Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 00:03, курсовая работа
Целью настоящей работы является изучение природного рекреационного потенциала района Русского Севера.
Задачи:
1. Изучить ландшафт района и биоклиматические условия;
2. Описать природные ресурсы в районе;
3. Провести анализ степени использования рекреационных ресурсов Русского Севера в туристском бизнесе.
Ведение………………………………………………………………………………………………….…3
Общая характеристика района………………………………………………………………………………...4
Ландшафт района и биоклиматические условия…………….…………………………...4
Природные ресурсы……………………………………………………………………………………….6
Рекреационный потенциал……………………………………………………………………………11
Культурно-Исторический потенциал района………………………………………………………….15
2.1 Архитектурные Памятники Русского Севера ………………………………………………..17
2.2 Музейные комплексы на примере Архангельской и Ленинградской
области…………………………………………………………………………………………………………..24
Транспортное обеспечение на примере Ленинградской области………………28
Проблемы туризма рекреационного района Русский Север.
На примере г. Санкт-Петербург………………………………………………………………………..29
Популярные туристические маршруты………………………………………………………………..…32
Заключение………………………………………………………………………………………………………………35
Список Литературы………………………………………………………………………………………………….36
Использование преимущественно организованное и контролируемое.
При достаточной насыщенности региона разнообразными рекреационными ресурсами на территории РДВ выделяются отдельные очаги, имеющие высокую рекреационную привлекательность, с уникальным сочетанием благоприятных климатических, бальнеологических, пляжно-акваториальных, исторических условий и многолетним опытом рекреационного хозяйствования. Они перспективны для привлечения различных категорий отдыхающих – от местных до иностранных.
Относительно неизмененные
ландшафты делают регион особенно привлекательным
для новых, нетрадиционных форм рекреации
- этнического, экологического, полярного
туризма, туризма с целью ухода
от цивилизации и др.
III. Культурно-Исторический потенциал района
Русский Север является уникальной сокровищницей крестьянских, мореходных, рыболовецких, ремесленных и культурных традиций.
С XII века
началось проникновение
Внимание к истории и культуре Русского Севера значительно усилилось в XIX веке. Споры о самобытности России, о богоносности русского народа вызвали волну интереса к событиям ранней истории и к народной культуре. Русский Север представлял оазис, где народная культура сохранялась в относительно незамутненном, первозданном виде. Более того, здесь не просто сохранились традиционные формы жизни (бытовой уклад, обряды, ремесла), здесь сохранился дух архаики – носители культуры могли объяснить смысл этих форм, их содержание, символику, тогда как в других губерниях подобное понимание было во многом утрачено. Именно северные материалы неоднократно вызывали сенсацию в научном мире, меняя многие устоявшиеся представления о народной культуре. Одной из таких сенсаций стало открытие П. Н. Рыбниковым и А. Ф. Гильфердингом в 70-е годы XIX века в Олонецкой губернии живого былинного эпоса. В 80-е годы огромное воздействие произвели материалы, привезенные В. В. Сусловым из экспедиции по изучению деревянного зодчества Архангельской и Олонецкой губерний. В начале XX века Н. Е. Ончуков обнаружил живое бытование народной драмы. Сенсационное открытие в начале XX века общественностью России Западной Европы русской иконы во многом было связано с расчисткой северных икон, в первую очередь новгородских. Интерес к национальной традиции и народной культуре привлекали на Север не только корифеев отечественной науки, но и многих художников, архитекторов. Северное зодчество было творческим импульсом для создания в архитектуре «неорусского стиля». Существовавшие на Севере уникальные промыслы – холмогорская резьба по кости, великоустюжское чернение по серебру, кружевоплетение, ручное ткачество, изготовление берестяной утвари – распространились по всей России.
"Влияние
культуры Русского Севера на
общерусскую культуру было
2.1 Архитектурные Памятники Русского Севера.
