Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 21:09, курсовая работа
Польша, расположенная в самом центре Европы, во все времена влекла к себе путешественников. Небольшая по размерам, но хранящая множество тайн и преданий старины, она являет собой сочетание сразу множества культур, в то или иное время бытовавших на территории государства. Удивительные традиции и добрый нрав польского народа лишь украшает поездку, вне зависимости от того, какая именно область страны будет указана в туристическом маршруте.
Введение ......................................................................................................
3-5
РАЗДЕЛ 1 ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ, ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В ПОЛЬШЕ .................................................................................................
6-14
1.1. Географическое положение Польши...................................................
6
1.2. Территория страны. Ее характеристики .................................................
6-7
1.3. Природа страны ........................................................................................
7-10
1.4. Народонаселение страны .........................................................................
10-11
1.5. Политические условия развития туризма ..............................................
11-12
1.6. Экономика и инфраструктура страны ....................................................
12-14
РАЗДЕЛ 2 КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В ПОЛЬШЕ .............................................................................
15-23
2.1. История Польши ....................................................................................
15-17
2.2. Культура Польши ……………………………………..........................
17-23
РАЗДЕЛ 3 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА ПОЛЬШИ ……………………………………
24-31
3.1. Статистика внутреннего и международного туризма ………………..
24-26
3.2. Характеристика видов туризма за мотивацией и основных туристских центров .........................................................................................
27-31
ВЫВОДЫ .........................................................................................................
32-35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ....................
Начиная со средневековья, в результате тесных контактов с немецкими государствами, многие польские слова были заимствованы из немецкого языка. Например, szlachta (от немецкого Geschlecht – род), rachunek (Rechnung – счёт), ratusz (Rathaus – ратуша),
Многие слова пришли из других славянских языков. Например, hańba и brama – из чешского языка. С 1945 года, в результате распространения массового образования и массовой миграции, польский язык становится более однородным Также в послевоенное время произошли некоторые изменения в произношении некоторых звуков. Например, ł из твёрдого [л] превратилось в звук вроде белорусского [ў], а ę в конце слов стало произноситься с ослабленным резонансом и в речи многих поляков звучит как чистое e.
Религия. Господствующая религиозная организация Римско-Католическая Церковь (христианство в Польше принято в качестве государственной религии в 966г. от Рима.).
Государство поддерживает Церковь: Польша единственная страна в Европе, где Церковь фактически не является отделенной от государства и школы. Польское законодательство обязывает государственное и частное радио и телевидение включать в свои программы католические "библейские передачи".
В польских школах существует предмет "Религия". Его преподают с первого по последний класс. Незадолго до окончания начальной школы ( 6-й класс) сдается экзамен, который принимает священник. Важное значение в жизни польского католика имеет церковный брак (а брак гражданский считается лишь формальностью и заключается за несколько дней до церковного).
Второй по численности является Польская Автокефальная Православная Церковь (ПАПЦ), насчитывающая 554860 приверженцев (1998 г.) [17].
Искусство как компонент культуры. Польша – удивительная страна, которая прославилась своей самобытной культурой.
Еще в эпоху Ренессанса в Польше культурным центром считался Краков. В восточных землях государства (литовских, белорусских и украинских) среди православного населения господствовал церковнославянский тип культуры, вступавший на этой территории в интенсивный политический и культурный диалог с католической («римской») культурой. Способствовало децентрализации культурной жизни. Гуманизм и Ренессанс как художественный стиль пришелся впору польскому менталитету. Принцип шляхетской демократии, «можновладства», выборности короля, положенный в основу польской государственности, подчеркивал значение человеческой личности. Отсюда повышенный интерес польской культуры к символике власти. Пышные и торжественные церемониалы при дворах короля и магнатов и развитие портретного искусства, включая многочисленные литературные биографии и автобиографии, стали выражением специфики человеческой личности в польской культуре. Скорбность в польской ренессансной культуре проявилась лишь в жанре надгробий, чрезвычайно распространенном. Культ смерти, в целом присущий католической культуре, в польских надгробиях сочетался с подчеркнутой социальной репрезентацией покойного, с личностным началом (портретность) и христианским оптимизмом. В фигурах покойных нет никакого трагического пафоса или отчаяния, нет холода смерти и натурализма физиологии разложения, нет символики противостояния мира бренного и мира вечного. Фигуры изображают людей, в каком-то полусне облокотившихся на руку, как бы временно отдыхающих в ожидании трубы архангела, возвещающей воскресение мертвых. Поэтому не отчаянием и скорбью по преходящей жизни, а спокойным ожиданием радости вечной веет от польских надгробий, в основу которых положена схема, созданная для надгробия Сигизмунда I. Исторически культура Польши в эпоху Возрождения прошла путь освобождения от готических средневековых черт во второй половине XV – начале XVI в. к расцвету чисто ренессансных форм в середине XVI – начале XVII в. Итальянский импульс привел к быстрому расцвету литературы, политической мысли и архитектуры, успешно совмещавших в себе европейское и специфически польское. Польша сделала большой вклад в мировую литературную культуру. Одним из главных вкладов культуры Польши в мировую культуру была ее литература. Одним из первых авторов, который использовал в написании исключительно польский язык, Николай Рэй (1505-69), который писал и стихи, и прозу. Наиболее известными были поэты Джулиан Тувим и Казимир Верзинский и романисты Мария Дабровска, Ярослав Ивашкевич и Ян Парандовский [11].
