Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2015 в 20:41, курсовая работа
Цель данной работы- выяснить как разрабатывались туристские маршруты в советское время.
Для выполнения цели, необходимо решение некоторых задач, таких как:
- изучения организации туризма в СССР;
- рассмотрения плановых маршрутов Советского Союза. [1.25]
Введение………………………………………………………………………….3
1 Организация туризма в СССР ………………………………………………….4
1.1 Туристско-экскурсионная работа в 1917-1930г…………………………..4
1.2 Организационно-централизованный период 1930-1970г.г……………….7
1.3 Административно-нормативный период 1970 1990г.…………………...11
2 Плановые туристские маршруты СССР……………………………………....16
2.1 Виды маршрутов по строению трассы …………………………………...16
2.2 Всесоюзный туристский маршрут №77…………………………………...17
2.3 География туристических маршрутов………………………..…………...19
2.4 Туристические маршруты с активными способами передвижения…….21
2.5 Транспортные путешествия ………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………..28
Список литературы……..……………………………………………………...29
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
КГБОУ СПО «Барнаульский государственный педагогический колледж»
Естественно-географическое отделение
ПЛАНОВЫЕ ТУРИСТСКИЕ МАРШРУТЫ СОВЕТСКОГО ВРЕМЕНИ
(курсовая работа)
Барнаул-2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Организация туризма в СССР ………………………………………………….4
2 Плановые туристские маршруты СССР……………………………………....16
2.1 Виды маршрутов по строению трассы …………………………………...16
Заключение……………………………………………………
Список литературы……..…………………………………………
Введение
Плановый туризм представляет собой любые виды туризма, разрабатываемые и реализуемые организаторами туризма туроператорами. Плановый туризм регулируется государством с помощью законодательных и нормативных актов. Он составляет основу индустрии массового туризма. Начало плановому туризму положил Томас Кук. Именно он в 1849 г. придумал продавать туристские услуги в пакете: перевозку, экскурсии и питание. В значительной степени плановый туризм является главной составляющей деятельности различных коммерческих организаций и предпринимателей. Туризм в ХХв становится важнейшей составляющей социокультурного сервиса и индустрии гостеприимства, В отечественной практике он имел ярко выраженную специфику. За период существования Советского Союза в стране сложилась централизованная система планового туризма, руководство которой осуществлялось Всесоюзным Центральным советом профессиональных союзов (ВЦСПС). Современный российский туризм имеет конкретную начальную дату своей хронологии — 24 апреля 1945 г., день подписания постановления Секретариата ВЦСПС «О восстановлении деятельности туристско-экскурсионного управления ВЦСПС», прекратившейся в период Великой Отечественной войны. За четыре года в стране были уничтожены в результате военных действий или пришли в полную негодность используемые для работы госпиталей туристские базы, с фронтов не вернулось большое число профессиональных работников туристской сферы. Чтобы возродить туризм необходимо было заново создать его материально-техническую базу, подготовить кадры, организовать туристские клубы и секции, издать методическую литературу и сделать многое другое. Все шесть последующих десятилетий шла непрекращающаяся работа по развитию туризма в стране, важнейшего компонента ее социальной среды. В итоге, к началу XXI в. Туризм превратился в мощную хозяйственную отрасль России, обслуживающую миллионы отечественных и зарубежных туристов. Цель данной работы- выяснить как разрабатывались туристские маршруты в советское время. Для выполнения цели, необходимо решение некоторых задач, таких как: - изучения организации туризма в СССР; - рассмотрения плановых маршрутов Советского Союза. [1.25]
|
2 Плановые туристские маршруты СССР
Туристские путешествия в настоящее время стали одной из наиболее популярных форм отдыха советских граждан. Ежегодно десятки миллионов людей самых разных возрастов отправляются в путь ради того, чтобы увидеть новые края, на автобусах и теплоходах, пешком и на лыжах, в автомобилях и на велосипедах.
Путешествия в советском туризмоведении принято подразделять на самодеятельные, организуемые силами туристской группы, и плановые, для участия в которых приобретается путевка на определенный маршрут.
