Потребность пожилого населения в организации досуга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 07:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель - рассмотреть особенности досуга пожилых людей.
Задачи исследования:
1. Проанализировать особенности пожилого населения.
2. Изучить предпочтения пожилого населения в досуге.
3.Разработка предложений по улучшению организации досуга пожилых людей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПОЖИЛОГО НАСЕЛЕНИЯ И ЕГО ДОСУГ…..5
Характеристика возрастных особенностей пожилого населения…………5
Основные направления досуга пожилых людей в РФ…………………….10
ГЛАВА 2. РОЛЬ ДОСУГА В ЖИЗНИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ………………..19
2.1 Потребности населения в досуге…………………………………………...19
2.2 Предложения по увеличению организации досуга пожилых людей…….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..31

Вложенные файлы: 1 файл

Радченко А.Н. курсовая работа.doc

— 325.50 Кб (Скачать файл)

Люди, вышедшие на пенсию, могут использовать свободное время, участвуя в общественной работе, осуществляя различные социо-культурные программы и проекты, в том числе и туристические. Для пожилого человека туризм предоставляет реабилитационные возможности, повышая интерес к жизни и увеличивая жизненную активность.

Кроме спорта, туризма  и других оздоровительных мероприятий, особое место в системе социальной реабилитации пожилых принадлежит  художественно-творческой форме активности. Осваивая музыкальные звуки, цветовую гармонию, пластику, пожилые постигают окружающий мир наиболее доступными для них, легко усваиваемыми формами.

Как свидетельствует отечественный и мировой досуг и отдых облегчает социальную реабилитацию, формирует положительную мотивацию жизнедеятельности. Своевременная реабилитация важна для предупреждения процесса стремительного старения, при этом необходимо стимулировать снижающиеся функции и содействовать возращению к различным видам деятельности, включая досуг и активный отдых.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В качестве заключения к  данной работе можно сделать некоторые выводы и предложить определённые рекомендации по оптимизации  работы в области осуществления досуга пожилых людей.

Пожилые люди, как одна их самых уязвимых в социальном плане  групп общества, по определению нуждаются  в особой заботе государства, муниципальных и негосударственных (коммерческих) организаций.

 Определение понятия  досуга состоит в том, что  это соответствующая политика  государства по обеспечению прав  и гарантий в области уровня  жизни, удовлетворения различных  потребностей человека.

Предназначение досуговых  технологий - помочь пожилым людям  освоить навыки общения, необходимые  для адаптации в социокультурном окружении. Чаще всего такие занятия связаны с прикладным художественным и техническим творчеством, а также с более пассивными видами деятельности - чтением, просмотром телепередач, слушанием радио и так далее. Благодаря им у пожилых людей улучшается самочувствие, облегчается болезненное состояние.

Высокую эффективность  показывают индивидуальные программы  самореабилитации, включающих в себя систему разнообразных специальных тренингов, чередующих умственные и физические нагрузки, интенсивность которых возрастает по мере улучшения состояния пожилого пациента. Даже механическое заучивание и использование стереотипных наборов действий, необходимых в стандартных культурных ситуациях, дает человеку возможность обрести определенную степень самостоятельности.

Реабилитация, социальная адаптация и формирование независимого образа жизни пожилых в значительной степени зависит от участия в  нем разных специалистов (медиков, психологов, педагогов, дефектологов, социальных педагогов, специалистов культуры, специалистов по реабилитации инвалидов и др.). В этом процессе необходимо взаимодействие ученых и практиков, государственных и негосударственных учреждений, широких слоев общественности, средств массовой информации.

В задачи используемых технологий входит нейтрализация и устранение причин изоляции пожилых в социокультурной  сфере; приобщение их к профессиональной социокультурной деятельности, оказание им конкретной помощи в соответствии с их возможностями и интересами; поддержка пожилого человека в области досуга с учетом этнических, возрастных, конфессиональных и других факторов.

При проведении работы с  пожилыми людей необходимо создать  доступную, безбарьерную среду. Использование специальных технических средств, приспособлений, приборов, облегчающих ориентацию, мобильность, общение, передачу информации, является основным требованием к организации коррекционной помощи.