Традиции. Поляки считаются народом, любящим праздники, соблюдающим традиции, поддерживающим давние обычаи. Старинные обряды, особенно те, которые восходят еще к языческим временам, давно утратили свой магический характер, став красочным реликтом прошлого и элементом игры. Связь с традициями сильнее всего чувствуется во время празднования церковных праздников - Рождества, Воскресения Христова, праздника Тела Господня, во время которого организуются шествия, или Дня Всех Святых. Большой популярностью пользуются массовые паломничества к местам религиозного культа. Среди святых для католиков мест, прежде всего, надо назвать ченстоховский монастырь на Ясна-Гуре; для евреев таким местом является могила цадика в Лежайске, а для православных - Грабарка. В календаре государственных праздников самое важное место занимает годовщина обретения Польшей независимости в 1918 г., которая отмечается 11 ноября, а также годовщина принятия в 1791 г. первой польской конституции, которая отмечается 3 мая. В эти дни, которые по закону считаются выходными, организуются торжественные мероприятия, концерты и народные гуляния. В Польше отмечаются также праздники, имеющие несколько иной характер. Среди них – Международный Женский день (8 марта), сегодня значительно менее популярный, чем в те годы, когда Польша была социалистической Польской Народной Республикой; День Матери (26 мая), День Бабушки (21 января), День Ребенка (совпадающий с Международным днем защиты детей – 1 июня), когда устраиваются различные увеселительные мероприятия для самых маленьких.
В ряду любимых и культивируемых в Польше обычаев стоит назвать Анджейки – день святого Анджея, в который празднуют именины все носящие имя Анджей. Это последнее развлечение накануне рождественского поста, связанное не только с обильным застольем, но также с гаданиями по поводу наступающего года. Самым распространенным является гадание на воске: горящую свечу держат над миской с холодной водой, воск капает в воду, а по очертаниям застывших капель предсказывают будущее.
Праздником, который в польской традиции занимает очень важное место, является Рождество. Особая атмосфера царит в канун Рождества – Сочельник (в Польше он называется Вигилия). С этим днем связано больше всего обрядов, обычаев и верований. Сочельник – самый семейный польский праздник. Большую роль в создании праздничной атмосферы играет оформление дома или квартиры. Главным украшением становится нарядная елка, без которой трудно представить праздник Рождества. В некоторых домах принялся также обычай класть под скатерть деньги, а после ужина в Сочельник – класть в кошелек рыбьи чешуйки или кости. Всё это должно обеспечить семье богатство и благополучие в наступающем году. На стол обязательно ставят дополнительный прибор для случайного гостя или одинокого путника, если таковой заглянет на огонек. Пустая тарелка – это также память о близких, которых уже нет с нами.
Польский ужин, называемый также вечерей, состоит исключительно из постных блюд. Традиция диктует, что кушаний на столе должно быть ровно 12, по числу месяцев в году, или по другой версии – по числу апостолов [19].
Последний четверг карнавала, так называемый "жирный четверг" – это день, в котором главенствуют сладости: пончики из дрожжевого теста с джемом и печенье "хворост".
Карнавал заканчивается бурным весельем со вторника на "пепельную" среду, так называемым "селедочником". На ужин подается, главным образом по-разному приготовленная сельдь как напоминание о грядущем посте.
Польская кухня представляет собой синтез европейской (колбасы и свинина) и славянской кухонь (каши и пироги), вместе с тем в ней чувствуется дыхание Азии (в колдунах и голубцах). Такая ситуация определена самой польской историей, когда западнославянский народ посредством принятия католицизма вошел в состав средневековой Европы, а затем, после присоединения Великого Княжества Литовского, соприкоснулся с Азией. Польская кухня оригинальна своими супами [16].
