Понятие стандартизации, её цели и задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 19:02, контрольная работа

Краткое описание

Нестабильность экономической ситуации в России, сопряженная как с политическими факторами, так и с трудным процессом продвижения страны по пути становления рыночной экономики, не могла не отразиться на рассматриваемой в данной контрольной работе сфере деятельности. Чтобы стать равноправным участником мирового хозяйства и международных экономических отношений, необходимо совершенствование национальной экономики с учетом мировых достижений и тенденций.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………. 3
1.Понятитие стандартизации…………………………………………….…… 5
2.Задачи стандартизации………………………………………………. …….. 8
3.Цели стандартизации……………………………………….……………… 10
4. Функции стандартизации………………………………………………… 11
Заключение…………………………………………………………………… 13
Список литературы…………………………………………………………… 14

Вложенные файлы: 1 файл

Правовое обеспеч. к.р..doc

— 66.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

Филиал ФГБОУ ВПО «Сочинский  государственный университет»

в г. Анапе Краснодарского края

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа.

 

По дисциплине: «Правовое обеспечение СКС и Т».

На тему: «Понятие стандартизации, её цели и задачи».

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 5 курса

ЗФО гр. 09-ЗСТ-А-3

Венкова Е.В.

Проверил: преподаватель

 

 

 

 

 

2013

Оглавление.

Введение ………………………………………………………………………. 3                                                                                                        

1.Понятитие стандартизации…………………………………………….…… 5

2.Задачи стандартизации………………………………………………. …….. 8

3.Цели стандартизации……………………………………….……………… 10 

4. Функции стандартизации………………………………………………… 11

Заключение…………………………………………………………………… 13

Список литературы…………………………………………………………… 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Нестабильность экономической  ситуации в России, сопряженная как  с политическими факторами, так  и с трудным процессом продвижения  страны по пути становления рыночной экономики, не могла не отразиться  на рассматриваемой в данной контрольной работе сфере деятельности. Чтобы стать равноправным участником мирового хозяйства и международных экономических отношений, необходимо совершенствование национальной экономики с учетом мировых достижений и тенденций.

Отставание национальных систем стандартизации во много предопределило те трудности, которые испытывают отечественные  предприятия в условиях современной  конкуренции не только на внешних  рынках, но и на внутреннем. За небольшой  период времени мероприятия по совершенствованию в области стандартизации в России оказались очень серьезными и повлекли за собой очень заметные положительные сдвиги в практике отечественных предприятий и организаций.

Принята новая концепция  стандартизации, которая, будучи воплощенной в жизнь, ещё в большей степени приблизит Россию к возможности вступления в ВТО. Пересмотрены основные аспекты и правила стандартизации, определившие коренное изменение правовых основ этой процедуры: с учетом зарубежной практики.

Не стоит на месте и международная стандартизация. ИСО, утвердив новую версию международных стандартов на системы управления качеством, готовится уже к принятию стандартов ИСО – 9000 – 2000. В связи с этим задача стандартизации на российских предприятиях в различных сферах экономики усложняется. Но механическое перенесение зарубежного опыта в отечественные условия невозможно, однако специалистам необходимо знать его и иметь достаточно широкий кругозор, чтобы творчески подходить к выработке и принятию новых прогрессивных решений, позволяющих производить продукцию, услуги, реализовать их в стране или за рубежом на должном уровне. Это касается не только работников производственной сферы. Знания в области стандартизации в одинаковой степени важны для специалистов по реализации продукции, менеджеров, маркетологов, которые по – новому, осознанно и цивилизованно могут использовать возможности  и преимущества стандартизации в качестве весомых составляющих конкурентоспособности товара.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие стандартизации.

