Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 18:52, курсовая работа
Целью данной работы является изучение основных видов туризма в Древней Греции и Древнем Египте, а также, определение основных целей туристических поездок населения, их направленность, географию.
Введение…………………………………………………………..………..………...4
Глава 1. Путешествия в Древнем Египте………………………….....…………6
1.1 Мореплавание в Древнем Египте. Судостроение…………...……...6
1.2 Корабль Хеопса…………………….…………………...…….………12
1.3 Храмы и пирамиды Древнего Египта……………………….………19
1.4 Грязелечение в Древнем Египте………...……………………..……34
Глава 2. Путешествия в Древней Греции…………………………...…………36
2.1 Мифы……………………………………………….……………...….36
2.2 Путешествия великих людей древности……………………………36
2.3 Морские путешествия в Древней Греции…………………………..40
2.4 Гостеприимство в Древней Греции…………………………………43
2.5 Гостиницы в Древней Греции ...…………………………………….44
2.6 Дороги и транспорт в Древней Греции……………………………..45
2.7 Великая греческая колонизация……………………………………..45
2.8 Паломничество в Дельфы..………………………………….……….47
2.9 Лечебный туризм в Древней Греции.……………………………….50
2.10 Олимпийские игры …………………………………………………52
2.11 Праздники и зрелища в Древней Греции …………………………55
Заключение……………………………………………………………….…………56
Список литературы……………………………………………………...……….…58
2.5 Гостиницы в Древней Греции.
Когда человек отправлялся в
город, где не было проксена
для прибывших из его родного
края, или когда в путешествие
собирался бедняк, не имевший
каких-либо знакомств или
Гостиничная
индустрия долго не привлекала греков,
потому что содержание гостиниц считалось
нечестным и недостойным промыслом. Немногочисленные
гостиницы и постоялые дворы содержались
за счет государства и только в местах
массового скопления людей. Это могли
быть спортивные состязания, курорты или
места религиозного паломничества. В гостиницах
селились только иностранцы. Надо отметить,
что жители Афин или, в особенности, Спарты
не ездили за границу без особых на то
обстоятельств. Это не в последнюю очередь
объяснялось тем, что для подобного путешествия
необходим был загранпаспорт — сфрагис [4].
2.6 Дороги и транспорт в Древней Греции
Море играло огромную роль в жизни древнегреческих племен, населявших побережье Балканского полуострова, многочисленные острова Эгейского моря, а также западный берег Малой Азии. Море не только давало им пишу, но и связывало с другими странами и народами. Поэтому греки чаще всего путешествовали морем.
Путешествиям внутри страны мешало отсутствие удобных дорог. Некоторые подобия дорог в виде гатей прокладывались в низинных и болотистых местах. Археологам удалось обнаружить остатки подобной дороги в Беотии, ширина которой достигала 6,5 м.
Вокруг крупных общенациональны
Ещё одно средство
передвижения, известное древним, --- носилки,
форион. В классической Греции они были
мало распространены: ими пользовались
главным образом старики и больные. В эллинистическую
же эпоху, под влиянием восточного этикета,
носилки стали модным и весьма элегантным
способом путешествий [4].
2.7 Великая греческая колонизация
К особому виду путешествий надо отнести великую греческую колонизацию. Причины этого явления были самыми разнообразными: страсть к приключениям и склонность к переменам, излишек населения, нехватка земель пригодных для земледелия, поиск источников сырья, военная агрессия лидийцев и персов, внутренняя социально-политическая борьба, необходимость отыскивать внешние рынки. Колонизация носила организованный характер. Первоначально обращались к оракулу, чаще Дельфийскому, с просьбой указать место для будущего города. В каждой метрополии существовали сборники религиозных обрядов по случаю предстоящей колонизации и закладки нового города. Из городской казны выделялись средства для строительства корабля, составлялся список семейств, которые собирались переселяться. Но могла быть и вынужденная политическая эмиграция.
Осуществляя колонизацию, греки во многом руководствовались примером финикийцев. Но, в отличие от Финикии, которая брала на себя роль координатора международной торговли в Средиземноморье, греки в первую очередь хотели увеличить свой собственный эллинский рынок. Колонии всегда основывались на побережье, ограничиваясь весьма скромной территорией. Но по возможности охватывали торгово-экономическими контактами как можно большие пространства. Колония не повиновалась метрополии и не обязана была оказывать ей какую-либо поддержку. Не было и преимущества в торговле у метрополии. Фукидид говорил, что «колонисты выезжают не для того, чтобы быть рабами оставшихся на родине, а чтобы быть равноправными с ними» [6].
