Показ экскурсионных объектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 15:17, контрольная работа

Краткое описание

Выбирая месторасположение группы, нужно найти наиболее благоприятную точку, откуда объект зрительно воспринимается наиболее ярко и убедительно. При этом следует учитывать, что некоторые объекты требуют показа с двух или нескольких точек, которые нужно предварительно наметить. Вместе с тем при выборе месторасположения группы экскурсовод должен обеспечить безопасность и удобство экскурсантов. Это место должно быть достаточно удалено от проезжей части дорог, надежно защищено от движения транспорта и потока пешеходов, находиться в стороне от опасных зон строительных и реставрационных работ.

Вложенные файлы: 1 файл

к.р. показ в экскурсии ,виды показа.doc

— 53.50 Кб (Скачать файл)

Показ экскурсионных  объектов

Выбор месторасположения  экскурсионной группы

Выбирая месторасположение  группы, нужно найти наиболее благоприятную  точку, откуда объект зрительно воспринимается наиболее ярко и убедительно. При  этом следует учитывать, что некоторые объекты требуют показа с двух или нескольких точек, которые нужно предварительно наметить.

Вместе с тем при  выборе месторасположения группы экскурсовод  должен обеспечить безопасность и удобство экскурсантов.

Это место должно быть достаточно удалено от проезжей части дорог, надежно защищено от движения транспорта и потока пешеходов, находиться в стороне от опасных зон строительных и реставрационных работ.

Нужно внимательно следить  за дорожно-указательными знаками  и предупреждающими надписями и  следовать их требованиям. Экскурсоводу следует позаботиться о том, чтобы ничто не отвлекало внимания экскурсантов от экскурсии, не мешало им. Нужно стремиться найти естественную или искусственную защиту от яркого солнца, дождя, ветра, изолировать группу от шума.

В практике нередко случается, что у одного и того же экскурсионного объекта располагается несколько групп. В таком случае следует ставить свою группу на некотором отдалении от других групп, чтобы не мешать другим экскурсоводам.

Расстановка экскурсионной  группы

Выбрав место для  показа объекта, нужно правильно  расставить экскурсантов. Важно проследить за тем, чтобы всем экскурсантам был  хорошо виден как объект, так и  экскурсовод. Наиболее удобным является расположение группы полукольцом. Экскурсовод  занимает место с краю и стоит в полуоборот к экскурсантам. Такая позиция позволяет, с одной стороны, самому видеть экскурсионный объект, а с другой - держать в поле зрения группу.

Постоянное наблюдение за реакцией экскурсантов - важное условие  эффективной работы экскурсовода. Организуя расстановку группы, следует обращать внимание на то, чтобы всем экскурсантам было хорошо видно и слышно.

При выборе месторасположения  группы следует учитывать особенности  зрительного восприятия. Экскурсионный  объект, как правило, многоплановый, поэтому имеет несколько выгодных для осмотра точек. Для экскурсовода особенно важно предварительно найти точки осмотра и ракурсы, умело использовать их в экскурсии. Следует помнить, что объекты воспринимаются по-разному в зависимости от удаления, то есть различного угла зрения.

Например, при угле зрения в 45 градусов (на расстоянии примерно две-две  с половиной высоты) воспринимается лучше всего весь объект в целом. Под углом зрения 18 градусов (на значительном удалении) объект воспринимается вместе с окружением. При этом нужно учитывать известное в психологии правило, согласно которому предельное число воспринимаемых одновременно объектов в зависимости от индивидуальности восприятия составляет от 5 до 9.

Все эти положения  относятся и к восприятию произведений архитектуры, которые чаще всего выступают в качестве объектов экскурсии. При этом нужно обращать внимание на положение объекта по отношению к экскурсантам - ракурс. Рассматривая здание с близких точек, экскурсант хорошо воспринимает его детали, но верхние части видит в перспективном сокращении. Вместе с тем он четко воспринимает и расстояние от этих частей и, таким образом, может с достаточной полнотой определить действительную высоту и размеры сооружения.

Сбоку экскурсанты видят  длину фасада сокращенной, а высоту зданий относительно правильной. Тем самым пропорции фасада кажутся иными. Также при оценке на глаз окружающего рельефа обычно он воспринимается более значительным и ярко выраженным, чем он есть в действительности.

При выборе места показа следует учитывать характер освещенности объекта, особенности его расположения, окружающую застройку. Например, на фоне восходящего или заходящего солнца здание утрачивает объемность и краски; смотрится силуэтно.