В 1993 г. Принята новая  редакция комплекса государственных  основополагающих стандартов «Государственная система стандартизации Российской Федерации (ГСС)». Изменения и дополнения к ней в большей степени  приближают организацию стандартизации в РФ к международным правилам и учитывают реалии рыночной экономики. В частности, введена новая категория нормативного документа – технический регламент, сформулировано правило по информации о нормативных документах. Эти нововведения весьма важны в плане присоединения России к Кодексу ГАТТ/ВТО по стандартизации. Полностью обновлены положения ГСС, касающиеся государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований стандартов и правил сертификации. Соответствующие изменения внесены в терминологию, гармонизирующие её с коммерциями ИСО/МЭК. Так, вместо употреблявшегося ранее у нас термина «утверждение»стандарта официально установлен термин «принятие» стандарта. По-новому сформулированы формы применения в России международных и региональных стандартов.

Приближение правил отечественной  стандартизации к международным  отражено и в трактовке требований государственного стандарта (разделение их на обязательные для выполнения и рекомендательные). Исключены правила  по установлению в стандартах требований к изготовителям о предоставлении гарантии. Следуя международному опыту, их относят к коммерческим, которые не подлежат стандартизации, а оговариваются в договорных отношениях. Однако практика подсказала, что все же нужны какие-то официальные документы, устанавливающие гарантийные обязательства. Поэтому согласно «Новым правилам продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров» разрабатываются правила (обычно отраслевого характера), которые запрещают реализацию товара без инструкций, технических паспортов, гарантийных талонов и так далее. Особенно актуально соблюдение этих установлений для бытовой электро – радиотехники и других товаров долговременного пользования.

Приведенные примеры подчеркивают, что деятельность по стандартизации весьма динамична, она всегда соответствует изменениям, происходящим в различных сферах жизни общества, прежде всего в экономической, должна стремиться успевать и даже опережать их, чтобы стандарты способствовали развитию общественного производства, а не сдерживали его.

Кроме того, действующая система  стандартизации явно смещает приоритеты к оценке качества объектов стандартизации и методам их испытаний, что также  согласуется с мировым опытом стандартизации и необходимо для  обеспечения взаимопонимания между  партнерами как в сфере техники и технологии, так и конечном итоге в торгово – экономических связях.

Новая система стандартизации предоставляет  возможность для широкого участия  в процессе создания стандарта всех заинтересованных сторон. Это реализуется  законным правом изготовителей продукции, потребителей, разработчиков проектов, представителей общественных организаций, отдельных специалистов участвовать в работе технических комитетов, которых в России уже несколько сотен.

Фонд стандартов, служащий базой  для информационного обеспечения работ не только по стандартизации, но также и по сертификации, метрологии и управлению качеством, приобрел и межгосударственное значение для СНГ. Это содействует развитию стандартизации в странах содружества и укреплению экономических связей между ними.

Стандартизация – это деятельность, направленная на разработку и установление норм, требований, правил, характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда.

Стандартизация связана с такими понятиями как объект стандартизации и область стандартизации. Объектом (предметом) стандартизации обычно называют продукцию, процесс или услугу, для которых разрабатывают те или иные требования, характеристики, параметры, правили и другое. Стандартизация может касаться  либо объекта в целом, либо его отдельных составляющих (характеристик). Областью стандартизации называют совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации. Например, машиностроение является областью стандартизации, а объектами стандартизации в машиностроении могут быть технические процессы, типы двигателей, безопасность и экологичность машин и т.д.

Стандартизация осуществляется на различных уровнях. Уровень стандартизации различается в зависимости от того, участники какого географического, экономического, политического региона мира принимают стандарт. Если участие в стандартизации открыто для соответствующих органов любой страны, то это международная стандартизация.

     Региональная стандартизация – деятельность, открытая только для соответствующих органов государственного географического, политического или экономического региона мира. Региональная и международная стандартизация осуществляется специалистами стран, представленных в соответствующих региональных и международных организациях.