Путешествие стоило очень дешево, особенно морем. В IV в. до н. э. дорога из Эгины в Пирей (около 30 км) стоила два обола, а из Египта «с женою, детьми и багажом» (1000 км) — около двух драхм. Поросенок стоил около 3 драхм в то время, а кусок маринованной скумбрии — от 2 до 3 оболов [4].
Переселялись группами
по 100 – 200 человек. Это были люди, которые
хорошо знали друг друга. Как правило,
из одного города. На пути к новой родине их ждало много
опасностей – бури, болезни, голод и холод,
пираты. Средняя скорость греческого корабля
составляла 9 – 10 км в час.
Но вот все тяготы
путешествия позади. Переселенцы выбирали
удобное место возле гавани или в устье
реки, на возвышении. Затем делили землю
на ровные участки под пашню и для выпаса
скота. Строили храмы и жилища. Город окружали
стенами. Устроившись, перевозили женщин,
детей и стариков. Так начиналась новая
жизнь на новом месте.
Метрополии. Греки-колонисты не порывали связей с
родным городом, из которого приплыли.
Они называли его метрополией– городом-матерью. Если колонист возвращался
на родину, он наделялся всеми правами
гражданина. В то же время новые города
были совершенно независимы от метрополий.
Крупнейшей метрополией
был город Милеет в Малой Азии. Им было основано несколько
десятков колоний. Всего одну колонию
основала Спарта. И ни одной – Афины.
Последствия колонизации. Колонизация оказала огромное влияние на весь древнегреческий мир. Она способствовала развитию хозяйства, торговли и кораблестроения. Из колоний в метрополии вывозили зерно, рабов, скот, соль, сырье (древесину и металлы). В колонии из Греции везли товары и вещи, которые колонисты не могли первоначально производить сами: ремесленные изделия, оливковое масло, вино.
Колонизация раздвигала границы древнегреческого мира. Эллины плотно заселили побережье Южной Италии и Сицилии, а также – Южной Франции и Испании. Основали крупные колонии на северных берегах Черного моря – территории современных России и Украины.
Это способствовало расширению знаний греков об окружающем мире. Эллины встретились с народами, которые отличались от них по языку, обычаям, религии и культуре. Всех, кто говорил на непонятном языке, они называли варварами (от звукоподражательного «вар-вар»). И персов, и египтян, и жителей Вавилонии, не говоря уже об отсталых племенах. Слово варвар означало «чужак», «не эллин».
Таким образом, колонизация сыграла важную роль в развитии Древней Греции. Она способствовала подъему хозяйственной жизни, торговли и кораблестроения [12].
2.8 Паломничество в Дельфы
Паломничество было очень распространено в Древней Греции. Особенно часто посещался знаменитый храм Аполлона в Дельфах (рис. 15), где пифия, «выбранная богом», занималась предсказаниями. Сначала оракул довольствовался одной пифией, но когда его слава стала общемировой, появились две штатных пифии и одна запасная. Жрецы подбирали как можно более невежественных женщин, «считая их тем более совершенными, чем более они походили на животных» [21]. Во время экстатического состояния около пифии всегда находились два предсказателя, которые и толковали ее смутные речи, часто в возвышенной стихотворной форме в письменном виде, причем копия во избежание недоразумений хранилась в храмовом архиве. Если существо вопроса было им известно, то ответ давался ясный и однозначный. Но если вопрошали о будущем или о том, что выходило за пределы компетенции прорицателей, то и ответ был весьма туманным. В свою очередь, для прояснения этого ответа паломник отправлялся к экзегетам — профессиональным толкователям, которые работали при каждом прорицателе. Таким образом, вокруг дельфийского оракула кормился целый рой прорицателей различных рангов.
Рис.15. Храм Аполлона в Дельфах.
Оракул (лат. oraculum, от лат. oro — «говорю, прошу») — наиболее распространённая в античности форма прорицания, состоявшая в том, что предсказание от имени божества по запросу верующих оглашал специальный жрец, который и именовался оракулом. В более широком смысле под оракулом понимали и прорицалище — место, где оглашалось предсказание, и сам текст предсказания.
Известно, что в городских
архивах греческих полисов
Популярность оракула была настолько велика, что для даров благодарных пилигримов в Дельфах были построены специальные хранилища сокровищ, которые классифицировались по странам: Египет, Крит, Афины и т.п.
