Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 04:08, автореферат
Актуальность темы исследования. На фоне мировой глобализации организационные аспекты туристской деятельности подверглись серьезным преобразованиям. Современное мировое развитие характеризуется формированием туристского информационного пространства (ТИП), которое связывает разные культурно-экономические ценности, обеспечивает взаимодействие участников туристских рынков на территориях городов, целых стран и различных континентов.
При существующем многообразии туристских предложений по всему миру, само по себе наличие привлекательных туристских ресурсов не обеспечивает приток туристов. С целью удержания своих конкурентых позиций необходимо обеспечивать формирование и постоянное совершенствование турпродукта с логистикой по приему и пребыванию туристов, а также комплексное продвижение территории на национальные и международные туррынки для доведения туристского продукта до конечного потребителя, обеспечивая тем самым, создание внутреннего и выход на внешние туристские информационные пространства.
В заключении содержаться итоги исследования, формулируются основные выводы и предложения по развитию системы туристско-информационных центров в России.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Став массовым явлением, современный туризм обеспечивает не только культурное и экономическое процветание многих государств, но и способствует решению острых социальных проблем, проблем регионального развития, рационального природопользования, сохранения памятников историко-культурного наследия и выступает как фактор укрепления здоровья нации. Количество международных прибытий увеличилось с 25 млн.человек в 1950 г. до 922 млн.человек в 2008 г., их среднегодовые темпы роста составили 6,5%. Общий доход от международного туризма превысил 1 триллион долларов США в 2007г. 1 Однако российский туристский бизнес еще не достиг своего полноценного развития и пока не раскрыл свой потенциал на мировом туристском рынке, так его доля составляет лишь около 1% от мирового объема турпотока.2
Выраженной тенденцией последних десятилетий становится стабильный рост количества туристских центров мирового уровня (ТЦМУ), в таких странах, как Франция, Испания, Италия, США, Китай, ОАЭ и во многих других. Эффективность управления любыми современными ТЦМУ во многом зависит от внутренних и внешних связей и взаимоотношений, так как они не могут существовать обособленно. Их успешное функционирование обеспечивается встроенностью в мировую туристскую инфраструктуру путем создания сложных и непрерывно совершенствующихся территориально-отраслевых систем, включающих в себя международные гостиничные, ресторанные, бронировочные, транспортные, страховые, банковские и прочие необходимые элементы, составляющие работу турцентров. Важнейшим условием успешного функционирования ТЦМУ в условиях глобализации является также их встроенность в международное туристское информационное пространство.
Туристское информационное пространство – это система коммуникаций, в которой создается, перемещается и потребляется информация между внутренними и внешними участниками туристского рынка с целью их информационного взаимодействия, формирования турпродукта, а также его последующего продвижения и доведения до потребителя.
Какими бы уникальными свойствами не обладал турцентр, отсутствие информации о нем, либо неправильное его информационное позиционирование на рынке, может свести на нет локальные усилия по его созданию, если он будет не известен, а в последствии, и не востребован потенциальными клиентами.
Среди различных инструментов по организации внутреннего и выхода на внешние информационные пространства, можно выделить так называемые туристско-информационные центры (ТИЦ) или офисы по туризму (ОТ). Во многих странах действуют разветвленные сети таких офисов, как, например, во Франции, Швейцарии, Италии, Испании и др. На основе анализа мировой практики функционирования ТИЦ, можно дать ему следующее определение:
Туристско-информационный центр – это, как правило, некоммерческая структура, функционирующая, в большинстве случаев, на бюджетные средства, аккумулирующая в себе информацию о туристском продукте и сопутствующим ему услугам на данной территории с целью обеспечения приема и информирования туристов, содействия органам местной администрации в области развития, координации туристской деятельности и продвижения турпродуктов на национальном и международном рынках.