Национальная стандартизация –  стандартизация в одном конкретном государстве. При этом национальная стандартизация также может осуществляться на разных уровнях: на государственном, отраслевом уровне, в том или ином секторе экономики (например, на уровне министерств), на уровне ассоциаций, производственных фирм, предприятиях и учреждений. 

Стандартизация, которая  проводится в административно –  территориальной единице (провинции, крае и т.д.) принято называть административно  – территориальной стандартизацией.

 

 

 

 

 

2. Задачи стандартизации.

Основными задачами стандартизации являются:

  • обеспечение взаимопонимания между разработчиками, изготовителями, продавцами и потребителями (заказчиками);
  • установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству продукции в интересах потребителя и государства, в том числе обеспечивающих ее безопасность для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
  • установление требований по совместимости (конструктивной, электрической, электромагнитной, информационной, программной и др.), а также взаимозаменяемости продукции;
  • унификация на основе установления и применения параметрических и типоразмерных рядов, базовых конструкций, конструктивно-унифицированных блочно-модульных составных частей изделий;
  • согласование и увязка показателей и характеристик продукции, ее элементов, комплектующих изделий, сырья и материалов;
  • установление метрологических норм, правил, положений и требований;
  • нормативно-техническое обеспечение контроля (испытаний, анализа, измерений), сертификации и оценки качества продукции;
  • установление требований к технологическим процессам, в том числе в целях снижения материалоемкости, энергоемкости и трудоемкости, обеспечения применения малоотходных технологий;
  • создание и ведение систем классификации и кодирования технико-экономической информации;
  • нормативное обеспечение межгосударственных и государственных социально-экономических и научно-технических программ (проектов) и инфраструктурных комплексов (транспорт, связь, оборона, охрана окружающей среды, контроль среды обитания, безопасность населения и т.д.);
  • создание системы каталогизации для обеспечения потребителей информацией о номенклатуре и основных показателях продукции;
  • содействие реализации законодательства РФ методами и средствами стандартизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Цели стандартизации.

Целями стандартизации являются:

  • установление требований к качеству готовой продукции на основе стандартизации ее качественных характеристик, а также характеристик сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий;
  • разработка и установление единой системы показателей качества продукции, методов и средств контроля и испытаний, а также необходимого уровня надежности изделий с учетом их назначения и условий эксплуатации;
  • установление норм, требований и методов в области проектирования и производства с целью обеспечения оптимального качества и исключения нерационального многообразия видов, марок и типоразмеров продукции;
  • развитие унификации промышленной продукции, повышения уровня взаимозаменяемости, эффективности эксплуатации и ремонта изделий;
  • обеспечение единства и достоверности измерений, создание государственных эталонов единиц физических величин;
  • установление единых систем документации;
  • установление систем стандартов в области обеспечения безопасности труда, охраны природы и улучшения использования природных ресурсов.

 

 

 

4. Функции стандартизации.

Для достижения социальных и технико-экономических целей  стандартизация выполняет определенные функции.

1.Функция упорядочения  — преодоление неразумного многообразия  объектов (раздутая номенклатура продукции, ненужное многообразие документов). Она сводится к упрощению и ограничению.

2.Охранная (социальная) функция — обеспечение безопасности потребителей продукции (услуг), изготовителей и государства, объединение усилий человечества по защите природы от техногенного воздействия цивилизации, охрана жизни или здоровья животных и растений.

3.Ресурсосберегающая  функция обусловлена ограниченностью материальных, энергетических, трудовых и природных ресурсов и заключается в установлении в НД обоснованных ограничений на расходование ресурсов.

4..Коммуникативная функция обеспечивает общение и взаимодействие людей, в частности специалистов, путем личного обмена или использования документальных средств, аппаратных (компьютерных, спутниковых и пр.) систем и каналов передачи сообщений. Эта функция направлена на преодоление барьеров в торговле и на содействие научно-техническому и экономическому сотрудничеству.

Информация о работе Понятие стандартизации, её цели и задачи