Развитием плановых туристских путешествий занимается Центральный совет по туризму и экскурсиям. Он выпускает путевки на маршруты, имеющие статус всесоюзных. Все остальные маршруты, находящиеся в ведении республиканских, краевых и областных советов по туризму и экскурсиям, относятся к местным[15].
2.1 Виды маршрутов по строению трассы
К туристскому сезону 1985 г. - первого года двенадцатой пятилетки - туристско-экскурсионными организациями профсоюзов было разработано свыше 13 тыс. маршрутов - линейных, кольцевых, радиальных (Туристские маршруты, 1985). Плановые маршруты, начинающиеся в одном городе, а заканчивающиеся в другом, носят названия линейных. Например, всесоюзный автобусный маршрут № 271 «Северокавказский»: начальным пунктом является Махачкала, где туристы находятся 5 дней, затем автобусами их перевозят в Грозный, Орджоникидзе, и заканчивается путешествие в столице Кабардино-Балкарской АССР Нальчике. Для каждого города разработана пятидневная программа, основу которой составляют разнообразные экскурсии как по городам, так и в наиболее интересные долины Северного Кавказа: Цейскую, Черекскую, Баксанскую, Чегемскую и др.
Если маршрут начинается и заканчивается в одном и том же городе, он на1зывается кольцевым. Огромной популярностью у нас в стране пользуется всесоюзный автобусный маршрут № 401 «Золотое кольцо», проходящий через такие древние русские города, как Владимир, Кострома, Ярославль; начальным и конечным пунктом его является Москва[8.47].
Значительное число плановых маршрутов относится к радиальным. Туристы весь период отдыха находятся на одной и той ж Туристской базе, в туристской гостинице или пансионате, совершая экскурсии, а также непродолжительные туристские походы, обычно 2-5дневные, с ночевками на туристских приютах.
2.2 Всесоюзный туристский маршрут № 77
77 маршрут — туристский горный маршрут 3 категории сложности. В рекламных проспектах назывался «Горно-Алтайский», № 77и был самым сложным плановым маршрутом в СССР и в то же время культовым пешеходным маршрутом Горного Алтая.
Он просуществовал 33 года (1956-1989). 77 маршрут начинался и заканчивался в Бийске. Каждые два дня на маршрут выходила группа 10 - 20 человек. На ГАЗ 66 или на «Урале» группа забрасывалась в п. Эдиган. Пешая часть маршрута проходила от п. Эдиган до мыса Кырсай на Телецком озере (210км). После этого группа три дня шла на морских вёсельных ялах по Телецкому озеру до турбазы «Золотое озеро». Продолжительность путевки была 24 дня, а продолжительность маршрута составляла 18 дней. С началом перестройки этот маршрут был закрыт.
В поселке Эдиган начиналась пешая часть маршрута. За поселком - первая ночевка в пути. Утром туристы отправляются в пеший поход до Телецкого озера. В первый день туристы проходят 17 км и останавливаются на ночлег. На следующий день они преодолевают перевал Таман-Ел, откуда открывается величественная панорама горных хребтов и долин многочисленных рек, теряющихся в ущельях и непроходимой тайге. С перевала тропа ведет в долину реки Тогузколь, в ее верховья и поднимается на перевал Сайгонош. Спуск с перевала довольно крутой. Перейдя вброд реку Малая Сумульта, туристы устраиваются на ночлег. За день группа проходит 26 км. На третий день предстоит преодолеть 3 перевала и пройти еще 26 км. От места ночлега тропа поднимается к верховьям реки Аксаазкан и приводит на перевал Уйменский, откуда видно озеро Уймень в окружении скал. Спуск к озеру крутой. В озере водится хариус. В окрестностях озера, в диких труднодоступных скалах , живут сибирские козероги. Обойдя озеро, туристы выходят к избушке, где устраивают дневку и пополняют запас продовольствия. Далее, минуя перевал Карасаазкан, тропа спускается к реке. В этом месте можно остановиться на ночлег. За день туристы проходят около 15км. Очередной перевал через