Целесообразно выбирать место показа таким образом, чтобы здание или сооружение не проецировалось на соседнюю застройку и легко было бы зрительно выявить их связь с ландшафтом, архитектурным окружением.

Выход экскурсантов из автобуса

Среди экскурсоводов  нередко можно встретить резко  противоположные точки зрения на использование автобуса в экскурсиях. Одни считают, что переезд на автобусе - лишь доставка экскурсантов к нужному объекту. Другие смотрят на автобус как на передвижную аудиторию, возможности которой позволяют экскурсантам даже не выходить на улицу при осмотре объектов.

Истина, видимо, лежит  в данном случае где-то посередине. В этом легко убедиться при  внимательном изучении практики работы опытных экскурсоводов.

Естественно, что выход  экскурсантов из автобуса создает лучшие условия осмотра объекта в целом и деталях, его окружения, позволяет применить методический прием движения, Предоставляет возможность произвольного выбора и сопоставления различных точек осмотра объекта, наконец, наиболее удобно сфотографировать его. Следует помнить, что выход из автобуса служит также отдыхом от длительной поездки.

Вместе с тем частые выходы экскурсантов излишне утомляют их. Решая вопрос о выходе экскурсантов из автобуса, нужно учитывать тему экскурсии, значение объекта, условия  Погоды (мороз, дождь и т. п.), возраст и состояние здоровья экскурсантов.

Экскурсоводы совместно  с методистами должны определить места обязательного выхода экскурсантов из автобуса. В трехчасовой экскурсии  по городу обычно предусматриваются 4-7 выходов. При этом следует всегда иметь в виду, что, лишая экскурсанта возможности выйти из автобуса, мы обедняем его впечатления от экскурсионного объекта.

Экскурсовод выходит  из автобуса первым, а при посадке  входит в него последним и проверяет, нет ли отставших экскурсантов.

Последовательность  показа объектов экскурсии

Показ должен быть целенаправленным, а следовательно, выборочным.

Последовательность показа объектов означает соответствие логике изложения материала, выделение  основных объектов, увязку новых со старыми, углубление представления  экскурсантов о них.

Последовательность показа объектов учитывает правила перехода от известного к неизвестному, от близкого к далекому, а также особенности  зрительного восприятия. Обычно показ  строится на переходе от общего к частному. Показ в экскурсии следует начинать с предварительного обзора, в ходе которого показывается весь комплекс или отдельный объект в целом, а затем приступают к анализу с выявлением характерных черт экскурсионного объекта.

Необходимо помнить, что внимание экскурсантов не может долго задерживаться на одном неподвижном объекте. Из психологии известно, что наше внимание чрезвычайно динамично, подвижно.

При выборе очередности показа объектов принимается во внимание их эмоциональное  воздействие на экскурсантов. Вначале  характеризуют объект, который производит наиболее сильное впечатление (в том случае, когда этот объект не связан с темой, следует дать о нем экскурсантам справку, а затем перейти к основному объекту, на котором излагается экскурсионный материал).

В том случае, когда показывается панорама города, крупный ансамбль, после предварительного обзора полезно определить ядро, основные оси композиции, указать передний и боковые планы, а затем охарактеризовать отдельные объекты.

 

 

 

Средства показа объекта

Показ объектов в экскурсии должен быть конкретным. Экскурсанты ориентируются на объект экскурсоводом при помощи словесного описания и жеста.

В описании-характеристике объекта - указываются его размеры, форма, цвет, особенности расположения, соседние предметы, ориентиры и т. д.

Жесты должны быть прежде всего выразительны и скупы. Показ  начинается обычно с жеста экскурсовода, направленного на объект, указывает  его расположение, подчеркивает особенности  объекта, его динамичность.

Жест сопровождает рассказ  и отражает личное отношение экскурсовода к сообщаемому факту. Он может сделать изложение более эмоциональным, помогает увлечь экскурсантов рассказом.

Успех в жестикуляции требует соблюдения ряда правил. Жесты  должны соответствовать содержанию, темпу рассказа и движения (при  показе из автобуса или другого вида транспорта). Следует прибегать к жесту лишь по мере ощущения потребности в нем.

Следует помнить, что  жест не должен отставать от подкрепляемого им слова. Необходимо разнообразить  жесты, технически обрабатывать, шлифовать. Жест - это символ, и он удачнее, когда отточен и по-своему скуп. Не надо бить на внешний эффект. Жестикуляция не должна быть непрерывной. Непрерывные жесты отвлекают экскурсантов, не дают им сосредоточиться.

