскую, Владимирскую, Смоленскую, Калининскую, Калужскую, Рязанскую, Тульскую области, и северо-западный, в который входят Ленинградская, Новгородская и Псковская области. Названия туристско-экскурсионных районов заимствованы у экономической географии. Северо-западный полностью соответствует одноименному экономическому району, центральный туристский несколько меньше Центрального экономического, что связано с концентрацией экскурсионных объектов союзного значения вблизи Москвы.

Десятки миллионов туристов посещают ежегодно эти два района. Только в экскурсиях Московского бюро экскурсий принимают участие около четырех миллионов человек, прибывающих в Москву с путевками на всесоюзные маршруты № 1 «Москва», № 401 «Золотое кольцо», № 402 «По местам боевой славы», № 404 «По городам "Золотого кольца"» и др.

   Стабильный интерес сохраняется к маршрутам северо-западного туристско-экскурсионного района, особенно к таким, как № 194 «Ленинские места Ленинграда и Карельского перешейка», № 196 «По пушкинским местам», № 195 «По древнерусским городам и Ленинграду», в который входит посещение Пскова и Новгорода.

   По количеству маршрутов центральный и северо-западный районы уступают другим регионам Советского Союза, например, таким, как Северный Кавказ или Закавказье, но на каждый маршрут этих важнейших экскурсионных районов, в связи с использованием в них крупнейших туристских комплексов, принимается значительно большее число туристов, чем на маршруты, функционирующие в остальных частях страны. Так, на маршрут № 326 «От Тихого Дона к Черному морю» выпускается в год около 1700 путевок (Всесоюзные туристские маршруты на 1987 год, 1986), в то время как московский туристский комплекс «Измайлово» может одновременно принять 10 тыс. чел.

   Более 50 процентов всесоюзных плановых туристских маршрутов проложено в пяти регионах Советского Союза: на Северном Кавказе (территория северного склона Большого Кавказа), в Закавказье, Карпатах, Крыму и на Черноморском побережье Кавказа. Хорошая обеспеченность туристскими учреждениями (здесь сконцентрирована почти половина туристских баз, кемпингов, туристских гостиниц страны), разнообразие природных условий и богатая история позволяют создавать все новые и новые интересные маршруты оздоровительного и познавательного характера.

С каждым годом география всесоюзных туристских маршрутов расширяется. Уже 18 маршрутов функционируют в Средней Азии и Казахстане. Они проходят через древнейшие города нашей страны Самарканд, Фергану, Хиву, Бухару, столицы Среднеазиатских республик, а два из них дают возможность познакомиться с Тянь-Шаньскими горами. Всесоюзные маршруты открыты также на Алтае, в Красноярском крае и Иркутской области[4.78].

 

2.4 Туристские маршруты с активными  способами передвижения

 

   Среди всесоюзных маршрутов 55 относятся к маршрутам с активными способами передвижения: пешеходные, лыжные, водные (на байдарках, лодках, надувных плотах), велосипедные, конные. Участие в большинстве из них дает право на получение значка «Турист СССР», а после прохождения одного из 9 маршрутов: № 22 «По горному Крыму», № 59 «По реке Белой на плотах» (Южный Урал), № 71 «По Днестровскому каньону на плотах», № 72 «По реке Псел на лодках» (Полтавская область), № 75 «Алтайский южный», № 76 «По Телецкому озеру и алтайской тайге», № 187 «По лесистым Карпатам», № 433 «По Гиссарскому хребту» (турбаза «Маргузорские озера»-турбаза «Искандер- Куль»), № 434 «По Гиссарскому хребту» (турбаза «Искандер-Куль» - турбаза «Маргузорские озера») - участникам при наличии у них значка «Турист СССР» может быть присвоен третий разряд по туризму, так как все вышеперечисленные маршруты относятся к туристским походам первой категории сложности. Всесоюзные маршруты имеют различную продолжительность: от 6 до 22 дней, но в основном - 18-20 дней.

На все большем числе маршрутов планируется прием родителей с детьми. Количество таких маршрутов должно резко возрасти в двенадцатой пятилетке, на что ориентируют «Основные направления экономического и социального развития СССР на 1986-1990 годы и на период до 2000 года». В 1985 г. родители могли отдохнуть с детьми на маршруте , № 413 «Закарпатском» (с детьми от 5 лет), на двадцати маршрутах в Москве, на Черноморском побережье Кавказа, Азовском море, в Прибалтике и других местах (с детьми от 7 лет) и на 29 маршрутах - с детьми от 12 лет.

   К всесоюзным относят и маршруты для автотуристов, организуемые Центральным советом по туризму и экскурсиям. Путевка на них дает право на проживание в туристском кемпинге или гостинице, пользование бесплатной автостоянкой, питание и экскурсионное обслуживание. В 1985 г. функционировало пять таких маршрутов: от Ростова-на-Дону по Военно-Грузинской дороге до Гагры; Смоленск - Киев - Львов- Каролино-Бугаз; Москва - Харьков-Алушта; Новгород - Псков - Пярну; Ростов-на-Дону - Нальчик - Махачкала - Дербент.

Информация о работе Плановые туристские маршруты СССР