Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 11:11, лекция
В работе дана краткая характеристика документов в той или иной степени регламентирующих путешествия в природной среде.
Весь спектр правовых актов, регламентирующих туристскую деятельность в природной среде можно разделить на две группы. Первую группу условно можно определить, как стимулирующие путешествия. В ней в основном, задекларированы свободы граждан.
Вторая группа представляет собой документы ограничивающее передвижение по территории России и регламентирующее определенные действия в природной среде: бивачные работы, управление судами, обеспечение безопасности и т.д.
Герасимов Сергей Васильевич
infozd@yandex.ru
Правовые основы туризма в природной среде.
Весь спектр правовых актов, регламентирующих туристскую деятельность в природной среде можно разделить на две группы. Первую группу условно можно определить, как стимулирующие путешествия. В ней в основном, задекларированы свободы граждан.
Вторая группа представляет собой документы ограничивающее передвижение по территории России и регламентирующее определенные действия в природной среде: бивачные работы, управление судами, обеспечение безопасности и т.д.
К первой группе следует отнести, прежде всего Всеобщую декларацию прав человека принятую Организацией объединенных наций 10 декабря 1948 года на Женевской конференция по правам человека. "ООН провозглашает настоящую Декларацию в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств-членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией».
Непосредственно к организации путешествий имеют отношение следующие статьи:
Статья 13.
1. Человек имеет право свободно
передвигаться и выбирать себе
местожительство в пределах
2. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.
Следующий документ имеющий отношение к путешествиям на территории РФ является Конституция Российской федерации, глава 2, которой гласит.
Права и свободы человека и гражданина
Статья 27
1. Каждый, кто законно находится
на территории Российской
2. Каждый может свободно
Кроме того, в Конституции РФ в целом для туристкой деятельности и в частности для спортивно-оздоровительного туризма можно использовать части из статей 30,37,55
Статья 30
1. Каждый имеет право на
2. Никто не может быть принужден
к вступлению в какое-либо
Статья 37
1. Труд свободен….
5. Каждый имеет право
на отдых. Работающему по трудовому
договору гарантируются
Статья 55
1. Перечисление в Конституции
Российской Федерации основных
прав и свобод не должно
толковаться как отрицание или
умаление других
Основным правовым актом регулирующим туристскую деятельность на территории РФ является «Федеральный закон №132 об основах туристской деятельности в Российской Федерации от 24.11.1996г.» С момента принятия данный закон неоднократно видоизменялся, в том числе в 2003, 2004, 2007, 2008, 2009 и 2010 годах. В настоящее время действует редакция 2012 года.
ФЗ-132 определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирует отношения, возникающие при реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации.
Закон состоит из 9 глав и 22 статей. В нем содержатся общие положения и понятийный аппарат, рассмотрены вопросы государственного регулирования туристской деятельности, права и обязанности туристов и обеспечении их безопасности, особенности формирования и реализации туристского продукта, финансовое обеспечение тур деятельности, международное сотрудничество.
В настоящие время для осуществления путешествий в природной среде основанных на самодеятельных началах (не преследующих получение прибыли) существенным является следующие разделы
Глава 1. Статья 1. Основные понятия.
туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания;
туристская деятельность - туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий;
туризм внутренний - туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации;
туризм выездной - туризм лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну;
туризм въездной - туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации;
туризм социальный - туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей;
туризм самодеятельный - туризм, организуемый туристами самостоятельно;
турист - лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания;
туристские ресурсы - природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил;
туристская индустрия - совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников;
туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта;
туроператорская деятельность - деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом (далее - туроператор);
турагентская деятельность - деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - турагент);
инструктор-проводник - профессионально подготовленное лицо, сопровождающее туристов и обеспечивающее их безопасность при прохождении туристских маршрутов;
Статья 4. Цели, приоритетные направления и способы государственного регулирования туристской деятельности
….Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.
Глава 3. Права и обязанности туриста.
Глава 7. Безопасность туристов.
Декларация прав человека, Конституция РФ и ФЗ-132 «Об основах туристской деятельности» обеспечивают для туристов правовую основу для организации путешествий, в том числе и в природной среде.
Правовые документы ограничивающего характера состоят из федеральных и региональных природоохранных законов, прежде всего это Федеральный Закон №33 «Об особо охраняемых природных территориях» принятый 14 марта 1995.
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.
Особо охраняемые природные территории — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
В настоящий момент законом выделяется 7 видов ООПТ за каждым из которых закреплен свой особый вид охранной и хозяйственной деятельности.
За субъектами РФ и органами местного самоуправления могут устанавливаться иные категории ООПТ (территории, на которых находятся зеленые зоны, городские леса, городские парки, памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и другие).
Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Существует государственный кадастр ООПТ, который включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.
У каждого вида ООПТ свой режим охраны и использования территории. Наиболее строгий – у заповедников, пребывание на территории которых граждан, не являющихся работниками данных заповедников, или должностных лиц, не являющихся сотрудниками органов, в ведении которых находятся данные заповедники, допускается только при наличии разрешений этих органов или дирекций государственных природных заповедников.
На всех остальных видах ООПТ нахождение граждан, а соответственно и туристов разрешено, но чаще всего по особому режиму, который изложен в Положении о каждом конкретном ООПТ.
На туристов путешествующих в природной среде, как и на всех жителей России могут быть применены положения изложенные в Кодексе РФ об Административных правонарушениях. Наиболее вероятными являются следующие:
Статья 8.28. Незаконная порубка, повреждение либо выкапывание деревьев, кустарников или лиан
Незаконная порубка, повреждение деревьев, кустарников или лиан, уничтожение либо повреждение лесных культур, молодняка естественного происхождения, подроста или самосева в лесах либо сеянцев и саженцев в лесных питомниках, на плантациях либо самовольное выкапывание деревьев, кустарников или лиан, лесных культур, молодняка естественного происхождения, подроста или самосева в лесах либо сеянцев и саженцев в лесных питомниках, на плантациях - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
Статья 8.29. Уничтожение мест обитания животных
Уничтожение (разорение) муравейников, гнезд, нор или других мест обитания животных – влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.
Статья 8.32. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах
Нарушение правил пожарной безопасности в лесах - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
Информация о работе Правовые основы туризма в природной среде