Приемы экскурсионного показа

В экскурсионной методике разработаны разнообразные приемы показа. Однако в экскурсии, как правило, он слит с рассказом и в "чистом" виде применяется редко. Наиболее употребителен так называемый прием предварительного осмотра. Он имеет целью дать экскурсантам возможность ориентироваться в пространстве, воспринимать экскурсионный объект в его историческом и природном окружении.

Предварительный осмотр может осуществляться и без сопровождения  рассказом экскурсовода (пауза). Он помогает экскурсантам остаться как  бы наедине с памятником искусства или природой, самостоятельно оценить их, всмотреться в них.

Предварительный осмотр основывается на наблюдении экскурсантов, которых следует умело направлять, помогая им осознать существенные свойства и признаки экскурсионного объекта.

 

Прием экскурсионного анализа

Показ лежит в основе анализа экскурсионных объектов. Тип анализа определяется темой  и целью экскурсии, характером объекта, его связью с определенной отраслью науки.

Различают анализ искусствоведческий, исторический, естественнонаучный. Каждый из них имеет различные соотношения показа и рассказа, иную последовательность, свои способы и приемы выявления существенных черт экскурсионного объекта.

Искусствоведческий анализ имеет целью выявление идеи произведения искусства, его художественного образа, объяснение средств и приемов, с помощью которых он достигнут.

Приемы искусствоведческого  анализа зависят от видов искусства (например, выявление объемно-пространственной композиции и архитектоники в  архитектуре, рисунка и графики - в живописи, пластичности - в скульптуре и т. д.).

Анализ этого типа лежит в основе экскурсий с  показом произведений искусства, но может применяться и в других тематических экскурсиях, а также  в многоплановых экскурсиях (обзорных).

Исторический анализ выявляет в экскурсионном объекте черты, типичные для определенной эпохи, освещает его связь с историческими событиями. В основе исторического анализа лежит хронологический принцип.

Естественнонаучный анализ имеет задачей выявление существенных свойств экскурсионного объекта  путем применения методов различных наук. Многообразие этих наук определяет обилие форм естественнонаучного анализа.

Любой вид анализа, как  бы "расчленяя" объект, выявляет его  сущность, помогает увидеть его в  новом свете, обогащает наши знания. "Чем больше знает человек, - писал Константин Паустовский, - тем сильнее он видит поэзию земли там, где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями".

Первой ступенью экскурсионного анализа является выделение экскурсионного объекта из окружающей среды. Второй и основной ступенью является установление связей объекта с идейным содержанием экскурсии.

Анализ объекта - одно из самых действенных средств  экскурсовода, с помощью которых  он прививает экскурсантам умение более  зорко видеть и глубоко воспринимать окружающий мир.

 

 

Особенности показа объектов по ходу движения автобуса

Важное значение имеет  предварительная подготовка экскурсантов к осмотру в том случае, когда  объекты показываются по ходу движения автобуса или другого вида транспорта. Рассказ о них следует начинать с опережением, до появления объекта в поле зрения экскурсантов. Особенно важно точно ориентировать экскурсантов на объект, заранее указать, где и в каком окружении расположен, и точно показать его.

Показ в движении не может  быть детальным. Поэтому внимание экскурсантов следует обратить только на главные, наиболее существенные черты экскурсионных объектов. Показ должен определять темп движения экскурсионного транспорта. Для этого экскурсоводу нужно установить постоянный контакт с водителем автобуса, чтобы в нужных местах он успевал замедлить движение. Лучше всего поставить в известность водителя об этих участках пути заранее, перед началом экскурсии, когда экскурсовод сообщает ему маршрут и объекты, у которых предусмотрены остановки.

Показ наглядных пособий

Особым приемом показа является использование наглядных  пособий, то есть предметов и изображений, которые дополняют зрительный ряд  экскурсионных объектов и иллюстрируют излагаемый материал.

В отличие от основного  экскурсионного объекта, на котором обычно развивается определенная экскурсионная тема, наглядное пособие играет вспомогательную роль, иллюстрируя ту или иную конкретную мысль.

Наглядные пособия классифицируются на две группы: натуральные и изобразительные, последние, в свою очередь, подразделяются по способам изображения на образные и схематическо-условные и по видам - на плоскостные, объемные, статичные и динамичные.

Большое место наглядные  пособия занимают в тех экскурсиях, где широко применяется метод  воссоздания эпохи, события, исторической обстановки и т. д., то есть в экскурсиях на историко-революционные, исторические, литературные, театральные, музыкальные темы.

Информация о работе Показ экскурсионных объектов