Можно предположить, что авторитет оракула строился на таком бесценном сокровище, как информация, которую паломники бесконечно поставляли в Дельфы. Все места, которые указывал оракул устами пифии для будущих греческих колоний, отнюдь не случайны. Это были места, благодаря которым можно было контролировать важнейшие морские трассы. Жители Коринфа закладывают Сиракузы, которые станут со временем конкурентом самого Карфагена. Для контроля над Мессинским проливом жители Халкиды основывают Занклу (Мессину). Страбон констатировал, что «у массалиотов есть верфи и арсенал. В прежние времена у них было очень много кораблей, оружия и инструментов, пригодных для мореплавания, а также осадные машины». Жители острова Тира закрепляются в северной Африке, восточнее Карфагена, где вокруг заложенной ими Кирены создается обширная греческая область — Киренаика, и т.п.
Но в то же время
археологические и
Были и другие, правда, менее популярные оракулы: Додонский в Эпире, Трофония в Лейбадии (Беотия) [4].
2.9 Лечебный туризм в Древней Греции. Асклепионы.
Сказки о «живой» и «мертвой» воде, легенды о целебных свойствах источников, сказания об их чудодейственной силе известны с давних времен и составляют неотъемлемую часть фольклора разных народов. Многие природные источники были открыты еще первобытными людьми. На местах выхода «чудесных» источников строились храмы. Использование целебной воды становилось порой элементом религиозного культа.
Водолечение было
Асклепион на острове Кос был
самый известный из трехсот в Древней Греции. Он
возник в IV в. до н. э. на трех террасах,
выбитых в склоне поросшей пиниями горы
и соединенных друг с другом монументальными
ступенями. На самой низкой, окруженной
портиками террасе находились целебные
источники, медицинская школа, помещения
для больных, врачей и администрации. От
всего этого сохранились только руины,
в том числе стилобат (цоколь, на котором
строится колоннада), площадки, колонны,
ворота III века до н. э.
На втором уровне
размещался храм Аполлона III века до н.
э., алтарь, окруженный ионической колоннадой,
и leche – что-то вроде постоялого
двора, места дружеских встреч и приюта
на ночь для неимущих и бездомных. На третьей,
самой высокой террасе, находится большой
храм Асклепия, построенный во II веке до
н. э. в дорическом стиле, самый важный
объект святилища.
Асклепион (рис.
16) был подобием современного санатория.
Больные приезжали сюда не только избавиться
от своих хворей, но и отдохнуть и восстановить
силы. Терапии предшествовала подготовка
пациента в храме Асклепия. После принесения
жертв и исполнения очистительных обрядов
он проводил ночь в привратной части храма.
Во сне больному являлся Асклепий и давал
подсказки. Истолкование сна и назначение
соответствующего лечения было делом
священников. Пациентов подвергали различным
практикам из области, как сейчас бы сказали,
природной медицины: купаниям, постам,
припаркам. Исцеленные оставляли в храме
приношение, чаще всего изображающее излеченную
часть тела, писали на мраморных стелах
историю болезни и исцеления.
Рис. 16. Асклепион – медицинский центр древности.
Храмы Асклепия
обычно строились в местностях, известных
не только своими источниками минеральных
вод, но и целебным чистым воздухом, богатой
растительностью «священных рощ». Развалины древних водолечебниц можно
до сих пор найти на территории современной
Греции.
Греки очень ценили
теплые целебные воды (серные, солено-серные,
иногда железистые, но у них не было кислых
вод), которые они называли гераклейскими.
Было известно немало источников, но особенно
ценились курорты в Фермопилах и Элиде.
О прекрасно оборудованных для лечения и отдыха купальнях у горных источников в Ионии упоминают Страбон и Павсаний [10].
2.10 Олимпийские игры
По всей вероятности, спортивный туризм возник в Древней Греции. Олимпийские игры проходили раз в четыре года и начинались с первого новолуния после летнего солнцестояния.
О начале Олимпийских игр греков извещали специальные послы — феоры, которые рассылались по всем греческим полисам, достигая самых отдаленных, расположенных в Северной Африке и на побережьях Черного и Азовского морей. Феоры на время Игр провозглашали священный мир: с того дня, как будет объявлен священный месяц — проведение Игр, враждебные действия должны быть прекращены по всем греческим странам; Олимпия — место проведения Игр, неприкосновенна для всех народов, принимающих участие в празднествах; любые чужеземные воины должны сложить оружие, вступив на землю греков. В противном случае их поразит проклятие богов; на воина, нарушившего перемирие, налагается штраф в 2 мины; проклятие и штраф должно было постичь любого, кто совершит насилие над путешественником, отправившимся на празднество в Олимпию.
Информация о работе Путешествия в Древней Греции и Древнем Египте