Район Вологды и земли по Сухоне, Малой Северной Двине и Вычегде — один из основных очагов распространения северного зодчества. Прежде всего обратимся к Вологде.
Вологда. Вологду называют нередко воротами севера. И это справедливо. Город расположен на водоразделе бассейна Волги — с одной стороны и системы северных рек и озер — с другой. Южнее Вологды, в каких-нибудь двухстах километрах,—города, тяготеющие к Москве, — Ярославль, Кострома, севернее — необозримые просторы и прямая дорога на Архангельск.
По сведениям летописей, Вологда существовала уже в XII в. До конца XIV столетия эти земли принадлежали новгородцам. В 1482 г. Вологда вошла в состав московского государства. Исторические судьбы Москвы и Вологды сливаются воедино. С установлением торговых связей Москвы с Западной Европой через Белое море Вологда становится важнейшим транзитным пунктом.
Софийский собор в Вологде (1570). До нас дошло единственное крупное монументальное сооружение времени Ивана IV, центральный памятник старой Вологды — Софийский собор. Он построен в 1568—1570 гг. При возведении собора были использованы материалы, предназначенные для строительства городских стен и других зданий. В начале XVII в.— в Смутное время собор был разграблен и горел, после чего его восстановили. Несмотря на многочисленные более поздние «поновления», Софийский собор в нынешнем его состоянии близок к первоначальному облику. Внутри собор был расписан ярославскими мастерами во главе с Дмитрием Плехановым. Работа была начата в 1686 г. и продолжалась около двух лет.
Вологодский кремль. Вологодский кремль, существующий в настоящее время, опоясан массивными стенами с башнями и бойницами, сооруженными уже в 1671—1676 гг. Внутри кремля находится архиерейский двор, куда выходит «экономский корпус» — массивное двухэтажное здание (1659г.) с глубоко посаженными арочными окнами и «святительские», или архиерейские палаты (возведены в 1667— 1670 гг. и перестроены в 1764—1769 гг.), имеющие барочный облик, с богатой архитектурной отделкой и росписью «в шашку». Постройки эти окрашены в красный цвет, а детали побелены. Это придает им особую декоративность.
На архиерейском
дворе существуют и другие сооружения,
в том числе Крестовая церковь
с примыкающей к ней
Вологодский кремль — это сложный архитектурный комплекс XVII—XIX вв., лишенный стилистического единства, но образующий необычайно живописное целое. Следует отметить, что территория его невелика, здания стоят очень компактно, что придает кремлевскому ансамблю еще большую выразительность и своеобразие.
Спаса-Прилуцкий монастырь. Другим равным по значению историко-архитектурным комплексом является известный Спаса-Прилуцкий монастырь, примыкающий к Вологде. Основанный во второй половине XIV в., он был одним из самых больших русских северных монастырей. Название его связано с тем, что он расположен на луке, образуемой рекой Вологдой.
Монастырь окружен высокой массивной стеной с четырьмя большими круглыми и пятью прямоугольными башнями, несколько меньших размеров. Стена построена в 1656 г.
Прилуцкий монастырь
оставляет очень сильное
С Архангельским храмом связано любопытное предание. Оно рассказывает о том, что после постройки этой церкви бог даровал Василию III младенца, будущего царя Ивана Грозного.
При Иване Грозном монастырь особенно процветает. Возводятся новые церкви: Иоанна Лествичника, церковь над гробницей основателя монастыря Кирилла Белозерского и, наконец, Преображенская церковь.
В 1653 г. начинается строительство
так называемого «Нового
Церковь Иоанна Предтечи — массивный куб с тремя апсидами — воздвигнута в 1531—1534 гг. Василием III в честь новорожденного сына Ивана IV.
В Кирилло-Белозерском монастыре сохранилось много древне-русских икон. Особенно интересны здесь произведения иконописцев, работавших в монастыре. Они отличаются удивительно тонким, изящным письмом и нежным «жемчужным» колоритом.