Сумультинский хребет носит название «Штатив». Это самый высокий перевал, но преодолевается он легко. На склонах хребта лежат вечные снега. Вскоре тропа приводит к границе леса и постепенно уводит в тайгу. За перевалом Самурлу туристы располагаются на ночлег. Пройдено 25 км пути. На следующий день туристы преодолевают еще 16 км. Путь их лежит по типичной тундре. Встречаются карликовые березки, небольшие озерки. Отдохнув, туристы поднимаются на перевал Чакрын через отрог хребта Алтынту. Они вброд переходят реку, преодолевают последний перевал и на левом берегу реки Ачелман устраиваются на ночлег. Пройдено 23 км. Отсюда тропа круто спускается в долину реки Чулышман, туристы подходят к устью реки, где находится приют «Чулышман». Здесь они пополняют запас продовольствия и отправляются в трехдневное плавание на лодках по Телецкому озеру. Телецкое озеро расположено на высоте 436 м над уровнем моря. Максимальная глубина озера 325 м. Вода в озере удивительно прозрачная, но холодная, летом температура воды на поверхности от +14° до +16°. В озеро впадает более 70 рек, Чулышман — наиболее крупная из них. Многие реки образуют живописные водопады. В озере водится телецкий сиг, сибирский хариус, ленок, таймень. Вдоль восточного побережья Телецкого озера до границы с Тувинской АССР раскинулся Алтайский заповедник. Здесь водятся: бурый медведь, снежный барс, лось, марал, кабарга, сибирский козерог, косуля, соболь, барсук, колонок.
Путешествуя по озеру, туристы осмотрят водопад Корбу, район садоводства на Телецком озере (село Яйлю), сделают остановки на ночлег в устье реки Большая Чили и в заливе Идып.
На северо - западном берегу озера, в 2 км от истока реки Бии, вытекающей из Телецкого озера, находится турбаза «Золотое Озеро» (п. Артыбаш). Рядом расположено детское отделение - «Медвежонок».
После отдыха на турбазе туристы едут автобусом до села Озеро Куреево. Дорога идет вдоль правого берега Бии. Из окон автобуса видны пороги реки. Недалеко от Турочака высится отвесная скала, в центре которой, на высоте 40 м, высечен барельеф В. И. Ленина. В приюте «Озеро Куреево» туристы останавливаются на ночлег. В селе можно посетить братскую могилу 11 партизан, убитых белогвардейцами в 1919 г.
Из села Озеро Куреево начинается заключительный этап путешествия - по реке Бие на скоростном теплоходе «Заря» до города Бийска[13].
Всесоюзные и местные маршруты охватывают всю страну и дают возможность познакомиться и с наиболее интересными городами Советского Союза, и с уникальными, труднодоступными местами, такими, как Камчатка, Курильские острова, Земля Франца-Иосифа и др.
Важнейшими экскурсионными районами страны являются центральный, включающий в себя Московскую, Ярославскую, Владимирскую, Смоленскую, Калининскую, Калужскую, Рязанскую, Тульскую области, и северо-западный, в который входят Ленинградская, Новгородская и Псковская области. Названия туристско-экскурсионных районов заимствованы у экономической географии. Северо-западный полностью соответствует одноименному экономическому району, центральный туристский несколько меньше Центрального экономического, что связано с концентрацией экскурсионных объектов союзного значения вблизи Москвы.
Десятки миллионов туристов посещают ежегодно эти два района. Только в экскурсиях Московского бюро экскурсий принимают участие около четырех миллионов человек, прибывающих в Москву с путевками на всесоюзные маршруты № 1 «Москва», № 401 «Золотое кольцо», № 402 «По местам боевой славы», № 404 «По городам "Золотого кольца"» и др.
Стабильный интерес сохраняется к маршрутам северо-западного туристско-экскурсионного района, особенно к таким, как № 194 «Ленинские места Ленинграда и Карельского перешейка», № 196 «По пушкинским местам», № 195 «По древнерусским городам и Ленинграду», в который входит посещение Пскова и Новгорода.