Одним из наиболее успешных примеров по информационному обеспечению и продвижению национального турпродукта является Франция. Впервые речь о создании там туристского офиса возникла в 1889 году. В настощее время их количество превысило 2494, деятельность которых финансируется, в основном, из местных и региональных бюджетов. Около 12 760 человек являются сотрудниками данных офисов, а общие затраты на их содержание составляют около полумиллиарда евро. 3
Изначально создаваясь на средства частного бизнеса, деятельность ОТ носила локальный характер, со временем их финансирование стало осуществляться, в основном, на бюджетные средства, с целью поддержки и расширения их деятельности, а также обеспечения стабильного развития туристского бизнеса в стране. Государственная поддержка позволила увеличить масштабность деятельности турофисов, улучшить систематизацию информации, процесс приема и организации пребывания туристов в различных регионах страны, консолидировать усилия по продвижению туруслуг на внутренние и внешние рынки и, в конечном счете, вписать работу французских туристских центров в мировое туристское информационное пространство. Эта системная работа обеспечила французскому турпродукту серьезную долю на международном туристском рынке и вхождение в тройку стран-лидеров.
Неотъемлемым требованием становления и развития российского туризма в современных конкурентных условиях стало повышение качества приема, обслуживания туристов и выстраивание четкой маркетинговой стратегии продвижения дестинаций, что привело к необходимости возникновения аналогичных туристских информационных центров. Практика создания и функционирования ТИЦ в России еще находится на стадии своего формирования и развития.
С целью проведения анализа их деятельности, автором был осуществлен мониторинг работы 47 подобных организаций на территории 24 регионов России. С учетом того, что в составе Российской Федерации 83 равноправных субъекта, на сегодняшний день туристско-информационные центры охватывают чуть меньше трети территории страны (29%). Проведенный мониторинг показал неоднородность их структуры и функций и некоторую стихийность в их появлении на территории страны, что приводит к возникновению таких проблем, как отсутствие единого понимания сущности ТИЦ, ведущее к разноплановости их задач; отсутствие стандартного програмного обеспечения, позволяющего оперативно работать с поступающей информацией в едином, удобном для всех формате; отсутствие общепринятых стандартов и регламентов работы ТИЦ; нехватка кадров; недостотачность финансирования и т.д.
Развитие ТИЦ в России с последующим созданием их полноценной сети может стать прекрасной основой для формирования единого туристского информационного пространства на уровне городов, регионов и страны в целом. Такая работа позволит не только улучшить организацию приема и обслуживания туристов, позволит обеспечить проведение крупномасштабной маркетинговой деятельности, но и станет мощнейшим аналитическим ресурсом для управления, координации и развития турдеятельности в России.
Исходя из этого, можно сказать, что в процессе создания системы российских ТИЦ будут решаться следующие задачи:
- Формирование их единого реестра.
- Повышение качества приема и обслуживания российских и иностранных туристов на территории различных регионов Российской Федерации путем разработки электронных программ, регламентов и стандартов обслуживания и т.д.
- Содействие в вопросах правового регулирования деятельности.
- Продвижение региональных и национального турпродукта на внутреннем и на международном туристских рынках.
- Обеспечение условий для взаимодействия российских ТИЦ между собой с целью обмена информацией и опытом работы.
- Создание условий для содействия процессу подготовки кадров как для самих российских ТИЦ, так и для их участников, представляющих российский турбизнес путем организации обучающих семинаров, тренингов, издания методических материалов и пр.
- Содействие федеральным и региональным органам власти в вопросах развития туристского бизнеса путем ведения статистики и анализа работы российских ТИЦ с последующей подготовкой соответствующих аналитических отчетов о проделанной работе и выработке рекомендаций для региональных и федеральных властей по вопросам развития туризма.
На основе вышеизложенного автором предложена схема организационной структуры управления российских ТИЦ, включающая четыре уровня.
Рисунок 1. Проект организационной структуры управления ТИЦ в России
Говоря о каналах коммуникации с потенциальными и реальными посетителями туристской дестинации, а также о передовом зарубежном опыте в области организации ТИЦ, необходимо иметь в виду, что часть встающих перед сетью российских ТИЦ задач может эффективно решаться с использованием интернета.