Ферапонтов монастырь. В семнадцати километрах от Кириллова расположен другой выдающийся памятник древнерусского искусства — Ферапонтов монастырь, основанный в конце XIV в. монахом Ферапонтом, сподвижником и другом монаха Кирилла, основателя Кирилло-Белозерского монастыря.
В районе Кириллова расположены и другие монастыри — Горицкий, Спасо-Каменный, Куштский. Последние два стоят на берегу Кубенского озера. В Спасо-Каменном монастыре, основанном в XIII в., находится древний собор 1481 г. и столпообразная звонница 1545 г. Собор Спасо-Каменного монастыря в композиционном отношении имеет общие черты с соборами Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей. Куштский монастырь приобрел особую известность своей замечательной деревянной шатровой церковью, построенной не позже середины XV в., но, к сожалению, не сохранившейся до наших дней.
Бассейн реки Сухоны богат памятниками деревянного зодчества. Сухона — основная водная артерия Вологодской области, соединяющая районы Вологды, Белого и Кубенского озер с бассейном Северной Двины, протекает через места, богатые лесом. Это и определило в давние времена характер здешнего строительства.
Тотьма. У одного из поворотов Сухоны стоит тихий городок Тотьма — районный центр Вологодской области. Берег здесь высокий и обрывистый, прибрежная песчаная полоса усеяна многочисленными лодками, бакенами и связками свежевыкрашенных вех. Стоя у реки, трудно оторвать взгляд от сверкающей водной глади, синих далей заречья и ослепительно белых узорчатых церквей.
Наиболее значительный по своим художественным достоинствам памятник — Троицкая церковь. В сооружении два этажа. Верхняя церковь — двухсветная. Храм имеет призматическую весьма вытянутую по вертикали форму. К главному кубу церкви примыкает просторная полукруглая апсида, а с западной стороны — большая трапезная. Здание завершается пятью главами, из которых лишь центральная связана с внутренним помещением и является световой. Все главы опираются на сомкнутый кирпичный свод. Они очень своеобразны по форме. На основном граненом барабане возвышается тонкая шейка, которая несет непосредственно луковицу.
Великий Устюг. В нижнем течении Сухоны, недалеко от того места, где в нее впадает река Юг, расположен один из самых замечательных северных русских городов — Великий Устюг. В названии города Устюг отражено его географическое положение — город в устье реки Юг. Соединив свои воды, эти две реки дают начало новой водной артерии — Малой Северной Двине.
В Великий Устюг удобнее всего добраться на пароходе, следующем из Котласа вверх по Малой Северной Двине. Путешествие это занимает ночь. Попасть туда из Вологды сложнее, так как река Сухона в летние месяцы мелеет на некоторых своих участках, особенно начиная от Тотьмы.
Самый древний архитектурный памятник Великого Устюга, имеющий к тому же сложную судьбу, — главный городской Успенский собор. Он расположен в пределах центрального комплекса устюжских церквей — на набережной реки Сухоны. Первое упоминание о соборе связано с 1290 г. — годом постройки. Деревянный храм просуществовал немногим более ста лет и был уничтожен пожаром. Через год на его месте появилась вторая деревянная церковь. Но вскоре, во время нападения новгородцев на Устюг, она тоже сгорела. В 1399 г. новгородский архиепископ, соболезнуя о случившемся, отдал распоряжение построить Успенскую церковь заново. Направленные в Устюг новгородские мастера исполнили его поручение. Третий по счету храм дожил до конца XV в., но пожар и его превратил в пепел. Поставить новую церковь наказано было ростовскому зодчему Алексею Вологжанину. Однако, вопреки имевшейся традиции, последний начал строить церковь «не по старине» — с планом «о двадцати стенах», а «кресьчатой» формы. Это не понравилось жителям Устюга, и Вологжанину пришлось исправлять допущенную вольность. В 1492 г. он приступил к сооружению храма по древней системе.
Информация о работе Природно рекреационный потенциал района Русского Севера