По количеству маршрутов центральный и северо-западный районы уступают другим регионам Советского Союза, например, таким, как Северный Кавказ или Закавказье, но на каждый маршрут этих важнейших экскурсионных районов, в связи с использованием в них крупнейших туристских комплексов, принимается значительно большее число туристов, чем на маршруты, функционирующие в остальных частях страны. Так, на маршрут № 326 «От Тихого Дона к Черному морю» выпускается в год около 1700 путевок (Всесоюзные туристские маршруты на 1987 год, 1986), в то время как московский туристский комплекс «Измайлово» может одновременно принять 10 тыс. чел.
Более 50 процентов всесоюзных плановых туристских маршрутов проложено в пяти регионах Советского Союза: на Северном Кавказе (территория северного склона Большого Кавказа), в Закавказье, Карпатах, Крыму и на Черноморском побережье Кавказа. Хорошая обеспеченность туристскими учреждениями (здесь сконцентрирована почти половина туристских баз, кемпингов, туристских гостиниц страны), разнообразие природных условий и богатая история позволяют создавать все новые и новые интересные маршруты оздоровительного и познавательного характера.
С каждым годом география всесоюзных туристских маршрутов расширяется. Уже 18 маршрутов функционируют в Средней Азии и Казахстане. Они проходят через древнейшие города нашей страны Самарканд, Фергану, Хиву, Бухару, столицы Среднеазиатских республик, а два из них дают возможность познакомиться с Тянь-Шаньскими горами. Всесоюзные маршруты открыты также на Алтае, в Красноярском крае и Иркутской области[4.78].
2.4 Туристские маршруты с
Среди всесоюзных маршрутов 55 относятся к маршрутам с активными способами передвижения: пешеходные, лыжные, водные (на байдарках, лодках, надувных плотах), велосипедные, конные. Участие в большинстве из них дает право на получение значка «Турист СССР», а после прохождения одного из 9 маршрутов: № 22 «По горному Крыму», № 59 «По реке Белой на плотах» (Южный Урал), № 71 «По Днестровскому каньону на плотах», № 72 «По реке Псел на лодках» (Полтавская область), № 75 «Алтайский южный», № 76 «По Телецкому озеру и алтайской тайге», № 187 «По лесистым Карпатам», № 433 «По Гиссарскому хребту» (турбаза «Маргузорские озера»-турбаза «Искандер- Куль»), № 434 «По Гиссарскому хребту» (турбаза «Искандер-Куль» - турбаза «Маргузорские озера») - участникам при наличии у них значка «Турист СССР» может быть присвоен третий разряд по туризму, так как все вышеперечисленные маршруты относятся к туристским походам первой категории сложности. Всесоюзные маршруты имеют различную продолжительность: от 6 до 22 дней, но в основном - 18-20 дней.
На все большем числе маршрутов планируется прием родителей с детьми. Количество таких маршрутов должно резко возрасти в двенадцатой пятилетке, на что ориентируют «Основные направления экономического и социального развития СССР на 1986-1990 годы и на период до 2000 года». В 1985 г. родители могли отдохнуть с детьми на маршруте , № 413 «Закарпатском» (с детьми от 5 лет), на двадцати маршрутах в Москве, на Черноморском побережье Кавказа, Азовском море, в Прибалтике и других местах (с детьми от 7 лет) и на 29 маршрутах - с детьми от 12 лет.
К всесоюзным относят и маршруты для автотуристов, организуемые Центральным советом по туризму и экскурсиям. Путевка на них дает право на проживание в туристском кемпинге или гостинице, пользование бесплатной автостоянкой, питание и экскурсионное обслуживание. В 1985 г. функционировало пять таких маршрутов: от Ростова-на-Дону по Военно-Грузинской дороге до Гагры; Смоленск - Киев - Львов- Каролино-Бугаз; Москва - Харьков-Алушта; Новгород - Псков - Пярну; Ростов-на-Дону - Нальчик - Махачкала - Дербент.