При организации досуга следует учитывать физическое и эмоциональное состояние пожилого человека, а также состояние его зрения, слуха, мобильности. Зная о снижении работоспособности пожилых, необходимо регламентировать длительность занятий, количество пауз и перерывов для разминок с учетом их физических, когнитивных и психоэмоциональных возможностей.

Нормативно-правовая база Российской Федерации в области  досуга населения и в аспекте  досуга пожилых людей, в частности, и в целом отвечает нормам современного цивилизованного общества, однако многие направления социальной работы с пожилыми людьми ещё недостаточно освоены и требуют как законодательной, так и материальной и теоретико-методологической поддержки.

Таким образом, система  досуга пожилых людей в нашей  стране в настоящее время ещё находится в стадии модернизации, медленно, но неуклонно превращаясь в качественно новую самостоятельную, многопрофильную отрасль народного хозяйства.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Собрание законодательных актов Российской Федерации о социальной защите людей пожилого возраста и инвалидов [Текст] : офиц. текст. - М.: Дрофа, 2006. – 140 с.
  2. Александрова, М. Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии [Текст] / М. Д. Александрова. – СПб.: Питер,  2004. - 203 с.
  3. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов вузов.- 4-е изд.- М.,м2003. – Режим доступа: http://www.pedlib.ru
  4. Гамезо, М. В. Возрастная психология: личность от молодости до старости [Текст]: учеб. пособие / М. В. Гамезо, В. С. Герасимова, Г. Г. Горелова. - М.: Педагогическое общество России, Изд. Дом « Ноосфера», 1999. -  с 50.
  5. Дмитриев, А. В. Социальные проблемы людей пожилого возраста [Текст] / А. В. Дмитриев. – СПб.: Скифия, 2004.- 430 с.
  6. Егоров, А. Н. Социально-трудовая реабилитация инвалидов и престарелых [Текст] / А. Н. Егоров. – М.: Статистика России, 2005. – 465 с.
  7. Киселёв, С. Г. О некоторых вопросах организации досуга пожилых людей в Российской Федерации [Текст] / С. Г. Киселёв. – Самара: Авив, 2006. – 120 с.
  8. Козлов, А. А. Социальная геронтология: Учебно-методическое пособие / А. А. Козлов. - М.: Эксмо, 2005. – 332 с.
  9. Комфорт,  А. Биология старения [Текст] / А. Комфорт. - М.: Литкон, 2007. – 333 с.
  10. Портал правительства по Омской области [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – Омск, 2012. – Режим доступа: http://www.omskportal.ru.
  11. Сурин, А. Система маркетинговой информации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://surin.marketolog.biz/calculator
  12. Холостова, Е. И. Социальная работа: теория и практика [Текст]: учеб. пособие. / Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. - М.: Дрофа, 2005. – 433 с.
  13. Холостова, Е. И. Технологии социальной работы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://uchebalegko.ru.
  14. Фролысис, В. В. Старение и увеличение продолжительности жизни [Текст] / В. В. Фролысис. – СПб.: Амфора, 2004. – 203 с.
  15. Шахматов, Н. Ф. Психическое старение [Текст]: монография / Н. Ф. Шахматов. М.: АСТ, 1996. – 109 с.
  16. Яцемирская, Р. С. Социальная геронтология [Текст]: учеб. пособие / Р. С. Яцемирская, И. Г. Беленькая. - М.: Парад, 2006. – 203 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

АНКЕТА

«Ваш Досуг»

Уважаемые респонденты! Кафедра Туризма и Социально-Культурного Сервиса СибГУФК проводит исследование, в котором предлагаем Вам принять участие. Просим Вас ответить на вопросы данной анкеты. Ответы помогут нам разработать предложения по улучшению досуга людей старшего поколения.

Прежде чем ответить на вопрос, ознакомьтесь, пожалуйста, с  вариантами ответов. Выберете один или  несколько из них, которые наиболее полно соответствуют Вашему мнению, отметьте его любым знаком.

  1. Что такое свободное время в Вашей жизни?

1) занятие любимым  делом, 

2) общение с друзьями,

3) сон,

4) развлечение, 

5) активный отдых, 

6) пассивный отдых, 

7) посещение клубного  учреждения

  1. Как вы используете свое свободное время?