РАЗДЕЛ 3 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА ПОЛЬШЕ
3.1. Статистика внутреннего и международного туризма
Долгие годы (начиная со второй половины 50-х гг. ХХ в.) страны Центральной и Восточной Европы были замкнуты на туристском рынке стран социалистического лагеря. Эта "замкнутость" определенным образом сказывалась на объемах туристических потоков, на их географии, на инфраструктуре и индустрии туризма.
Переход в начале 90-х г. ХХ в. Польши на рыночную систему хозяйствования потребовал структурных изменений не только туристской отрасли этой страны, но и всей туристической политики, ее идеологии. В аналогичной ситуации в рассматриваемый период оказались и страны Содружества Независимых Государств, включая и Украину.
Вот почему особый интерес сегодня представляют процесс реформирования туристских комплексов Польши и сама концепция развития туризма в этой стране в первой половине ХХ в.
После распада социалистической системы Польша как и другие страны Центральной и Восточной Европы столкнулась с проблемой низкой конкурентоспособности национального туристского продукта на европейском туристском рынке. Качество же турпродукта, предлагаемого изысканному западноевропейскому туристу, не могло соответствовать уже устоявшимся в странах ЕС стандартам вследствие крайне слабой материально-технической базы. Отсталость же последней напрямую была связана с той формой хозяйствования, которая существовала в конце 80-х гг. в этой стране.
Если анализировать цифровые показатели по числу посетителей стран Центральной и Восточной Европы в период с 1991 по 1993г., то они подтверждают наш вывод. Исключение составляет Польша. Польский туристский "бум" этого периода (в 1990г. в Польшу прибыло 3 млн.. 400 тыс. туристов, в 1992г. – 16 млн.. 200 тыс. чел., в 1993г. – 17 млн.. туристов) можно рассматривать как сознательное стимулирование (в силу сложной экономической ситуации) так называемого "шопингового туризма". Основными странами – поставщиками таких "туристов" являлись Беларусь, Россия, Украина, некоторые страны Балтии. Понятно, что такой вид туризма не мог претендовать на евростандарты в обслуживании.
В целом же изложенные выше причины кризисного состояния туристского комплекса в первой половине 90-х гг. ХХ в. были почти идентичными для всех государств Центральной и Восточной Европы (аналогичное положение наблюдалось и в туркомплексе на постсоветском пространстве).
Осознав то положение, в котором оказался международный туризм в Польше и, понимая, какую экономикосоставляющую роль может сыграть туризм в жизни страны, Польша предприняла действенные шаги по реформированию национального туристского комплекса.
В настоящее время рынок туристских услуг в Польше является свободным и функционирует в условиях конкуренции. Как правило, государство не вмешивается напрямую в деятельность субъектов туристского бизнеса, а регулирует ее за счет налогов на обслуживание туристов и конкретно произведенные услуги.
Закон "О польской туристской организации", вступивший в силу 1 января 2001 г., значительно изменил существующую модель управления туризмом в Польше. Главное новшество состоит в разделении политико-стратегических и административно-оперативных функций.
Главный орган государственного управления по вопросам туризма (Департамент туризма Министерства экономики Республики Польша) занимается формированием общей экономической стратегии Польши в области туризма, а за продвижение туристского продукта в стране и за рубежом отвечает Польская туристская организация.
Стратегией развития туризма Польши на 2001-2006 гг. определено, что правительство будет поддерживать развитие и увеличение конкурентоспособности, рентабельности и доступности национального туристского продукта. Приоритетными задачами являются:
— развитие туристской инфраструктуры и услуг, обогащающих предложение туризма в сельской местности и на охраняемых территориях, активизирующих туризм в сельской местности;
— поддержка предприятий, способствующих увеличению привлекательности польских городов в качестве мест проведения ярмарок, конференций, конгрессов и деловых встреч, а также предприятий, чья деятельность направлена на рост экономической рентабельности городской инфраструктуры;
— расширение культурных,
спортивных и других мероприятий, объектов
и маршрутов культурного
— развитие туристской инфраструктуры, обеспечивающей рост количества мест отдыха и доходов местного населения;
— развитие туристской инфраструктуры в приграничных регионах, особенно северо-восточных, а также расположенных вдоль транзитных трасс.
Проводимая Польшей работа по реформированию туристского сектора национальной экономики дает свои положительные результаты. Так, например, количество иностранных туристов, посетивших в 2000г. Польшу, увеличилось и составило 18,1 млн. чел.
Более того, проведенная работа по развитию туризма сказалась и на выездном потоке отечественных туристов. Так, например, выезд туристов за рубеж в 2008г. в Польше возрос до 49,3 тыс. чел. [3].
3.2. Характеристика видов туризма за мотивацией и основных туристских центров.
Информация о работе Польша и её географические, рекреационные, туристические особенности