Российский туристский портал мог бы стать прекрасной основой информационной инфраструктуры туризма не только на уровне России в целом, но и в отдельных регионах и дестинациях.
Рисунок 2. Модель построения общенационального туристского
интернет-портала
Важнейшей особенностью
российского туристского
За последние несколько лет в России начали реализовываться различные проекты туристских центров. Зачастую их развитие характеризуется бессистемностью освоения территорий и разобщенностью действий участников местного турбизнеса. Одним из ярких примеров такого положения вещей может стать город-курорт Сочи, где предполагается проведение XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр в 2014 году.
На территории города существуют практически все наиболее популярные направления развития туризма (морской, горно-лыжный, бальнеологический, деловой, событийный и др.). Руководством страны была поставлена задача развития туристского центра мирового уровня на этой территории. Однако, в связи с катастрофической сжатостью сроков, на сегодняшний день основные усилия и финансирование направлены на подготовку города к проведению Зимних Олимпийский игр, зачастую без учета курортной специфики. Кроме того, из-за отсутствия комплексного подхода к развитию курорта и единого управления происходящими процессами, взаимодействие заинтересованных участников во многом усложняется. При этом, сегодня в городе нет структуры, которая бы занималась продвижением всей курортной дестинации комплексно. Имеющиеся электронные сайты о Сочи дают недостаточную информацию о возможностях дестинации. Кроме этого, в Сочи нет структуры, которая бы осуществляла свободный прием и информирование туристов, потенциальных гостей Олимпийских игр и местных жителей о возможностях туризма и отдыха, что является одной из основ гостеприимного обслуживания любого серьезного курортного образования за рубежом.
Рисунок 3.Оценка туристского потока в Сочи за период 2003-2014 гг.4
По оценкам некоторых экспертов, ежегодное увеличение числа туристов (Рис.3) можно объяснить тем, что на протяжении последних лет к городу было приковано повышенное внимание общественности из-за реализации проекта федерального значения по развитию туристско-спортивного горноклиматического курорта Красная Поляна, затем подготовки к Олимпийским играм, а также сопутствующим этому различным мероприятиям, проходящим на самом высоком политическом уровне. Это говорит о том, что существует большая вероятность того, что интерес к курорту после событий 2014 года может заметно снизиться, что неминуемо приведет к снижению его привлекательности и серьезному сокращению турпотока.
Существующие проблемы информационного обеспечения курорта можно представить в следующем виде:
Рисунок 4. Современные проблемы развития внутригородского туристско-информационного пространства г.Сочи
Учитывая наличие выявленных проблем, можно констатировать тот факт, что одним из механизмов, который сможет содействовать развитию туристского центра мирового уровня на территории Сочи в рамках подготовки к Зимним Олимпийским играм 2014 года, может стать работа туристско-информационного центра. Целью работы сочинского ТИЦ является развитие внутреннего и въездного туризма на территории города-курорта, а также содействие процессам подготовки и проведения Зимних Олимпийских игр 2014 года, путем управления информационными потоками, что выражено на следующем рисунке:
Рисунок 5. Структура формирования и движения информационных потоков ТИЦ (на примере г.Сочи)
Организационно-экономический механизм функционирования ТИЦ (на примере г.Сочи) можно представить в следующем виде:
Рисунок 6. Организационно-экономическая структура ТИЦ (на примере г.Сочи)
Зарубежная и уже имеющаяся российская практика деятельности ТИЦ показала, что данные организации носят, преимущественно, некоммерческий характер. В связи с этим, принимая во внимание цели и задачи, стоящие перед ТИЦ, а также различность его потенциальных участников, в число которых, на наш взгляд, должны войти администрация г.Сочи, ГК «Олимпстрой», Оргкомитет «Сочи 2014», общественные организации, частный бизнес, местные жители и др., были рассмотрены основные некоммерческие организационно-правовые формы их создания. Проведенный анализ показал, что наиболее приемлемой организационно-правовой формой для сочинского ТИЦ будет некоммерческое партнерство.
Информация о работе Пути совершенствования информационного обеспечения в туристском бизнесе