Правовые основы туризма в природной среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 11:11, лекция

Краткое описание

В работе дана краткая характеристика документов в той или иной степени регламентирующих путешествия в природной среде.
Весь спектр правовых актов, регламентирующих туристскую деятельность в природной среде можно разделить на две группы. Первую группу условно можно определить, как стимулирующие путешествия. В ней в основном, задекларированы свободы граждан.
Вторая группа представляет собой документы ограничивающее передвижение по территории России и регламентирующее определенные действия в природной среде: бивачные работы, управление судами, обеспечение безопасности и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

Герасимов_Лекция_правовое обеспечение ТПС..doc

— 68.50 Кб (Скачать файл)

Герасимов Сергей Васильевич

infozd@yandex.ru

 

 

Правовые основы туризма в природной среде.

 

Весь спектр правовых актов, регламентирующих туристскую деятельность в природной среде можно разделить на две группы. Первую группу условно можно определить, как  стимулирующие путешествия.  В ней в основном, задекларированы свободы граждан.

Вторая группа представляет собой документы ограничивающее передвижение по территории России и регламентирующее определенные действия в природной среде: бивачные работы, управление судами, обеспечение безопасности и т.д.

К первой группе следует отнести, прежде всего Всеобщую декларацию прав человека принятую Организацией объединенных наций 10 декабря 1948 года на Женевской конференция по правам человека. "ООН провозглашает настоящую Декларацию в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств-членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией».

Непосредственно к организации путешествий имеют отношение следующие статьи:

Статья 13.

1. Человек имеет право свободно  передвигаться и выбирать себе  местожительство в пределах каждого  государства.

2. Каждый человек имеет право  покидать любую страну, включая  свою собственную, и возвращаться  в свою страну.

Следующий документ имеющий отношение к путешествиям на территории РФ является Конституция Российской федерации, глава 2, которой гласит.

Права и свободы человека и гражданина

Статья 27

1. Каждый, кто законно находится  на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и  жительства.

2. Каждый может свободно выезжать  за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Кроме того, в Конституции РФ в целом для туристкой деятельности и в частности для спортивно-оздоровительного туризма можно использовать части из статей 30,37,55

Статья 30

1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные  союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных  объединений гарантируется.

2. Никто не может быть принужден  к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Статья 37

1. Труд свободен….

5. Каждый имеет право  на отдых. Работающему по трудовому  договору гарантируются установленные  федеральным законом продолжительность  рабочего времени, выходные и  праздничные дни, оплачиваемый ежегодный  отпуск.

Статья 55

1. Перечисление в Конституции  Российской Федерации основных  прав и свобод не должно  толковаться как отрицание или  умаление других общепризнанных  прав и свобод человека и  гражданина.

Основным правовым актом регулирующим туристскую деятельность на территории РФ является «Федеральный закон №132 об основах туристской деятельности в Российской Федерации от 24.11.1996г.» С момента принятия данный закон неоднократно видоизменялся, в том числе в 2003, 2004, 2007, 2008, 2009 и 2010 годах. В настоящее время действует редакция 2012 года.

ФЗ-132  определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирует отношения, возникающие при реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации.

Закон состоит из 9 глав и 22 статей. В нем содержатся общие положения и  понятийный аппарат,  рассмотрены вопросы государственного регулирования туристской деятельности, права и обязанности туристов и обеспечении их безопасности, особенности формирования и реализации туристского продукта, финансовое обеспечение тур деятельности, международное сотрудничество.

В настоящие время для осуществления путешествий в природной среде основанных на самодеятельных началах (не преследующих получение прибыли) существенным является следующие разделы

Глава 1. Статья 1. Основные понятия.

туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания;

туристская деятельность - туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий;

туризм внутренний - туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации;

туризм выездной - туризм лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну;

туризм въездной - туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации;

туризм социальный - туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей;

туризм самодеятельный - туризм, организуемый туристами самостоятельно;

турист - лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания;

туристские ресурсы - природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил;

туристская индустрия - совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников;

туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта;

туроператорская деятельность - деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом (далее - туроператор);

турагентская деятельность - деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - турагент);

инструктор-проводник - профессионально подготовленное лицо, сопровождающее туристов и обеспечивающее их безопасность при прохождении туристских маршрутов;

Статья 4. Цели, приоритетные направления и способы государственного регулирования туристской деятельности

….Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.

Глава 3. Права и обязанности туриста.

Глава 7. Безопасность туристов.

Декларация прав человека, Конституция РФ и ФЗ-132 «Об основах туристской деятельности» обеспечивают для туристов правовую основу для организации путешествий, в том числе и в природной среде.

 

Правовые документы ограничивающего характера состоят из федеральных и региональных природоохранных законов, прежде всего это Федеральный Закон №33 «Об особо охраняемых природных территориях» принятый 14 марта 1995.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.

Особо охраняемые природные территории — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

В настоящий момент законом выделяется 7 видов ООПТ за каждым из которых закреплен свой особый вид охранной и хозяйственной деятельности.

  • государственные природные заповедники, в том числе биосферные;
  • национальные парки;
  • природные парки;
  • государственные природные заказники;
  • памятники природы;
  • дендрологические парки и ботанические сады;
  • лечебно-оздоровительные местности и курорты.

За субъектами РФ и органами местного самоуправления могут устанавливаться иные категории ООПТ (территории, на которых находятся зеленые зоны, городские леса, городские парки, памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и другие).

Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Существует государственный кадастр ООПТ, который включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.

У каждого вида ООПТ свой режим охраны и использования территории. Наиболее строгий – у заповедников, пребывание на территории которых граждан, не являющихся работниками данных заповедников, или должностных лиц, не являющихся сотрудниками органов, в ведении которых находятся данные заповедники, допускается только при наличии разрешений этих органов или дирекций государственных природных заповедников.

На всех остальных видах ООПТ нахождение граждан, а соответственно и туристов разрешено, но чаще всего по особому режиму, который изложен в  Положении о каждом конкретном ООПТ.

На туристов путешествующих в природной среде, как и на всех жителей России могут быть применены положения  изложенные в Кодексе РФ об Административных правонарушениях. Наиболее  вероятными являются следующие:

Статья 8.28. Незаконная порубка, повреждение либо выкапывание деревьев, кустарников или лиан

Незаконная порубка, повреждение деревьев, кустарников или лиан, уничтожение либо повреждение лесных культур, молодняка естественного происхождения, подроста или самосева в лесах либо сеянцев и саженцев в лесных питомниках, на плантациях либо самовольное выкапывание деревьев, кустарников или лиан, лесных культур, молодняка естественного происхождения, подроста или самосева в лесах либо сеянцев и саженцев в лесных питомниках, на плантациях - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.

Статья 8.29. Уничтожение мест обитания животных

Уничтожение (разорение) муравейников, гнезд, нор или других мест обитания животных – влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.

Статья 8.32. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах

Нарушение правил пожарной безопасности в лесах - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.

Информация о работе Правовые основы туризма в природной среде