1) читаю журналы, книги;

2) смотрю телевизор; 

3) занимаюсь садом  на приусадебном участке,

4) занимаюсь рукоделием (прикладным творчеством);

5) занимаюсь художественной  самодеятельностью;

6) занимаюсь с внуками

  1. Что Вам мешает проводить свой досуг, так как Вы хотели?
    1. 1) Проблемы со здоровьем

    • 2) Отдаленность места проведения отдыха

    • 3) Материальные трудности
  1. Какое учреждение культуры, на Ваш взгляд, может наиболее успешно заниматься организацией досуга пожилых людей?

1) культурно-досуговое  учреждение

2) библиотека

3) музей

4)Студии по интересам

  1. С какой целью вы посещаете Культурно-досуговое учреждение?

1) с целью отдыха,

2) с целью общения, 

3) с целью реализации  творческих способностей.

  1. По вашему мнению, кто должен заниматься организацией культурных мероприятий в вашем населенном пункте?

1) местные работники  культуры,

2) сами жители районов, 

3) местная администрация

  1. Какие из перечисленных ниже мероприятий были бы интересны для Вас?

1) посещение консультаций  или лекций,

2) участие в художественной  самодеятельности,

3) просмотр кино,

4) участие в народных  гуляниях,

5) посещение концертов  или спектаклей профессионалов,

6) вечера-встречи с  интересными людьми

7) семейные конкурсы

8) занятия в клубах  по интересам

  1. В какой роли вы хотели бы присутствовать на культурно-массовом мероприятии?

1) в роли помощника  организатора,

2) в роли участника, 

3) в роли зрителя

  1. Какая форма организации аудитории Вас больше всего устраивает?

1) смешанная,

2) групповая,

3) индивидуальная

  1. Ваш пол

1) мужской, 

2) женский.

  1. Ваше социальное положение до выхода на пенсию

1)сельский интеллигент, 

2) городской интеллигент, 

3) военнослужащий,

4) рабочий, 

  1. Ваш возраст

1) 55-60 лет, 

2) 60-70 лет, 

3) 70-75 лет,

4) свыше 75 лет

 

 

Спасибо за участие в исследовании!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Сводная таблица результатов  анкетирования

Вопросы анкеты

Количество ответов

Процент респондентов

1

2

3

1. Занятие любимым делом

Общение с друзьями

Пассивный отдых

Развлечение

Активный отдых

Сон

Посещение клубного учреждения

100

85

61

50

38

35

15

26

22

16

13

10

9

4

2.Просмотр телевизора

Уход за земельным участком

Чтение журналов, книг

Прикладное творчество, рукоделие

Художественная самодеятельность

Занятие с внуками

104

96

73

50

35

26

27

25

19

13

9

7

3.Материальные трудности

Проблемы со здоровьем

Отдаленность места отдыха

219

73

92

57

19

24

4. Культурно-досуговые учреждения

Библиотека

Студии по интересам

Музей

119

104

92

69

31

27

24

18

5. Общение

Отдых

Реализация творческих способностей

157

131

96

41

34

25

6.Администрация

Работники культуры

Местные жители

188

150

46

49

39

12

7. Народные гулянья

 Занятия в клубах по интересам

 Участие в худ. самодеятельности

 Посещение концертов, спектаклей

 Просмотр кино

 Вечера – встречи

 Консультации, лекции

 Семейные конкурсы

81

73

65

54

38

31

31

11

21

19

17

14

10

8

8

3

8. Зритель

Участник

Организатор

250

77

57

65

20

15

9. Смешанная

Групповая

Индивидуальная

165

150

69

43

39

18

10. Женщины

Мужчины

253

131

66

34


 

 

 

Окончание приложения 2

 

1

2

3

11.Городская интеллигенция

Рабочие

Военнослужащие

Сельская интеллигенция

138

184

35

27

36

48

9

7

  1. От 55 до 60

От 60 до 70

От 70 до 75

Свыше 75

257

81

35

11

67

21

9

3



Информация о работе Потребность пожилого населения в организации досуга